Динамика основных показателей, характеризующих состояние рынка труда в разрезе субъектов юфо в 2008-2010 годах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика основных показателей, характеризующих состояние рынка труда в разрезе субъектов юфо в 2008-2010 годах



Наименование Уровень безработицы по методологии МОТ в среднем за период (процентах от ЭАН)[90] Уровень регистрируемой безработицы на конец периода (процентах от ЭАН)[91] Напряженность регистрируемого рынка труда (человек на 1 вакансию)[92]
2008 год 2009 год 2010 год 2008 год 2009 год 2010[93] год 2008 год 2009 год 2010[94] год
Российская Федерация 6,3 8,4 7,5 2,0 2,8 2,1 1,9 3,2 1,8
Республика Адыгея 7,7 7,9 9,2 3,1 2,5 2,2 3,1 5,0 1,7
Республика Калмыкия 16,0 16,6 15,0 3,6 3,8 3,2 14,4 47,8 13,5
Краснодарский край 4,8 7,2 6,7 0,9 1,1 1,0 0,8 1,2 0,7
Астраханская область 7,5 10,0 8,3 1,4 2,2 1,9 2,3 4,0 4,1
Волгоградская область 8,1 10,4 8,0 1,7 2,7 1,9 1,7 3,3 1,6
Ростовская область 6,6 8,4 7,8 1,3 1,7 1,3 1,4 2,2 1,2

Ключевой проблемой на рынке труда, сдерживающей долгосрочное устойчивое социально-экономическое развитие Ростовской области, является профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

1. Кадровый дефицит на рынке труда. Спрос на трудовые ресурсы в регионе постоянно растет, и на рынке труда уже ощутим дефицит квалифицированных рабочих и работников инженерных специальностей. Это подтверждается как низкими показателями регистрируемой безработицы – 1,3 процента (в Российской Федерации – 2,1 процента), так и высокой долей вакансий по рабочим профессиям в составе потребности, заявленной в органы службы занятости населения (более 70 процентов). Данный процесс в связи с демографическими тенденциями (превышением показателей смертности населения над показателями рождаемости и снижением миграционного притока в область) будет усиливаться. Наиболее проблемными с точки зрения поиска и привлечения персонала уже являются, и в перспективе эта тенденция сохранится, традиционные производства (некоторые обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и другие), которые характеризуются не самыми благоприятными условиями труда и невысокой заработной платой[95]. Как правило, данные виды деятельности уже характеризуются высоким средним возрастом работающих. Серьезный кадровый дефицит будет испытывать основная зона экономического развития региона – Ростовская агломерация. Кадровый вопрос будет актуальным для монопрофильных городов Гуково и Зверево при реализации комплексных инвестиционных планов модернизации.

2. Квалификационный дисбаланс является одним из факторов, сдерживающих реализацию трудового потенциала Ростовской области в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов. Наиболее остро квалификационный дисбаланс выражается в нехватке рабочих кадров. Так, из общего количества вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости, более 70 процентов приходится на рабочие профессии, что не соответствует структуре предложения рабочей силы. Наибольшее число заявок поступило от предприятий оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, транспорта и связи, сельского хозяйства, строительства. Наиболее востребованными профессиями являются: продавец, повар, оператор швейного оборудования, слесарь-ремонтник, электрик, фрезеровщик, токарь, электрогазосварщик, монтажник, бетонщик, слесарь механосборочных работ, сверловщик, заливщик металла, токарь, водитель, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, животновод, овощевод и другие профессии. При сохранении сложившейся ситуации в перспективе ожидается обострение квалификационного дисбаланса на региональном рынке труда. Так по предварительным оценкам в ближайшие четыре года экономика области будет нуждаться более чем в 100 тыс. специалистах по 350 рабочим профессиям.

Указанная диспропорция на рынке труда во многом объясняются, с одной стороны, несоответствием спроса на образовательные услуги в разрезе специальностей потребностям рынка труда, обусловленного как экономическими причинами (уровень оплаты труда, социальные гарантии и т. п.), так и социальными (престижность профессии, социальный статус и т. п.). В свою очередь, высшее образование, реагируя на социальный запрос со стороны учащихся и не имея точных квалификационных требований, характеризующих новые рабочие места, формирует неадекватную региональной экономике структуру специальностей, по которым ведется подготовка кадров. После окончания вузов выпускники вынуждены работать не по специальности, либо уезжать из региона, либо работать на должностях, не требующих высшего образования. С другой стороны, система образования оказывается инертной по отношению к рынку труда, в результате чего возникает существенный временной лаг в перестройке структуры и состава предлагаемых специальностей.

3. Территориальный дисбаланс главным образом обусловлен недостаточной трудовой мобильностью населения и высоким уровнем дифференциации социально-экономического развития различных муниципальных образований. Так, в 2009 году по показателю напряженности на рынке труда[96] разрыв между минимальным значением в городе Новочеркасске – 0,8 человек на одну вакансию, и максимальным в Обливском районе (38,5 человек на одну вакансию), составлял 48 раз. Также значительная (почти двукратная) дифференциация наблюдается между уровнем зарегистрированной безработицы в городских округах и муниципальных районах. В разрезе муниципальных образований самая высокая потребность заявлена работодателями в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Каменске-Шахтинском, Волгодонске, Новошахтинске и в Белокалитвинском, Красносулинском, Сальском, Усть-Донецком, Морозовском, Миллеровском районах.

Стратегической целью кадровой политики в Ростовской области является повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение уровня общей безработицы, обеспечение экономики Ростовской области высококвалифицированными кадрами.

 

Для достижения поставленной цели необходимо:

- снизить уровень общей безработицы за счет создания новых производств;

- организовать профессиональную подготовку и переподготовку, повысить квалификацию кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

- усилить ответственность участников социально-трудовых отношений;

- повысить социальную и профессиональную мобильность населения Ростовской области;

- регулировать приток иностранной рабочей силы на территорию Ростовской области с учетом потребностей рынка труда;

- улучшить условия и охрану труда работающих, предупредить производственный травматизм.

Основой устойчивого социально-экономического развития региона являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения, позволяющие преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы. Это, в свою очередь, предполагает:

- развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной безработицы;

- создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения по трудовой деятельности;

- развитие трудовой мобильности.

 

Исходя из стратегических целей и задач по развитию рынка труда, в качестве основных мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе, необходимо реализовать:

1. Мониторинг ситуации на рынке труда. В целях повышения объективности анализа и прогноза ситуации на рынке труда необходимо продолжить проведение мониторингов:

- ситуации на регистрируемом рынке труда в территориальном и профессиональном разрезах, включая реализацию мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда;

- увольнений и неполной занятости работников организаций;

- эффективности реализации мероприятий по развитию самозанятости безработных граждан.

2. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики. С целью создания условий для повышения качества рабочей силы, а также приведения количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы в соответствии с потребностями формирующейся инновационной экономики, необходимо:

- продолжать модернизацию системы профессионального образования всех уровней: разработка интегрированных программ подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров по смежным (родственным) профессиям и специальностям; продолжить работу по корректировке объемов, профилей (направлений) и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест кадрами необходимой квалификации;

- вести систематическую информационно-пропагандистскую кампанию по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий, осуществлять мероприятия по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи;

- развивать практику формирования государственного заказа на подготовку кадров на региональном уровне на основе оценки качества образовательных программ, уровня подготовки и конкурентоспособности на рынке труда выпускников учреждений профессионального образования всех уровней, мониторинга трудоустройства и прогноза распределения выпускников образовательных учреждений всех уровней по каналам занятости, в том числе обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, а также состоящих на учете в качестве безработных;

- продолжать практику организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования всех уровней с привлечением наставников из числа работников организаций;

- развивать профессиональную мобильность рабочей силы на основе системы внутрифирменного повышения квалификации и непрерывного профессионального обучения, а также системы профессионального обучения безработных граждан.

3. В целях развития трудовой мобильности необходимо:

- создание условий, стимулирующих безработных граждан к переезду или переселению в другую местность для работы на основе адресности государственной поддержки безработных граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другой регион;

- привлечение и использование иностранных работников с учетом перспективных потребностей экономики на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

- создание условий, стимулирующих возвращение в Ростовскую область квалифицированных специалистов, выехавших ранее в связи с поиском престижной работы.

4. С целью повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения предлагается осуществлять:

- развитие информирования населения и работодателей о положении на рынке труда и реализации мероприятий по содействию занятости населения с использованием различных информационных источников: печатные и электронные средства массовой информации, наружная реклама; организация специальных проектов с печатными изданиями регионального и муниципального покрытия; расширение информационной базы регионального банка вакансий, формирование регионального сегмента информационного портала «Работа в России», обеспечивающего доступ из любой точки Российской Федерации к сведениям о гражданах, ищущих работу, и вакансиях, предоставляемых работодателями;

- оказание услуг в электронном виде с использованием информационного интернет-портала, с помощью которого пользователи сети Интернет смогут вести поиск вариантов трудоустройства и профессионального обучения, размещать свои резюме и следить за ходом оказания государственной услуги в формате «личного кабинета»;

- развитие мобильных технологий на базе мобильных офисов занятости населения, обеспечивающих проведение информационной, консультационной и профориентационной работы в отдаленных поселениях области, оказание предувольнительных консультаций на предприятиях и в организациях, планирующих массовые увольнения работников, а также проведение адресной работы с отдельными категориями граждан: молодежь, воспитанники детских домов и домов-интернатов, учащиеся школ, лица, освобождаемые из учреждений исполнения наказания и другие.

 

В результате реализации стратегических целей и задач, направленных на решение ключевых проблем на рынке труда Ростовской области на период до 2020 года, будет обеспечено:

- снижение уровня общей безработицы;

- рост доходов населения от трудовой деятельности;

- повышение мотивации к трудовой деятельности.

 

Образование

В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности «Образование» составила 147 229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.

В сравнении с другими видами деятельности заработная плата работников образования является одной из самых низких и значительно уступает среднеобластному значению: в 2010 году среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника составила 11 132,8 руб. против 15 243,9 руб. В то же время по итогам 2009 года сектор образования Ростовской области характеризуется самым высоким значением показателя в сравнении с другими субъектами ЮФО.

В 2010 году расходы консолидированного бюджета Ростовской области на образование составили 29 997,1 млн. руб., или 23,9 процента от общего объема расходов. При этом за последние 5 лет наблюдается сокращение доли образования в структуре расходов консолидированного бюджета Ростовской области (в 2006 году эта доля составляла 27,2 процента). В сравнении с остальными субъектами ЮФО по данным за 2009 год Ростовская область характеризуется самой высокой долей расходов на образование в структуре расходов консолидированного бюджета Ростовской области.

Развитие системы образования области на сегодняшний день осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» и иными программами.

 

Общее образование

Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в области осуществляется по 6 направлениям государственной поддержки и развития школьного образования:

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса.

4. Изменение школьной инфраструктуры.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Расширение самостоятельности школ.

Приоритетным направлением развития в сфере общего образования является работа по развитию системы дошкольного образования. В 2011 году в области функционирует 1 400 (в 2010 году – 1 365) образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе 1 275 детских садов (в 2010 году– 1 268 ед.). По оперативным данным в 2011 году количество мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составляет 124 336 ед. (в 2010 году– 120 268 ед.), соответственно, численность детей дошкольного возраста, посещающих эти учреждения, зафиксировано на отметке 139,7 тыс. чел. (в 2010 году – 131,3 тыс. чел.).

Охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования в 2011 году составляет 49,3 процента (в 2010 году – 55 процентов). Удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования в среднем по области находится на уровне 78,1 процента (в 2010 году – 78,9 процента).

Несмотря на принимаемые системные меры, отмечается существенный рост очередности в дошкольные образовательные учреждения (на 1 января 2011 очередность составила 39,2 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет (от 0 до 3 лет – 29,2 тыс. чел., от 3 до 7 – 10,1 тыс. чел.). Обеспечение дошкольным образованием детей в возрастной группе от 3 до 7 лет наиболее важно для создания равных стартовых возможностей с целью последующего получения детьми начального общего образования.

Всего в 2007-2010 годах средства областного бюджета были направлены на капитальный ремонт 154 дошкольных образовательных учреждений, построено восемь новых детских садов на 795 мест, возвращено в сеть 20 зданий, ранее перепрофилированных под другие цели, с общим приростом 2 026 мест. В целом выполнение перечисленных мероприятий позволило за последние четыре года ввести дополнительно около 16 тысяч дошкольных мест. До конца 2011 года дополнительно прогнозируется введение в Ростовской области более 4 тыс. дошкольных мест. Во всех муниципальных образованиях области сформированы долгосрочные целевые программы и планы мероприятий на среднесрочную перспективу, утвержденные главами администраций муниципальных образований, по развитию сети дошкольных образовательных учреждений. В рамках реализации программ и планов в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на общедоступность дошкольного образования к 2020 году в Ростовской области планируется достигнуть 80 процентов охвата детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования.

Область активно участвует в реализации направлений приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Ростовской области позволила модернизировать материально-техническую базу 267 инновационных школ и 7 учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), оказать господдержку более 1 251 лучшим учителям области и свыше 18 тысячам классных руководителей, обеспечить доступ всем общеобразовательным учреждениям области к сети Интернет, выявить и поощрить около 700 представителей талантливой молодежи Дона, оснастить школы области современными предметными кабинетами, реализовать проект по совершенствованию организации питания обучающихся 34 школ города Таганрога, создать условия 209 детям-инвалидам для получения качественного образования в дистанционной форме с помощью интернет-технологий.

В соответствии с федеральным сетевым графиком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2011 году планируется реализация следующих направлений и мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО):

- поощрение лучших учителей;

- развитие дистанционного образования детей-инвалидов;

- государственная поддержка талантливой молодежи;

- ежемесячное вознаграждение за классное руководство.

Кроме того, Ростовская область в 2011 году принимает участие в реализации новых направлений ПНПО:

- модернизация муниципальных систем дошкольного образования;

- реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В то же время необходимо отметить сохраняющееся отставание общеобразовательных учреждений Ростовской области по уровню компьютеризации от лидеров ЮФО. Так, на начало 2009/2010 учебного года число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) на 1 000 обучающихся составило в Ростовской области 61 единиц, в то время как в Краснодарском крае и Волгоградской области – 87 и 69 единиц, соответственно.

В Областной долгосрочной целевой программе «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы» на закупку современного компьютерного оборудования для государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования в 2011 году предусмотрены средства для приобретения около 6 300 единиц компьютерной техники, что позволит уменьшить нагрузку на 1 персональный компьютер до 10 учащихся (13,5 учащихся – 2010 год).

Большое внимание уделяется поддержке сельских школ. На 1 сентября 2011 года в регионе функционирует 730 сельских школ, 127 филиалов, в них обучается 130 755 человек. Из них – 344 малокомплектные (46,4 процента), в которых обучается 24 798 человек (19 процентов от общего количества обучающихся сельских школ).

В связи с демографической ситуацией за последние 10 лет контингент обучающихся в сельских школах снизился более чем на 80 тыс. человек, в том числе за последние 3 года почти на 7 тыс. человек, что сказалось на наполняемости классов, эффективности использования проектных мощностей зданий, учебных кабинетов, нагрузке учителей. Демографические процессы и миграция населения, выражающаяся в концентрации населения в городах и оттоке из сельских районов приводит к неадекватности территориального распределения инфраструктуры образовательных учреждений. Так, если в Кашарском районе на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходится 58 воспитанников (минимальное значение показателя), то в городе Ростове-на-Дону – 147 (максимальное значение показателя). В результате оптимизации сети общеобразовательных учреждений за последние 3 года в Ростовской области сеть муниципальных сельских общеобразовательных учреждений сократилась на 32 школы. Заполняемость сельских школ на 1 сентября 2011 года составила 65 процентов, причём 273 школы (37 процентов) заполнены менее чем на 50 процентов.

В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми Ростовской области независимо от места проживания осуществляется подвоз обучающихся II и III ступени из малокомплектных к базовым (опорным) школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы. Для этих целей за период с 1999 года по 2010 год в муниципальные районы области поставлено 1 124 автобуса. В 2010 году за счет средств федерального и областного бюджетов приобретено 180 школьных автобусов, что позволило на 47,4 процента от числа несоответствующих стандарту автобусов обновить школьный автопарк и обеспечить безопасный подвоз детей к опорным школам.

Реализация данного направления позволила улучшить условия обучения более чем 33 тыс. обучающихся.

За период с 2005 года по 2010 год в сельских территориях области за счет средств областного бюджета:

- капитально отремонтированы более 400 муниципальных образовательных учреждений на сумму свыше 4,6 млрд. руб.;

- построены и введены в эксплуатацию 3 школы на 1 178 мест.

Проведение ремонтных работ, противопожарных и антитеррористических мероприятий, газификации позволило значительно повысить безопасность и комфортность пребывания детей в образовательных учреждениях.

 

Профессиональное образование

Ростовская область по праву является центром высшего профессионального образования на Юге России. По данным за 2009/10 учебный год в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее – ОУ ВПО) Ростовской области обучалось 217,7 тыс. человек, что является самым большим значением показателя по сравнению с другими субъектами ЮФО. (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Численность студентов ОУ ВПО в 2009/2010 учебном году (на начало учебного года), тыс. человек [97]

Наименование субъекта ЮФО всего в том числе
государственные и муниципальные негосударственные
Республика Адыгея 20,2 19,1 1,1
Республика Калмыкия 13,4 9,8 3,6
Краснодарский край 190,7 146,4 44,3
Астраханская область 44,3 38,9 5,4
Волгоградская область 119,5 93,6 25,9
Ростовская область 217,7 195,3 22,5

По числу ОУ ВПО Ростковая область уступает только Краснодарскому краю – 27 образовательных учреждения против 34, соответственно. В то же время необходимо отметить, что Ростовская область является абсолютным лидером по числу государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования число которых в 2009/2010 учебном году составляло 16 (табл. 6.6).

 

Таблица 6.6

Число ОУ ВПО в 2009/2010 учебном году (на начало учебного года), единиц [98]

Наименование субъекта ЮФО всего в том числе
государственные и муниципальные негосударственные
Республика Адыгея     -
Республика Калмыкия     -
Краснодарский край      
Астраханская область      
Волгоградская область      
Ростовская область      

 

В рассматриваемом периоде в Ростовской области действовал 61 филиал ОУ ВПО, что является вторым по величине значением показателя после Краснодарского края – 93 (табл. 6.7).

Таблица 6.7

Число филиалов ОУ ВПО в 2009/2010 учебном году (на начало учебного года), единиц [99]

Наименование субъекта ЮФО всего в том числе
государственные и муниципальные негосударственные
Республика Адыгея      
Республика Калмыкия      
Краснодарский край      
Астраханская область      
Волгоградская область      
Ростовская область      

 

Одной из отличительных особенностей системы высшего профессионального образования Ростовской области является расширенная филиальная сеть. Филиалы ведущих вузов Ростовской области успешно осуществляют свою деятельность как в субъектах ЮФО, так и республиках Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольском крае.

ОУ ВПО Ростовской области являются активными участниками процесса модернизации системы образования не только в регионе, но и в целом в России. В частности, идея интеграции учреждений высшего профессионального образования трансформировалась в создание федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (далее – ФГАОУ ВПО ЮФУ).

Другое направление – расширение взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования. Большинство университетов области действуют сегодня как университетские комплексы, включающие в себя образовательные учреждения среднего профессионального образования. Целью данных мероприятий является более тесная интеграция образовательных учреждений области, повышение образовательной активности населения Ростовской области, оказание содействия молодежи выбору востребованных на региональном рынке труда специальностей.

Среди важнейших направлений деятельности ОУ ВПО области – разработка современных образовательных технологий и их внедрение в учебный процесс, в частности, технологии e-learning, проектного обучения, дистанционного обучения. Вузы активно сотрудничают с ТПП Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области, что во многом способствует эффективному диалогу бизнеса и образования и выработке таких квалификационных требований, которые позволят вузам выпускать специалистов, востребованных на рынке труда.

Для содействия добровольной конвергенции, сближения, гармонизации с европейскими изменениями, имеющими место в области высшего образования, образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Ростовской области, участвуют в проектах программы Европейской комиссии «Темпус»: ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», ФГАОУ ВПО ЮФУ, ГОУ ВПО «Донской государственный технический университет», ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)».

Одной из ключевых проблем является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися студентами в процессе обучения. Для её решения образовательными учреждениями постоянно проводится анализ потребностей экономики в специалистах определенного профиля, по результатам исследования мнения работодателей разрабатываются компетентностные модели специалистов, вносятся изменения в учебные планы, осуществляется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников. Учреждения профессионального образования активно привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий и организаций области. В учреждениях профессионального образования области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, заключены договоры о целевой подготовке специалистов, существует практика приглашения потенциальных работодателей на защиты дипломных проектов.

Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:

1. Недостаточное финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений всех типов.

2. Несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики.

4. Неудовлетворительный уровень доступности образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями.

5. Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

6. Низкая оплата труда работников образования.

7. Диспропорции системы образования, выражающиеся в отставании уровня развития общего и среднего профессионального образования от высшего профессионального.

В случае сохранения прежних подходов или сокращения участия государства в решении указанных проблем в качестве основных угроз необходимо выделить следующие:

1. Дальнейшее снижение уровня подготовки выпускников образовательных учреждений всех типов и как следствие деградация человеческого капитала населения Ростовской области.

2. Дисбаланс рынка труда, выражающийся в нехватке квалифицированных кадров в производственном секторе при одновременном избытке специалистов в секторе услуг, уже сегодня на рынке труда Ростовской области имеет место дефицит специалистов инженерных специальностей и перепроизводство юридических и экономических. В результате достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года становится проблематичным.

3. Нарастание деградации профессиональных кадров и научного потенциала Ростовской области.

Стратегической целью развития сферы образования Ростовской области является формирование всесторонне гармонично развитой социально активной, творческой, патриотичной, духовно-нравственной личности, способной к самореализации и адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира. Качество системы образования предопределяет качество человеческого капитала, способность государства ответить на вызовы, стоящие перед ним в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Для реализации поставленной цели необходимо осуществить: развитие человеческого потенциала Ростовской области за счет совершенствования системы обучения и переобучения, формирования образовательных кластеров, вовлечения работодателей в образовательный процесс.

Решения обозначенных проблем и достижение поставленной стратегической цели предполагает:

- обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями развития общества и экономики, включая оснащение компьютерами, техническое обеспечение дистанционных методов обучения, подключение к сети Интернет и создание современной мультимедийной информационной среды;

- внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, в том числе развитие системы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- увеличение использования дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями, а также организация образовательной деятельности с детьми – инвалидами, не посещающими образовательные учреждения;

- развитие гибкости и вариативности форм предоставления услуг дошкольного образования, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшее развитие системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, повышение удовлетворенности населения в услугах дошкольного образования;

- реконструкцию старых и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставления под них соответствующих помещений;

- обновление содержания и технологий обучения, в том числе, развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории), внедрение в образовательный процесс модулей по обучению навыкам ведения бизнеса с использованием опыта и методики Международной организации труда;

- обеспечение адекватности системы образования требованиям рынка труда, расширение номенклатуры дополнительных профессиональных образовательных программ;

- обеспечение системного характера подготовки инженерно-технических и рабочих кадров, востребованных региональным рынком труда;

- создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.098 с.)