Г. И. Близнец, Н. А. Рябцева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. И. Близнец, Н. А. Рябцева



ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Гомель 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра философии, истории и политологии

 

Г. И. БЛИЗНЕЦ, Н. А. РЯБЦЕВА

 

 

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

 

Рекомендовано учебно-методическим объединением в сфере

высшего образования по гуманитарному образованию в качестве

учебно-методического пособия для студентов заочной формы

образования, обучающихся по специальностям профиля

образования I «Техника и технологии»

 

 

Гомель 2013


УДК 94(476)

ББК 63.3

Б69

 

Р е ц е н з е н т ы: канд. ист. наук, доцент кафедры «Новое и новейшее время» БГУ А. И. Маскевич; канд. ист. наук, доцент кафедры «История Беларуси древнего времени и средних веков» БГУ В. А. Сосно.

 

Одобрено методической комиссией заочного факультета БелГУТа

 

Близнец, Г. И.

Б69 История Беларуси: учеб.-метод. пособие / Г. И. Близнец, Н. А. Рябцева; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2013. - 255 с.

ISBN 978-985-554-129-6

 

 

Предложена модульная технология обучения студентов-заочников с целью повышения эффективности контроля знаний.

Структурно выделены три части. В первой даются предметные рекомендации и требования к выполнению контрольной работы. Вторая часть представляет теоретический модуль, третья – практикум, включающий тематику контрольных работ, проблемные вопросы, тест-тренинг.

Для студентов заочной формы обучения, а также всех, кто интересуется историей Беларуси.

 

УДК 94(476)

ББК 63.3

ISBN 978-985-554-129-6 © Близнец Г. И., Рябцева Н. А., 2013

© Оформление. УО «БелГУТ», 2013


оглавление

Введение..............................................................................................................  
1 Методический модуль…………………………………………………………….  
1.1 Предмет, цели, задачи и содержание курса «История Беларуси»…………  
1.2 Методические рекомендации и требования к выполнению контрольной работы по курсу «История Беларуси»……....................  
2 Теоретический модуль………….………………………..................................  
2.1 Список основных сокращений..……………………………………………..  
2.2 Словарь терминов и понятий ………..……………………………………...  
2.3 Персоналии …………………………………………………………………….  
2.4 Хронология……..……………………………………………………………….  
3 Практический модуль…………………...………………………………………..  
3.1 Тематика контрольных работ по курсу «История Беларуси»................  
3.2 Задания СУРС по курсу «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»…………….  
3.3 Тестовый контроль…..………………………………………………………..  
3.4 Проблемные вопросы по курсу «История Беларуси»….………………..  
   

 

 

Можно … полагать истинным,

что судьба распоряжается половиной наших поступков,

но управлять другой половиной

или около того она предоставляет нам самим.

Н. Макиавелли

 

История есть наука народного самопознания.

С. М. Соловьев

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящий период развития общества, когда старые резервы цивилизационного роста во многом исчерпаны и идут поиски новых путей, происходит качественная переориентация мировой образовательной политики, её подлинная гуманизация и обеспечение всесторонней подготовки специалиста любого профиля знаниями о человеке и обществе.

Свобода от прошлого уже породила в мире «эгоизм сиюминутности». Человечество стоит перед необходимостью научиться так ориентировать исторический процесс, чтобы предотвратить глобальные катастрофы и культурное вырождение. Именно историческое знание может избавить от фатализма, показывая различные модели самостановления общества в прошлом, обнаруживая в нем свободу и ответственность человека как реальной силы истории.

Современный человек в условиях открытости мира оказался перед необыкновенной свободой выбора (системы ценностей, образования, товаров и услуг, сфер деятельности и др.), но вопрос заключается в том, готов ли он к выбору. В этой связи главной задачей является формирование подлинно активной гуманистически ориентированной личности, способной решать глобальные и локальные проблемы в условиях инновации.

Качественное высшее образование, к какой бы предметной области оно ни принадлежало, невозможно без критического гуманитарного начала. Если говорить об университете как социальном институте, то только гуманитарная составляющая способна обеспечить воспроизводство и развитие ценностной сферы в обществе, в государстве. В конечном счете – в мире. Эта ценностная сфера необходима для формирования думающих политических и социальных субъектов, настоящих граждан, не просто автоматически лояльных к своей стране или обществу, но активно и критически участвующих в преобразовании социума, реально болеющих за его будущее. Воспитание таких личностей, может быть, даже более важная задача высшего образования, чем наделение студентов неким набором актуальных знаний и умений.

Вузовский курс истории Беларуси, будучи целостным, является базовым в формировании гуманитарного образования, включает ряд серьезных компонентов гуманитарных знаний: систематические знания социальных, экономических, политических и культурных процессов в Беларуси с древнейших времен и до наших дней, которые изучаются на богатом фактическом материале в мировом и регионально-историческом контексте с учетом цивилизационных характеристик.

Учебная дисциплина, которую студенты начинают осваивать, содержит комплексный подход к изучению и осмыслению истории формирования и становления белорусского этноса, процесса государственной консолидации белорусского народа. Предметом изучения данного курса являются закономерности, особенности и противоречия социально-политического, экономического развития Беларуси и государств, в состав которых она входила, эволюция общественно-политической мысли, история политических партий и движений, соотношение демократии и диктатуры, революций и реформ в белорусско-российской и советской истории, проблема альтернатив общественно-политического развития. Вместе с тем, вышеназванный курс создает основу для глубокого последующего усвоения вами других гуманитарных дисциплин, обобщающих мировой опыт политического, социального и культурного развития человечества.

В чем отличие изучения истории Беларуси в рамках университета от школы? Вузовский курс сосредоточивается на теоретическом осмыслении и систематизации исторических знаний, направлен на активизацию вашей интеллектуальной деятельности. Он поможет вам искать ответы на актуальные вопросы общественного развития, выяснить истоки их возникновения, сформировать вашу личную ответственность за судьбу своего Отечества.

 


Методический модуль

1.1 Предмет, цели, задачи и содержание курса «История Беларуси»

Предметом изучения курса «История Беларуси» является система закономерностей и особенностей процесса государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и европейской истории.

Цель данного курса – формирование социально-личностных компетенций студентов, которые обеспечивают их самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства принадлежности к судьбе страны и ее истории.

Учебные задачи курса:

· усвоение и использование учебной и исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации;

· осознание системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности;

· формирование готовности студента как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· знать:основные теории общественного развития, особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Беларуси; этапы формирования белорусского народа в разные исторические периоды; исторические модели модернизации общества и государства, советский опыт модернизации и цивилизационного развития белорусского общества; достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие белорусского народа; этапы становления форм государственности на территории Беларуси, белорусской государственности и государственного суверенитета Республики Беларусь; место и роль белорусских земель в геополитических процессах в различные исторические периоды, вклад белорусского народа в Победу над фашизмом, значение и место суверенной Республики Беларусь в современном мире;

· уметь: применять формационный и цивилизационный подходы к изучению истории при характеристике особенностей исторического развития белорусского народа; характеризовать условия и результаты формирования белорусского народа в различные исторические периоды; осуществлять сравнительный анализ реформ и революций в процессе модернизации белорусского общества, оценивать результаты деятельности советской общественно-политической системы в БССР, определять сущностные характеристики белорусской модели социально-экономического развития; объяснять влияние разных культурно-цивилизационных факторов на развитие Беларуси и оценивать основные достижения в развитии материальной и духовной культуры, использовать культурно-историческое наследие в своей профессиональной деятельности и обогащать ее; анализировать процесс становления белорусской государственности и укрепления суверенитета Республики Беларусь; характеризовать геополитическое положение белорусских земель в различные исторические периоды, оценивать значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, анализировать место и роль суверенной Республики Беларусь в условиях глобализации мировых процессов.

Введение в дисциплину «История Беларуси»

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизации. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Цивилизация как стадия развития общества. Типы цивилизаций: традиционная (аграрно-ремесленная), индустриальная, постиндустриальная (информационная). Предмет изучения истории Беларуси в контексте цивилизационного регионального развития как составной части восточнославянской и общеевропейской истории. Отечественные историографические школы. Источники изучения истории Беларуси.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.012 с.)