Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 38. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Целостное представление о жизни О дает рассмотрение только 3 сферы О жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь О это сфера О жизни, к-рая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику О во всей его целостности. Истоки духовной жизни О коренятся в двойственной природе О. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. Бытие человека - это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отлич его от животного, явл то, что для удовл своих потребностей он не приспособлен к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное пр-во. Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовл человеческих потребностей. Рез-том матер пр-ва явл материальные вещи. Духовное пр-во - осущ не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, к-рый представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают: 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация чел-ка в мире., она направлена на изменение материальной жизни О. Кроме того, продукты духовной деят-ти - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, пердмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостояетльно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые сущ объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деят-ти людей ни хера не значат. Пинципиальное различие между материальной и духовной деят-ти людей сводится к следующему:
1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной соц среде 2. Особенности дух потребностей закл в том, что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей 3. Конечным продуктом ДП явл идеальные образования. Продуктом МП явл всякие вещи. 4. Материальные и дух богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления. Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутр мир. (хотя сытый голодного не разумеет прим автора) Принципиальным отличием духовного пр-ва от материального явл то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя. 5. Духовная деятельность самоценна.6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот. 7. В сфере МП большинству членов О навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот. ДП формируется при участии людей, профессионально заним умств трудом. Рез-том ДП явл идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек Общественное бытиеàßобщественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание, но общественное сознание обладает определенной самостоятельностью в том плане, что общественной сознание может обратно воздействовать на общественное бытие.
Вопрос 39. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Массовое сознание, общественное мнение. Общественная психология формируется в процессе повседневной деят-ти людей но доминирующей в ней явл не само посебе знание действит-ти, а отношение к этому знанию, т.е. чувственная оценка деят-ти. Общественная психология выражает интересы различных соц групп. Она включает в себя также эмоциональное отношение личности или соц группы к тем или иным явлениям обществ жизни, включает в себя чувстсва и настроения людей. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне О сознания и взаимодейств друг с другом. О психология играет важную роль в О движении, побуждает людей к различного рода действиям, поэтому при выработке полит платформы линии выжно учитывать О психологию, изучать настроение людей, уметь его прогнозировать на те или иные политич действия. О психология тесно связаня с идеологией, которая относится к высшему уровню О сознания. Идеология - это система типизированных, теоретически обоснованных духовных выражений различных соц групп и общностей. Идеология - это сложное духовное образование, включ в себя опред теоретическую основу. В отличие от психологии, идеология не возникает из повседневной деят-ти людей, а есть плод целенаправленной деят-ти людей(политиков, идеологов). Необходимо различать прогрессивную, консервативную, научную и ненаучную идеологию. Характер идеологии, ее роли в О зависит от того, чьим соц интересам она соответствует, как соотносится с объективными потребностями О развития.
Вопрос 40. Наука, ее сущность, функции, закономерности развития. Соотношение философии, науки и искусства. Наука явл важнейшим видом ДП. Это историч сложившаяся форма человеческой деят-ти, направл на познание и преобраз объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действ-ти, воспроизводящее ее сущ закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в к-ром и отражает его основные св-ва и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Отличительными чертами научного познания явл: Систематизированность (одни положения логически выводятся из других) Оъектами НП явл не сами по себе предметы и явления реального мира, а идеализированные модели их. Наука распологает своим языком и понятиями. Подготовку научных кадров осуществляют спец учебные заведения. Наука вып след функции: 1. Познавательная 2. Объяснительная 3. Практически-действенная 4. Прогностическая 5. Мировоззренческая 6. Социальная память. По предметному разнообразию все научные дисциплины делятся на группы 1. естественные 2. Общественные и технические. По отношению к практике: 1. Фундаментальные 2. Прикладные По глубине постижения действительности в науке различают: Эмпирический метод т.е. наблюдения, описание, сравнение, эксперимент. Теоретический метод - восхождение от абстрактного к конкретному, системно - структурный, структурно-функциональный анализ. Основными структурными компонентами теор познания явл: Проблема - это фор знание, содержание к-рой явл тот, что еще не познан человеком, что следует понять: «Знание о незнании» Проблема включает в себя два момента - постановка задачи и ее решение. Гипотеза - форма знания, содерж предполож, сформулированное на основе ряда фактов., истинное значение к-рых нуждается в док-ве. Теория - наиболее развитая форм, дающее целостное отображение закономерных и сущ связей в опред обл-ти знаний. 1. Исходное основание(понятия, принципы, з-ны) 2. Идеализированная модель 3. Логики теорий, направленная на пояснение структуры и изменению знаний. 4. Совокупность з-нов и утверждений, выведеноных из основоположений данной теории. Ключевой элемент теории - закон. Поэтому теорию можно рассм как систему з-нов, отраж сущность окруж мира и изучаемых объектов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.008 с.) |