Организация расчетов с покупателями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация расчетов с покупателями



Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ «ли оказание услуг на территории Российской Федерации, при-менять при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт включенную в Государственный реестр контрольно-кассовую технику. Этим же законом определены виды деятельности, для которых такие расчеты могут производиться без ее применения.

Действующим законодательством установлено, что гонтрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах по месту нахождения торгового предприятия. Ежегодно, в январе-феврале, они должны про-ходить проверку исправности в центрах технического обслуживания.

Контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, не допускаются к применению. Не разрешается также эксплуатация машин без маркировки предприятия-изготовителя или одного из средств визуального контроля (объемных голограмм, изготовленных на фотополимерной пленке).

На всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента.

Администрация торгового предприятия заводит на каждую кассовую машину "Журнал кассира-операциониста" (форма 3\49 КМ-4), а при установке кассовых машин на прилавка магазинов - "Журнал регистрации показаний суммирующи денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста" (форма Nд КМ-5 Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации, а также печатью.

записи в журнале производятся ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Исправления должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, директора (заведующего) и главного (старшего) бухгалтера магазина.

Журнал кассира-операциониста, акты и другие документы хранятся у директора (заведующего) магазина, его заместителя или главного (старшего) бухгалтера.

К работе на кассовой машине допускаются лица, изучивши и освоившие правила эксплуатации кассовых машин и техники безопасности.

С такими работниками (кассирами, контролерами-кассирами, продавцами) должен быть заключен договор о материальной ответственности.

Перед началом работы на кассовой машине кассир-операционист или другое материально ответственное лицо (контролер-кассир, продавец) под роспись получает у директора (заведующего) магазина, его заместителя или главного (старшего) кассира ключ от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и денежного ящика, а также принадлежности для работы и обслуживания машины.

Директор (заведующий) магазина либо его заместитель обязан:

• открыть замок привода и счетчиков машины и вместе с кассиром снять показания (получить отчетную ведомость) секционных и контрольных счетчиков, сверив их с показаниями, занесенными в журнал кассира-операциониста за прошлый день;

• убедившись в совпадении показаний, занести их в журнал за текущий день на начало работы и заверить своими подписями;

• оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), заверить данные на контрольной ленте подписями и закрыть замок показаний денежных счетчиков;

• выдать кассиру ключи от замка привода машины;

• дать указание кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чеков, определенный цвет чековой ленты, предельная сумма чека и т. п.);

• обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями (кассиру запрещается иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину), а также чековыми лентами, красящей лентой и другими расходными материалами в соответствии с типом машины;

• дать указание кассиру о начале работы, убедившись в исправности машины и готовности рабочего места к началу работы.

Кассир перед началом обслуживания покупателей обязан:

• проверить исправность блокирующих устройств, заправить чековую и контрольную ленты, установить дататор на текущую дату, перевести нумератор на нули;

• включить машину в электросеть и проверить ее работу от электропривода получением нулевого (без обозначения суммы) чека;

• напечатать два-три нулевых чека с целью проверки че кости печатания реквизитов на чековой и контрольной лент и правильности установки дататора и нумератора (в конце д нулевые чеки необходимо приложить к кассовому отчету);

• протереть кожух сухой тряпкой и установить со стороны покупателя табличку со своей фамилией;

• разместить необходимый для работы инвентарь (например, микрокалькулятор).

В течение смены работающий на кассовой машине должен обеспечить тщательный уход и бережное обращение с ней, с держать ее в чистоте и порядке.

Кассиру запрещается покидать кассовую кабину без уведомления администрации магазина. В случае необходимости покинуть кассовую кабину он должен закрыть ее ключом, предварительно отключив и закрыв на ключ кассовую машину. В ключи должны находиться у кассира.

Операции ввода сумм следует осуществлять в соотвецтвии с руководством по эксплуатации для данного типа машин.

Расчет с покупателем необходимо производить в следующем порядке:

1) определить общую сумму покупки (по показанию индикатора кассовой машины или с помощью микрокалькулятора) назвать ее покупателю;

2) получить от покупателя деньги за товары, четко назвать полученную сумму, положить деньги отдельно на виду у покупателя;

3) напечатать чек на контрольно-кассовой машине;

4) назвать сумму причитающейся покупателю сдачи и выдать ее вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету следует выдавать одновременно);

5) после окончательного расчета положить полученные о покупателя деньги в денежный ящик. В случае возникновения у покупателя сомнения в правильности суммы выданной ему сдачи, он может потребовать у администрации магазина снятия кассы. Снимать кассу без разрешения администрации кассир не имеет права.

На выдаваемом покупателю чеке и контрольной ленте обязательно должны быть отражены следующие реквизиты:

• наименование организации;

• идентификационный номер организации-налогоплательщика;

• заводской номер контрольно-кассовой машины;

• порядковый номер чека;

• дата и время покупки;

• стоимость покупки;

• признак фискального режима.

Одновременно с выдачей товара чеки погашаются штампом или надрывом в установленных местах.

В магазинах расчеты за купленные товары без применения контрольно-кассовых машин возможны в случае отключения электроэнергии (если оно зарегистрировано в энергоснабжающей организации) только при условии выдачи покупателям приравниваемых к чекам квитанций. Их форма утверждена Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Порядок использования таких квитанций, являющихся документами строгой отчетности, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Чеки контрольно-кассовых машин на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю.

Если покупатель по какой-либо причине возвращает чек, то кассир вправе выдать по нему деньги только при наличии на чеке подписи директора магазина или его заместителя. Деньги по неиспользованному чеку возвращаются покупателю обязательно той кассой, которая его выдала.

В конце смены кассиром совместно с администрацией магазина составляется "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам" (форма Ng КМ-3), где перечисляются номера и суммы каждого неиспользованного (в том числе ошибочно пробитого) чека. По этого чеки погашаются, наклеиваются на лист бумаги и вместо актом сдаются в бухгалтерию. Акт подписывается ответствеными лицами комиссии в составе руководителя, заведующе отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операционис организации.

Сумма по акту на возвращенные покупателями чеки заносится в журнал кассира-операциониста. В нем также указыва-ется количество напечатанных за день нулевых чеков.

В случае возникновения неисправностей в работе кассовой машины кассир обязан выключить ее и с помощью установлен -ной в кабине сигнализации вызвать представителя администрации, чтобы совместно определить характер неисправности. При неясном печатании реквизитов на чеке, невыходе чека или обрыве контрольной ленты они должны проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами), и подписать места обрыва контрольной ленты, предварительно проверив отсутствие пропусков нумерации. Склеивать контрольную ленту или работать без нее запрещено.

Если неисправность невозможно устранить силами кассира то администрация вызывает технического специалиста, сделав соответствующую запись в "Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ" (форм 3Г КМ-8). Окончание работы на кассовой машине, вызванное е неисправностью, оформляется так же, как при окончании смены. При этом в журнале кассира-операциониста делается запись о времени и причине окончания работы.

При закрытии магазина или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия магазина, кассир должен подготовить денежную выручку и заполнить "Справку-отчет кассира-операциониста (форма N2 КМ-6), которые сдаются п приходному ордеру старшему (главному) кассиру. В небольшим магазинах с одной-двумя кассами деньги сдаются кассиром непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете.

В присутствии кассира представитель администрации снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту и подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец рабочего дня (смены) определяется сумма выручки. Она должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте (за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям по неиспользованным кассовым чекам) и совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

После того, как показания счетчиков сняты и определена фактическая сумма выручки, в журнале кассира-операциониста делается запись, скрепляемая подписями кассира и представителя администрации.

При расхождении фактическая сумма выручки определяется сложением сумм, напечатанных на контрольной ленте. Если полученная сумма не совпадает с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), то представитель администрации с кассиром должны выяснить причину расхождений и занести выявленные излишки или недостачи в соответствующие графы журнала кассира-операциониста.

В случае выявления недостачи денежных средств администрация магазина должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке. Излишки денежных средств приходуют по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

После оформления кассовых документов кассиру необходимо

• подготовить кассовую машину к следующему дню (в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации на данный тип машины);

• закрыть ее чехлом, предварительно отключив от сети;

• сдать ключи от кассовой машины и кассовой кабины директору (заведующему) магазина или старшему (главному) кассиру.

Обязанностью старшего (главного) кассира является составление сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма No КМ-7). Этот отчет является приложением к справке-отчету кассира-операциониста за текущий день. Вместе с актами и приходно-расходными ордерами они передаются в бухгалтерию до начала работы следующей смены.

Контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Ответственность за обеспечение хранения названных выше документов несет руководитель предприятия.

Услуги розничной торговли

Услуга розничной торговли — это результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельностъ продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи.

Услуги розничной торговли в соответствии с ГОСТ Р 51304-2009 "Услуги торговли. Общие требования" включают в себя:

1) реализацию товаров (как на предприятиях торговли, так и вне их);

2) оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) 'товаров и при их использовании и применении;

3) информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;

4) дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.

Реализация товаров на предприятиях розничной торговли включает в себя следующие основные операции:

• ознакомление покупателей с товарами;

• показ или демонстрацию товаров или образцов товаров покупателям;

• консультации покупателей;

• выбор товаров покупателями;

• организацию расчета за товары;

• упаковку купленных товаров;

• выдачу купленных товаров;

• доставку купленных товаров по заказу покупателей.

Реализацию товаров осуществляют на предприятиях торговли различных видов и типов с учетом их специфики и ассортимента товаров.

Реализация товаров вне предприятии торговли включает:

• реализацию товаров торговыми агентами;

• реализацию товаров дистанционным способом;

• реализацию товаров через торговые автоматы;

• развозную торговлю;

• разносную торговлю;

• другие формы интерактивной продажи.

К услугам по оказанию помощи в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении относят:

• прием и исполнение предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иным способом вне предприятия торговли);

• прием и исполнение предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иные способом вне предприятия торговли);

• комплектование заказов на товары и их упаковку;

• предоставление кабин для примерки товаров;

• организацию доставки товаров покупателям на дом или к месту заказа;

• упаковку купленных товаров;

• демонстрацию в действии принципиально новых товаров;

• демонстрацию моделей одежды;

• подгонку по фигуре покупателя и мелкую переделку купленной одежды, раскрой купленных тканей, подшив штор;

• организацию послепродажного обслуживания купленных товаров, в том числе организацию работ по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров на дому или в офисе у покупателя, услуги по сборке и установке мебели и других товаров;

• предоставление кабины или салона с оборудованием для прослушивания аудиокассет, просмотра продаваемых видеокассет, СЕ) и РУР дисков и т. п.;

• растяжку купленных обуви и головных уборов;

• подгонку браслетов к часам.

К информагуионно-консультационным (консалтинговым) услугам относят:

• предоставление информации о товарах и их изготовителях, об оказываемых услугах, в том числе аудио и видеосредствами;

• консультации специалистов по реализации товаров отдельных видов, в том числе по их назначению и применению;

• консультации дизайнеров по интерьеру, косметологов, диетологов и др.;

• услуги по рекламированию товаров, включая проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров в действии, дегустация продовольственных товаров);

• организацию дегустаций новых продовольственных товаров;

• обучение покупателей правилам пользования технически сложными товарами на дому или в офисе;

• проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов. Предприятия торговли могут организовывать оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров, например:

• организацию мест (зон) отдыха покупателей;

• организацию комнаты матери и ребенка;

• организацию досуга детей, в том числе детских игровых комнат;

• организацию справочных бюро (на крупных предприятиях торговли);

• организацию питания покупателей;

• реализацию продовольственных товаров с организацией потребления на месте;

• гарантированное хранение купленных товаров;

• гарантированное хранение вещей покупателей (услуги гардероба);

• предоставление организованной стоянки (парковки) для автомобилей покупателей и другие услуги;

• организацию стоянок такси на территории крупных торговых объектов;

• организацию оказания бытовых услуг и др.

Перечень услуг торговли, оказываемых предприятиями розничной торговли, может быть расширен администрацией в зависимости от ассортимента реализуемых товаров с учетом специализации и местонахождения торгового предприятия, специфики обслуживаемого контингента и совместимости услуг.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными и бесплатными.

К бесплатным относят те из них, которые непосредственно связаны с продажей товаров (консультации продавцов, предоставление рекламной информации, упаковка развесных продовольственных и некоторых видов непродовольственных товаров, погрузка крупногабаритного товара на транспортное средств покупателя и т. п.).

Услуги, выполнение которых требует дополнительных затрат, предоставляются магазинами за отдельную плату и утвержденным прейскурантам.

В соответствии с ГОСТ Р 51304-2009 услуги торговли должны отвечать следующим требованиям:

• социального назначения;

• функциональной пригодности;

• информативности;

• эргономичности;

• эстетичности;

• культуры обслуживания;

• безопасности;

• охраны окружающей среды.

Требование социального назначения услуг торговли предусматривает:

• обеспеченность услугами торговли и доступность для потребителей различных категорий;

• соответствие услуг торговли ожиданиям потребителей, включая ассортимент предлагаемой продукции, форму обслуживания и методы продажи; профессиональный уровень обслуживающего персонала, номенклатуру оказываемых услуг;

• наличие в правилах обслуживания определенных льгот и условий для потребителей приоритетных категорий (дети, инвалиды и люди с ограниченными физическими возможностями и др.).

Социальную адресность услуг торговли учитывают при проектировании здания и помещений торгового объекта, установлении режима работы, выборе метода продажи, формировании ассортимента товаров и др.

Требование функциональной пригодности услуг торговли предусматривает:

• точность и своевременность оказания услуг, включая соблюдение установленного режима работы предприятия торговли, соблюдение ассортиментного перечня товаров, соответствие времени оказания услуг, времени ожидания заказа установленным требованиям на предприятии, точность выписки счета и оформления кассового чека и др.;

• наличие товаров надлежащего качества;

• обеспечение условий для выбора потребителем товаров и услуг различных видов;

• соответствие обслуживающего персонала профессиональному назначению, в том числе компетентность и квалификацию персонала, умение общаться с потребителями, знание и соблюдение профессиональной этики поведения.

Требование информативности предусматривает наличие необходимой достоверной информации о6 услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуг, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей. Требования к содержанию информации для потребителей определяются законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Правилами продажи отдельных видов товаров.

Требование эргономичности услуг торговли предусматривает:

• комфортность и удобство покупателей при приобретении товаров, включая удобное размещение и выкладку товаров в торговых залах, расположение входов, выходов, секций, оборудования, мебели, наличие лифтов, эскалаторов и тервалаторов и др.;

• гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудования и т. п.;

• доступность информации возможностям восприятия покупателями. Требование эстетичности услуг торговли предусматривает стилевое единство, целостность композиции и художествен-ной выразительности, гармоничность дизайна, в том числе для архитектурно-планировочных решений помещений и интерьера предприятия торговли, оформления фасада здания, вывески, рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, оформления витрин, выкладки товаров, организации рабочих мест и оформления внешнего вида персонала.

Требование культуры обслуживания предусматривает профессионализм и этику поведения обслуживающего персонала и включает такие характеристики, как вежливость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства и комфорта.

Требования безопасности услуг торговли направлены на то, что при оказании таких услуг должны обеспечиваться безопасные условия для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества, соблюдаться действующие правила продажи товаров, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и требования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части безопасности.

На предприятиях торговли должен быть размещен на видном месте план эвакуации покупателей в чрезвычайных ситуациях и предусмотрен вызов экстренных служб (милиции, скорой помощи, пожарной службы).

Безопасность реализуемых товаров должна обеспечиваться в процессе оказания услуг торговли, а именно: при приемке товаров, их хранении, подготовке к продаже, выкладке и отпуске покупателям, а также в процессе реализации.

При оказании услуг торговли должны обеспечиваться требования охраны окружающей среды, в том числе к территории, техническому состоянию и содержанию помещений, системам вентиляции, водоснабжения, канализации торговых предприятий согласно положениям национальных стандартов системы безопасности труда. Процесс оказания услуг торговли не должен оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

Для контроля качества и безопасности услуг торговли используют экспертный и социологический методы.

Экспертный метод предполагает проведение оценки исполнителей услуг торговли на основе опроса и анализа суждений (качественных и количественных оценок) экспертов, специалистов отрасли, в том числе руководителей, менеджеров организаций, а также проверки документов исполнителя услуг торговли. Экспертный метод включает анализ данных измерений показателей условий оказания услуг торговли (микроклимата, уровней шума, освещенности, вентилируемости, запыленности, температуры и т. п.).

Социологический метод предполагает проведение социологических обследований (анкетирование, опрос, записи в книге отзывов и предложений, интернет-отзывы) с последующим анализом полученных данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.061 с.)