Социокультурная ситуация в Германии 17 в. и динамика литературного процесса. Специфика немецкого барокко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурная ситуация в Германии 17 в. и динамика литературного процесса. Специфика немецкого барокко.



Немецкая литература XVII в. развивается в условиях, коренным образом отличных от условий, существовавших в других европейских странах. К началу века Германия еще не преодолела наследия средневековья — феодальную раздробленность и полит децентрализацию, с ко-ой уже давно покончили Англия, Франция и Испания. Политическая раздробленность пагубно сказывалась на экономике. Отсталость социального развития Германии, слабость немецкого бюргерства, не игравшего сколько-нибудь значительной роли в общественной и политической жизни страны.

Отсутствие единого политического центра отразилось и на культурной жизни Германии, ко-ая формировалась вокруг отдельных княжеских дворов и в университетских городах, носила провинциальный характер. В еще большей степени раздробленность страны сказывалась на языке. Образование единой нормы общенац-го лит языка, получившее могучий толчок в период Реформации, затормозилось на целых полтора столетия по сравнению с другими европейскими странами.

Ко всем этим отрицательным факторам историч развития Германии относится Тридцатилетняя война (1618—1648), ставшая подлинной национальной катастрофой. Она истребила большую часть населения, разрушила города, уничтожила культурные ценности, привела к экономической разрухе, а долгожданный мир только закрепил феодальную раздробленность страны. Официальной причиной войны была религиозная вражда м/у протестантскими и католическими князьями Германии, но истинные мотивы конфликта носили политич и экономич характер. Постепенно в войну оказались втянутыми почти все европейские страны. Война и ее страшные спутники — голод, эпидемии, пожары — определили и общее трагическое мироощущ, и темы, и образную си-му нем лит XVII ст.

Среди идеологических факторов следует выделить прежде всего резко выступившее к этому времени противоречие м/у успехами естественных наук и религ МВЗ. Большинство немецких писателей XVII в. были людьми широко образованными и начитанными. В сознании многих писателей и мыслителей той эпохи научные теории уживались с суевериями, а религ догмы с такими «еретическими» взглядами, как учение Коперника и Галилея. Попытки примирить эти позиции обычно оказывались несостоятельными, отсюда — ощущение кризиса и растерянности перед непостижимой сложностью мироздания и бессилием человеческого разума объяснить ее. Все это еще более усугубляло трагическое мироощущение, порожденное разрушительной и затяжной войной.

Другой характерной особенностью идеологической атмосферы Германии XVII в. было возникновение множества религиозно-мистических сект, оппозиционно настроенных по отношению к официальной лютеранской церкви. В Германии соседствовали три религии: лютеранство, католицизм и кальвинизм. Уже сама эта множественность вероучений создавала почву для распространения сект.

Вестфальский мир не облегчил жизнь, страна обезлюдела, потеряла культурные запасы.

Все эти факторы наложили заметный отпечаток на нем ли-ру, в особенности на лирическую поэзию XVII в., насыщенную религиозно-философскими и нравственными мотивами.

Особенности лит развития Гер в XVII в. во многом определяются той культурно-исторической и идеологической ситуацией, которая сложилась в этой стране в предшествующем столетии. Те процессы, которые в Италии, Франции, Англии, Испании привели к созданию великих национальных ли-р, протекали в Германии замедленно и носили более узкий, односторонний характер. Так, неолатинская поэзия, возникшая в Италии в XV в., выступает в Германии в начале XVII в. как своеобразный «ученический» период в творчестве будущих крупных поэтов — М. Опица и А. Грифиуса. Подражание Петрарке, охватившее всю европейскую поэзию в XVI в., проявляется в немецкой лирике лишь в середине следующего столетия.

Процесс создания национальной литературы, и в особенности поэзии, осложнялся еще и языковой ситуацией. Отсутствие общенац-ой языковой нормы, крайняя засоренность лексики иностранными (преимущественно фран-ми) словами уже с первых десятилетий XVII в. начинают вызывать тревогу в кругах, озабоченных состоянием нац-ой ку-ры. В 1617 г. в Веймаре было основано первое из многих немецких языковых обществ — «Плодоносящее общество ». Общество оказывало писателям — своим членам поддержку в издании их сочинений. В задачи общества входило формирование светской культуры нового типа в духе общеевропейского ку-го развития. По образцу «Плодоносящего общества» позднее возникли другие: «Общество Ели» в Страсбурге (1633), «Немецкое общество» в Гамбурге (1643), «Пастушеский и Цветочный орден» в Нюрнберге (1644). Все эти общества ставили перед собой общую цель — очищение немецкого языка от иностранных и диалектных слов, его приспособление к запросам рождающейся ли-ры — изящной и утонченной. В русле этой деятельности возникают и многочисленные руководства по поэтике.

Отсутствие достаточно авторитетной национальной литературной традиции, на которую можно было бы опереться при выработке образцового литературного языка, заставляло многих писателей обращаться к переводам из древних авторов и из европейских писателей нового времени. Эти переводы служили материалом и своего рода «лабораторией» для шлифовки и создания изящного литературного стиля. Вообще для немецких писателей того времени характерны разносторонние культурные контакты с другими странами — Францией, Англией, Италией, Голландией.

Периодизация:

1) предвоенный (зарождение новых тенденций появление черт одновременно маньеризма, классицизма и барокко + элементы ренессанса.) Нем. поэзия активно нагоняет то, что не успела в период ренессанса. Гл. фигура этого периода - Мартин Опиц (борьба за права нем. языка)

2) годы самой 30летней войны (складывается 1 Силезская школа, созд. М. Опиц, черты школы- соед. классицизма с барокко, Грифиус, Флеминг выражают барокко. Первые самостоятельные шаги делает поэзия и проза, появляются первые пробы романа, лидирует лирика.)

3) послевоенный (до 90-х гг. доминирует барокко, 2 Силезская школа, созд. Гофмансвальдау. Ударное время нем. романа, перерабатывает традиции испанского романа; Гриммельсгаузен создаёт 1ый образец воспитательного романа, где показывает становление личности на широком соц. поле. 90-ые гг. переходный период, появляются на новом витке классицизм, рококо+ тенденции развития барокко)

Периодизация нем ли-ры XVII в. определяется главным историческим событием эпохи — Тридцатилетней войной. - Литература первой половины века целиком стоит под знаком трагических событий войны и того комплекса нравственных, философских и политических идей, который складывается в этих условиях. Это время расцвета,прежде всего лирической поэзии, обнаруживающей большое идейное, жанровое и стилистическое разнообразие. Тогда же активно разрабатываются вопросы поэтической теории. На исходе войны создаются значительные драматические произведения (трагедии Андреаса Грифиуса), в которых насущные вопросы общественной, политической и нравственной жизни облекаются в обобщенную и объективную форму.

Вестфальский мир 1648 г., не оправдавший всеобщих надежд и чаяний, является логическим рубежом в литературном развитии. – Ли-ра вт пол векапытается осмыслить итоги войны, ее политические, социальные, нравственные последствия. В этот период заметно усиливается сатирическая струя, получившая отражение в разных жанрах — в лирике (эпиграммы Логау), бытовой комедии (К. Вейзе и К. Рейтер), романе (Гриммельсгаузен). - В последней трети века все более ощутимой становится социальная поляризация литературы. В лирике проступают черты сословно-замкнутой аристократической культуры — формализация внешних приемов, утяжеленная словесная орнаментальность, вычурная метафорика при ограниченном круге тем. Отчасти эти тенденции получают отражение и в галантно-авантюрном романе. Бюргерская линия отчетливо прослеживается в комедии и бытовом романе, которые обретают, в особенности в конце века, грубовато-натуралистические черты.

Барокко лучше, чем классицизм мог выразить более контрастную эпоху, алогичность времени. Ростки классицизма появляются в начале века, но как худ. си-ма не складывается - не та почва. Классицизм складывается только к концу 17 в. «школа разума».

Особенности нем. барокко: ис-во особенно трагич-ое, суровое, жестокое;сильны мистич религ-ые искания; ярко представлено высокое и низовое барокко;ис-во виртуозной формы, где сама форма несёт смысл; нем. барокко обрамлено чертами классицизма.

Общие принципы подхода к слову, образная система, композиционная структура поэтического текста отражают исходные позиции барочного видения мира: его трагическую разорванность и полярность, символическую многоплановость каждого схваченного явления жизни, его динамическое восприятие и изменчивость. С течением времени художественные формы, органически выражающие барочное мировосприятие, утрачивают связь с наиболее жгучими проблемами современности, превращаются в штампы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.006 с.)