Особенности управления риском в различных сферах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управления риском в различных сферах



Существование опасностей во всех сферах жизнедеятельности человека и ущерб от их реализации требуют выработки защитных действий для снижения негативного влияния риска до приемлемых уровней.

Безопасность территорий достигается путем управления рисками - природными, техногенными, эколо­гическими, экономическими и др. Управление рисками касается каждого.

Можно выделить три уровня управления системами (объектами и процессами) в условиях риска (табл. 4.1):

- Учет в деятельности, т.е. принятие разумных предосторожностей. Осуществляется на основе принципа оправданного риска каждым отдельным человеком. Поведение людей, предупрежденных об опасности, отличается от поведения того же человека в той же обстановке, но который об опасности не знает;

Регулирование. Осуществляется в соответствии с принципом нормирования на государственном уровне федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), которые являются специально уполномоченными в соответствующей сфере деятельности. Например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие органы;

- Управление риском на основе принципов обоснования и оптимизации. На государственном уровне осуществляется ФОИВ, специально уполномоченными в соответствующей сфере. Переход к управлению риском оправдан при наличии необходимых исходных данных и методик, позволяющих осуществлять мониторинг показателей риска, необходимых для принятия решений.

Управление риском состоит в заблаговременном прогнозе опасностей, выявлении влияющих факторов, принятии мер по снижению риска путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер. Оно включает систему мероприятий, осуществляемых как до проявления негативного события, так и после его реализации. Как правило, под управлением риском понимают разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения по обеспечению безопасности. Главным элементом такой деятельности является оптимальное распределение ограниченных ресурсов на исключение или снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения, организаций и окружающей среды, какой только возможен с учетом экономических и социальных факторов.

 

Таблица 4.1.

Характеристика уровней управления системой в условиях риска

Уровень Принципы управления Кто осуществляет
Учет в деятельности Оправданный риск Каждый человек
Регулирование Нормирование, т.е. непревышение уровня приемлемого риска или предельных уровней негативных факторов ФОИВ, Федеральные специально уполномоченные органы для осуществления процесса регулирования в соответствующей сфере; саморегулируемые организации
Управление Обоснование (критерий «затраты-выгоды»); оптимизация ФОИВ, риск-менеджеры

 

Чаще всего риск характеризуется совокупностью трех элементов: наличием источника опасности, неопределенностью наступления опасного события и возможностью причинения вреда. Следовательно, управлять риском - это значит:

- выявлять, изучать, устранять, нейтрализовать или уменьшать источники опасности;

- осуществлять систематический мониторинг и прогнозировать сценарии развития опасных событий;

- предотвращать, локализовать и устранять отрицательные последствия опас­ных событий.

Рассмотрим свойства системы управления риском [11].

1. Системный характер управления риском, т. е. комплексное рассмотрение всех рисков как единого целого с учетом всех взаимосвязей и возможных последствий.

2. Сложная структура системы управления риском связана с необходимостью одновременного анализа большого числа рисков разной природы, т. е. неоднородностью рисков и их взаимозависимостью. Это приводит к следующим требованиям к системе управления рисками:

- многофункциональность и универсальность, т.е. способность бороться с рисками разной природы и различными последствиями их реализации;

- модульность, т. е. возможность использования различных сочетаний процедур управления риском в разных ситуациях, что позволяет учесть специфику конкретной ситуации;

- многоуровневость, т. е. создание подходящей иерархической структуры принятия решений, которая обеспечивает соответствующее распределение полномочий и ответственности.

3. Высокая результативность системы управления риском отражает ее способность снижать неблагоприятные воздействия и/или преодолевать их последствия. Указанная система должна оперативно реагировать на изменение условий, т. е. обладать обратной связью; генерировать решения, направленные на быстрое достижение результата и уменьшение экономических потерь.

Таким образом, система управления риском должна удовлетворять следующим требованиям:

- гибкость, т. е. способность приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям, высокая скорость реагирования, способность быстро справляться с неблагоприятными ситуациями;

- адекватность, т. е. соответствие осуществляемых процедур управления риском конкретной ситуации, выражающееся в способности оперативно выделять необходимые ресурсы для достижения поставленных целей;

- обоснованность -система управления риском должна обеспечивать положительный экономический результат, т.е. затраты должны быть меньше предотвращаемого ущерба в результате проведения мер по защите от риска;

- эффективность, т. е. способность достигать положительных результатов при минимальном объеме ресурсов.

 

4.1.3. Схема и этапы процесса управления риском

Управление, как целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, проявляется в виде множества взаимосвязанных между собой процессов подготовки, принятия решений и организация их выполнения. В совокупности они составляют технологию процесса управления [11]. Система управления риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, влияющих на риск. Однако ее этапы не обязательно реализуются последовательно. При этом мероприятия могут осуществляться параллельно, возможен возврат к предыдущим этапам и т. д.


Схема процесса управления рисками показана на рис. 4.1.

Этап 1. Анализ риска. Основная проблема анализа риска состоит в оценке вероятностей возникновения негативных событий в условиях недостаточного объема исходной информации. Как правило, анализ риска — это самостоятельная и достаточно сложная задача, направленная на оценку возможности снижения предполагаемого ущерба. На основе анализа предполагаются определенные затраты на предупредительные меры. В техносфере - это техническое обслуживание, планово-предупредительные ремонты, замена оборудования после гарантийного срока службы и др. Такие меры принимаются на основании мирового и отечественного опыта развития техносферы, закрепленного в нормативных документах по техническому регулированию: СНиП, технические регламенты, правила устройства и эксплуатации, техники безопасности, охраны окружающей среды и др. Однако в силу зависимости принимаемых решений от значительного числа влияющих факторов выбрать в условиях ограниченных ресурсов рациональный вариант мер очень сложно. Для этого нужно использовать формализованный математический аппарат анализа и управления риском.

Рис.4.1. Схема процесса управления риском

 

Анализ рисков является информационной основой процесса управления риском. От его правильной организации в значительной степени зависит эффективность дальнейших решений. Основной целью анализа рисков является формирование у лиц, принимающих решения, целостной картины рисков и масштабов потенциальной ответственности.

Анализ риска позволяет:

- сопоставлять альтернативные варианты проектов и технологий;

- выявлять наиболее опасные факторы риска, действующие на данном объекте;

- создавать базы данных и базы знаний для экспертных прогнозов принимаемых технических решений;

- определять приоритетные направления инвестиций, направленных на снижение риска.

Анализ риска включает:

- качественный анализ предусматривает обнаружение (идентификацию) рисков, исследование их особенностей, выявление возможности и последствий реализации рисков в виде экономического ущерба, раскрытие источников информации относительно каждого риска;

- количественный анализ состоит из двух основных шагов: получение информации и обработка данных, которые необходимы для выполнения:

· анализа конкретных причин возникновения неблагоприятных событий и их отрицательных последствий;

· комплексного анализа рисков, т.е. изучения всей совокупности рисков и формирования комплексной картины рисков.

В результате реализации последующих этапов управления информация о рисках может пополняться и уточняться, поэтому действия в рамках данного этапа являются не однократными, а представляют собой непрерывный процесс сбора и обработки данных.

Сбор и обработка данных по аспектам риска является важнейшим этапом, т.к. информация - это ключе­вой момент при анализе риска, позволяющий в дальнейшем принимать правильные решения в условиях неопределенности. Наиболее адекватной информацией по конкретному риску является прошлая статистика по анализируемомму объекту.

Необходимый объем информации зависят от конкретных условий и определяется требованиями полезности, эффективности управления риском, доступности, достоверности (точности), полноты и своевременности.

Отсутствие полной информации является одним из существенныхфакторов так как принятие решений в условиях неполной информации служит источником дополнительных потерь. Однако, в ряде случаев экономически целесообразнее работать с неполной информацией, так как сбор практически полной, но крайне дорогой информации, требует недопустимых затрат времени. Врезультате проведения анализа риска выясняется следующее:

- вероятность проявления рисковых событий и их последствия;

- возможность снижения риска или его увеличения.

После сравнения полученных рисков с предельно допустимыми величинами (см. ниже) вырабатывается стратегия управления риском, а на этой основе - меры предотвращения и уменьшения риска.

Этап 2. Меры по снижению риска:

- выбор методов снижения рисков;

- формирование вариантов снижения или увеличения рисков, т. е. рискового вложения капитала;

- оценка эффективности и выбор вариантов снижения или увеличения рисков.

После выбора определенных мер по оптимизации риска следует принять решение о степени их достаточности. В случае достаточности проект реализуется, в противном случае целесо­образно отказаться от реализации проекта, т.е. избежать риска.

Анализ альтернативных методов управления риском, т. е. тех инструмен­тов, с помошью которых можно управлять риском и воздействием его негатив­ных последствий на функционирование организации. Характер таких инстру­ментов может быть различным, но в целом менеджер должен ответить на сле­дующие вопросы: как можно снизить риск за счет подходящих превентивных мероприятий? за счет каких источников можно покрыть ущерб в случае его возникновения?

Выбор методов управления риском связан с различной их результативностью и объемом ресурсов, требуемых для их реализации. При этом нужно ответить на следующие вопросы: какие методы управления риском будут наиболее эффективны при данных бюджетных и иных ограничениях? как изменится совокупный риск при реализации выбранных методов управления риском?

Задачу выбора методов управления риском можно сформулировать, как задачу оптимизации в условиях ограничений. Критерии выбора могут быть различными. Однако при принятии решения о том, какие методы следует использовать, нельзя все сводить к экономической отдаче. Важно учитывать и другие критерии, например, технические - отражающие технологические возможности снижения риска, или социальные - сведение риска к уровню, приемлемому для общества.

В первую очередь решения принимаются в отношении тех рисков, негативные последствия которых приводят к наибольшему влиянию на деятельность организации. При жестких бюджетных ограничениях часть рисков, которые менеджер оценивает как незначительные, будет игнорироваться.

В процессе поиска вариантов снижения риска используют методы прогнозирования критериев риска и моделирования поведения рассматриваемого объекта. При этом вначале осуществляется сравнение результатов оценки риска и соответствующих критериев. После сравнения каждый из найденных вариантов оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение.

Варианты снижения риска первоначально отбираются с использованием принципа обоснования, т.е. критерия «затраты—выгоды»

DR > C,

где DR = R - R' - предотвращенный в результате принятых мер ущерб, R -риск до осуществления планируемых мер, R'- остаточный риск после осуществления планируемых мер, С - затраты на планируемые меры по снижению риска.

Затем по каждой из планируемых мер определяется их экономическая эффективность

,

а для реализации отбираются те меры из п рассмотренных, которые удовлетво­ряют условию (принцип оптимизации)

i* = arg max h i.

i = 1, …, n

При этом учитываются ограничения на затраты, т. е. реализуются только те kмер из наиболее эффективных, затраты на которые удовлетворяют условию

,

где Сb выделенные ресурсы на снижение риска.

Совокупность мер, выбранных на данном этапе, образует рациональную программу управления рисками. Она состоит из мероприятий, которые необходимо предпринять, их информационного и ресурсного обеспече­ния, критериев эффективности выполнения, системы распределения ответственности за принимаемые решения и других аспектов.

На этапе исполнения выбранного метода управления риском принимаются и реализуются частные управленческие и технические решения, касающиеся сроков реализации мер, необходимых ресурсов на их осуществление, определения ответственных за исполнение принятых решений и контроль за их реализацией.

Этап 3. Мониторинг результатов обеспечивает обратную связь в системе управления риском гибкость и адаптивность управления, а также динамический характер этого процесса.

В рамках данного этапа необходимо ответить на следующие вопросы: следует ли считать систему управления риском эффективной; какие имеются
«узкие» места; какие факторы повлияли на реализацию рисков за рассматриваемый период; следует ли в связи с этим внести изменения в систему управления риском; все ли мероприятия, включенные в программу управления риском, эффективны и не следует ли заменить их на более эффективные; является ли система принятия решений в процессе управления риском достаточно гибкой?

На этом этапе происходит обновление и пополнение информации о рисках. Новые данные позволят принять более адекватные и своевременные решения.

Сложность оценки эффективности состоит в том, что в течение анализируемого периода риски могут не реализоваться, тогда как организация все равно несет расходы на программу управления рисками. Поэтому приходится сопоставлять реальные расходы с гипотетическими потерями.

Адаптивность системы управления достигается путем:

- замены неэффективных мероприятий более эффективными в рамках выделенного бюджета на программу управления риском;

- изменения организации выполнения программы управления риском.

Схема процедур управления риском для потенциально опасных объектов изображена на рис. 4.2. Она включает анализ риска (проводится в соответствии с [5]), мониторинг (в настоящее время создана комплексная система мониторинга и прогнозирования ЧС) и коммуникацию риска. Одной из форм коммуникации риска (взаимодействия с общественностью) является разработка деклараций промышленной безопасности для опасных производственных объектов [5, 21]. Для регулирование рисков на государственном уровне вво­дятся определенные процедуры в соответствии с Федеральными законами:

Рис.4.2. Процедуры управления риском для потенциально опасных объектов

 

- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [5] — разработка планов мероприятий по ликвидации последствий возможных аварий [12] и др.;

- «О лицензировании отдельных видов деятельности» [13] - лицензирование;

- «О техническом регулировании» [14] — сертификация, стандартизация и другие процедуры.

 

4.1.3. Уровни приемлемого риска и критерии приемлемости

В качестве критериев в процессе управления рисками используются их пороговые уровни, которые общество (организация) считает приемлемыми. Обычно целью процесса управления рисками является снижение рисков доприемлемого уровня.

Вопросы о том, какой риск можно считать приемлемым и где проходит граница между приемлемым и неприемлемым рисками, являются одними из самых сложных и важных. Для получения ответов на эти вопросы необходимо принять соответствующие управленческие решения. Такие решения, в частности, зависят от опыта риск-менеджеров, механизмов и факторов, определяющих приемлемость различных рисков.

На уровень пороговых значений риска в основном влияют следующие факторы.

1. Принятая общая стратегия управления и развития предприятия или организации, традиция­ ведения деятельности в области риска, а также предписания и рекомендации надзорных органов. Решения об уровне приемлемого риска часто принимаются по аналогии с существующей практикой и/или в соответствии с действующими нормативными документами. Независимо оттого, насколько четко прописаны в законодательстве соответствующие ограничения и насколько жестки формально закрепленные в нем санкции за нарушение последних, любые значительные отклонения от принятого подхода могут восприниматься как опасные и необоснованные. В частности, такой точки зрения скорее всего будут придерживаться суды при разбирательстве дел, связанных с обязательства­ми по возмещению ущерба.

2. Вариант управления рисками и специфика принятой программы управления рисками. Разное сочетание методов управления риском может изменить представления специалистов о степени приемлемости тех или иных рисков. Поэтому уровни приемлемого риска могут пересматриваться в ходе формирования программы управления риском.

3. Финансовые возможности организации.

Пороговые значения (приемлемые уровни) могут устанавливаться для следующих показателей и критериев приемлемости риска:

- ущерб за проект или определенный интервал времени

R < Rприемл,

где R = Q - математическое ожидание ущерба, Rприемл - приемлемое значение ущерба, Q - вероятность негативного события, = M[W] - средний ущерб в случае реализации негативного события;

- вероятность негативного события за проект или определенный интервал времени

Q < Qприемл,

где Qприемл - приемлемое значение вероятности негативного события (см. например, [15]).

Критерии приемлемости и уровни приемлемого риска устанавливаются руководством или владельцем предприятия и организации с учетом существующих нормативных требований.

4. 2. Система управления природными и техногенными рисками

4.2.1. Направления развития системы

Для управления природно-техногенными рисками следует развивать [16]:

- систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, как информационной основы деятельности по снижению рисков ЧС;

- систему предупреждения ЧС и механизмы государственного регулирования безопасности;

- систему ликвидации ЧС, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

- систему подготовки в области сниже­ния рисков и смягчения последствий ЧС аварийно-спасательных формирований, руководящего состава органов управления и специалистов РСЧС и населения.

 

4.2.2. Структура системы управления

Схема управления природными и техногенными рисками в масштабе страны или на некоторой территории изображена на рис. 4.3. Она включает следующие основные элементы [17]:

- установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов;

- построение механизмов государственного регулирования безопасности, включающих экономические, в частности, страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде. Основной упор в государственной политике по управлению риском делается на осуществление различных предупредительных организационно-технических мероприятий, а также мер, позволяющих ограничить размеры ущерба при наступлении чрезвычайных ситу­аций;

- мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирование ЧС;

- принятие решений о целесообразности проведения мероприятий защиты;

- рациональное распределение средств на превентивные меры по снижению риска и меры по смягчению последствий ЧС;


Рис.4.3. Структура системы управления природно-техногенными рисками

 


- осуществление превентивных мер по снижению риска ЧС и смягчению по­следствий;

- в случае наступления ЧС проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ.

 

4.2.3. Схема анализа риска

Анализ риска осуществляется по следующей схеме:

- идентификация опасностей;

- мониторинг окружающей среды и объектов техносферы;

- анализ угрозы - анализ уязвимости территорий;

- анализ риска ЧС на территории;

- анализ индивидуального и социального риска для населения, экономического риска для территории.

В дальнейшем производится:

- сравнение оценок рисков с установленными уровнями приемлемого риска;

- принятие решения о целесообразности проведения мероприятий зашиты;

- обоснование и реализация рациональных мер зашиты;

- подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;

- создание необходимых резервов для смягчения и ликвидации последствий ЧС.

 

4.2.4. Меры защиты

Меры защиты осуществляются в рамках единой государственной систе­мы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) по следующим направлениям [18].

Прежде всего заблаговременно осуществляются превентивные меры по снижению рисков и смягчению последствий ЧС. осуществляемые Эти меры предусматривают: соблюдение требований безопасности при разработке проектной документации и строительстве объектов; использование безопасных материалов и технологий при эксплуатации производственных объектов; использование эффективных систем контроля за технологическими процессами на объектах; соблюдение правил эксплуатации; специальное обучение и переподготовка персонала производственных объектов и др.

К превентивным мероприятиям по снижению размеров ущерба относятся: создание систем оповещения о чрезвычайных ситуациях персонала и населения; различные технические средства, ограничивающие действие поражающих факторов - системы пожаротушения, аварийная вентиляция, заградительные устройства, предотвращающие распространение огня и взрывной волны и т. д.; подготовка средств и мероприятий по защите людей; организация оперативного медицинского обеспечения.

Меры по смягчению (ликвидации) последствий уже произошедших ЧС:

Включают мероприятия по локализации ЧС; аварийно-спасательные и другие неотложные работы; восстановительные работы; реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба.

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, локализацию и неусугубление последствий ЧС, в рамках РСЧС создаются, оснаща­ются, обучаются и поддерживаются в готовности к немедленным действиям аварийно-спасательные формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и первоочередному жизнеобеспечению населения пострадавших территорий. Для решения данной задачи создаются запасы материальных средств и финансовых ресурсов, страховые фонды.

Рациональные меры защиты выбираются на основе анализа рисков и прогнозирования возможных ЧС. При этом вначале анализ проводится с целью определения риска разрушения отдельных объектов инфраструктуры, затем аварий и стихийных бедствий для территории в целом, и, наконец, — природных и техногенных рисков для населения исследуемой территории.

Рациональные меры, позволяющие снизить риски до минимально возможного уровня, обосновываются с учетом влияния на индивидуальные и социальные риски различных факторов. К таким факторам относятся: виды опасных явлений, их частота, сила, взаимное расположение источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уязвимость объектов по отношению к поражающим факторам опасных явлений, а также материальные затраты на реализацию превентивных мер. Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального и социального риска, выявляются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурс­ных ограничений, следующих из социально-экономического положения страны или территории [19].

 

4.3. Управление экологическими рисками. Стандарт ИСО 14000

4.3.1. Управление охраной окружающей среды (экологический менеджмент)

Экологическая стратегия развития общества прежде всего состоит в обеспечении выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую природную среду, а также на рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их воспроизводство. Задачами управления являются:

- формирование и соблюдение гигиенически и экологически обоснованных требований к выпускаемой продукции;

- рациональное использование природных ресурсов;

- четкое функционирование системы контроля элементов среды и ее взаимо­действие со службами производственных объединений (промышленных пред­приятий);

- снижение ниже регламентированного уровня загрязнений атмосферы вы­бросами загрязнителей, уровня загрязнений почвы и недр, уровня шумов, излу­чений и других физических факторов;

- ликвидация нежелательных интродуцентов, предотвращение проникнове­ния карантинных видов, возникновения новых заболеваний;

- организация утилизации попутных и побочных продуктов и вторичных ма­териалов.

Концепция системы управления природопользованием компании впервые применена в Голландии в 1985 г., а впоследствии стала широко при­меняться в компаниях Западной Европы и Северной Америки. В ряде стран (впервые в Великобритании) разработаны национальные стандарты систем управления природопользованием. Понятие «система экологического менеджмента» впервые введено в стандарте Великобритании BS 7750 в 1992 г. Через несколько лет Международная организация стандартизации (ISO), объ­единяющая органы стандартизации 111 стран мира, разработала международ­ные стандарты, устанавливающие рекомендации по управлению качеством среды обитания (серия ISO 14000).

 

4.3.2. Назначение стандартов ИСО 14000

Система стандартов ISO 14000, предназначена для регулирования управления деятельностью предприятий в области охраны окружающей среды (далее — экологического управления). Система включает двадцать стандартов, регламентирующих различные стороны деятельности — от аттестации и маркировки продукции до оценки жизненного цикла товаров. Первые стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004 опубликованы в 1996 г. В настоящее время стандарты ИСО 14000 получили широкое признание в мире, как инструментальная база нормативно-методического обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Международные стандарты ИСО 14000 представляют собой комплекс стандартов по экологическому менеджменту и охватывают такую тематику, как системы экологического менеджмента, экологический аудит, экологическая маркировка продукции, оценка экологической результативности, оценка экологических характеристик продукции, услуг на стадиях их жизненного цикла. Характеристика некоторых стандартов серии ИСО 14000 приведена в табл. 4.2.

В стандартах серии ИСО 14000 содержатся важные определения и основополагающие положения.

Экологическая цель - общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная ее экологической политикой.

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели.

Организация должна установить процедуру идентификации экологических аспектов и выполнять ее в отношении всех видов деятельности, продукции и услуг, в отношении которых она может осуществлять контроль и на которые она может оказывать влияние.

При постановке экологических целей организация должна учесть все значимые экологические аспекты, т. е. те, с которыми связано вероятное значительное воздействие на окружающую среду. Эта информация должна отражать реальную ситуацию и постоянно обновляться. Идентификация экологических аспектов функционирования организации (технической системы) дает исходную информацию для процедуры идентификации экологических рисков.

 

Содержание серии стандартов ИСО 14000

Содержит перечень рекомендуемых процедур, планирование и выполнение которых должно обеспечить экологическую безопасность:

- выявление экологических аспектов деятельности предприятия;

- идентификацию законодательных и нормативных актов, а также других до­кументов, определяющих экологические требования к деятельности предприятия;

- обучение персонала;

- обмен информацией (коммуникации);

- создание системы собственных документов экологического менеджмента и обеспечение контроля за ней;

- контроль за соблюдением экологических требований на рабочих местах (производственный экологический контроль);

- прогнозирование потенциальных аварийных ситуаций и определение необ­ходимых действий персонала в этих ситуациях;

- мониторинг и измерение экологических показателей деятельности предприятия;

- оценку соответствия фактических экологических показателей установленным требованиям;

- определение прав и обязанностей лиц, участвующих в экологическом менеджменте, и их ответственности при выявлении несоответствия экологических показателей установленным требованиям и нормативам;

- проведение аудитов системы экологического менеджмента.

Стандарт ИСО 14001 является первым стандартом, который организация должна использовать при создании собственной системы экологического управления. Он обеспечивает структуру экологического управления и ее интеграцию с производственной деятельностью предприятия. Все эффективно действующие системы управления (безопасностью, качеством, экологической деятельностью) имеют общие элементы: определенную политику и цели; четкое разделение ответственности; систему документирования; обучение; регистрацию; контроль документации; контроль критических процессов; внутрен­ний аудит; способ корректировки проблем; оценку управления; непрерывное совершенствование. Изложенные в стандарте определения сфокусированы на этих элементах. В результате такая система менеджмента может быть органич­но включена в общую систему управления.

 

4.3.4. Стадии процесса внедрения стандарта ИСО 14001

Стадии процесса внедрения стандарта ИСО 14001:

- Планирование - оценка существующих систем применительно к стандарту ИСО 14001; определение экологического влияния производственной деятельно­сти и реальных целей; разработка или пересмотр экологической политики; при­нятие реальных планов и программ для достижения целей;

- Исполнение - текущая деятельность по выполнению программ, анализ существующих систем управления (в обучении, общественных связях, контроле документации) для выбора наилучшей практики, интегрирование элементов системы экологического менеджмента в существующие системы управления, совершенствование существующих и разработка новых необходимых систем (например, плана чрезвычайных мероприятий, контроля поставщиков);

- Контроль - утверждение основных методов и систем мониторинга, проведение внутренних проверок системы экологического менеджмента и оценки управления;

- Совершенствование - принятие корректирующих и предупредительных мер по результатам текущего мониторинга, постоянная оценка и по необходимости пересмотр таких аспектов, как политика, цели, программы и системы.


Таблица 4.2

Характеристика стандартов серии ИСО 14000



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.106 с.)