Литер процесс в Германии и Австрии 2 п. 19 – н. 20 в в социокультурн контексте.(георге, гофмансталь, ницше, Рильке, нем. натурализм, декаданс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литер процесс в Германии и Австрии 2 п. 19 – н. 20 в в социокультурн контексте.(георге, гофмансталь, ницше, Рильке, нем. натурализм, декаданс)



Одним из самых важных событий в истории Герм нового времени стало воссоед страны, завершившееся 18 января 1871 г. провозглашением Герм империи. Бурное экономиче развитие страны сопровождалось милитаризацией всех областей ее жизни, усилившейся с приходом к власти в 1888 г. Вильгельма II., Именно в этот период получили широкое распространение печально известные теории, сводившиеся к утверждению превосходства "нордической расы", необходимости для "народа без пространства" завоевать "место под солнцем".

Получило развитие так называемое "областническое искусство", представители которого (Ф. Линхард, А. Бартельс, Г. Френсен и др.) видели в развитии промышленности угрозу "корням" и в качестве идеала изображали крестьянина, "вечного сеятеля", никогда не променяющего свой "надел" на "городской ад".

Огромное влияние на духовную жизнь Европы начала XX в. оказал Фридрих Ницше. МВЗ ученого, воплотившееся в работах "Человеческое, слишком человеческое", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Сумерки идолов" и др. создание собственной философской системы, соединившей в себе идеи "воли к власти", "вечного возвращения" и "сверхчеловека". Декаданс Ницше понимал не столько как совокупность явлений в лит-худ сфере, сколько как триумф "рабов", умерщвляющих в себе волю, способность к действию, живущих "маленькими удовольствиями" стадного животного. Ницше считал, что именно современная ему дейст-сть породила "презреннейшего человека", ко-го не хватает даже на презрение к самому себе. Только "лучшие", "высшие" люди наделены внутренней свободой, "волей к власти", способностью к самоопределению, к осознанию себя центром мироздания; "стаду" же, "наихудшим" не суждено стать самим собой. Идеями Ницше увлекались многие писатели: Т. Манн, Г. Манн, Р. Киплинг, Э. Синклер и др.

В лит-ре Германии представлены различные направления, так или иначе связанные с понятием "декаданс": импрессионизм (пейзажная лирика Детлева фон Лилиенкрона), символизм (поэзия Стефана Георге) и др. Важнейшее место в нем ли-ре руб веков занял натурализм, становление ко-го протекало в 80 - 90-е гг. под влиянием русской, скандинавских и прежде всего фр-ой лит-р (братья Гонкуры, Э. Золя). В 1889 г. А. Хольц завершил разработку своей теории последовательного натурализма и в соавторстве с И. Шлафом обратился к ее осуществлению в драматургии. К этому времени относится и деят-сть театр-го общ-ва " Свободная сцена ", 1-ым поставившего произведения Гауптмана, Хольца и Шлафа и др. Натуралиcты: Макс Кретцер, Герман Конрад, Отто Эрих Хартлебен, Джон Генри Макай, Арно Хольц, Иоганнес Шлаф, Вильгельм фон Поленц, Карл Хенкель, Рихард Демель, Макс Хальбе.

Накануне 1-ой МВ в ли-ре Германии заявили о своих худ-ых исканиях авангардисты. Самым влиятельным из авангардистских течений стал экспрессионизм (Георг Гейм, Альфред Лихтенштейн, Эрнст Вильгельм Лотц, Эрнст Штадлер, Август Штрамм, Франк Ведекинд, Эрнст Барлах, Вальтер Газенклевер, Георг Кайзер, Эрнст Толлер). Искания экспрессионистов временно разделят многие другие немецкие писатели, в том числе И. Бехер, Ф. Вольф, Л. Франк, Г. Манн. На руб веков развивается и пролетарская ли-ра, ко-ая привлекла внимание читателей к новым темам, выработала новые худ приемы (Роберт Швейхеля, Август Гейб, Леопольд Якоби, Эрнста Прецанга). В теории и худ практике получил развитие так называемый " поэтический реализм ", эстетическая программа ко-го предполагала в одинаковой степени как критику реальности, так и ее поэтизацию и даже идеализацию. Внимание писателей к периферийным, малозначительным сюжетам, преобладание психологиче над соц-ым.

Преобладание прозы, в особенности жанра новеллы (Теодор Шторм); реализм – Теодор Фонтане.

Лит дуалистической императорско-королевской монархии, каковой была Австро-Венгрия на рубеже веков, не представл собой единого целого: включала целый ряд лит-р различн национальн общностей (украин, польск, чешск, словацк, румынск и тд). К сер 19 в монархия начин распадаться, к к. века процесс обострился, что отразилось на лит развитии страны. Четко дифференцируется собственно австр лит, создаваемая на нем яз.

Заметное развитие получ реалист тенденции. Параллельно развив неоромантизм, импрессионизм, символизм, представители кот стремились по-новому выразить св духовн и эстетич потребности. В авст лит не нашел отклика популярный на рубеже веков натурализм. Теоретиком нереалст течний был писатель, лит и театральн критик Герман Бар. Своеобразн проявлением лит синкретизма стало тв-во драматурга, поэта и прозаика Гуго фон Гофмансталя (неораомантизм и эстетизм, символизм и импрессионизм). Его стихи отлич исключит пластичностью и музык-ю, насыщены глубоким философск смыслом. В основе мировосприятия – ощущение несвободы, обреченности, власти рока, тоски по родине.

В канун и годы 1 МВ в Австрии форм-ся лит экспрессионизма (Г.Гракль, Франц Верфель, Г. Майринк).

34. Фридрих Ницше как художник слова (1844-1900)

Родился в семье пастора, отец умер,когда ему было 5 лет. Поступил на теологический ф-т. переводится на ф-т классич филологии Каннского ун-та, начинает преподавать греческий.В 1873 симптомы болезни.В 1899 -окончательное безумие. 1872-«рождение трагедии из духа музыки»,1878- «Человеческое, слишком человеческое", 1885 «Так говорил Заратустра» 1886 «По ту сторону добра и зла», 1887 «К генеалогии морали», 1888 "Сумерки идолов».

создание собственной философской си-мы, соединившей в себе идеи " воли к власти", "вечного возвращения" и "сверхчеловека". Декаданс Ницше понимал не столько как совокупность явлений в лит-но-худ сфере, сколько как триумф "рабов", умерщвляющих в себе волю, способность к действию, живущих "маленькими удовольствиями" стадного животного. Ницше считал, что именно современная ему дейст-сть породила "презреннейшего человека", ко-го не хватает даже на презрение к самому себе. Только "лучшие", "высшие" люди наделены внутренней свободой, "волей к власти", способностью к самоопред, к осознанию себя центром мироздания; "стаду" же, "наихудшим" не суждено стать самим собой.

«Так говорил Заратустра»-поворотный пункт не только в философии, но и в ис-ве 2-ой половины XIX века Фраза «Бог умер» стала худож метафорой и филос-ой предпосылкой для нового иск-ва. От Возрождения до сер 14 века а центре иск-ва идеи гуманизма. Но со смертью Бога, провозглашенной Ницше, гуманистич христиан идеи, лежавшая в основе европ иск-ва Нового времени, умерла. На смену приходит идея индивидуализма По Ницше в самом акте творения жизни нет идеи добра и зла, творение - свободная игра, Ницше предлагает идею своего Бога - независимого своенравного.Существование мира может быть оправдано только как эстетический феномен. Осознав правоту этой точки зрения современный человек должен по другому посмотреть на традиционное соотношение иск-ва и жизни. Жизнь ис-во, а иск-во- единственная форма жизни. Эти идеи воплотились полностью в книге»Так говорил Заратустра». В названии -оттенок пророчества, истины. По сюжету она так же нетрадиционная. Имя Заратустра не придумано, образ восходит к др персидскому проповеднику, ко-ый жил до н.э. Его взгляды – ч-к должен осознать себя как личность. Мир книги абстрагирован, у персонажей нет имён, это маски, символы (девушка и юноша, старик и старуха, король, плясун), метафоричен сам хронотоп (дествие происх то в горах, то на отсрове, то в г. Пестрая Корова, в максим абстрагированное время). Язык оч. Экспрессивен: повторы, рефрены, параллелизм, ритор вопросы, восклицания. Эмоциональность создается ритмической прозой, в самих названиях глав – песенное, музык начало (танцевальн, надгробн, ночная песни), наличие поэтич, песенных текстов. Насыщенность цитат, аллюзий из Библии. Лютера, Гете, афоризмов. Стихи Ницше - зеркальное отражение его философии. чел + Бог, чел бытие, одиночество, борьба света и тени, стихии и порядка, времени и пространства. Ницше - символист Произведения оч разнообразны н жанровом отношении: баллады, эпиграммы, пародия, изречение, дифирамб, гимн Часто отказываггея от рифмы, прибегает к свободному стиху Использует цветовую символику. принцип игры словами, философичность, пейзажность. Многие построены: по приниципу антиномии: жизнь- смерть, вверх – вниз.

Повлиял на Т и Г Манна. Р Киплинга. Дж Лондона. Г Гессе, Т Драйзер

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.005 с.)