Качества, которые нужно искать в подлинном гуру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качества, которые нужно искать в подлинном гуру



 

В наше время достойные учителя крайне редки, и, по мнению Джигме Лингпы, их было немного и триста лет назад – его жалобы на малочисленность достойных учителей практикующие продолжают изучать и по сей день. Так каковы же качества, которые мы должны искать в гуру?

 

1. Подлинный гуру – это также и практик Дхармы

В наши дни многие так называемые гуру похожи на глухих музыкантов: они не практикуют и не имеют достаточного знания Дхармы, чтобы учить как нужно. А если у них и есть знания, они никогда не претворяют в практику то, чему учат.

Лонгченпа сказал, что те, кто живёт в наш век упадка, испорчены. Как птенцу нужно дождаться, пока не окрепнут его крылья и не отрастут перья, чтобы пытаться полететь, так и практикующие неспособны по‑настоящему приносить пользу живым существам, пока сначала сами духовно не вырастут и не созреют. Не обладая всеведением хоть в некоторой степени, почти невозможно на деле помогать другим. Поэтому Лонгченпа советует нам в начале нашего духовного пути уделять внимание собственному росту и всегда напоминать себе о своём желании помогать другим.

Как сказал Конгтрул Ринпоче, принимать наставления от того, кто не практикует, всё равно что читать медицинскую книгу, если ты заболел: возможно, такое чтение даёт пищу уму, но если ты действительно нуждаешься в помощи – практической помощи, книга будет совершенно бесполезна.

 

2. Подлинный гуру не приспосабливает учения, чтобы извлекать личную выгоду

Распространять Дхарму важно, но никогда не следует учить ей ради материальной выгоды. Иначе, как многие древние традиции мудрости, она утратит свою силу и выродится. Возьмите, например, моду практиковать индийскую йогу как простые физические упражнения, которая распространилась в последние десятилетия. Много ли современных учителей йоги хотя бы упоминают о воззрении, лежащем в основе подлинных практик йоги, и об их истинном назначении? Включают ли они в свои занятия такие традиционные элементы, как поклоны гуру или пение молитв? Такие учителя есть, но их мало. Гораздо чаще духовная сторона практики йоги исключается, чтобы занятия современной йогой лучше вписывались в программы озабоченных здоровым образом жизни офисных служащих и приносили учителям стабильный доход. Когда же такая практика, как йога, становится очередной «дойной коровой», она быстро утрачивает своё духовное начало.

Наслаждались ли вы когда‑либо церемонией чаепития, когда приготовленный согласно английской традиции чай разливают из фарфорового чайника по сервизным чашкам с блюдцами? Это так изысканно! Сам чай приобретает совершенно иное качество, когда создана подлинная атмосфера «английского чая». Однако же в наши дни настоящий английский чай тоже становится редкостью. Большинство людей употребляют чай в полистироловых стаканчиках с крышками, продающийся в заведениях фаст‑фуда, поспешно вливая его в себя по пути на работу. Возможно, это для них быстрый и рациональный способ питания, но как много они при этом теряют. Конечно, большинство людей, вынужденных перекусывать на ходу, весьма довольны своей «скорой чашкой чая», но для истинных ценителей настоящего чая ничто не заменит традиционного ритуала. Точно так же гуру не должны приспосабливать Дхарму к нуждам занятых людей‑материалистов, для которых желателен деловой метод получения учений, который соответствовал бы их образу жизни. Случись это на самом деле, было бы утрачено слишком многое из того, что имеет решающее значение для подлинного духовного пути.

 

3. Подлинный гуру принадлежит к подлинной линии преемственности

Драгпа Гьялцен, великий учитель из школы сакья, сказал, что гуру без линии преемственности неспособен передать благословения.

Основополагающая точка зрения Дхармы Будды заключается в том, что ничто не происходит случайно и всё возникает от причин и условий, а потому, чтобы достичь просветления, нам остаётся лишь опираться на правильные причины и условия. Причина и условие для того, чтобы встретиться с духовным учителем и стать его учеником, имеют абсолютную ценность, потому что только благодаря близости с гуру могут пробудиться и возрасти наши духовные качества.

 

Практика гуру‑йоги не имеет ничего общего с поклонением внешним существам. Это также и не банальный метод, помогающий признать, что гуру – ваш учитель. Гуру‑йога – единственный способ наведения моста между нами самими и природой нашего ума, а потому важно, чтобы гуру был не только подлинным наставником, но и принадлежал к подлинной линии преемственности.

 

Поскольку мы существа ограниченные, мы можем оценить действенность пути и силу того, кто находится на пути (в данном случае гуру), обратившись к историческим записям духовного опыта нашего гуру, а также его учителей и всех других учителей, принадлежащих к его линии. Положиться на того, кто никак не связан ни с одной из линий, но заявляет, что получил откровение относительно нового пути к просветлению, очень опасно. Если вы действительно решили следовать такому самозваному гуру, помните, что вы действуете на свой страх и риск, потому что проверить достоверность его заявлений невозможно. Он вполне может оказаться шарлатаном. Поэтому убедиться, что ваш гуру принадлежит к той или иной линии, очень важно для того, чтобы быть уверенными в его мудрости и духовных достижениях. Точно так же как для подтверждения академического статуса учёного очень важно знать, какой университет он окончил и где получил свою учёную степень.

По меньшей мере, достойный гуру должен быть сострадательным и всегда трудиться для вашего блага, а не для собственного.

 

Заслуги и гуру

 

Здесь опять‑таки важную роль играют заслуги, потому что их требуется немало, чтобы найти истинного гуру. Без заслуг невозможно даже зародить в себе желание встретить духовного учителя, не говоря уже о развитии в себе способности здраво и с правильной мотивацией различать, является ли гуру подлинным и подходящим именно для вас. Найти гуру – это одно, а обладать достаточными заслугами, чтобы не сомневаться в своём выборе и всегда сохранять по отношению к нему полное доверие, – это совсем другое, и для этого требуется целый океан заслуг. На самом деле заслуги требуются на каждой ступени ваших взаимоотношений с гуру.

В этой жизни заслуги, накопленные благодаря вашей кармической связи с гуру, остаются в дремлющем состоянии, будто бы они внесены в лист ожидания, список пассажиров, ожидающих места на рейс к просветлению. Когда же вы встретили гуру, эти заслуги начинают созревать, и тогда может случиться всё что угодно. Однако то, как будет в конце концов развиваться ваш духовный путь, зависит от вас и вашего гуру. Например, он может посоветовать вам оставить свой теперешний образ жизни и заняться чем‑то совершенно противоположным. Если он действительно так советует, то вы должны следовать этому пути, потому что необходимо делать всё возможное, чтобы в конечном счёте достичь просветления.

 

Духовное продвижение измеряется преданностью

 

На каждом этапе практики Дхармы в вашем уме будут возрастать понимание, опыт и постижение. Так что, как бы велика или мала ни была ваша уверенность, результаты, которые вы получите в качестве плодов своих постижений, будут целиком вашими собственными. Вот почему единственным верным показателем вашего духовного продвижения будет то, возрастает ли ваша преданность по отношению к гуру и ваше сострадание по отношению к живым существам. Все видения, сны или медали, которые вы получаете от профсоюза йогинов Дхармы, совершенно лишены смысла и ровным счётом ничего не означают.

 

Часть вторая

Нёндро

 

Принятие прибежища

 

Зачем принимать прибежище?

 

Есть три ситуации, или «состояния», подталкивающие нас к принятию прибежища: страх, вера, или преданность, и сострадание. Самое сильный мотивирующий фактор – это страх.

 

Страх

 

Обычно мы чувствуем страх в отношении мирских событий, особенно тех, что связаны с обретением и утратой. Например, когда идёт дождь, мы, боясь промокнуть, прячемся, или принимаем прибежище, под зонтиком. Если взять буддийские страны, то там такой же страх побуждает крестьян и дельцов, которым нет дела до философии, молиться в буддийских храмах. Для таких людей ни закон взаимозависимости, ни шуньята ничего не значат, но, поскольку они родились в буддийской стране, Будда, Дхарма и Сангха стали их «Богом». Вот почему они, как попугаи, повторяют молитвы Трём драгоценностям, чтобы получить долгую жизнь, успешный бизнес и обильный урожай, а в обмен на это предлагают свои подношения и обходят по кругу святые реликвии.

Хотя такое отношение вовсе не конечная цель принятия прибежища, мы не должны насмехаться над ним, потому что для тех, чья вера проста, оно может быть ступенью к более глубокому пониманию. Кстати, такое отношение свойственно не только людям, родившимся в традиционных буддийских странах. Большинство из тех, кто принял Дхарму Будды как свой путь, склонны думать о Будде как о своём спасителе, подобно тому, как христиане думают о Христе и зачастую принимают в нём прибежище, потому что испытывают страх и потребность в защите. Это первая разновидность страха, подвигающего практиков к принятию прибежища.

Вторая – это страх перед страданиями сансары, например рождением в аду. Те, кого гнетёт эта разновидность страха, не заботятся о неурожае или увеличении банковского процента: они страшно боятся остаться узниками сансары и жертвами её обмана. Развивая в себе «мудрость знания», они осознают угрозы, которые таит в себе привязанность к сансаре, и их сострадание ко всем живым существам заставляет их бояться не только сансары, но и эгоистичного желания достичь только собственного освобождения (нирваны).

Третий вид страха, который (в дополнение к страху перед сансарой и нирваной) свойствен практикам ваджраяны, – это боязнь «нечистого восприятия». Ведь пока наше восприятие нечисто, корень крайней двойственности никогда не будет уничтожен.

 

Вера

 

Всё, что мы делаем в жизни, в некоторой степени требует веры. Например, когда вы хотите выпить чая, вы верите, что при наличии всех ингредиентов и чайных принадлежностей, применении корректного способа заваривания и некоторой опытности в этом деле, вы сможете приготовить чашку ароматного чая. Чтобы вы достигли успеха, ни одна из этих составляющих не должна быть обманчивой. Так что если в красивом чайном пакетике с изящной ниткой и ярлычком нет чайных листьев, из горячей воды не получится чая. Хотя этот пакетик с виду напоминает чайный, он не может выполнить своей задачи, он «обманчив».

 

Решение следовать духовному пути – это в жизни человека главное и самое важное дело, отваживаются на которое обычно тогда, когда вера в мирские цели потеряна, и это заставляет вас переключиться на более надёжный путь.

 

Если слушание и обдумывание учений, а также практика медитации вас вдохновляют, скорее всего, вы предпочтёте положиться на логику Дхармы. А когда вы постепенно разовьёте в себе непоколебимую веру в Будду, Дхарму и Сангху, у вас появится сильное желание следовать тому, что вы теперь считаете единственным в нашем мире поистине достоверным и необманчивым путём. Основываясь на этой вере, вы принимаете прибежище.

Разумеется, есть и другие причины для того, чтобы принять прибежище в Трёх драгоценностях, например появление у вас твёрдого убеждения относительно просветлённых качеств освобождения. Когда все эти основания начинают быть для вас важными и значимыми, идея освобождения становится всё более и более привлекательной. Так можно по‑другому выразить мысль о том, что преданность и вера в Будду, Дхарму и Сангху утвердились в вашем уме.

В сущности, когда вы поверите, что Три драгоценности вас не обманут и что они представляют собой высочайшую истину, вы сдаётесь, вверяете себя этой истине, принимая прибежище.

 

Сострадание

 

Для тех, кто следует махаяне, более значительным толчком к принятию прибежища служит сострадание, которое мы ощущаем, когда понимаем, что все без исключения живые существа, мучимые страданием сансары, в то или иное время были теми, кого мы глубоко любили, и кто, возможно, даже пожертвовал своей жизнью, чтобы удовлетворить наши эгоистичные запросы. Но даже если у нас появилось такое понимание, мы всё равно бессильны им помочь, потому что слишком несвободны и целиком зависим от собственных ущербных кондиций и ограничений.

Как же в таком случае один беспомощный искатель покровительства в прибежище может помочь другому? Как сказал Шантидева, если тебя защищает тот, кто сильнее, то и ты сможешь кого‑нибудь защитить. Следовательно, приняв прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, вы тоже сможете служить прибежищем, опорой и защитой для других.

 

Принятие прибежища: теория

 

В текстах ваджраяны Будду, Дхарму и Сангху часто называют другими словами, например «гуру, дэва и дакини», или, как в нёндро Лонгчен ньингтиг, «прана, нади и бинду», или даже «дхармакайя, самбхогакайя и нирманакайя». Слова, которые мы используем для обозначения того, в ком именно мы принимаем прибежище, не имеют большого значения. Гораздо более важно, чтобы мы понимали смысл, стоящий за словами, которые мы произносим, а именно: мы признаём, что обладаем природой будды, а потому можем достичь просветления.

Представьте, что вы моете очень грязную чашку из‑под кофе. Что вы делаете, когда погружаете эту чашку в горячую мыльную воду? Большинство из вас скажут: «Я мою эту чашку». Но так ли это? Моете вы чашку или удаляете с неё загрязнения? Что велела нам мама, когда учила, что надо мыть после себя чашку? «Иди и вымой свою чашку», – таковы были её «глубинные наставления». Но хотя она говорила это, по сути, каждый день, она никогда не объясняла, что остатки кофе и чашка – это совершенно разные вещи, и что «вымыть чашку» на самом деле означает удалить загрязнения с чашки, которая сама по себе вовсе не грязная, никогда не была грязной и не будет грязной, но всегда будет только чистой и никакой иной. Однако на практике мамины глубинные наставления, основанные на многолетнем опыте мытья посуды, просты, каждый может их понять, и работа будет выполнена. Однако чашка и грязь – две разные вещи. Вы не моете чашку, а смываете грязь: если бы вам пришлось мыть чашку, она бы полностью исчезла. Так что смыть можно только грязь, и она не имеет с чашкой ничего общего.

Этот пример служит хорошей иллюстрацией одной из самых глубоких теорий бодхисаттваяны: все мы обладаем потенциальной возможностью стать буддами, потому что у всех есть природа будды. Трудность только в том, что всем нужно это понять. Что же мешает нам понять свою природу будды? Или, другими словами, что мешает нам понять, что чашка чиста и всегда была и будет такой? Омрачения, накапливаемые с безначальных времён, эон за эоном.

Если вам неизвестно, что будда‑природа неотъемлемо присуща нам всем, то, следуя глубинным наставлениям, вы можете совершить весьма распространённую ошибку. На протяжении столетий очень многие практики ваджраяны совершали ошибку, представляя Будду в образе человека, который сидит в небе перед вами и у которого вы просите милости. Это теистический подход, который имеет больше отношения к таким традиционным религиям, как христианство, чем к буддизму. Так что, когда ученики по своему обыкновению спрашивают: «Как долго мне нужно практиковать принятие прибежища?», – сам ответ: «Пока тот, кто принимает прибежище, и обьект прибежища не станут нераздельными», – служит напоминанием о том, что абсолютный объект прибежища пребывает не где‑то снаружи, но в природе их собственного ума.

В «Еше друбпа» Индрабхути 5 говорится, что в конечном счёте Будда, Дхарма и Сангха существуют в нашем уме, а все мысли, даже самые мимолётные, – это их проявления. Так что на этом уровне даже самая незначительная из наших мыслей не затронута загрязнениями и изначально чиста, а следовательно, содержит в себе все качества Просветлённого. Как сказал Джигме Лингпа, тотальная вера в Три драгоценности – это заключительная стадия относительной практики принятия прибежища, а видеть свой собственный ум как Три драгоценности – это заключительная стадия абсолютной практики принятия прибежища.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.039 с.)