Тема 1. Введение в курс «история международных отношений». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в курс «история международных отношений».



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 032000 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: АЗИАТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 2 СЕМЕСТР 3,4

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 8 (4/4)

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: История России

КОРЕКВИЗИТЫ: Политология, Политическая регионалистика и проч.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 54 час.

Практические занятия 54 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 108 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 90 час.

ИТОГО 198 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

 

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ, экзамен (4 сем.), зачет (3 сем.)

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра Истории и регионоведения

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _______________ Н. В. Трубникова

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ Н. И. Гузарова

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _______________ А. Н. Першиков

 

2011 г.


1. Цели освоения модуля дисциплины

Формирование у студентов научного знания истории международных отношений, понимания процесса становления, закономерностей развития, механизмов и принципов действия различных международных систем; развития способности анализировать прошлые и современные международные события, давать им объективную, самостоятельную оценку, видеть, учитывать и использовать на практике исторический опыт и исторические традиции для поддержания и развития международных связей России и её регионов с зарубежными странами и регионами; воспитание у студентов уважительного и бережного отношения к достижениям и ценностям отечественной и зарубежной дипломатии, лучшим её представителям.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин и находиться во взаимосвязи с другими составляющими ООП. Наиболее тесная взаимосвязь прослеживается с такими дисциплинами, как «Отечественная история», «Теория международных отношений», которые в своём предметном познавательном поле имеют общие точки соприкосновения (фактологического, событийного, хронологического, методологического и другого порядка) с «Историей международных отношений», которые, с одной стороны, обеспечивают взаимосвязь, а, с другой стороны, выступают важнейшим и необходимым условием её успешного усвоения. В качестве таких точек соприкосновения и условий, заложенных в курсе «Отечественная история» выступают следующие: знания основных дат, событий, непосредственно связанных с внутренней и внешней политикой Российского государства, с его участием в международных процессах, региональных конфликтах и мировых войнах; навыки работы с историческими источниками, современными международными и другими документами, а также знания методологических основ исторической науки. Однако наиболее широкую и разнообразную методологическую базу для познания дисциплины должен обеспечить курс «Теория международных отношений». В силу своей предметной специфики (изучение теоретических основ международных отношений, совокупности различных научных школ и направлений, концепций и т. д.) курс является своеобразной теоретико-методологической основой познания дисциплины и предусматривает изучение различных общенаучных, специальных методов, в том числе и таких, как метод историзма, метод сравнительно-исторического анализа, системный метод, которые ориентированы на исследование истории международных отношений. Поэтому вышеназванные курсы должны быть изучены, до освоения данной дисциплины, и обеспечить её успешное усвоение.

 

 

3. Результаты освоения дисциплины

«В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные этапы развития системы международных отношений, принципы построения, механизмы и факторы функционирования;

 

· место и роль России в системе международных отношений.

· основные исторические факты, даты, события, имена государственных деятелей, известных российских и зарубежных дипломатов, их вклад в развитие теории и практики международных отношений;

· базовые понятия и категории, утвердившиеся в истории международных отношений;

· основные методологические подходы к познанию истории международных отношений;

· основные дискуссионные проблемы в изучении истории международных отношений.

Уметь:

· выражать и обосновывать свою позицию по проблемным вопросам истории международных отношений;

· осуществлять целенаправленный и системный поиск исторических источников, с последующей их обработкой и применением в учебном процессе и в научно-исследовательской работе.

· разбираться в важнейших международных проблемах, касающихся, прежде всего, интересов России, в истории их происхождения, определять перспективы их решения;

· давать оценку международным событиям с научных позиций, опираясь на изученные теории и концепции.

·

Владеть:

· категориальным аппаратом современных исследований в области международных отношений, уметь применять этот аппарат в познании и анализе внешнеполитических процессов;

· навыками и методами публичного выступления, участия в дискуссиях по историческим и современным проблемам международных отношений;

· навыками применения методологических подходов, теоретических концепций к изучению исторических событий, явлений, процессов, а также к анализу современного международного положения;

· навыками составления хронологических таблиц, библиографии, написания рецензий, историографического анализа отечественной и зарубежной литературы.

 

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1. Универсальные (общекультурные):

· готовность к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства, способность приобретать новые знания в области гуманитарных наук;

· уважительно и бережно относиться к историческому наследию России в сфере внешней политики, международных отношений, к достижениям отечественной и зарубежной дипломатии, к памятным международным событиям и датам

· обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать знания по истории международных отношений, изыскивать возможности их практического применения в своей профессиональной деятельности;

· обладать навыками самостоятельного поиска международной информации, прошлой и современной международной жизни;

· уметь оценивать зарубежные события, выделять наиболее существенные и значимые среди них, давать им самостоятельную интерпретацию и оценку.

· 2. Профессиональные:

общепрофессиональные:

· способность составлять комплексную характеристику региона специализации, с учетом его внешнеполитической жизни, места и роли в системе международных отношений;

. способность выявлять и объяснять основные тенденции и закономерности развития международных отношений, видеть особенности их проявления в регионе специализации;

способность вскрывать и анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на содержание и характер межгосударственных отношений в регионе специализации;

:

· способность выявлять и учитывать исторически сложившиеся международные связи, традиции в регионе специализации и учитывать их в своей профессиональной деятельности.

· способность анализировать и оценивать современные международные отношения на регионально- страноведческом уровне, с учетом исторической ретроспективы.

 

  1. Структура и содержание дисциплины

4.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины.

1. Введении в курс «История международных отношении и внешняя политика России». Предмет цели и задачи курса. Понятия международных отношений. Зарождение и эволюция международных отношений. Возникновение системы международных отношений. Основные этапы развития системы международных отношений. Международные отношения в контексте всемирной и отечественной истории. Методологические и теоретические основы курса. Общенаучные и специфические методы исторического исследования, их характеристика и классификация. Исторические источники, их классификация и характеристика. Научные центры и учебные заведения по изучению международных отношений и их истории.

2. Вестфальский мир и становление системы международных отношений. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.)- первая мировая общеевропейского масштаба. Противоборствующие стороны, их интересы. Итоги войны. Вестфальский мир (договоры в Мюнстре и Оснабрюке) и признание принципа национального суверенитета государств. Перемены во внешнеполитической ситуации в Европе. Новая расстановка сил, новые политические приоритеты и ценностные ориентиры. Деидеологизация международных отношений. Возрастание роли и значимости колониального фактора в европейской политике. Причины и последствия. Борьба за колонии между великими державами. Причины, последствия. Утрехский (1713 г.) и Раштатский (1714 г.) мирные договоры. Великая Северная война (1700- 1721 гг.), изменение соотношения сил в Европе. Превращение России в морскую державу, возрастание её международного престижа. Военные конфликты в Европе в 1730- 1760 –е годы, их новизна и особенности. Парижский мир (1763 г.), его содержание и значимость. Образование Соединенных Штатов Америки как нового субъекта международных отношений. Французская революция 1789 г. и её влияние на состояние и развитие международных отношений. Создание и действия антифранцузской коалиции. Европейская политика Екатерины II. Внутриполитические изменения во Франции. Захват власти Наполеоном Бонапартом (1799 г.). Перемены во внешней политике Франции. Кризис Вестфальской системы международных отношений.

3. Международные отношения в XIX -начале ХX вв. Венская система международных отношений. Окончание наполеоновских войн и изменение соотношения сил в Европе. Венский конгресс (октябрь 1814-июнь1815 гг.) и его итоги. Формирование и утверждение Венской системы международных отношений, принципы её построения и действия. Священный союз: цели и формы реализации. Конгрессы Священного союза. Принципы легитимизма, интервенционизма. Революции и интервенции. Криз Османской империи. Возникновение и разрешение Восточного вопроса в европейской политике. Крымская война 1853-1856 гг. и утрата Россией международного престижа. Объединение Италии и Германии. Дипломатия Бисмарка и образование Германии. Франко-прусская война 1870-1871 гг.Фракфрутский мир 1871 г. Новая расстановка сил в Европе. Восточный кризис и русско-турецкая война 1877-1878 гг. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Внешняя политика европейских держав и образование военных блоков. От Союза трёх императоров к Тройственному союзу (1871-1882 гг.). 0т франко- русского союза к Антанте (1894-1907 гг.). Соперничество великих держав на Балканах. Боснийский кризис. Балканские войны. Международное положение к лету 1914 г. Начало первой мировой войны. Расстановка сил. Международные отношения и дипломатия в годы войны.Борьба за нейтральные страны. Секретные соглашения по послевоенному переустройству мира. Революция в России и её международные последствия. Вступления в войну США. Поражение Германии. Компьенское перемирие (ноябрь 1918 г.). Победа держав Антанты

4. Международные отношения в 1918- 1945 гг. Версальско- Вашинтонская система: становление, действия, распад. Расстановка сил после Первой мировой войны. Парижская мирная конференция 1919 г. и её значение. Версальский мирный договор. Передел колоний и сфер влияния. Международные отношения на Дальнем Востоке. Вашингтонская конференция. Становление Версальско-вашингтонской системы международных отношений. Советская Россия и СССР в новых условиях международных отношении Генуэская конференция и Раппальский договор. Традиционная и революционная дипломатия Советского государства. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Провал планов международной изоляции СССР. Проблемы европейской и международной безопасности в 1920-1930-е годы. Поиск путей их решения. Международные конференции в Генуе, Гааге, Москве, Лазане и их решения. Мировой экономический кризис на рубеже 1920-1930-х годов и его влияние на международные отношения. Возникновение очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке. Международные отношения накануне и в начале Второй мировой войны. Внешнеполитические расхождения СССР и стран Запада. Причины, последствия. Нападение Германии на СССР. Перемены в отношениях стран Запада и СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Сотрудничество стран коалиции: направления, формы, противоречия, результаты. Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Потсдамская конференция и её значение. Разгром и капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны.

5. Международные отношении во второй половине 1940-х 1980-е годы. Ялтинско - Потсдамская система международных отношений. И зменения баланса силна мировой арене после Второй мировой войны. Влияние СССР и США на послевоенное устройство мира. Ядерная революция и роль военной силы в мировой политике. «Холодная война»: истоки, характерные черты. Формирование и утверждение биполярной (двух полюсной) системы международных отношений. Блоковое противостояние и противоборство в различных регионах мира: на Востоке, в АТР и т. д. Возрастание фактора военной силы. Гонка вооружений. Распад колониальной системы. Борьба СССР и США за влияние на страны «третьего мира». Возникновение и развитие движения неприсоединения как новой силы международных отношений. Бандунская конференция 1955 г. и её решения. Локальные конфликты и войны 1950- 1980-х годов: в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке и д.р. Позиции и участие великих держав. Карибский кризис 1962 г. Дискуссия в литературе. Новые оценки. Международная обстановка в 1960-е начале 1970- х годов. Поиск путей приодаления канфрантации и ограничения гонки вооружений. Результаты. Противоречия и непоследовательность периода разрядки. Ввод советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) и международные последствия. Перестройка в СССР. Новые политическое мышление: теоретическое содержание, практическая реализация. Советско-американские встречи на высшем уровне во второй половине 1980-х годов, их итоги. Перемены в Восточной и Юго-Восточной Европе. Распад коммунистических режимов. Роспуск организации Варшавского договора и прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи. Объединение Германии. Достижения и утраты советской внешней политики периода перестройки, современная оценка её в литературе.

6. Международные отношения на рубеже XX - XXI вв. Распад восточного блока и крушение СССР. Переход от биполярного миропорядка к новому миропорядку. Зарубежные и отечественные авторы о перспективах развития международных отношений. Модели нового равновесия сил и гегемонистской стабильности. Центры влияния в современном мире. Глобальные проблемы мирового сообщества. Основные направления и эффекты глобализации. Влияние глобализации на трансформацию международных отношений. Новые акторы в системе международных отношений. Возрастание конфликтности в международной жизни: национализм, терроризм, наркотрафик, преступность, проблема «Север- Юг». Новые измерения международной безопасности и возможности их разрешения. Перспективы развития сотрудничества в мировом сообществе. Место России в меняющейся системе международных отношений. Трансформация российской внешней политики. Интернационализм в современной системе международных отношений.

 

Образовательные технологии

Для целенаправленного и эффективного формирования запланированных компетенций у обучающихся, выбраны следующие сочетания форм организации учебного процесса и методов активизации образовательной деятельности, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Методы и формы организации обучения (ФОО)

Методы ФОО
Лекции Лаб. раб. Практ. занятия Сем., колл. СРС
IT -методы применение компьютерных технологий при чтении лекций; использование обучающих программ   проведение компьютерных презентаций по кардинальным темам курса   Интернет ресурсы; обучающиеся программы
Работа в команде постановка на лекции дискуссионных проблем, различных точек зрения, обеспечивающих дифференцированные, коллективные ответы студентов   разбивка группы на подгруппы   разработка и защита коллективных проектов
Case-study Актуализация лекционного материала   постановка и рассмотрение альтернативных исторических ситуаций   самоанализ изучаемого материала
Игра применение теории игр в различных вариантах   постановках игровых ситуаций   поиск и представление игровых ситуаций
Методы проблемного обучения проблемный характер изложения материала   проблемная постановка вопросов, альтернативных ситуаций   проблемный характер заданий
Обучение на основе опыта обобщение и анализ исторического опыта на лекциях   возможные варианты поиска исторического опыта в современных условиях   Поиск и предствление исторического опыта в разрешении современных проблем
Опережающая самостоятельная работа предварительное знакомство студентов с лекционным материалом   рецензирование и обсуждение студентами самостоятельных работ   самостоятельное изучение новой темы
Проектный метод представление и обсуждение тематики проектов   защита индивидуальных и коллективных проектов   разработка проектов
Поисковый метод поиск материала по тематике лекции, с последующим выступлением   поиск и представление информационного материала   разработка информационного материала по темам курса
Исследовательский метод включение результатов исследований в лекционный материал   обсуждение научных разработок по актуальным темам курса   поиск и обработка исторических источников

 

 

7. Организация и учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

6.1 Текущая самостоятельная работа (СРС)

Текущая самостоятельная работа по дисциплине «История международных отношений», направленная на углубление и закрепление знаний студента, на развитие практических умений, включает в себя следующие виды работ:

· работа с лекционным материалом;

· поиск и обзор источников и литературы, в том числе и электронных источников;

· изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

· подготовка к практическим занятиям;

· выполнение домашних индивидуальных заданий;

· опережающая самостоятельная работа;

· подготовка к самостоятельным и рубежным контрольным работам;

· подготовка к и экзамену.

 

6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР)

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа по дисциплине «История международных отношений», направленная на развитие интеллектуальных умений, общекультурных и профессиональных компетенций, развитие творческого мышления у студентов, включает в себя следующие виды работ:

  • поиск, анализ, структурирование и презентация отечественной и зарубежной информации;
  • выполнение расчетных работ, обработка и анализ данных для аналитических и творческих работ;
  • работа над текстом аналитических и творческих работ;
  • участие в научных студенческих конференциях;
  • анализ и обсуждение научных публикаций по определенной преподавателем теме.

 

6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

 

1. Перечень научных проблем и направлений научных исследований

№ п/п Тема
  Изучение процесса становления и развития международных связей Сибири

 

2. Темы индивидуальных домашних заданий

№ п/п Тема
   
  Выявите участников международных отношений на рубеже XVII XYIII вв. и определить специфику их поведения на международной арене.
  Покажите процесс становления и принципы функционирования Венской системы международных отношений.
  Опираясь на материалы хрестоматии и учебной литературы, покажите те изменения, которые произошли во внешнеполитической ситуации в Европе после Вестфальского мира (1648 г.). Объясните, почему считается, что Вестфальский мир положил начало созданию системы международных отношений.
  Покажите в письменной форме, на конкретном фактическом материале особенности международной обстановки в Европе в первой половине XYIII в.
  Вскройте причины и покажите последствия кризиса Вестфальской системы международных отношений. Ответ проиллюстрируйте и подтвердите конкретным фактическим материалом.  
  Покажите, когда и в силу, каких факторов и обстоятельств возникла Венская система международных отношений. Чем она характеризовалась?. Какова была расстановка сил в Европе?
  Выясните связи между Первой и Второй мировыми войнами.
  Охарактеризуйте роль России в Венской системе международных отношений. Каковы были, причины и каковы были последствия кризиса этой системы?
  Покажите остроту и значимость восточного вопроса для России. Почему Россия неоднократно применяла военную силу для его решения? Каковы были последствия и конечные результаты?.
  Охарактеризуйте и оцените деятельность российской дипломатии накануне и в годы Первой мировой войны..
  Покажите противоречия, заложенные в Версальско-Вашингтонской системе международных отношений..
  Покажите последствия 1917 гг. в России для международных отношений в Европе.
  Охарактеризуйте международную обстановку в условиях мирового экономического кризиса конца 1920- начала 1930- х годов. Какие произошли изменения?  
  Рассмотрите и оцените внешнюю политику советского руководства накануне второй мировой войны. Возможны ли были другие внешнеполитические действия с его стороны?
  Покажите общее и отличительное в первой и второй мировых войнах.
  Составьте хронологию, покажите содержание и результаты работы основных международных конференций в 1920-е годы. Работу можно выполнить в виде таблицы.
  Опираясь на документы хрестоматии покажите эволюцию взаимоотношений великих держав в начальный период Великой Отечественной войны.
  Составьте хронологию международных конференций стран, воевавших против Германии в период второй мировой войны, покажите цели и результаты работы конференций. Работу можно выполнить в виде таблицы.
  Изучив материалы хрестоматии и учебника покажите процесс формирования, принципы построения, механизмы функционирования Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Выявите и покажите её отличия от других известных Вам систем.
  Опираясь на современную литературу, покажите новые подходы в освещении периода холодной войны.  
    Охарактеризуйте и оцените внешнюю политику СССР и США во второй половине 1940- первой половине 1950-х годов.
  Рассмотрите международные отношения в 1960-е годы и покажите, как решались проблемы разоружения и запрещения атомного оружия. Какие были подписаны документы?
23.   Проанализируй и покажите влияние перестройки в СССР на развитие международной обстановки. Оцените последствия для России и других стран.
  Вскройте причины и покажите последствия распада биполярной системы международных отношений.
  Охарактеризуйте современный переходный период международных отношений. Предопределите возможные сценарии его дальнейшего развития.
     

 

3. Темы, выносимые на самостоятельную проработку

№ п/п Тема  
     
  Россия в международных отношениях от Петра I до Екатерины II.  
  Французская революция и наполеоновские войны как рубеж международных отношений.  
  Война за независимость североамериканских колоний(1774- 1783). Становление американской дипломатии.  
  «Третий мир» в международных отношениях – проблемы развития и модернизации.  
  Ближневосточный конфликт в 1960 –е – первой половине 1970- х годов.  
     
     
  Темы работ в структуре междисциплинарных проектов
   
  Традиции и новации международных связей России с регионом специализации.
  Место и роль Томска в международных и торговых связях Росси со странами Азии.
  Международное сотрудничество Томской области на современном этапе: достижении проблемы, перспективы.
  Традиции российской дипломатии, лучшие её представители.
  Научно-образовательное сотрудничество Томска со странами АТР на современном этапе.
       

 

6.3. Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.

6.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. История и теория международных отношений. Часть1. Хрестоматия –практикум / Составитель М. В. Иванова –Томск: Изд-во ТПУ 2004.- 114 с.

2. История международных отношений, Часть 2. Хрестоматия- практикум / Сост: А. Н. Першиков, В. В. Петрик. Томск: Изд-во ТПУ, 2004.- 146 с.

3. Лебедева М. М. Мировая политика. М.: Кнарус, 2011. – 256 с.

4. Наринский М. М. История международные отношения. 1945-1975; Учебное пособие. – М.: «Россия политическая энциклопедия» (РОСПЭН). 2004.- 264 с.

5. Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманов Н. С.История международных отношений и внешней политики России(1648-2000). Учебник для вузов. М.: - Аспект Пресс, 2001. – 344 с.

6. Современные международные отношения и мировая политика. Учебник. Отв. Ред. А. В. Торкунов. – М.: Просвещение: МГИМО, 2004.-991 с.

7. Хрестоматия по истории международных отношений XIX- начала XX вв. / Сост. Н. Ю. Васильева. М.: Кнарус, 2010. – 360 с.

 

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения
дисциплины

 

Средства (фонд оценочных средств) оценки текущей успеваемости и промежуточной аттестации студентов по итогам освоения дисциплины «История международных отношений» представляют собой комплект контролирующих материалов следующих видов:

· входной контроль, ориентированный на проверку остаточных знаний студента, полученных в результате изучения предыдущих дисциплин (пререквизит). Представлен в виде кратких тестовых заданий, требующих лаконичных ответов. Входной контроль проводится в письменной форме на первой лекции. Позволяет проверить и оценить степень готовности студентов к познанию дисциплины, выявить уровень накопленного знания, внести коррективы в учебный процесс.

· семинарские занятия. Проводятся регулярно (еженедельно) по узловым и актуальным темам курса, в различных организационных формах, позволяют контролировать степень усвоения теоретических и практических знаний студента, приобретённых практических умений (работы с документами, информационными, статистическими и другими материалами), развить и оценить профессиональные и универсальные (общекультурные) компетенции. Выполнение тех или иных контролирующих, развивающих функций семинарских занятий предопределяется их тематикой, формой организации, порядком проведения и степенью активности участия в их работе студентов. Так, например, проверка степени усвоения теоретического и фактического материала осуществляется путём устных опросов, заслушивания и обсуждения докладов, рефератов. В то же время для проверки и оценки практических умений используются другие формы организации и проведения семинаров, например, ролевые игры, постановка и разрешение определённых практических задач.

· защита индивидуальных заданий, самостоятельных работ, осуществляется либо на консультациях, либо на семинарских занятиях, в зависимости от актуальности, значимости темы и ориентирована на проверку практических навыков, умений работать с источниками, литературой.

· контрольные работы проводятся в двух видах: текущие и рубежные. Текущие контрольные работы осуществляются 4-5 раз в семестр и ориентированы на проверку: базовых терминов и понятий, определений, дат, событий. Рубежный контроль проводится два раза в семестр, включает вопросы проблемного и обобщающего характера, сложные тестовые задания и нацелен на проверку теоретического материала, тем выносимых на самостоятельную проработку, оценку профессиональных и универсальных компетенций. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена в устной форме.

 

7. 1. Образцы текущего контроля знаний

Тестовые задания входного контроля

1. Как Вы можете назвать отношения между государствами? Какие известны вам формы таких отношений?

2. Назовите известные Вам международные организации. Попытайтесь определить их роль и значимость.

3. Когда и между какими государствами была Крымская война? Какие последствия она имела для России?

4. Каковы причины и каков итог русско-японской войны 1904-1905 гг.? Подписанием какого мирного договора она завершилась?

5. Когда и между какими государствами началась Первая мировая война? Каковы причины её возникновения? Подписанием какого мирного договора она завершилась? Каковы последствия его реализации?

6. Когда и по инициативе какого государства состоялась Генуэзская конференция? Какие вопросы обсуждались? Каков итог работы конференции.

7. Что способствовало сближению и сотрудничеству Германию и СССР в начале 1920-х годов? Какие факторы и обстоятельства? Каким договором это сотрудничество было подкреплено?

8. Какие очаги международной напряженности стали складываться в Европе и на Дальнем Востоке в конце 1920-х начале 30-х годов? Каковы причины их возникновения?

9. Как Вы понимаете политику «умиротворения»? Когда по отношению к какому государству и правительствами каких стран она проводилась? Каков итог её реализации?

10. Когда и по каким причинам окончательно провалилась попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе?

11. Какова была сущность и каковы были последствия политики «невмешательства», проводимой правительствами демократических государств Европы накануне Второй мировой войны?

12. Какова была политика советского руководства по отношению к Германии накануне её вторжения в СССР? Какие просчеты и ошибки во внешней политике были допущены Советским Союзом?

13. Когда и почему сложилась антигитлеровская коалиция? Когда был открыт второй фронт в Европе? Какие страны играли в ней роль лидеров?

14. Когда состоялись: Тегеранская, Ялтинская (Крымская), Потсдамская международные конференции руководителей трех держав – СССР, ССША и Великобритании? Назовите руководителей этих держав. Какие были приняты ими решения?

15. Назовите кардинальные изменения в международной обстановке после второй мировой войны.

16. Что Вы знаете о плане Моргала и его реализации? Почему СССР и ряд других государств не приняли его?

17. Что такое «холодная война»? Когда она началась? Кто выступил инициатором её развязывания?

18. Какой период в послевоенной истории характеризовался «разрядкой международных отношений»? На примере конкретных событий раскройте смысл этого понятия.

19. В чем состояло значение международного совещания глав 35 стран в Хельсинки в 1975 г.?

20. Каковы причины и международные последствия участия СССР в войне в Афганистане в 1979 – 1989 гг.?

21. Что заставило советское государство пойти на провозглашение «нового политического мышления»? раскройте содержание этого понятия.

22. Какие важные перемены произошли в советско-американских отношениях в конце 1980-х – начале 90-х годов? Что Вам известно о договоренности по ядерному разоружению, достигнутых между СССР и США? Какое значение они имели?

Когда и почему распался СССР? Как отразился распад Советского Союза на международных отношениях? Какие последовали перемены.

 

Темы и планы семинарских занятий

Тесты текущего контроля

1. Новизна Вестфальского мира состояла в том, что он:

а) стабилизировал баланс сил в Европе;

б) внес правовую основу в систему международных отношений;

в) изменил баланс сил в Европе;

г) признал в качестве основного принципа принцип национального (государственного) суверенитета;

д) подтвердил равенство подписавших государств.

 

1. Венская система международных отношений просуществовала до ________ г. и распалась в результате ___________________.

 

2. В результате второй Балканской войны 1913 г. расстановка сил в этом регионе изменилась в пользу:

а) Антанты;

б) Тройственного союза;

в) Болгарии;

г) Турции.

 

3. «Пороховым погребом Европы» накануне Первой мировой войны явилась(ись):

а) Германская империя;

б) Польские земли, входившие в состав России;

в) Балканы.

 

4. 8 апреля 1904 г. в Лондоне был заключен договор, известный как «Сердечное соглашение» или Антанта между:

а) Германией;

б) Австрией;

в) Россией;

г) Англией;

д) Францией.

 

5. Версальско-Вашингтонская система международных отношений возникла в ____________ г.

 

6. Кризис Версальской системы мироустройства начался в _______ гг. в результате __________________________.

 

  1. Вступление СССР в Лигу Наций произошло в:

а) 1929 г.;

б) 1930 г.;

в) 1934 г.;

г) 1935 г.

 

8. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. обострил как внутренние так и внешние противоречия в Европе между ______________

и на Дальнем Востоке между _____________________.

 

9. Мир раскололся на два противоборствующих лагеря: Германия, Япония, Италия и их сторонники с одной стороны, Великобритания, США, СССР и их сторонники с другой стороны, после битвы (укажите дату):

а) под Москвой;

б) под Сталинградом;

в) под Пер-Харбором;

г) на Курской дуге.

 

10. После Второй мировой войны стала действовать ____________ система международных отношений.

 

11. Установите в хронологической последовательности, с указанием дат и стран участниц следующих военно-политических союзов и военных блоков: АНЗЮС, Европейское оборонительное сообщество (ЕОС), Организация Североатлантического договора (НАТО), Багдадский пакт, Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

 

12. Заполните таблицу. Локальные конфликты периода «холодной войны».

Название и регион конфликта Дата Противоборствующие стороны и их союзники
         

 

 

Тесты рубежного контроля

 

1. Вестфальский мир 1648 г. заложил основы системы международных отношений, которые были построены на принципах:

а) _____________________

б) _____________________

в) _____________________

 <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.206 с.)