Этапы педагогического проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы педагогического проектирования



Буйлова Л.Н.,

Зав.каф.педагогики дополнительного образования детей

Московского института открытого образования,

кандидат педагогических наук

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

 

Цель данной публикации – дать ряд практических советов и рекомендаций по планированию и организации, оформлению и оценке инновационной деятельности в образовании в логике проектов как завершенных циклов осуществления образовательных инноваций.

 

В нашу жизнь настойчиво входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социально-педагогического проектирования. Государственные образовательные учреждения стремятся активно овладевать проектными технологиями для того, чтобы становиться конкурентоспособными на рынке социальных услуг. Современный рынок социальных услуг представляет собой совокупность социальных проектов и программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: родителей, детей, общественности, населения.

Определяют появление конкретного проекта или программы следующие условия:

· государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу и адресность социальных услуг;

· спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности;

· профессиональные и организационно-финансовые возможности учреждения, реализующего данный проект.

Об использовании проектных технологий в педагогической практике можно говорить в двух аспектах:

· создание педагогом различных образовательных проектов: разработка учебных программ, пособий, создание авторских педагогических разработок;

· метод организации образовательного процесса, т.е. совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательных презентацией этих результатов.

Сегодня проектные технологии активно востребованы в педагогической практике, но при этом педагоги слабо знакомы с механизмами их разработки и реализации, включающими изучение социального заказа, оформления проекта, конкурсного финансирования, социального менеджмента, PR-технологиями.

Известно, что документом, закрепляющим юридически основные цели и задачи учреждения, является Устав образовательного учреждения, служащий основой для разработки других документов: концепций, программ, проектов, положений, планов, между которыми существует принципиальная разница.

Концепция [1]:

Ø описание основного смысла, миссии, направлений деятельности учреждения, которая дает единое представление об основах содержания деятельности учреждения и является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения.

Концепция [2]:

Ø определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений;

Ø основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений;

Ø ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности;

Ø относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность (при высоком уровне целостности и связанности) системы взглядов, представлений, идей.

Относя данное определение к области педагогики, можно сказать, что концепция учреждения образования призвана выполнять следующие функции:

Ø выделять основную, ключевую мысль, идею, цементирующую создание образовательного пространства;

Ø отражать пути реализации всего задуманного в жизнь;

Ø отвечать на вопрос, что принципиально отличает ваше учреждение от аналогичных ей;

Ø определять процессуальные шаги реализации ведущей идеи.

Примерная структура концепции деятельности учреждения:

1.Стартовые условия, оценка исходной ситуации, анализ ситуации.

2.Стратегия развития, описание видения желаемого будущего.

3.Миссия, цель, задачи, направления деятельности.

4.Основные правила, принципы, теории, лежащие в основе деятельности учреждения.

5.Характеристика основных проектов и программ, которые предлагаются к реализации.

 

Программа – описание модели деятельности по одному или нескольким направлениям. Программа дает представление о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационного процесса, о целях, задачах, путях их реализации. Программа позволяет осмысленно получать максимально полезный результат, она служит своего рода компасом, позволяющим определить верный маршрут. Но программа, являясь стратегическим и объемным документом, не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки проектов.

Программа включает следующие разделы:

1. Аналитическая записка.

2. Обоснование актуальности программы.

3. Концептуальные основы деятельности.

4. Содержание деятельности.

5. Механизм реализации.

6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

7. Ресурсное обеспечение программы.

8. План реализации программы.

 

Проект (projectus – «брошенный вперед»):

· сложная система педагогической деятельности, предположительная схема технологического процесса;

· предварительный, предположительный текст какого-либо документа;

· план, замысел.

Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект – это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для учреждения.

Примерная структура проекта:

1. Пояснительная записка, в которой раскрывается актуальность, новизна, сфера применения, функциональное назначение предлагаемой к решению проблемы.

2. Цель деятельности и задачи.

3. Содержание проектной деятельности.

4. Механизм реализации проекта (этапы, формы, методы, план действий и т.п.).

5. Характеристика и способ оценки ожидаемых результатов.

6. Ресурсное обеспечение.

7. Бюджет проекта.

До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов, которые разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной, педагогической сферах деятельности.

Процесс создания проекта называется проектированием. Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому из нас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и др.

Педагогическое проектирование – это процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды; он осуществляется через диагностически сформулированные цели, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда и какие отношения в ней будут преобладать (например - модель учебного курса, образовательная программа, включающая содержание образования и технологии его передачи). Другими словами, педагогическое проектирование – это документальное оформление конкретных направлений совершенствования образовательной среды, т.е. анализ, предсказание, разработка и реализация тех изменений в образовательной среде, которые способствуют ее совершенствованию. Это достаточно сложная система педагогической деятельности, которая зависит от устремлений, отношений, взаимодействий людей.

Педагогический проект – продукт профессионального творчества, для его создания необходима сознательно организуемая деятельность, которая возможна при понимании сущности этого процесса. Задачей педагогического проектирования является преобразование образовательного процесса с целью предоставления обществу, жителям города разнообразных образовательных услуг, отвечающих их потребностям в развитии, самореализации, помощи в адаптации к условиям жизни в современном мире.

Проект - это способ организации некоего дела. Способ достаточно затратный и хлопотный, к тому же не всегда оправданный. Для того чтобы некую деятельность можно было организовать как проект, должны быть выполнены определенные условия, отсутствие которых означает либо невозможность организации проекта, либо его неэффективность. Какие же это условия?

Прежде всего, деятельность должна иметь фиксированные сроки (начало и конец). Если нечто не имеет конечной точки, разумнее организовать его, как процесс. Например, нельзя оформить в виде проекта деятельность по организации образовательного процесса (планирование, составление расписания, организация, контроль, анализ, проверка документации педагогов и т.п.), так как проект предполагает, что в какой-то момент он будет окончен, завершен.

Далее, деятельность должна быть подвержена планированию. Метод проектов (в дословном переводе) – путь замысла или способ планирования. Нет смысла создавать проект, если мы не можем знать заранее, что необходимо будет делать и в каком объеме. Примером такой ситуации может служить работа в экстремальных ситуациях, например, замена заболевшего педагога. Такая работа когда-нибудь закончится, но предсказать, что придется делать, сколько времени и сил потратить, невозможно до самого окончания работ. Подобная деятельность, как правило, оформляется в виде инструкций, призванных не допустить совершения грубых ошибок или нарушения важных формальностей.

Кроме того, «проектное дело» должно быть достаточно разнообразно и содержать различные по своей природе виды деятельности. Если деятельность имеет четко обозначенные начало и конец, хорошо планируется, но по своей сути однообразна, проект в этом случае не требуется. Достаточно хорошего плана и графика работы. Пример такой работы - инвентаризация материально-технических средств, проведение семинаров для педагогов. Все эти мероприятия порой длительные, хорошо планируемые, могут быть проведены внешними ресурсами, но организовывать для них проект бессмысленно, наиболее подходящей организационной формой таких мероприятий является процедура их проведения.

Таким образом, проект - наиболее сложный подход к организации деятельности. Для того чтобы он был оправдан, дело должно сочетать:

Ø ограниченное время,

Ø быть подвержено планированию,

Ø содержать разнородные взаимосвязанные между собой виды работ.

Показательно, что более или менее сложный проект включает в себя и поддержку различными процессами, и "внештатные" ситуации, и плановые работы и процедуры.

Например, проект внедрения современных технологий в образовательный процесс поддерживается процессами офисных служб учреждения (в распоряжении проектной команды сеть, телефоны, работающая офисная техника), включает в себя плановые работы по обучению педагогических кадров работе с информационной системой, управляется процедурами проектной технологии (описанных в договорах, регламентах, стандартах системы управления) и может испытать непредвиденные ситуации, которые должны быть предусмотрены соответствующими инструкциями для проектной команды). Внедрение современных технологий - деятельность необычайно сложная, поэтому только такая форма организации деятельности, как проект, позволяет в достаточной степени управлять этим процессом. Сложность такой системы организации работ вносит существенный вклад в стоимость внедрения проекта. Если результата можно достичь, и применяя проект, и без него, используя более легкие формы управления, то проект всегда окажется дороже. Но при внедрении современных форм работы, как правило, достичь результата можно только при помощи проекта. Другие методы просто не срабатывают.

Но прежде чем приступить к разработке проекта, необходимо определить приоритеты, то есть его ориентацию на определенные социально-педагогические ценности, другими словами – миссию образовательного проекта. Миссия дополнительного образования – обеспечение населения возможностью использовать свое право на непрерывное образование различного характера. Следовательно, педагогические проекты в области дополнительного образования могут быть ориентированы на:

· интеллектуальное развитие (создание программ углубленного образования, стимулирования и поддержки интеллектуальных достижений);

· развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта);

· социальную адаптацию и развитие социальной активности (создание программ допрофессионального и профессионального образования; включение детей в социальную деятельность);

· коррекционную и реабилитационную функцию в развитии и образовании детей (обеспечение условий для психолого-педагогической помощи населению, для консультационных и репетиционных услуг);

· формирование культуры досуговой деятельности (создание условий для досуга детей и взрослых);

· формирование экологической, экономической, правовой грамотности населения (разработка разноуровневых образовательных программ включения школьников в активную деятельность).

Разумеется, это не весь спектр ориентаций образовательных проектов, но в любом случае, приступая к разработке проекта, необходимо определить его ориентацию.

Список использованной литературы.

1. Блусь П. и., Бушева В. М, Вьюжанин В. Н., Катаева В. И. Как выполнить социальный заказ? Пермь, 2000.

2. Горохова Е.В. Социальное проектирование (рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов/Летний отдых: идея-проект-воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002. – с. 3-17.

3. Новиков А.М., Новикова Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) – М.: Эгвес, 2004. – 120 с.

4. Мирошки М Р. Как составить программу работы клуба по месту жительства. Москва, 2000.

5. Таран Ю. Н. Как разработать программу. Липецк, 1997.

6. Проектирование летнего отдыха детей. Сборник. Нижний Новгород, НГЦ, 2000.

 

Приложения

Социальные проекты, реализуемые учреждениями

дополнительного образования детей

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

САМОРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЦДТ «Созвездие» [3]

 

В современной социокультурной ситуации взаимодействие является непременным условием прогрессивного развития общества. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми становится составной насущной потребность жизни в демократической обществе. В связи с этим обстановка в образовательных учреждениях должна соответствовать этому социальному запросу.

Объектом нашего исследования выступило образовательное пространство дополнительного образования Центра детского творчества (далее в тексте – ЦДТ).

Предметом исследования явилось педагогическое и организационно-управленческое сопровождение процесса саморазвития творческого взаимодействия субъектов образовательного пространства ЦДТ.

Гипотеза проекта состояла в предположении, что процесс саморазвития творческого взаимодействия субъектов образовательного пространства ЦДТ будет развиваться эффективнее, если администрацией будут созданы условия, позволяющие субъектам образовательного пространства

- свободно и открыто обмениваться мнениями по вопросам жизнедеятельности образовательного учреждения;

- взаимодействовать друг с другом не только и не столь в пределах одного творческого объединения, сколько во всей своей общности;

- понимать и принимать мнение другого, придерживаться правил конструктивной критики и эффективного позитивного общения.

Цель проекта: обеспечить социально-позитивные условия для саморазвития творческого взаимодействия субъектов образовательного пространства ЦДТ в том числе:

1.на уровне взаимоотношений “педагог – воспитанник”, “воспитанник – воспитанник”, “педагог – педагог”, “педагог – родители – воспитанник”, что позволит создать эмоциональное поле взаимоотношений для формирования открытой системы дополнительного образования.

2.на уровне структурной организации деятельности творческих объединений, стимулирующей их взаимодействие как в ЦДТ, так и в социуме.

Задачи проекта:

1.Пропаганда приемов эффективного межличностного взаимодействия.

2.Расширение возможностей проектирования социально-позитивного образовательного пространства благодаря взаимодействию педагогов с социумом.

Методологическую основу проекта составляют: концептуальные психолого-педагогические идеи о взаимодействии как о своеобразной системе целенаправленного согласованного общения, поведения и деятельности учителя и учащихся /Абульханова-Славская К.А., Андреев В.И., Бахтин М.М., Библер В.С., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Михайлова Н.Н., Петровский А.В., Цукерман Г.А. и др./

 

За истекший период (2002-2004 уч.гг.) нами были проведены следующие мероприятия.

На первом этапе эксперимента ( 2002-2003 уч.гг.) – осуществлялись

 анализ и констатация состояния проблемы в педагогической литературе по теме эксперимента;

 осмысление и формулирование цели и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез;

 разработка методики констатирующего эксперимента, определение его форм, методов, сроков, критериально-диагностического аппарата;

 проведение констатирующего эксперимента, выявление возможности педагогического сопровождения творческого взаимодействия субъектов образовательного пространства ЦДТ;

· разработка программы группового взаимодействия субъектов образовательного пространства на педагогических советах и совещаниях.

На втором этапе (2003–2004 гг.) – проведено

 серия педагогических советов, совещаний, индивидуальных и микрогрупповых консультаций по теме эксперимента («Организация и проведение самоаттестации пед. коллектива: «Интеллектуальная инвентаризация», «Наше педагогическое кредо: выбор приоритетов», ««Взаимодействие ЦДТ и местного сообщества» и др.);

 обработка и сопоставительный анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление, систематизация и обобщение результатов эксперимента; формулировки выводов и рекомендаций по возможности педагогического сопровождения творческого взаимодействия субъектов образовательного пространства ЦДТ;

 литературное оформление результатов, полученных в ходе эксперимента.

 

В реализации концепции, которую центр внедряет, помогает нам структура управления. Она позволяет нам осуществлять миссию Центра:

Превратить ЦДТ «Созвездие» в целостную социально педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития каждого воспитанника средствами дополнительного образования, выполняя поставленные цели и задачи учреждения.

В нашем районе «Тропарево-Никулино» проживает 6900 детей и около 3000 занимаются в ЦДТ «Созвездие». Центр работает 7 дней в неделю с 9 утра до 9 вечера.

Многообразие видов деятельности нашего центра рекламируют кабельное телевидение и газета «Тропарево-Никулино».

Самоопределение ребенка и его родителей начинается с Дня открытых дверей, а продолжается в течение всего учебного года и даже дальше – в течение всех лет образования. Дети знакомятся с педагогами, с их образовательными программами, с достижениями других воспитанников.

Самоорганизацию деятельности ребенка невозможно выстроить без самоорганизации педагога. Задавая себе вопросы «Что я буду делать? Как сделать это лучше?», педагог ЦДТ выстраивает свою педагогическую деятельность.

18 коллективов Центра участвуют в окружном эксперименте с темой «Педагогическая поддержка» разностороннего развития ребенка в многопрофильном учреждении дополнительного образования».

Педагогический коллектив в ходе эксперимента строит образовательную модель на основе педагогической поддержки саморазвития ребенка. Детское самоуправление является для нас важным элементом, поэтому его механизмы педагоги центра активно используют в своей деятельности.

Развивается ребенок - совершенствуется педагог. Среди форм обретения педагогического мастерства - и традиционные курсы повышения квалификации, и работа методических объединений, и участие в педагогических мастерских. В следующем году 33 молодых специалиста примут участие в работе Школы молодого педагога.

Социально-психологическая реабилитация детей с онкологическими заболеваниями в учреждении дополнительного образования детей [4]

В Центре детского творчества «На Вадковском» г. Москвы разработан инновационный проект в связи с объективной необходимостью теоретико-методологического обеспечения процесса образования детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов). К созданию предлагается педагогическая система, базирующая на принципиально новых основаниях. Предполагается, что использование объективно присущих дополнительному образованию особенностей в определённой логике позволит включить эту категорию детей в формирование готовности к полноценной независимой жизни.

Основная цель проекта -создание системы образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования.

Основные задачи проекта:

Ø уточнение базовой концепции образования детей с ограниченными возможностями в условиях учреждения дополнительного образования;

Ø разработка образовательных программ, рассчитанных на компенсацию недостающих детям возможностей, и их реализация в экспериментальном режиме;

Ø обработка (анализ, обобщение, осмысление, интерпретация) полученных результатов, оформление на их основе системных представлений об образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования;

Ø оформление комплексной программы образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования и комплекта методических материалов;

Ø создание соответствующей материально-технической базы;

Ø организация социального партнёрства в интересах детей с ограниченными возможностями

Ожидаемые результаты:

Ø комплексная образовательная программа, на основании и в соответствии с которой осуществляется в Центре образование детей с ограниченными возможностями;

Ø обновлённая организационная структура Центра;

Ø социальные проекты, разработанные и реализуемые детскими проектными группами;

Ø описанные методики и технологии образования детей с ограниченными возможностями.

Механизм образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования.

Реализация данного проекта обеспечивается педагогическим коллективом в соответствии и на основании комплексной образовательной программы, оформление и экспериментальная проверка которой составляет содержание деятельности участников проекта в 2004-2005 учебном году. Предполагается, что названная программа будет соответствовать следующим требованиям.

Цели, задачи и ожидаемые результаты должны предоставлять ребёнку-инвалиду возможность выбора их направленности, объёма предстоящей деятельности и темпа её осуществления. Содержание образования, предлагаемого детям-инвалидам, должно быть


соотнесено с их возможностями, адаптировано к ним, но при этом требовать от детей приложения усилий. Формы и методы реализации программы предполагают включённость всех детей в деятельность, осуществление которой не может нанести вреда их здоровью.

Эффективность освоения программы детьми обеспечивается следующими новыми (подлежащими созданию) организационными структурами:

Ø менеджерская служба (организация обследования детей-инвалидов, диагностики их возможностей, оформления соответствующих рекомендаций, профессионального сопровождения);

Ø информационно-методическая служба (отбор информации, необходимой для освоения образовательной программы, предоставление педагогам, детям и их родителям нужной им методической помощи);

Ø служба педагогического мониторинга (последовательное отслеживание достижений детей-инвалидов в накоплении адаптационных ресурсов).

Создаваемая новая педагогическая практика и де-юре, и де-факто должна быть открытой социальной системой, базирующейся на принципах доступности, педагогической целесообразности, вариативности, реальности, продуктивности, личностной ответственности и корпоративной солидарности.

Предполагается, что перечисленные принципы могут быть реализованы, если образование детей с ограниченными возможностями будет организовано в игровых формах, предусматривающих переход от игровой деятельности к познавательно-учебной.

Игра, представляющаяся в данном случае технологией преодоления ребёнком-инвалидом своей неполноценности позволяет ему в соавторстве с другими людьми выстроить город, в котором он может вести полноценную независимую жизнь на основе правил, созданных данным сообществом.

Ребёнок с ограниченными возможностями отличается своей зависимостью от других людей и, прежде всего, от родителей. Семья в восприятии этих детей есть мир, в котором они только и могут существовать. Создаваемая педагогическая практика изначально рассчитана на создание условий, благоприятных для того, чтобы ребёнок-инвалид мог «превозмочь» себя и приобрести образование, позволяющее ему самостоятельно организовать свою жизнь.

Успешность решения задачи формирования готовности ребёнка-инвалида к полноценной самостоятельной независимой жизни в значительной степени зависит от возможностей семьи и позиции, которую она занимаемой по отношению к его будущему.

Принимая во внимание, что по факту семья, имеющая детей-инвалидов, находится в современной России в бедственном положении, предлагаемая к созданию новая педагогическая практика должна быть рассчитана на компенсацию возможностей, недостающих не только детям по причине дефектов в состоянии их здоровья, но и семье по причине нищеты, выйти из которой без существенной помощи государства не представляется возможным. Это положение предопределяет формирование при Центре благотворительного фонда адресной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.

Одним из основных принципиально значимых компонентов процесса образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования представляется включение детей в продуктивную деятельность по формированию планов своей жизни и освоению способов их реализации.

Предполагаемая к созданию комплексная программа образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования предполагает выявление и поддержку социально значимых инициатив детей, прежде всего, на уровне обеспечения условий, благоприятных для разработки и реализации детьми разноплановых социальных проектов. Одним из таковых представляется проект детской социологической службы.

Предполагается, что детская социологическая служба будет создана в структуре Центра как самостоятельное подразделение, руководство которым будет осуществляться педагогом, имеющим социологическое образование, и советом проекта на основе программы, разработанной авторами проекта (детьми, проявляющими интерес к социологии как виду профессиональной деятельности), и утверждённой директором Центра. Полученные детской социологической службой результаты могут использоваться разными пользователями, включая агентство по правам детей. Такое детское агентство создаётся так же в структуре Центра в той же логике. Руководство его деятельностью осуществляется педагогом, имеющим юридическое образование, и так же советом этого проекта. Не менее важным могут стать проект создания детской информационной службы (службы масс - медиа).

Перечисленные проекты не исчерпывают перечня таковых. Их количество и направленность должны быть определены детским сообществом, включающим в себя детей с ограниченными возможностями.

Учреждения дополнительного образования детей не располагают опытом включения детей в создание проектов и программ такого класса. Такой опыт подлежит созданию.

Анализ международного и отечественного опыта участия детей в социальной деятельности позволяет выделить ряд условий, которые могут задавать рамку такой программы и предопределять успешность её реализации. К таковым на данном этапе могут быть отнесены следующие условия.

Предлагаемые детьми проекты и программы должна восприниматься педагогами без каких-либо проявлений интеллектуального давления или насилия. Вопросы, предлагаемые детьми к проработке, подлежат обсуждению даже если они задевают самолюбие взрослых, или не нравятся им. Деятельность и детей, и взрослых в рамках проектов регулируется принятыми правилами. При их обсуждении необходимо уточнить этические принципы и договориться о вводимых ограничениях. Процессы создания перечисленных или аналогичных проектов и программ так же, как и процесс выработки кодекса поведения их участников являются предметом экспериментирования по причине безусловной инновационности.

Предлагаемое настоящим проектом новое содержание деятельности учреждений дополнительного образования выстраивается на уровне системы услуг, предлагаемых названными образовательными учреждениям государственным структурам и семье.

Банк услуг формируется из предложений по удовлетворению как предполагаемых общих нужд детей с ограниченными возможностями (выявленных потребностей детей в заботе, опеке и покровительстве взрослых), так и появившихся в конкретных случаях и имеющих эксклюзивный характер. Одновременно с банком услуг формируется система гарантов их безопасности для детей. Выстроенные на системной основе ограничения включаются в требования к специалистам, осуществляющим профессиональное сопровождение детей с ограниченными возможностями, и подлежат выполнению в непреложном порядке.

Механизм реализации настоящего проекта подлежит корректировке в процессе планирования действий его участников. На данном этапе последовательность действий в течение трёх месяцев (сентябрь - ноябрь 2004 г.) представляется следующим образом:

Ø формирование состав участников проекта, определения содержания их деятельности, уточнение функциональных обязанностей, принимаемых на себя дополнительно;

Ø обсуждение стратегии реализации проекта на общем собрании его участников;

Ø формирование групп специалистов, приступающих к формированию комплексной образовательной программы и определению содержания деятельности новых организационных структур;

Ø подготовка управленческих решений, обеспечивающих реализацию проекта, выявление получаемых результатов и их осмысление, внесение в проект необходимых изменений, уточнений и дополнений.

План действий в дальнейшем выстраивается с учётом результатов выполненных работ, проявившихся проблем и противоречий, возникших препятствий.

Внедрение проекта. В настоящее время отделение реабилитации Научно-исследовательского Института детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра РАМН инициировало создание детского клуба на базе Центра детского творчества "На Вадковском", в котором можно проводить социально-психологическую реабилитацию детей с онкологическими заболеваниями. Клуб рассчитан также на работу с братьями и сестрами детей-инвалидов, и с их родителями, которые нуждаются в психологической поддержке и социальной реабилитации. В рамках клуба разрабатывается комплексная педагогическая программа, которая предусматривает включение детей-членов клуба в работу творческих мастерских и спортивных секций ЦДТ, предусматривает их участие в праздниках, экскурсиях и других программах центра, а также организацию специальных мероприятий, имеющих образовательную или реабилитационную направленность.

Основная цель клуба - создание условий для эффективной социально-психологической реабилитации детей, перенесших онкологические заболевания.

Задачи:

• Развитие коммуникативных навыков.

• Поддержка связей между детьми после окончания лечения онкологического заболевания.

• Организация досуга.

• Развитие навыков организации своего времени.

• Помощь в решении психологических проблем.

• Школьная адаптация и помощь в профессиональной ориентации.

• Формирование здорового образа жизни.

• Работа с семьёй ребёнка.

• Создание условий для формирования активной социальной позиции.

Образовательная деятельность

Задачи:

· Разработка, апробация и внедрение новых программ дополнительного образования.

· Организация предпрофильной и профильной подготовки школьников.

· Укрепление учебно-материальной базы ПДЦ подросткового клуба «ВИТА» для обеспечения качественного осуществления образовательного процесса

Деятельность по данному направлению осуществляют педагоги дополнительного образования по программам, утвержденным на Методическом совете ЦДТТ, апробированным и адаптированным к конкретной возрастной группе. Образовательная деятельность осуществляется в творческих объединениях, действующих на основании «Положения о творческом объединении». Занятия проводятся в соответствии с нормами СанПин 2.4.4.1251-03.

Вид деятельности по реализации целей Время реали-зации Ожидаемые результаты
  Разработка подпрограммы по организации образовательной деятельности в ПДЦ. 2006 год Подпрограмма деятельности, методичес-кое обеспечение.
  Разработка, апробация и внедрение новых программ дополнительного образования и методического обеспечения к ним. 2006-2008 год Программы дополнительного образования различной направленности, разработка курсов предпрофильной и профильной подготовки.
  Разработка методических пособий и рекомендаций по организации образовательной деятельности в УДОД 2006-2008 год Методическое обеспечение образова-тельного процесса. Издание методической продукции.
  Обновление кадрового состава, повышение квалификации кадрового состава   2006-2008 год Приток молодых кадров, привлечение специалистов для реализации доп. образо-вательных программ. Обмен опытом, повышение профессионализма педагогов.
  Привлечение внебюджетных средств. 2006-2008 год Улучшение материальной базы учреж-дения, рекламная деятельность учреж-дения, бесплатное предоставление образо-вательных услуг детям из малообеспечен-ных семей, стимулирование результатив-ности работы педагогов.

Социально-педагогическая деятельность

Задачи:

· Организация психолого-педагогического сопровождения образовательной и досуговой деятельности в ПДЦ подросткового клуба «Вита».

· О



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.128 с.)