Учимся ладить с новым боссом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся ладить с новым боссом



Мы можем привести буквально сотни случаев из реальной жизни, когда овладение Типоведением помогло разрешить конфликты. Одна из наиболее драматичных ситуаций связана с группой весьма успешно работавших инженеров, занятых в области высоких технологий. Группа входила в состав «Форчун 500», компании, пользующейся большим уважением в аэрокосмической промышленности.

Предыстория такова: после ухода ее шефа на пенсию совет директоров начал искать ему замену. В соответствии со своей психологией каждый из восьми талантливых руководителей подразделений группы был убежден, что совет захочет выбрать кого-нибудь из своих, то есть как раз его. Однако совет счел, что группа чересчур «законсервировалась» в себе, и лучше будет найти какой-нибудь новый талант на стороне, без связей или контактов внутри компании. Подобное приобретение, решил совет, освежит атмосферу в компании и придаст ей новый импульс. И тогда они взяли на работу отличного генерала в отставке, имеющего великолепные рекомендации и опыт тридцатилетней службы в вооруженных силах.

Когда у восьми обойденных особ прошел шок от огорчения, они объединились в своем гневе и недовольстве по поводу решения совета директоров и вскоре направили его на руководителя группы. Поскольку все восемь являлись в компании «полевыми игроками», у них не было возможности выразить свои чувства на совете директоров непосредственно. К тому же в компании вообще было не принято выражать по таким поводам негодование, и все — совет директоров, новый глава группы и восемь инженеров — полагали, что в конечном счете все образуется.

Хотя среди восьми инженеров не было никаких заговоров, вообще никакого откровенного выражения чувств по поводу ситуации, вскоре они разработали целый спектр вариантов агрессивного поведения: нанесение ножа в спину, саботаж, неприкрытая мстительность. Разумеется, эти коллективные действия сопровождались любезными речами, однако лицемерке было полнейшим. За всеобщими улыбками стремительно росло раздражение из-за каждого решения нового шефа.

Особенно коварным было то, что инженеры отрицали свое недовольство. «Я ничего не имею против нового шефа, — сказал нам впоследствии один. из них. — Просто эти военные ничего не понимают в мире бизнеса». Однако не обязательно было слыть гением, чтобы понять, что происходит.

Шеф читал между строк. И он видел неприятие почти всего, что от него исходит. Трудно бь1ло не связать это с собственной персоной, ибо недовольство было явно направлено на него.

Шеф слышал про Типоведение и решил, что оно поможет разрядить обстановку. Он обратился к нам, и мы, дав всем девятерым Индикатор типов Майерс-Бриггс, организовали однодневный выезд в ближайший дом отдыха.

Первое, что нас потрясло: ни один из девятерых, при том, что все они имели дипломы престижнейших высших учебных заведений, не прослушал курса по психологии, не говоря уже о том, что они слыхом не слыхивали о таком тесте, как Индикатор типов Майерс-Бриггс. В результате все девять приехали ужасно встревоженные. Они полагали, что сейчас их подвергнут психоанализу, сорвут с них все покровы, обнажат самые интимные секреты и в конце концов «поймают».

Мы быстро успокоили их с помощью следующего теста, классического в своем роде. На листе бумаги они должны были написать свое имя. Затем мы попросили их переложить карандаш в другую руку и сделать то же самое. Как обычно и случается в таких ситуациях, они стали нервно смеяться и объяснять, как им это трудно. Мы сказали, что в ходе дня им надо будет выполнять аналогичные упражнения. Это, первое, относилось к их физическим склонностям, последующие же будут касаться склонностей психологических, а отнюдь не каких-то патологий или уровня интеллекта. Группу такой подход всегда успокаивает.

Хотя в тот день открылось немало любопытных вещей, самая важная из них, несомненно, была та, что новый шеф оказался по всем четырем составляющим противоположностью основному психологическому типу группы. Она состояла из пяти Интровертов (I) и трех Экстравертов (Е), что превращало ее в Интровертную (I) группу. В ней было пять Интуитивистов (N) и три Сенсорных (S), шесть Мыслительных (Т) и два Чувствующих (F), пять Решающих (}) и три Воспринимающих (Р). По доминирующему типу группа, таким образом, оказывалась INTJ. Новый шеф был ESFP.

С обнаружением этого многое прояснилось. Когда обе стороны поняли, насколько естественны их различия, недовольство во многом начало исчезать. Например, стало очевидно, что манера шефа постоянно размышлять вслух действует на нервы инженерам, жаждущим вернуться к своим чертежным доскам и калькуляторам. Его требование составлять по поводу всего план воспринималось как занудство и стремление погонять подчиненных, которые предпочли бы в большей степени быть предоставленными самим себе. (В конце концов, инженеры прекрасно знали все принципы работы в системе и ни в каких вожжах не нуждались). Желание шефа не торопиться с решением, пока не будет собрано больше информации, расценивалось как нерешительность и неспособность к руководству. И так далее.

Конечно, это не то, что можно назвать типичным случаем. Довольно редко склонности не совпадают по всем четырем составляющим. Тем не менее случай весьма поучителен. Проблемы в общении и конфликты появляются именно из-за разницы в склонностях.

В данном случае, при отличии четырех компонентов, конфликт получился особенно глубоким и широким. Возможно, инженеры вообще не приняли бы ни одного назначенного советом директоров человека, окажись это не один из них. Возможно, любому такому вновь назначенному вскоре бы дали понять, что он — чужой. Однако поскольку на. противоположных концах типологической шкалы оказались любая мысль, любое заявление, любая установка или программа, то не приходится удивляться, что нарастали напряжение, стресс и недоверие, подливавшие еще и еще масла в разгоревшийся огонь.

Когда каждая из сторон смогла увидеть и понять противоположность склонностей, напряженность значительно смягчилась, и люди начали доверять друг другу.

Во время этого выезда мы провели ряд тестов, предназначенных для заострения внимания на существующих различиях. Например, мы разбили группу на Сенсорных (S) и Интуитивистов (N). Мы попросили их в течение двадцати секунд посмотреть один и тот же слайд и составить групповой отчет о том, что они увидели. (Отчеты надо было нанести на большой лист бумаги с тем, чтобы группа в целом могла его видеть и обсуждать).

Разница оказалась столь вопиющей, что наступило ошеломленное молчание. Четверо Сенсорных (S) попытались воспроизвести слайд (он касался вопросов лидерства, и на нем вкупе с цифрами, цветными диаграммами было несколько самых общих комментариев по поводу изображенного) вплоть до попытки восстановить стрелки, цифры и цвета. Между тем Интуитивисты (N) сосредоточились на смысле слайда и постарались его проанализировать. Группы быстро заметили не только как отлично их видение, но и то обстоятельство, что, будучи скомбинированы, два отчета дают гораздо лучшую картину слайда, чем любой из них в отдельности.

С этого момента группы приняли твердое решение научиться общению.

В числе других тестов, проведенных нами в тот день, были следующие:

• Экстраверты (Е) и Интроверты (I), когда их попросили описать свое представление об идеальном уик-энде, не могли поверить, насколько отличаются их взгляды на этот предмет. От этого они перешли к осознанию того обстоятельства, что Экстраверты (Е) очень скоры на язык и вовсе не обязательно думают то, что выпалили первым. Они, по сути дела, размышляют вслух, и не всегда нужно обижаться на их слова. Было также подчеркнуто, что для Интровертов (I) очень важна собственная территория, и они терпеть не могут, когда другие в нее вторгаются — в звуковой ли, в визуальной форме или самим фактом своего присутствия.

• Поскольку основная проблема состояла в неспособности справиться с конфликтом, мы разбили группу на Мыслительнь1х (Т) и Чувствующих (F) и попросили их дать определение слову «конфликт». Снова они должны были занести свои ответы на большие листы бумаги с тем, чтобы все могли их видеть. Ответы Мыслительных (Т) немногим отличались от дающихся в словарях и практически никак не соотносились с той ситуацией, в которой находились они лично: «Конфликт — это нечто, происходящее при столкновении противоположностей». Чувствующие (F), напротив, внесли в ответы личные мотивы. Они заподозрили, что в тесте имелись в виду именно они и его целью было подтолкнуть их к более эффективному поведению в конфликтной ситуации. Их ответы базировались исключительно на субъективных переживаниях: конфликт — это то, что произошло с ними и чего они хотели бы избежать.

• Упражнение J- Р получилось почти что забавным. Мы разбили группу на J и Р и попросили каждую из них поговорить об «экономике», никак более не конкретизируя тему. В полном соответствии с типом от Р тотчас же посыпались вопросы: «О какой экономике? Что мы о ней знаем? А если нам вообще не хочется о ней говорить?» В течение пяти минут они не делали ничего другого, кроме как задавали вопросы — от весьма тонких до просто глупых. В противоположность Р для J никаких объяснений не потребовалось. Тему задал первый же выступающий: они будут говорить об экономике США. Остальные тут же подключились, соглашаясь или не соглашаясь с тем, что говорил предыдущий оратор, однако в любом случае было совершенно ясно, каких позиций придерживается говорящий. Р были изумлены, узнав, что J даже не попросили конкретизировать задание, а J не могли поверить, что Р смогли так далеко уйти от того, что они, J, сочли весьма конкретным заданием.

Каждое из упражнений обернулось маленьким, но существенным открытием, немедленно приведшим к актуализированному осознанию различий, что открыло пути для общения. Одним из наиболее благотворных результатов было лучшее понимание тех моментов, которые безапеляционно ставились в вину шефу, равно как и причин, по которым он огорчался из-за подчиненных. Например, инженеры начали понимать, что, будучи Экстравертом (Е), шеф слушал, что они говорят, но в силу его собственной склонности к «переговариванию» складывалось впечатление, что нет. Инженеры-J хотели получить конкретные указания, но их шеф - Р по природе был склонен задавать вопросы, чем давать ответы. Чем дольше они разговаривали, тем больше открытий делали и тем больше росло их желание избавиться от вещей, препятствующих эффективной работе. Это помогло им прекратить пикировку и заняться делом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.006 с.)