Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса



1. Повышение технико-технологического уровня развития агропромышленного комплекса:

- стимулирование использования новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;

- обеспечение сельхозтоваропроизводителей Ростовской области более производительной и ресурсосберегающей техникой, создание условий для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства;

- поддержка проектов в сфере генетики, селекции, биоинженерии и биоэнергетики.

2. Развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса:

- развитие материально-технической базы, укрупнение и расширение функций сервисных комплексов по обслуживанию предприятий АПК в центрах муниципальных районов (ремонт сельхозтехники, торговля запасными частями, минеральными удобрениями и ядохимикатами, осуществление лизинговых операций и других услуг);

- развитие консультационной помощи и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ростовской области, улучшение кадрового обеспечения отрасли;

- содействие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области и снижение административного давления на его участников;

- создание организационно-экономических условий для развития региональной товаропроводящей сети, обеспечивающей эффективное и рациональное продвижение конкурентоспособной продовольственной продукции местного производства;

- формирование агропромышленных парков как инструмента привлечения инвестиций и инновационного развития агропромышленного комплекса, а также обеспечение бизнеса инженерной инфраструктурой, доступом к основным транспортным коммуникациям региона и решение вопросов организации эффективной логистики;

- поддержка кооперации сельхозтоваропроизводителей Ростовской области, развитие отраслевых ассоциаций, стимулирование создания вертикально интегрированных компаний, концентрирующих производство, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию готовой продукции;

- развитие транспортной и инженерной инфраструктуры сельского хозяйства;

- модернизация и развитие инфраструктуры сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

3. Сохранение и воспроизводство плодородия почв как основного средства производства и национального достояния Ростовской области:

- стимулирование выполнения агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и мелиоративных мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

- восстановление оросительных систем;

- создание нормативной и правовой и методической базы оценки уровня плодородия почв и агротехнологий;

- обеспечение гарантий прав собственности на землю.

4. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур:

- обеспечение удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева не менее 10 процентов;

- увеличение количества вносимых удобрений.

5. Опережающее развитие животноводства с приоритетом крупнотоварного производства и развитие переработки:

- строительство новых животноводческих комплексов, модернизация действующих молочно-товарных ферм, реконструкция ветхих и переоборудование пустующих построек;

- поддержка фермерских хозяйств;

- лизинг племенного скота, техники и оборудования для животноводства;

- обеспечение ускоренного развития животноводства на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 15 процентов;

- развитие кормовой базы за счет увеличения площадей по выращивание кормовых культур, развитие индустрии комбикормов, особенно высокотехнологичных премиксов;

- содействие строительству крупных комплексов по промышленному и пастбищному откорму КРС;

- возрождение крупнотоварного молочного скотоводства;

- дальнейшее развитие промышленного производства свинины;

- развитие овцеводства и племеннового коневодства;

- увеличение объемов переработки мясного сырья, создание и развитие производств по переработке эндокринно-ферментного сырья, шкур.

6. Дальнейшее развитие птицеводства.

7. Развитие рыбохозяйственного комплекса:

- стимулирование реконструкции и модернизации существующих и строительство новых комплексов по осуществлению промышленного рыбоводства;

- софинансирование мелиоративных и противоэпизоотических работ;

- реализация проектов по развитию рыбопереработки;

- развитие биопотенциала внутренних водоемах Ростовской области и увеличение добычи биоресурсов.

8. Развитие овощеводства, плодоводства и их переработки:

- рост объемов и ассортимента выращиваемых овощей и плодов за счет увеличения площади орошаемых земель, садов, тепличного хозяйства, использования инновационных агротехнологий, селекции;

- развитие перерабатывающей промышленности, в том числе реализация проектов по производству консервированных овощей, замороженных и сублимированных овощей, плодов, ягод и смесей, соков и сокосодержащих напитков, детского питания;

- развитие логистической инфраструктуры в сфере производства и переработки овощей и плодов и доведение ее технологического уровня до требований сетевого формата торговли.

9. Развитие виноградарства и виноделия.

10. Увеличение доли продукции АПК Ростовской области в общем объёме товарооборота розничной торговли продуктами питания в Ростовской области, а также повышение доли региональных товаропроизводителей на федеральном рынке продовольствия, в том числе в сегменте брэндированной продукции под маркой «Сделано на Дону».

11. Повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса и доступности кредитов:

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и увеличению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 15 процентов;

- формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования.

12. Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения:

- улучшение жилищных условий в сельской местности и обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе;

- восстановление и наращивание потенциала социальной инфраструктуры в сферах культуры, здравоохранения и образования;

- обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения;

- развитие транспортной инфраструктуры в сельских районах, в том числе обеспечение сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твёрдым покрытием;

- развитие инженерной инфраструктуры, современных информационно-телекоммуникационных технологий, повышение доступности сельского населения к услугам радио и телевизионного вещания, электросвязи и почтовой связи.

13. Формирование эффективной и доступной системы торгово-закупочной деятельности с учетом потенциала сельской кооперации. Развитие системы закупки, переработки, предпродажной подготовки сельскохозяйственной продукции, произведенной населением.

14. Для повышения эффективности управления, использования преимуществ программно-целевого подхода к развитию АПК, обеспечения устойчивого и опережающего роста АПК, определения приоритетных объектов поддержки и формирования комплекса мероприятий, направленных на решение ключевых проблем и достижение поставленных стратегических целей необходимо разработать целевую долгосрочную программу развития АПК в Ростовской области на период действия С СЭР РО-2020.

 

Машиностроительный комплекс

 

Машиностроительный комплекс – это один из системообразующих элементов экономики Ростовской области. Являясь частью машиностроительного комплекса Российской Федерации, он определяет состояние производственного потенциала страны, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), а также наполнение потребительского рынка. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и иные показатели), производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

В секторе машиностроения задействовано около 31 процента всего населения Ростовской области, занятого в обрабатывающих производствах. При этом в отрасли наблюдается отток трудовых ресурсов. Так, с 2004 года по 2009 год среднегодовая численность занятого в машиностроительном комплексе населения сократилась на 20 процентов, в то время как в целом по экономике области данный показатель остался без изменения, а в обрабатывающих производствах он снизился всего на 6 процентов. В разрезе видов деятельности, образующих машиностроительный комплекс, распределение трудовых ресурсов по данным за 2009 год имеет следующую структуру, в процентах:

- производство транспортных средств и оборудования – 44,3;

- производство машин и оборудования – 39,4;

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 16,3.

В сравнении с 2004 годом структура занятости претерпела существенное изменение, что связано с различной динамикой показателя в разрезе видов экономической деятельности, образующих машиностроительный комплекс. Так, если по видам деятельности «Производство машин и оборудования» и «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» количество занятых сократилось примерно на 35 процентов, то в производстве транспортных средств и оборудования значение показателя выросло на 14 процентов.

В структуре отгруженной продукции собственного производства обрабатывающего сектора на долю машиностроительного комплекса по данным за 2010 год (январь-декабрь) приходилось 25,9 процента, в том числе производство транспортных средств и оборудования – 14,4 процента, машин и оборудования – 7,6 процента и электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 3,9 процента. При этом в последнее время наблюдается снижение доли машиностроения в структуре отгрузки обрабатывающих производств: для сравнения в 2005 году значение показателя составляло 32,9 процента. Указанная негативная динамика связана, прежде всего, с влиянием мирового экономического кризиса, в результате которого индекс промышленного производства в машиностроении в 2009 году составил около 144 процента от уровня 2005 года, при том что в 2008 году – значение показателя достигло максимально в рассматриваемом временном промежутке значения – около 200 процентов. В разрезе видов деятельности в наибольшей степени пострадало производство машин и оборудования, где индекс промышленного производства по результатам 2009 года упал до значения 62,6 процента от уровня 2005 года. В секторах «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» и «Производство транспортных средств и оборудования» также наблюдалось кризисное сокращение производства, однако значительная положительная динамика предыдущих годов позволила сохранить существенный рост производства к докризисному уровню. Так, индекс производства в 2009 году к уровню 2005 года в отмеченных видах деятельности составил 230,4 и 200,2 процента, соответственно. В 2010 году машиностроение продемонстрировало незначительную восстановительную динамику, однако от уровня 2008 года сохраняется существенное отставание, в частности, индекс промышленного производства составил около 77 процентов, в том числе по видам деятельности «Производство машин и оборудования» – 63,8 процента, «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» – 92,3 процента и «Производство транспортных средств и оборудования» – 84,4 процента. Сравнение структуры обрабатывающего сектора субъектов ЮФО показывает, что машиностроительный комплекс Ростовской области занимает самую значительную долю в отгруженной продукции собственного производства обрабатывающих производств, что свидетельствует о специализации региона в производстве машиностроительной продукции.

Динамика инвестиционной активности предприятий машиностроительного комплекса Ростовской области в докризисный период росла опережающими темпами по сравнению с обрабатывающим производством в целом. Так, индекс физического объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий машиностроительного комплекса в 2008 году к уровню 2005 года вырос в 4,1 раза, при том что в целом по обрабатывающим производствам рост составил 3,6 раза. Указанная динамика в машиностроении практически на 90 процентов обусловлена ростом физического объема инвестиций в основной капитал по виду деятельности «Производство транспортных средств и оборудования», который составил 5,1 раза. Другие 10 процентов положительной динамики обусловлены инвестициями в производство машин и оборудования, где значение показателя составило 160,7 процента. В то же время негативно на динамику инвестиций в машиностроение региона оказало сокращение инвестиций в разрезе вида деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», где инвестиции в физическом выражении в 2008 году к уровню 2005 года снизились на 32,1 процента. В кризисном 2009 году на фоне общего сокращения инвестиционной активности в обрабатывающих производствах на 29,1 процента к уровню 2008 года, инвестиции в машиностроительном комплексе сократились ещё в большей степени – на 33,0 процента. В 2010 году (январь-декабрь) падение инвестиционной активности предприятий машиностроения продолжилось, в результате чего к уровню 2008 значение показателя снизилось уже на 65,4 процента (в целом по обрабатывающим производствам отставание от 2008 года – на 49 процентов). В частности, в производстве машин и оборудования индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2010 году к уровню 2008 года составил 49,4 процента, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 83,2 процента и в производстве транспортных средств и оборудования – 26,7 процента.

Предприятия машиностроительного комплекса обеспечивают значительную часть сальдированного финансового результата обрабатывающих производств. Так, в 2008 году на долю крупных и средних предприятий машиностроения приходилось 42,8 процента всего значения показателя обрабатывающего сектора. В результате кризиса в 2010 году (январь-декабрь) вклад комплекса сократился до 16,6 процента, однако предприятия машиностроения остаются одним из основных источников доходной части областного бюджета.

Продукция машиностроительного комплекса составляет существенную долю экспорта Ростовской области. По данным за период с 2005 по 2010 годы в структуре экспорта в разрезе основных товарных групп на долю машин, оборудования и транспортных средств приходилось 20,2 процента. Это третья по величине группа после продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (43,4 процента), а также металлов и изделий из них (20,8 процента). Начиная с 2005 года по 2008 год, среди прочих товарных групп экспорт машин, оборудования и транспортных средств наращивался наиболее интенсивно. Так, в предкризисном 2008 году объем данной категории экспорта составил 520,7 млн. долларов США, что практически в полтора раза больше в сравнении со значением показателя 2005 года. В то же время в результате кризиса объём экспорта машиностроительной продукции Ростовской области испытал самое существенное падение: по итогам 2010 года до 42,8 процента от уровня 2008 года. В сравнении с сопоставимыми регионами ЮФО товарная структура экспорта Ростовской области отличается наибольшей долей машин, оборудования и транспортных средств, что также свидетельствует о специализации Ростовской области в экспорте данной продукции. Ростовская область занимает лидирующие позиции среди субъектов ЮФО и по экспорту продукции машиностроительного комплекса в стоимостном отношении. Так, за период 2005-2009 годов экспорт машин, оборудования Ростовской области составил 2 666,4 млн. долларов США, опережая ближайшего конкурента – Астраханскую область практически в 4 раза. Основными странами-импортерами продукции машиностроения являются Украина и Казахстан, на долю которых по данным за 2005-2010 годы приходится 21 процент и 15 процентов всего экспорта указанной товарной группы, что обусловлено такими объективными причинами, как пространственная близость рынков сбыта, сравнимый уровень технологии производства и близость технологических стандартов, сохранившимися со времен СССР хозяйственными связями, схожий уровень развития потребительского рынка, относительно лояльная таможенная политика и подобного рода иными факторами.

Машиностроительный комплекс Ростовской области представлен как средними предприятиями, продукция которых в основном ориентирована на внутренний спрос, так и крупными, выпускающими уникальную, высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособную в масштабах глобальной экономики. При этом некоторые предприятия являются крупнейшими или даже единственными в Российской Федерации производителями отдельных видов продукции машиностроения, что также свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности машиностроительного комплекса региона. Предприятиями машиностроения Ростовской области производится практически весь спектр продукции, относящейся к данному сектору экономики, ориентированному на удовлетворение инвестиционного спроса (производство средств производства).

Наиболее развитыми отраслями машиностроительного комплекса являются транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение. В каждой из указанных отраслей имеются одно или несколько крупных предприятий, играющих определяющую роль в соответствующих отраслях. По сути, от их портфеля заказов и финансово-экономического состояния зависят множество более мелких предприятий, производство которых в значительной степени ориентировано на удовлетворение спроса в промежуточной продукции «флагманских» предприятий.

В транспортном машиностроении определяющую роль играет производитель электровозов – ООО «ПК «НЭВЗ», которое в последние годы стабильно наращивало объемы производства с 25 локомотивов в 2002 году до 267 единиц в 2008 году (с 2009 года собственником ООО «ПК «НЭВЗ» является ОАО «РЖД»), ОАО «Роствертол» и другие юридические лица.

В секторе сельхозмашиностроения определяющую роль по-прежнему играет ООО «КЗ «Ростсельмаш»» с дочерними обществами (ООО «Ростовский прессово-раскройный завод», ООО «Ростовский литейный завод» и другие юридические лица), ОАО «Морозовсксельмаш», ОАО «Миллеровосельмаш», ОАО «Аксайкардандеталь», ОАО «Сальсксельмаш», ОАО «Корммаш», а также торговые предприятия ООО «Сампо Ростов», ООО «Бизон».

В автомобилестроении области определяющую роль играет Таганрогский автомобильный завод. Основные виды выпускаемой продукции: легковые автомобили, в том числе внедорожники, малые грузовики, седельные тягачи, автобусы. Модельный ряд выпускаемой продукции включает в себя в общей сложности 13 моделей легковых автомобилей и коммерческой техники.

В отрасли энергетического машиностроения основные тенденции определяют ОАО «ТКЗ «Красный котельщик» и группа компаний «Атоммаш». Основной ассортимент продукции ОАО «ТКЗ «Красный котельщик»: барабанные и прямоточные котлы от 220 до 3 950 тонн пара/час, котлы-утилизаторы, парогенераторы высоконапорные для парогазовых установок (ПГУ), подогреватели высокого и низкого давления для паровых турбин мощностью 200-1 200 МВт.

Важной составляющей машиностроительного комплекса являются предприятия, производящие оборонно-промышленную продукцию.

 

Ключевые проблемы

В результате распада СССР, реформ 1990-ых годов и кризиса машиностроительный комплекс испытал сильнейшие трудности, связанные с отсутствием спроса и разрывом существовавших хозяйственных связей, с одной стороны, и, с другой – необходимостью конкурировать с зарубежными производителями в условиях открытой экономики. В результате многие предприятия либо снизили объемы производства, либо вовсе прекратили свое существование. В этих условиях основной задачей предприятий являлось выживание. При этом из-за хронического недостатка инвестиций был допущен существенный износ основных фондов (как физический, так и моральный), выявилось значительное отставание в технологиях в сравнении с пришедшими на традиционные рынки постсоветского пространства новыми конкурентами, утрачен значительный научно-производственный и кадровый потенциал. Последствия указанных трансформационных процессов продолжают сказываться на развитии машиностроительного комплекса и в настоящее время. При этом взаимообусловленный характер проблем приводит к их самовоспроизведению: отсутствие спроса из-за высокой конкуренции приводит к снижению инвестиционных возможностей самих предприятий и их привлекательности для сторонних инвесторов, что влечет за собой, замедление процесса обновления основных фондов, недоинвестирование НИОКР и снижение кадрового потенциала, в результате чего конкурентоспособность продукции продолжает снижаться, приводя к еще большим проблемам по сбыту готовой продукции. В то же время машиностроительный комплекс является одним из немногих секторов экономики, сохраняющим потенциал прикладной науки и может стать локомотивом инновационного роста. На многих крупных предприятиях сохраняются конструкторские бюро, ведутся НИОКР.

В этой связи ключевыми проблемами машиностроения являются:

1. Высокий физический и моральный износ основных фондов.

2. Устаревшие технологии производства.

3. Деградация конструкторского и инженерно-технологического кадрового потенциала.

4. Низкая конкурентоспособность продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих мировых производителей.

5. Недостаток финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью предприятий отрасли.

6. Высокая энергоемкость продукции машиностроения.

7. Опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению со стоимостью готовой продукции.

8. Неурегулированность вопроса о правах собственности и статусе земельных участков под промышленными объектами.

 

Основной угрозой развития машиностроения Ростовской области является ужесточение условий конкурентной борьбы на традиционных рынках сбыта продукции при дальнейшей деградации производственного, научного и кадрового потенциалов.

 

Основная цель развития машиностроительного комплекса Ростовской области – удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия на внешних рынках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.044 с.)