При разработке и принятии управленческих решений целесообразно использовать следующие методы:традиционные; экономико-математические; систематизированные и системно-целевые. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При разработке и принятии управленческих решений целесообразно использовать следующие методы:традиционные; экономико-математические; систематизированные и системно-целевые.



Традиционные методы необходимо применять тогда, когда решения принимаются либо на основе личного опыта и интуиции руководителя, либо по результатам специальных расчетов, в том числе экономических. Этими методами целесообразно пользоваться для решения задач в условиях определенности, т.е. в типовых стандартных ситуациях. Они достаточно распространены в практике управления. К преимуществам традиционных методов можно отнести их простоту и испытанность длительным применением. Однако им присущи недостатки, которые проявляются все сильнее по мере усложнения производства.

Экономико-математические методы основаны на одновременном использовании математических и экономических методов при решении практических задач. К ним относятся экономико-статистические методы, методы экономический кибернетики, методы оптимизации и эконометрия. Сфера применения этих количественных методов для решения управленческих проблем ограниченна. Далеко не во всех случаях возможно построить адекватную математическую модель управленческой проблемы и получить ее чисто «машинное» решение. Для более или менее сложных систем такое решение скорее исключение, чем правило. Экономико-математические методы нашли применение главным образом в автоматизированных системах управления производственными процессами. Сдерживающим фактором в расширении сферы применения экономико-математических методов является то, что в управлении учитываются и социальные, и организационные, и психологические факторы, которые в большинстве случаев невозможно выразить количественными параметрами.

В группу систематизированных методов входят: эвристические методы, основанные на опыте и логике, с помощью которых опытный и способный руководитель выбирает правильное решение; методы экспертных оценок, основанные на количественной оценке явлений и процессов, например, метод «мозговой атаки» с коллективным обсуждением и разработкой вариантов решения или метод «Дельфа», основанный на постепенном улучшении оценок экспертов при последовательном уточнении задания или проблемы.

Систематизированные методы эффективны при решении проблем в условиях риска и неопределенности. Здесь в качестве основного инструмента моделирования выступает интеллект человека, а для обработки оценок экспертов широко применяются статистические методы и ЭВМ. Системно-целевые методы необходимо использовать при решении смежных стратегических проблем. К ним относят методы системного анализа и программно-целевые методы. Основными методами системного анализауправленческих проблемявляются:

1) декомпозиция системы — метод расчленения системы на части, элементы и подсистемы для выявления взаимосвязей между ними и их влияния на достижение цели;

2) диагностика системы — метод исследования каждого из элементов и системы в целом для выявления наиболее чувствительных точек или «узких мест».

Программно-целевые методы исходят из доминирующей роли цели, предлагают средства к ее достижению. После определения глобальной цели разрабатывается программа ее достижения в виде «дерева целей» и определяются мероприятия для достижения целей низшего порядка.

 

7.2. CVP-анализ как основа для принятия управленческих решений (часть 1)

В практической деятельности руководителю любой организации и предприятия приходится принимать множество разнообразныхуправленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Мощным инструментом менеджеров в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи«затраты — объем — прибыль» (Cost — Volume —Profit; CVP-анализ). Этот вид анализа — одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Ключевыми элементамиCVP-анализавыступаютмаржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности. Маржинальным доходом на производственных предприятиях считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и суммой ее производственной себестоимости.

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Маржинальный запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Определение маржинального дохода. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в практической деятельности используют такие показатели, как величина и коэффициент маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за проданную продукцию вычитают все переменные затраты. При втором же способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от продажи или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Взаимосвязь между затратами, объемом и результатами может быть выражена следующей формулой:

где N — объем продукции в натуральных показателях

P — сумма прибыли

Ц ед — цена единицы продукции;
— сумма постоянных затрат;
— сумма переменных затрат на единицу продукции;
М ед — сумма маржинального дохода на единицу продукции.

Пример. Колбасный цех выпускает и продает полукопченую колбасу «Одесская». Планируемый объем продаж за месяц составляет 5000 кг. Колбасное изделие продается по цене 100 руб. за 1 кг. При этом переменные затраты на единицу изделия составляют 60 руб., постоянные затраты — 150 000 руб., планируемая прибыль — 50 000 руб.

С помощью приведенной нами формулы попытаемся установить взаимосвязь между всеми показателями данной задачи и определить влияние каждого фактора на планируемые результаты.

1. Определим планируемый объем продаж при ожидаемой прибыли в сумме 50000 руб.:
Отсюда объем безубыточной реализации продукции составит:

2. Определим сумму ожидаемой прибыли при заданных координатах:
P = N (Ц ед – ) – = 5000 (100 – 60) – 150000 = 50000 руб.

3. Определим сумму постоянных затрат при заданных координатах:
= N (Ц ед – ) – P = 5000 (100 – 60) – 50000 = 150000 руб.

4. Определим планируемую цену продаж:

5. Определим сумму переменных затрат на единицу изделия:

6. Определим сумму маржинального дохода на единицу продукции:

Следует отметить, что основным условием CVP-анализа является деление затрат организации на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, а переменные — изменяются пропорционально изменению этого показателя. Поэтому для установления точки безубыточности к приведенной выше формуле целесообразно дополнительно использовать показатель коэффициента реагирования продукта.
Его можно определить по формуле:


где K N — коэффициент реагирования продукта;

N Б — объем безубыточной реализации продукции;

N Р — объем прибыльной реализации продукции.

Для нашего примера коэффициент реагирования продукта составит:

K N = 3750/5000 = 0,75

С помощью данного коэффициента определим показатели безубыточности, зависящие от объема реализации продукции.

1. Определим объем реализации продукции в стоимостном выражении:
500000 х 0,75 = 375000руб.

2. Определим цену безубыточной реализации продукции:
100 х 0,75 = 75руб.

При этом, необходимо иметь в виду, что при определении переменных затрат и маржинального дохода на единицу продукции данный коэффициент во внимание не берется. В нашем примере эти показатели в структуре цены безубыточной реализации соответственно составляют 60 и 15 руб.

Определение размера прибыли. Использование CVP-анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Пример 1. Швейное предприятие выпускает и продает мужские костюмы. При этом средние переменные затраты на производство и сбыт одного костюма составляют 500 руб. Костюм продается по цене 750 руб. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 80 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продаст 400, 500 или 600 костюмов.

Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объема выпуска, найдем величину маржинального дохода и прибыль (как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат) для всех трех вариантов (табл. 7.1).

Таблица 7.1
Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.

ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМ ВЫПУСКА, ШТ.
     
Выручка от реализации      
Переменные затраты      
Маржинальный доход (п.1 – п.2)      
Постоянные затраты      
Прибыль (п.3 – п.4)      
Средняя величина маржинального дохода      

Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объеме выпуска.

Умножив среднюю величину маржинального дохода на объем выпуска, получим общую величину маржинального дохода.

От общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты.
Например, какую прибыль получит предприятие, если произведет и продаст 480 костюмов? Величина маржинального дохода для данного объема составит:
250 руб. х 480 шт. = 120 000 руб.

Прибыль составит:
120 000 руб. – 80 000 руб. = 40 000 руб.

Пример 2. Швейное предприятие производит и реализует одновременно два вида изделия. Данные об объемах продаж и затратах приведены в табл. 7.2.
Таблица 7.2 Показатели предприятия при различных объемах выпуска

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗДЕЛИЯ
Костюмы мужские Костюмы женские
Объем продаж в месяц, шт.    
Цена реализации, руб    
Переменные затраты на единицу изделия, руб    
Постоянные затраты за месяц, руб 80 000

 

Предположим, что требуется определить:• размер прибыли, получаемой предприятием за месяц;

• среднюю величину маржинального дохода для каждого изделия;

• коэффициент маржинального дохода для каждого изделия;

• размер прибыли, которую получит предприятие, если расширит продажу мужских костюмов до 600 шт., а женских — до 500 шт.

Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в табл. 7.3.

Таблица 7.3 Расчет средней величины коэффициента маржинального дохода и размера прибыли предприятия

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗДЕЛИЯ ВСЕГО
Костюмы мужские Костюмы женские
Объем выпуска, шт.      
Выручка от реализации, руб 375 000 240 000 615 000
Переменные затраты, руб 250 000 160 000 410 000
Маржинальный доход (п.2 – п.3) 125 000 80 000 205 000
Постоянные затраты   80 000
Прибыль (п.4 – п.5)   125 000
Средняя величина маржинального дохода (п.4: п.1)      
Коэффициент маржинального дохода (п.4: п.2) 0,33 0,33  

Как видно из таблицы, за месяц предприятие заработает 125 000 руб. прибыли. Средняя величина маржинального дохода для мужских костюмов составляет 250 руб., а для женских — 200 руб. Коэффициент маржинального дохода для обоих изделий составляет 0,33.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.032 с.)