Специфика духовных потребностей и их виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика духовных потребностей и их виды.



Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре. Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Еще одна духовная потребность человека - в общении.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

- духовные потребности;

- духовная деятельность и производство;

- духовные ценности;

- духовное потребление;

- духовные отношения;

- проявления межличностного духовного общения

 

Специфика духовных потребностей

 

- Свойственны только человеку

- Наследуются, формируются только социально

- Могут быть выражены у разных людей очень неодинаково

- Отличаются относительной необходимостью удовлетворения, степень свободы выбора средств значительно больше, нежели у материальных

- По своему характеру преимущественно неутилитарны, связь между субъектом и объектом характерным бескорыстностью

- Процесс удовлетворения духовных потребностей – безграничен

 

 

31. Познавательная потребность.

 

Потребность в познании— это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.

 

Уровни и формы познавательной потребности - Первый, начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует первым делом на новизну стимула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам.

Первой формой проявления потребности в познании является усвоение готовых знаний (усвоение знаний, их интеграция, систематизация и, наконец, потребность в накоплении знаний).

Второй ее формой выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправленной творческой деятельности.

Познавательная потребность различается также по широте и глубине познания, по интенсивности (экстенсивности) познавательной деятельности.

Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах-его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности.

Потребность, <находя> предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.

 

32. Потребность в образовании.

Образование — это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

 

Эстетическая потребность.

Эстетическая потребность имеет своей генетической основой прежде всего потребность общения. В то же время эстетическая потребность как никакая другая человеческая потребность обнаруживает многофункциональную природу в том смысле, что проявляет себя через побуждения познавательного, нравственно-оценочного, творческого, практически преобразовательного порядка.

 

Эстетическое чувство — это эмоционально выраженное отношение человека к разнообразным эстетически значимым явлениям окружающей действительности, которое формируется в процессе жизни и деятельности; будучи не только актуальным состоянием, но и свойством личности, оно выступает одновременно и как потенциальная психологическая способность личности так или иначе реагировать при соответствующей ситуации.

Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве.

Эстетическое отношение коренится в эстетических потребнос­тях человека. Эстетические потребности – показатель объективно существующего несоответствия, противоречий между человеком и окружающим миром и стремления устранить это несоответствие. Человек хочет преодолеть ограниченность, узость повседневных отношений между собой и окружающим миром, выявить в них общее, существенное и духовно-эмоционально приобщиться к этому общему, проявляю­щемуся в единичном. Однако своеобразие эстетических потребностей заключается в том, что это стремление утвердить свою индивидуальность, обособиться от мира, осознать своё “Я”, а не растворить­ся в объекте. Отсюда возникает характерная черта эстетических отношений – специфическая эстетическая дистанция, выделение себя из окружающего мира и одновременно стремление приобщиться к су­щественному и дружественному человеку в объективной действительно­сти.

Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким должен быть ок­ружающий мир и каким должен быть социальный мир личности, проис­ходит сопоставление этих миров. Поэтому в эстетическом сознании имеет место чувственное отражение всеобщности и личностного смысла всех явлений действительности.

Именно для удовлетворения потребности непосредственно созерцать то, что как раз и характеризует нас как людей, видеть себя в контексте окружающего мира, выявлять свою антропологическуюсущность человек создаёт специфические предметы – продукты художественного творчества.

Таким образом, глубочайшая сущность эстетических потребностей состоит, с одной стороны, в воплощении “сущностных сил” че­ловека в соответствующих объективных явлениях и, с другой сторо­ны, в созерцании, организации и регуляции своих внутренних духовных состояний при помощи восприятия произведений искусства.

 

 

34. Нравственная потребность.

 

Нравственная потребность может быть исследована, во-первых, как потребность общества в целом или определенной общественной группы, проявляющаяся в специфической системе регуляции человеческих отношений, в особом типе их оценок; и, во-вторых, как потребность индивида в определенного рода поведении. Особое значение в этом контексте приобретает потребность в общении.

 

В отличие от потребности в регуляции совместной деятельности, которая является внешней по отношению к индивиду, потребность в общении может быть охарактеризована и как потребность общества, и как потребность индивида. Опустим дискуссионную проблему — следует ли эту потребность выводить из биологических потребностей индивида или она изначально социальна, — важно, что общение принадлежит к коренным человеческим потребностям.

 

Поскольку нравственные потребности индивида не передавались по наследству в готовом виде, их онтогенез приобрел специфический характер и не был простым повторением филогенеза. Марксистская трактовка проблемы возникновения нравственных потребностей в индивидуальном развитии человека несовместима ни с идеалистическими теориями преформизма, ни с метафизически понятым эпигенезом, ни с вульгарно-социологической интерпретацией биогенетического закона.

 

В своем историческом развитии общество непрерывно воспроизводит и совершенствует на расширенной основе нравственные потребности, реализуемые в процессе совокупной нравственной деятельности, передавая из поколения в поколение моральные традиции и нормы поведения. Однако это не простые «передача и воспроизведение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.216 (0.013 с.)