Условия формирования характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования характера



§ Развитие самосознания личности, так как отношение к себе, лежащее в его основе, определяет все виды других отношений, в которых обнаруживает себя характер. Поэтому формирование самосознания выступает тем первокирпичиком, из которого затем выстраивается все «здание» характера. На это положение хотелось бы обратить особое внимание, так как часто считается, что основы характера закладываются в раннем детстве, их практически невозможно изменить в более позднем возрасте. Однако в раннем детстве характер полностью не формируется, так как в этом возрасте у ребенка еще не сформировано самосознание. Поскольку самосознание личности продолжает складываться и развиваться и в старшем возрасте, то параллельно идет и процесс формирования характера.

§ Более того, чем сильнее развито самосознание индивида, тем более он способен к самовоспитанию, т.е. к изменению своего характера. Поэтому самовоспитание, участие самого человека в прогрессивном развитии своей личности – важное условие формирования характера. Именно человек, какими бы ни были объективные обстоятельства, сам участвует в выработке своего характера. Он ставит в нем последнюю точку.

§ Межличностные отношения в детском саду, в школе, в семье, в трудовом коллективе очень важны, так как отношение к другим людям во многом определяет характер человека. В раннем возрасте у ребенка закладываются такие черты, как доброта, сострадание, способность к сопереживанию. Их появление во многом определяется степенью гуманности и доброжелательности межличностных отношений, в которых воспитывается ребенок. Он должен чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в том, что его любят родители и все, кто находится рядом с ним.

§ Общение и психологическое влияние со стороны других людей в самых своих разнообразных формах формируют в человеке определенные черты характера. Более того, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает значительный отпечаток на их характеры. В результате совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга.

§ Создание соответствующих жизненных ситуаций и организация необходимых способов поведения. Это обусловлено тем, что каждая черта характера проявляется и формируется только в определенных жизненных ситуациях, за пределами которых не представляется возможным воспитать нужные черты характера.

§ При формировании черт характера необходимо повышать уровень обобщенности соответствующих способов поведения в той или иной конкретной и единичной жизненной ситуации. Необходимым условием этого является расширение жизненного (социального) пространства заданного способа поведения. Например, для обобщения честности как важнейшего нравственного качества личности, нужно транслировать ее на все возможные ситуации, связанные с необходимостью быть порядочным, надежным и правдивым человеком. В противном случае произойдет фиксация на какой-то конкретной ситуации. И тогда честность не сможет перерасти в черту характера. Согласитесь, трудно назвать человека честным, если соответствующее поведение распространяется лишь на какую-либо конкретную, единичную ситуацию.

§ Использование положительной мотивации в качестве вознаграждения за всякие попытки и успехи ребенка в овладении заданным способом поведения. По мере становления той или иной черты характера ребенок начинает вести себя соответствующим образом не в силу внешнего принуждения, а в силу притягательности самого мотива. Это возможно лишь при условии появления позитивной мотивации, сопровождаемой положительными эмоциями.

§ Особенности социальной среды: родители, воспитатели, учителя, люди из ближайшего окружения, средства массовой информации (прежде всего телевидение), писатели, режиссеры и т.п. Какова социальная среда, таково и ее воспитывающее воздействие на ребенка, находящегося в ней. Любые отклонения в социальной среде порождают соответствующие деформации характера.

 

Понятие «способности», структура способностей и условия их формирования

Понятие «способности»

Способности – это такие личностные свойства, которые определяют уровень успешности освоения какой-либо деятельности или общения. Когда в одинаковых условиях люди достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, то говорят о наличии способностей у одних людей и их отсутствии у других. Вам, вероятно, приходилось наблюдать в жизни такое явление: способный человек, имея одинаковые условия с другими (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия), достигает большего успеха по сравнению с менее способными людьми. Итак, понятие «способности» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Связь способностей и задатков:

§ Задатки – естественное условие развития способностей, это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движений, которые могут оказаться условиями выполнения какой-либо деятельности. К задаткам можно отнести, к примеру, сензитивность (повышенную чувствительность), поскольку она обусловлена особым строением органов чувств и нервной системы. Это проявляется в низком абсолютном пороге чувствительности. Так, художники-живописцы имеют особо тонкую чувствительность к цвету и его оттенкам.

§ Способности – это синтез человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности, обеспечивающий высокие достижения в ней. Для более глубокого понимания природы способностей необходимо видеть их связь с процессом развития личности.

Взаимосвязь развития личности и способностей:

§ Вопрос о развитии способностей неотделим от общей проблемы развития личности человека. Поэтому когда способности соотносят только с требованиями конкретной деятельности и достижением успеха в ней, то при этом теряют того, кто обладает этими способностями, а именно – личность. Весь склад личности влияет на проявление и развитие ее способностей. Поэтому способности – это важнейшая сторона духовного облика личности. Именно способности тесно связаны с ее интересами и интеллектом в целом.

§ Структура способностей зависит от развития личности. Способность нельзя свести к какому-либо человеческому свойству (хорошее различение цвета, чувство пропорции, музыкальный слух и т.д.). Между задатками и способностями находится весь путь формирования и развития личности. Задатки могут развиваться в различных направлениях, так как они выступают как природные предпосылки и условия развития способностей. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Образцами многостороннего развития личности являются Леонардо да Винчи, Шекспир, Пушкин.

§ Более подробно этот вопрос раскрывается через общие и специальные способности в структуре личности:

а) общие способности – это такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками;

б) специальные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной и т.п.).

Специальные и общие способности нельзя противопоставлять друг другу: лишь их единство и взаимопроникновение помогает понять ведущие интересы и ценности личности. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании способностей.

Уровни развития способностей. Выделяют 2 уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

§ Репродуктивный: человек, находящийся на этом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, формировать умения и навыки по предложенному образцу.

§ Творческий: человек, находящийся на этом уровне, создает новое, оригинальное, неповторимое (самый высокий уровень творчества в структуре способностей – одаренность, талант, гений).

Репродуктивный и творческий уровни развития способностей нельзя рассматривать как нечто данное и неизменное: как творческая деятельность немыслима без репродуктивной, так и репродуктивная может включать элементы творчества.

Признаки одаренных детей:

§ Одаренность – это единство и взаимопроникновение общих и специальных способностей.

§ Раннее развитие способностей (правда, известно немало случаев, когда одаренность проявляется поздно: если ребенок начинает поздно говорить, его считают необучаемым, а потом он оказывается талантливым человеком).

§ Яркое богатое воображение и фантазия.

§ Повышенная познавательная активность, ненасытная любознательность.

§ Отчетливо выражено и образное, и абстрактное мышление. Способность мыслить нестандартно.

§ Умение работать самостоятельно, склонность к самовыражению и самоутверждению.

§ Раннее формирование зоны особых интересов (музыка, биология, шахматы, математика, театр, стихи и т.д.).

§ Высокая самооценка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.011 с.)