Правовые основы финансового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества. Особенности финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы финансового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества. Особенности финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции



В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти самостоятельны. Одним из признаков их самостоятельности является финансовая независимость и финансовая обеспеченность судебных органов. Это закреплено в статье 124 Конституции Российской Федерации: «Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом».

В развитие данных конституционных положений Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[109] определяет общую схему финансирования судов, которая еще более детализируется в Федеральном законе «О финансировании судов Российской Федерации» и ряде иных законов[110].

В этих законах тоже закреплено, что суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета, в котором ежегодно отдельными строками должно предусматриваться выделение средств на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов.

Проект федерального бюджета в части финансирования судов разрабатывает Правительство Российской Федерации во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента и с Советом судей Российской Федерации. При этом надо учитывать, что планирование и непосредственно финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указываться отдельными строками в федеральном бюджете.

Кроме того, Закон о финансировании судов устанавливает, что Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации должно учитывать в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти.

В случае, когда при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов возникают разногласия Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.

При дальнейшем обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации вправе участвовать представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента.

В случае если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, закон устанавливает, что суды и Судебный департамент финансируются ежемесячно в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год. Эти суммы должны перечислятся до 10-го числа текущего месяца[111]. В случае же их неперечисления либо неполного их перечисления в такой срок их списание со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента.

В процессе исполнения федерального бюджета финансирование судов Российской Федерации должно производиться в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Закон устанавливает, что Правительство Российской Федерации при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Законом предусматривается возможность уменьшения размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год. Однако при этом оговаривается, что такое уменьшение финансирования судов не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации, а более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации[112]. При этом смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом[113].

Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации должно осуществляется ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами. При этом согласно решения Совета судей РФ, в случае необходимости при наличии общей экономии ассигнований, выделенных на текущий финансовый год, при отсутствии задолженности по выплате заработной платы и начислениям на нее, федеральные суды могут направлять эту экономию на покрытие задолженности по текущим хозяйственным расходам[114].

Финансирование осуществляется по целевым статьям расходов в соответствии с перечнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Таким образом, в современное время каждый год в Российской Федерации принимается федеральный закон «О Федеральном бюджете на текущий год», где предусматриваются денежные средства по разделу 0200 – «Судебная власть», которые должны финансово обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Так, например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено, что финансирование судов осуществляется в пределах расходов, утвержденных по разделу «Судебная власть» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, исходя из следующей штатной численности на 31 декабря 2004 года:

- судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 22 265 единиц, военных судей в количестве 907 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) соответственно - 51 325 единиц и 1 567 единиц, из них военнослужащих - 240 единиц;

- персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации, устанавливаемой Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах выделенного фонда оплаты труда;

- федеральных государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации - 6 148 единиц, в том числе центрального аппарата - 467 единиц, из них военнослужащих - 53 единицы;

- судей Верховного Суда Российской Федерации (включая судей Военной коллегии) - 125 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) - 843 единицы, из них военнослужащих - 52 единицы;

- судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 90 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) - 387 единиц;

- судей системы арбитражных судов Российской Федерации - 3 758 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) - 7 252 единицы.

Применительно к системе судов общей юрисдикции непосредственно право на бюджетные ассигнования из федерального бюджета имеют Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, как главные распорядители соответствующих бюджетных средств.

В свою очередь Судебный департамент и входящие в его систему органы, организационно обеспечивая деятельность большинства судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы, в том числе и финансовые[115].

Финансовое обеспечение судов общей юрисдикции в СССР и Российской Федерации до 1998 года производилось в основном через финансовые органы Министерства юстиции СССР (Российской Федерации)[116].

Принятый в 1996 году Закон о судебной системе положил начало изменению такого положения дел – большая часть вопросов организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, в том числе представление в их распоряжение необходимых финансовых ресурсов, были провозглашены полномочиями Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента[117].

С принятием в 1998 году Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», закрепившим положения о том, что только Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, состоялась передача обеспечения деятельности большинства судов общей юрисдикции от Министерства юстиции Российской Федерации Судебному департаменту[118].

С 1999 года в бюджетах Российской Федерации, принимаемых на год, целенаправленно для судебной власти стали планировать бюджетные средства по разделу 0200. Финансирование Верховного Суда Российской Федерации стало осуществляться напрямую из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а распорядителем бюджетных средств для верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов и военных судов теперь является Судебный департамент.

Судебный департамент на основании приказа Генерального директора департамента от 14 августа 1998 г. № 28 «О порядке приема финансирования судов общей юрисдикции от управления юстиции Российской Федерации» осуществил прием финансирования судов с 1 сентября 1998 года.

Финансирование верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных и флотских военных судов теперь осуществляет центральный аппарат Судебного департамента, который также полномочен осуществлять контроль за расходованием ими бюджетных средств.

Созданные в субъектах Российской Федерации управления (отделы) Судебного департамента, т. е. территориальные подразделения, стали обеспечивать деятельность судов общей юрисдикции на местах, в том числе и путем финансового обеспечения, на основании поступивших на их счета бюджетных средств. Согласно ст. 14 Закона о Судебном департаменте его территориальные управления и отделы стали полномочны осуществлять финансирование районных судов, мировых судей и квалификационной коллегии судей в субъекте Российской Федерации, контролировать расходование ими бюджетных средств, проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности.

В связи с этим начальниками управлений и отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в срок до 25 августа 1998 года были зарегистрированы территориальные управления (отделы) во внебюджетных фондах: в Пенсионном фонде, в Фонде обязательного медицинского страхования, в Фонде социального страхования, в Фонде занятости, в органах статистики и налоговой инспекции, а также открыты бюджетные счета этих территориальных подразделений в территориальных органах Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а также ряд иных мероприятий (по оформленного юридического адреса территориального управления (отдела) и т.д.).

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества является составной частью обеспечения их деятельности и представляет собой предусмотренный законом комплекс мероприятий по планированию и закреплению в федеральном бюджете финансовых ассигнований для органов судебной власти, передаче на их счета этих финансовых ресурсов, а также по контролю за расходованием ими бюджетных средств, необходимых в целях полного и независимого осуществления судами правосудия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.003 с.)