Содерж-е, знач-е и задачи фин-ой пол-ки (ФП) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содерж-е, знач-е и задачи фин-ой пол-ки (ФП)



В любом обществе гос-во использует фин-ы для осущ-ия своих f и задач, достижения опреде­ленных целей. Важную роль в реализации поставленных це­лей играет ФП.Содерж-е ФП многогранно. ФП – сов-ть гос мероприятий, направл на стабилиз-ю и увелич-е фин рес-в, их рацион распред-е и эф-ное использ-е для выполнения гос-вом своих ф-ций.

Цели ФП: 1) повыш-е объема и эф-ти использ фин рес-в 2) оздоровление и структ перестройка обществ пр-ва 3) достиж-е более высокого уровня жизни населения. Частные цели – сниж-е темпов инфляции, сглажив-е эк циклов.

ФП вклю­чает важнейшие звенья: 1) выработку научно обоснованных концепций развития фи­нансов. Они формируются на основе изучения требований экон-их законов, всестороннего анализа развития хозяйства, перспектив развития произв-ных сил, потребностей населения; 2) опр-ние осн-ых напр-ий испол-ия финансов на перспективу и текущий период. 3)осущ-ние практических действий, напр-ных на достижение пост-ных целей. Единство 3 осн. звеньев опр-ет содерж-е ФП.В завис-ти от длит-сти периода и харак-а реш-ых задач ФП подразд-ся на фин. стратегию и фин-ую тактику.

Фин. стратегия — долговр-ый курс ФП, рассч-ый на перспективу и предусм-щий решение крупномасш-х задач. Фин. тактика направлена на решение задач конк­р. этапа разв-я общ-ва путем своевр-го измен-я способов орг-ции фин-ых связей, пере­группировки фин-ых ресурсов. ФП оценивается в соотв-и с тем на ск-ко она соотв-м интересам общ-ва и на ск-ко она способст-т достижению поставленных целей и реш-ю конкретных задач.

Направление фин.пол-ки: 1) аккумуляция фин.рес-в и их эфф-е распр-е внутри гос-ва м/у регионами и отраслями народно-хоз.комплеса; 2) оптимизация стр-ры дох-в и расх-в РФ, субъектов федерации и муниц-х образований; 3) соверш-е федер.и респуб.фин-го законод-ва. Состав ФП опред-ся инстум-ми воздействия гос-ва на функц-е фин системы, поэтому признаку ФП включ: бюджетную, налоговую, валютную, кредитную, учектную, ценовую, таможенную политику, политику по управ-ю финансами.

При выработке ФП следует исходить из конкр-ых истор-их усл-ий. Они должны учитывать специфику каждого этапа разв-я общ-ва, особ-сти как внутр-ей, так и м/унар-ой обстановки, реальные эко­н-ие и фин. возм-сти гос-ва. Прямая завис-сть намеченных и осущ-ных расходов от V фин. ресурсов явл-ся свидет-ом элементар­ного фин. благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйств-ия. Несобл-е этого важн-го требования приводит к появл-ю и увел-ию дефицита бюджета, гос. долга, инфляц-ым процессам. Минфин. России, на которое возлагается разработка ФП, подгот-ет несколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиб-е оптим-ый вариант предст-ся в правит-во для рассмотр-я и одобрения.

Целью ФП является наиб-е полная мобилизация фин. ресурсов, необх-ых для удов­летв-я насущных потребн-й развития общества. ФП играет важную роль в развитии про­извод-ых сил и рацион-ом их размещении по тер­ритории страны. Она способ-ет обесп-ю фин. ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экон-ки, стимул-нию роста эфф-сти произв-ва; повышению за­интер-сти всех регионов в развитии хоз-ва, испол-нии местных сырьевых ресурсов.

13 ФМ-м и его роль в реал. фин. пол-ки (ФП)

Для реал. ФП, успешного ее про­ведения в жизнь используется ФМ. Он представляет собой совок-ть способов орг-ции фин-ых отн-ний, применяемых обществом в целях обесп-ия благопр-ых условий для экон-го и со­ц. развития. Фин-ый механизм включает виды, формы и методы орг-ции фин-ых отношений. В зависимости от особ-ей отд-ых подразд-ий общ-го хоз-ва и на основе выделения сфер и звень­ев фин-ых отношений ФМ в зав-ти от особ-тей продразделений подразд-ся на ФМ п/п и хоз-ых орг-ций, страховой мех-зм, а также мех-зм функцио-я гос. финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер вкл-ет отд-е структурные звенья. Н-р., механизм гос. фин-ов подразд-ся на бюдж-й и мех-зм функцио-я внебюдж. фондов.

В соотв -ии с тер­рит-ым делением можно выделить ФМ федерации, субъектов, вход-их в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении ФМ с т.зр его воздействия на общественное вос­пр-во выд-ся его функцио-ые звенья: мобилизация ресурсов, финансир-е, стимулир-е и т.д.Каждая сфера и отдельное звено ФМ явл. составной частью единого целого. Они взаимосвя­заны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья ФМ отличаются сте­пенью сложности и разветвленное отдельных элементов. Нр, для бюдж-го мех-ма харак-на система из многих видов налогов, наличие разнообр-х напр-ий исполь-я средств и методов фин-ния. На п/п и в орг-циях опр-ся отношение м/у отд-ми формами ден-ых накоплений, распред-ся прибыль, формир-ся и испол-ся фонды. В страховых орг-ях широко развита система резервных фондов. Формируя ФМ, гос-во стремиться обесп-ть его наи> полное соотв-ие треб-ям ФП того или иного периода, что явл-ся залогом полноты реал-ии ее целей и задач. При этом со­хр-ся пост-ное стремление к наи> полной увязке ФМ и его отд-ых элем-ов с личны­ми и коллект-ми интересами, что явл-ся залогом эфф-сти ФМ.

 

Общ.понятие об упр-ии Ф.

Упр-ие - это совок.приемов и методов целенаправ-го возд-ия на объект д/достиж-ия опр.рез-та. Упр-ие Ф. – это сознат.возд-ие органов упр-ия на Ф.страны, регионов, хоз.суб-в и на Ф.процессы, Ф.деят., осущ. с целью достиж-ия и поддерж-ия сбалансир-ти, Ф.устойч., получение дох-в, приб, Ф.обеспеч-я решаемых экон/соц. задач. В качестве объектов выступают разнообр-е виды Ф.отношений. Суб-ми явл-ся те орг-ные стр-ры, кот-ые осущ-ют упр-ние. В со­от. с классификацией Ф.отношений по их сферам выд-ю 3 гр. объектов: финансы п/п (учр., орг-ий), страх.отн-ия, гос. и муниц.Ф. Им соот-ют след. субъекты упр-ния: фин-ые службы (отделы) п/п, страховые органы, фин-ые органы и налоговые инспекции. Совок-сть всех орг-ных структур, осущ-их упр-ние Ф.,наз-ся фин-ым аппаратом.В упр-ии Ф. выд-т неск. функц-ных элементов: планир-ие, операт. упр-ие, контроль. В ходе планирования любой хоз. субъект всесторонне оценивает сост-е своих финансов, выявляет возм-сти увел-ния фин-ых ре­сурсов, напр-ния их наиб. эфф-го испол-ия. Решение приним-ся на основе ан-за Ф.инф., базир-ся на бух.,стат. и оперативн.отчетн-ти. Операт-е упр-е - комплекс мер, разраб-ых на основе оперативного анализа скла­д-ся фин-ой ситуации и преследующих цель получения max. эффекта при min затрат с помощью перераспр-ния Ф. ресурсов. Контроль упр-ния осущ-ся и в процессе планир-ия, и на стадии операт-го упр-ия. Он позволяет сопоставить фактические результаты от ис­пользования фин-ых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста Ф. ресурсов, наметить пути более эфф-го хозяйствования. Разл-ют стратег. и оперативное упр-ие Ф. Страт.упр-ие – опр-ие Ф.ресурсов ч/з прогнозир-ие на перспективу, устан-ие V Ф.ресурсов на реал-ию целевых программ. Осущ-ся органами гос. и эк.упр-ия: аппарат През-та, Минфин. Операт.упр-ие Ф.- глав.функ-ия аппарата Ф.сист.: Минфин, Ф/упр. админ.рай-в и городов, страх.орг.

15.Органы упр-ия фин-ми, их функции.

Общее упр-ие системой финансов осущ-ют высшие органы власти и упр-ия:1) Президент РФ (админ-ция Прези­дента) — реглам-ет деят-сть фин-ой сист-ы, подписывает бюдж-ый план, имеет право «вето» на фин-ое зак-во, принятое Парламентом. 2) Парламент РФ (Федеральное Собрание, сост-ее из 2 палат: Совета Федерации и Гос-ой Думы) — устан-ет налоги, сборы, неналоговые пла­тежи, утверждает фед-ый бюджет, принимает фин-ое зак-во (Бюдж. кодекс, НК). 3)Прав-во РФ — рассм-ет фе­д-ый бюджет, выступает как единый центр упр-ия финансами. Центр-ым органом, осущ-ющим реал-цию фин. политики, явл. Минфи­н РФ. Оно обесп-ет единство фин-ой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деят-сть др. фед-ых органов исполн-ой власти. 4) Минфи­н РФ: осущ-ет методическое рук-во в сфере фин-го планир-ия и фин-ния отраслей хоз-ва; организует разработку фед-го бюдж-го плана; принимает активное участие (совместно с Мин-ом экон-ки РФ) в разработке баланса фин-ых ресурсов страны. Мин-во по налогам и сборам РФ и Федер. служба налог. полиции осущ-ют контроль за правил-ью исчис-я, полнотой и своевр-тью вне­сения в бюджетные фонды налогов, сборов и др. платежей. Мин-во гос-го имущества РФ организует уп­р-ие гос-ым имущ-ом с целью получ-ия дох-ов неналогового хар-ра (арендная плата, доходы от продажи гос-го имущества).Федер-ая комиссия по ц.б. контр-ет дея­т-сть участ-в фондового р/ка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. С/ма ЦБ РФ (ЦБ РФ) явл. важным органом реал-ции ден.-кредитной и фи­н-ой политики. ЦБ РФ осущ-ет наряду с Федер-ым казначейством кассовое исполн-е бюд-та, контролирует деят-тью др. кред-ых институтов.Д/контр. за выпол-ем фин-го зак-ва создан спец-ый контр-ый орган — Счетная палата РФ, ее осн-ым назначением явл. кон­тр. за федер-ми ден.ср-ми. Счет.палата независима от Правит-ва и подотчетна Федер-му Собра­нию. Возглавляет Счет.палату председатель, назначаемый Го­с-ой Думой на 6 лет. Проведение фин-ой политики в субъектах федерации, их админ.-террит-ых и муниц-ых образ-ях осущ-ют соответ-щие фин-ые учр-ия. Правильная орг-ция упр-ия фин-ми имеет первостепенное значение для их использования. Все структуры (кроме Минфина) им-т жесткое админ.федерал.подчинен-ть. На местах суб-в федерации отсут-т един.коорд.орган деят-ти,что затруд-т осущ-ие единого регион.Ф.упр-ия и регул-ия.

 

16 Содержание, значение и задачи финансового планирования.

Планир-е занимает важн место в с/ме упр-ия фин-ми. Именно в ходе планир-ия любой субъект хоз-ния всесторонне оцен-ет сост-е своих фин-ов, выявляет возм-сти увел-ия фин-ых ре­сурсов, направл. их наи> эфф-го исполь-я. Управл-ие реш-я в процессе планир-я прин-ся на основе анализа фин. инф-ции, которая в связи с этим д/б дост-но полной и до­стоверной. Достоверность и своевр-сть получения инф-ции обесп-ют принятие обосн-ых решений. Фин-ая инф-ция базируется на бухг-ой, статист-ой и операт-ой отч-сти.Фин-е планир-е — это деят. по сбаланс-сти и пропорц-ости фин-ых рес-ов. Сбаланс-сть – оптим-ое соотн-ие м/у фин-ми рес-ми, наход-ся в распор-ии гос-ва, и доходами, остающ-ся в руках хоз-их суб-ов. Пропорц-ость — раци-ное соотн-ие м/у вел-ной дохода до уплаты налога и после уплаты по п/п, отраслям хоз-ва, регионам, суб-ам федерации. Гос-во ч/з увел-е или умень-е этого соотноше­ния м/т стимул-ать либо огран-ать их развитие. Фин-е планир-е предст-ет соб составную часть народнохоз-го планир-ия, базир-ся на показате­лях плана соц.-экон-го развития, направлено на ко­ординацию деят-ти всех органов фин-ой системы. Относит-ая обособленность отд-ых звеньев системы фин-ов предопр-ет необх-сть разработки системы фин-ых планов, отраж-их: 1)особенности форм и м/дов образования и исп-ния ден. фондов; 2)отраслевое и терр-ное перераспр-ие фин-ых ресурсов. Гл. объектом фин-го планиров-я явл. звенья финансов, получающие в плане свое колич-ое выражение. Движение ср-в конкретного ден-го фонда выра­жается и закрепляется в соотв-щих фин-ых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центр-ое место в с/ме фин-ых планов принадлежит бюдж-му плану, в котором отражается движение бюдж-го фонда, формы и м/ды его обра­з-ия и испол-ия, структура дох-в и расх-в.Движ-ие ВНФ отраж-ся в Ф.планах дох-в и расх-в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ. Важное место в обеспечении пропорц-сти и сбаланс-сти общ-го воспр-ва, регул-нии де­н. обращения занимает Сводный фин-ый баланс гос-ва (баланс фин. ресурсов — БФР), а также балансы дох-ов и расх. каждого субъекта Федерации. Эти док-ты разраб-ся Мин-вом экономики РФ при активном участии Минфина РФ и др. подразделений фи­н-ой с/мы. В балансе отраж-ся формиров-е и испол-ие ресурсов, планируемых в составе бюдж-го фонда, вне­бюдж. фондов, страх-го фонда, кред-го фонда, ден. фондов п/п и организаций, ден. средств граждан. Конкр.задачи Ф.планир-ия опр-ся Ф.политикой. Это опр-е V ден.ср-в. и их источ-ки, выявл-ие резервов роста дох-в, экономия расх-в. Задачи Ф.план-ия – 1) обесп-ие норм-го кругооборота ден.ср-в п/п, вкл. их влож-ия в реал.инв-ии, на прирост обор.ср-в, в соц.развитие; 2) выявл-ие резервов и мобилиз-ия ресурсов в целях эф-го исп-ия дох-в; 3)соблюд-ие интересов собст.орг-ии и инвест-в; 4) вып-ие обязат-в перед бюдж., внебюдж., кред-ми и страх.орган-ми; 5) контр.за Ф.состоянием и платеж-стью орг-ии; 6) обеспеч реальн. сбалансир-ти планир.расх-в и дох-в орг-ии на принц-ах самоокуп-ти и самоФ-ия.

17. Методы Ф.планир-ия

1) М-д экспрополяции – опр. Ф.показ-лей на основе выявл. ее динамики в расчетах исходя из показ-лей отчет.периода, кот. ориент-ван на относит-но устойч.темп разв-ия. Опр-ся перспектива, исходя из практики за предшеств-й период. Одним и з способов явл-ся построение линий регресса, надежн-ть которых повыш-ся при использ-ии многошаговых корреляц. моделей, в кот-х прогнозир-ие Ф.показ-лей зависит от неск.переменных величин; 2) Нормативный м-д – основан на исп-ии устан-х норм и нормативов в З-ном пор-ке федерац-ми, регионами и мест.орг-ми власти, также предусм-т разраб-ку и использ-ие внутр.нормативов; 3) М-д матем.моделир-ия- построение Ф.моделей, имит-х в течении реальных эк. и соц.процессов. Позв-т учесть влияние на Ф.показ-ли ряда факторов. Исп-ся при разр-ки д/ср планов; 4) балансовый м-д – устан-ие колич.завис-ти м/у Ф.показ-ми и факторами,оказ-х на них влияние. Распред-ие ср-в с учетом остатков на нач. и конец планир-го периода; 5) Расч-аналитич. м-д – ан-з вып-ия плана за отчет.период. Выявл-е недостатков и потерь, разр-ка мер по их сокращ-юи ликвидации в планир.периоде; 6) М-д эксперт.оц-к – целесообразен когда прогноз строится на базе оц-к, сдел-ых и обоснованных спец-ми; 7)Ф.программирование – исп-ся прогр-целевой подход, в основе кот-го заложены цели и ср-ва их достиж-ия.Исп-ся в развитых странах с 60-х гг.

Ф.прогноз-ие.

Это предвидение возм-го Ф. положения, гос.обосн-х показ-лей Ф.планов. Целью Ф.прогноза явл. опр-ие реально возм-го V Ф.ресурсов. источ-ки формир-ия и использ-ие в прогнозир.периоде. Прогноз позв-т органам Ф.сист. наметить разн.варианты развития и соверш-ия сист.Ф, формы и м-ды реал-ии Ф.политики. Варианты Ф.пргноз-ия созд.базу д/принятия управ-х решений путем отказа от всех вариантов кроме одного, призн-го адекватно-экон-м процессом с т.зр.конкр.истор.целевой функции прогноза. Чтобы план был эффек-м,оптим-м ему д/н предшествовать прогноз,позвол-й науч.обосновать и послед.планы. еще до стадии конкр.бюдж.планир-ия д/б осущ-н вариант проработки проц-в образ-ия,распр-ия и исп-ия Ф.ресур-в. Под дох-ми и расх-ми Ф.планов при помощи ЭВМ и ср-в ЭВМ след-т проанализировать Ф.показ-ли, провести их прогноз. Прогнозы б/т кр/ср (до года), ср/ср (1-5), дл/ср (более 10 лет). Ф.прогноз-ие предп-т применение разл.методов: м-ды адаптиров-го моделир-ия и прогноз-ия, эксперт.оц-ку кр/ср периода, корреляц-регресс-го, дискримин-го ан-за на ср/ср и дл/ср периоды

 

Сод-е и знач-е фин. к-ля

Контроль пред-т сист.наблюд. и проверки соот. проц-в функц-ия управл.объекта принятым управ-м решением, а также выявл-ие рез-в управл-х воздей-й на управ-й объект.Контр. осущ-ся в разл.сферах деят-ти общ-ва, разл-т след.виды: экон., фин., эколог., технич., админ., стат. и т.д. Одним из звеньев сис-мы конт-ля выступает фин-ый конт-ль. Его назн-ние закл-ся в сод-вии успешной реал-ции фин-вой пол-ки гос-ва, обесп-нии процес­са форм-ния и эффек-го исп-ния фин-х рес-сов во всех сферах и звеньях нар-го хоз-ва. Роль фин-го контроля при переходе к рынку многократно возр-ет. Фин-ый конт-ль яв-ся формой реал-ции конт­-ной ф-ции ф. Она опред-ет назн-ие и со­д-ние фин-го конт-ля. Вместе с тем сод-ние контроля, его напр-сть изм-ся в зав-ти от уровня разв-я произ-ных сил и произв-ных отн-ний об-ва. Так, расширение хоз-ных прав п\п, их сам-ти в осущ-нии фин-вой деят-ти, появление разл-ых орг-но-прав-х форм предпр-ва знач-но обог-ет сод-ние фин-го контроля. Фин-ый контроль - это сов-сть действий и операций, осущ-х спец.уполном-ми органимис целью контроля за соблюд-м субъект.хоз-ия и орг.гос.вли мест.самоуправ-ия, норм правав проц.образ-ия, распред и исп-ия Ф.рес-в д/своеврем-го получ-ия полной и достоверн.инф. о ходе реализ-ии принятия управл-х Ф.решений. Цель ФК – своеврем. получ-ие полной и достоверн.инф. о ходе процесса упр-ия Ф.на макро- и микроуровне, выявл-ие наруш-й д/ принятия адекватных решений. Задачи ФК: 1)обеспеч-ие Ф.безопасн-ти гос-ва и Ф.устойч-ти суб-в хоз-ия; 2)выпол-ие суб-ми хоз-ия своих Ф.обязат-в перед органами власти и мест.самоуправл-ия; 3)рост Ф.рес-в, обеспеч-ие их эф-го и Зн-го использ-ия; 4)соблюдение Ф.интересов всех суб-в хоз-ия, усиление их ответ-ти за рез-ты деят-ти; 5)повыш-ие эф-ти Ф.политики гос-ва. Элементы ФК: объект; суб-т; инф-правов. и методич.обеспеч-е; мехнизм, принципы и меры ответс-ти всех участ-в ФК. Объектом ФК явл.денеж. отнош-ия перераспред-ия, процессы при формир-ии и испол-ии Ф.рес-в. Предметом выст-т приб, дох, рентаб-ть, издержки обращ-ия. Сферой ФК явл-ся практически все операции, соверш-ые с использ-м Д, а иногда и без них (бартер). Этапы ФК: 1)планирование; 2)проведение контр; 3)систематиз-ия рез-в контр; 4)Реализ-ия рез-в. Принципы ФК: 1)законность(наличие правовой базы); 2)независ-ть орг.ФК; 3)объективность; 4)гласность; 5)ответст-ть; 6)разграничение функций и полномочий; 7)систематич-ть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.6 (0.014 с.)