Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства.



Бхактивинода Тхакур

Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства.

Перевод с бенгали и санскрита - Харидев дас, 2006 г.

 

В этой книге в основу распознавания Истины положен анализ ответов, предлагаемых разными учениями на три ключевых философских вопроса: «Кто я?», «Что представляет собой этот мир?» и «Каковы мои отношения с ним?» Существует две основные категории ответов. В первую категорию входит множество искажённых ответов, которые выдвигает материальный ум. Как умы людей разнятся, благодаря разнообразию материальной природы, так и ответы, которые они дают, отличаются друг от друга. Ко второй категории относятся ответы, которые даёт душа, находящаяся в своём изначальном положении. В изначальном состоянии душа обладает чистым сознанием, и поэтому её ответ всегда является правильным и разумным. Поскольку чистая духовная природа одинакова у всех индивидуальных душ, все они дают один и тот же ответ на эти три вопроса. В первой части книги рассматриваются разного рода искажённые ответы, в последней — только правильный ответ.

 

Анализируя конкретные учения, автор систематизирует разные направления философской мысли, существовавшие на период окончания XIX века. Хотя книга была написана в 1893 г., она не потерла своей актуальности и по сей день, поскольку система, предложенная автором, позволяет осмыслить проблематику основных философских направлений XX столетия.

 

 


Раздел первый

Начальное понимание

Текст 1.1

Слава Шри Чайтанье Махапрабху, который олицетворяет Собой переживание нектарного вкуса вечности, знания и блаженства. Только по Его милости передается и широко распространяется Опыт вечности, знания и блаженства.

 

Комментарий Бхактивиноды Тхакура

Слава Шри Кришна Чайтанье! Его тело состоит из переживания трансцендентных рас, удивительных вкусов, исполненных вечности, знания и блаженства. Только по Его милости была составлена эта книга, озаглавленная как «Опыт вечности, знания и блаженства».

 

Текст 1.2

Чтобы достичь успеха в познании, живое существо, попавшее в материальное тело, несомненно, будет задавать себе следующие три вопроса: «Кто я? Что представляет собой этот мир? Каковы истинные взаимоотношения между мной и этим миром?»

 

Комментарий Бхактивиноды Тхакура

Лишь много дней спустя после своего рождения человек начинает ощущать, как его влекут к себе объекты, чувств.

 

«Объектами чувств» называются те внешние материальные предметы и их качества, которые воспринимаются чувствами. По мере развития ребёнка мир чувственных объектов раскрывается перед ним всё больше и больше. Чем притягательнее их качества, тем сильнее они манят к себе его чувства. Постепенно привязанность к ним становится настолько глубокой, что в заботах и тревогах о чувственных объектах люди проводят всё своё время. Пять неразлучных друзей человеческого ума — звук, касание, форма, вкус и запах постепенно приучают его быть им верным слугой. Каждый из объектов чувств то поглощает всё внимание человека, то вдруг совершенно сбивает его с толку.

 

«Всё что рождается, неизбежно умрёт. Если это произойдёт со мной, то со смертью все мои отношения с материальными объектами чувств прервутся». Но проницательность такого рода редко у кого остаётся надолго. Если же, по великой удаче, такая способность различать взойдёт на горизонте его сознания, то, вместе с внезапной отрешенностью от этих чувственных объектов, в человеке просыпается настоящая жажда знаний. Тогда, ради достижения совершенства в познании Истины, он задает себе три важных вопроса: «Хоть я и уподобился тому, кто наслаждается этим материальным миром, кто же я на самом деле? Что представляет собой этот огромный мир? Каковы истинные взаимоотношения между мной и этим миром?»

Текст 1.3

Благодаря многообразию материальной природы, ум находит неоднозначные ответы на эти вопросы. Однако душа, которая истинно находится в своей изначальной природе, даёт один и тот же, правильный и разумный ответ.

 

Текст 1.4

Знайте же, что странных ответов много, тогда как правильных и разумных - всего один. Причиной тому - одинаковая для всех индивидуальных душ чистая духовная природа. В первой части этой книги будут рассмотрены разного рода странные ответы, в последней — только правильный.

 

Комментарий Бхактивиноды Тхакура

Есть множество странных разнородных взглядов и учений. Однако, правильным и разумным может быть только одно. У всех индивидуальных душ, в их изначальном состоянии, чистая духовная природа одинакова. Поэтому и правильное учение только одно. Сделав обзор странных учений в первой части этой книги, в конце мы рассмотрим правильное учение.

 

 

Тексты 1.5-8

Некоторые философы говорят: «Живое существо возникает само собой, как, впрочем, и вся остальная мёртвая материя. Все свои действия она (материя) производит также сама собой, посредством собственной природы. Эта природа существует вечно. Знание о Боге бессмысленно и бесполезно.

 

Любой так называемый Бог несовершенен во всех отношениях. Бог-Творец Сам является творением ума недалёких людей, которые придумали Его из необходимости объяснить неведомые им явления природы. Рассказы о духовном мире - ложь, сочинённая негодяями.

 

«Душа», обозначаемая как «сознание», возникает из сложного сочетания материальных элементов. Способность порождать жизнь изначально заложена в мертвой материи.

 

Из-за распада сложного сочетания элементов это сознание умирает вновь. Несомненно, у сознания (или души) не может быть ни перевоплощений, ни освобождения, характеризуемого духовным знанием».

 

Тексты 1.9-12

Материалисты учат: «Следует выполнять свой земной долг. Благодаря этому исчезнут все грехи. Мудрыми людьми замечено, что правила нравственного поведения устроены Самой Природой.

 

Ради обретения счастья следует изучать Природу очень прилежно и целеустремлённо. Земное счастье является конечной целью жизни.

 

Благие поступки, совершённые в этой жизни, после смерти человека будут приносить хорошие плоды другим живым существам.

 

Благое дело никогда не проходит впустую. Когда бы и кем бы ни было совершено, оно, в форме особой силы, которой до этого не существовало, будет возвышать каждого.

 

Текст 1. 13

Другие философы учат: «Существование - это страдание. Отсутствие существования - это счастье. Счастье прекращения собственного существования достигается в результате преодоления телесных страданий».

 

Текст 1.14

Иные философы учат, что творцом миров является лишь олицетворённая иллюзорная энергия (Майа). Они говорят, что Она вечна, тонка, имеет природу энергии, а также создаёт и приводит в действие как дух, так и материю.

 

Текст 1.15

Мыслители другого рода говорят: «Существуют только мысленные представления или идеи. Нет ни Бога, ни других живых существ, ни внешнего мира. Мысленное представление - это вечная и многообразная сущность. Оно никогда не исчезает».

 

Текст 1.16

Некоторые философы, посвятившие себя софистике и ослеплённые иллюзией, утверждают: «Истина ложна, в этом нет сомнении. То, что истинно, безусловно, наделено непостоянной природой».

 

Текст 1.17

Таково учение всех атеистов. Оно известно с древних времен, но в разных странах из-за языковых различий именуется по-разному.

 

Текст 1.18

Логика, перемешанная с кармой и гъяной, состоит из догадок и предположений. Она порождает в человеке разнородные учения, теории и взгляды и даёт множество материальных результатов, относящихся к миру рождений и смертей.

 

Текст 1.19

Логика, порождённая мёртвой материей, не предназначена для того, чтобы выходить за пределы мёртвой материи. Принявшая прибежище в материи, она бесполезна в постижении трансцендентного. Поэтому, когда смешанная логика, ничуть не сомневаясь в собственной квалификации, принимается рассуждать о нематериальной реальности, она несёт сущий вздор.

 

Текст 1.20

Ради достижения совершенства собственной души, материальный рассудок, продолжая говорить глупости, начинает сокрушаться и раскаиваться. В конце концов, измученный страхом, он принимает Верховного Господа.

 

Текст 1.21

Даже приняв существование Бога, рассудок, введённый в заблуждение материей, продолжает говорить глупости. Иногда он старательно приписывает сущности Бога двойственность, тройственность или иную множественность.

 

Текст 1.22

Есть знание, изначально присущее душе. Без этого естественного знания не может быть ни здравого рассудка, ни верного мышления. Каким образом разум, лишённый его, может говорить о Высшей Истине?

 

Текст 1.23

Некоторые из людей, поняв единство Всевышнего, делают вид, что медитируют на Него в состоянии транса. Хотя посредством этого шоу им удаётся преодолеть границы грубой материи, их разум, под предлогом практики йоги, остаётся блуждать в мире тонкой материи.

 

Текст 1.24

Некоторые философы говорят, что эта Вселенная была создана Верховным Господом для чувственного наслаждения живых существ и, прежде всего, для развития в них праведности.

 

Текст 1.25

Все человечество находится в рабстве из-за греха двух первых людей, созданных Богом. Позже искупление других живых существ наступило благодаря наказанию Самого Всевышнего.

 

Текст 1.26

«Бытие живого существа начинается с возникновения материального тела. Безусловно, нет рождения после смерти. Итоговый результат бытия живого существа определяется тем, что им было совершено в этом мире за одну жизнь».

Текст 1.27

«Когда живые существа этого мира посвятят себя постоянной практике кармы и гьяны ради его благоустройства, всеобщий рост материального благосостояния вызовет удовлетворение Верховного Господа».

 

Текст 1,28

«У Бога нет формы, поскольку Он - вездесущий принцип, служение которому состоит в соблюдении правил и предписаний. Поклонение Ему здесь совершается, главным образом, с помощью молитв и восхвалений».

 

Текст 1.29

Знайте, что это учение ложно во всех отношениях. Оно прямо приписывает Верховному Господу изъяны и предлагает живому существу ничтожный способ духовного развития.

 

Текст 1.30

Другие философы учат: «Всё, что существует, начиная с сознающего себя духа, неодушевлённой материи и Бога, — всё это, в сущности, лишь единый, вечный, безличный Абсолют, помимо которого ничего нет».

 

Текст 1.31

Согласно одной школе монизма, разнообразие мира возникло в результате видоизменения субстанции самого безличного Абсолюта, согласно другой - из-за обманчивой видимости, что означает, что мира и других людей просто не существует.

 

Текст 1.32

Или, по мнению монистов другого рода, весь мир, несомненно, порождён мыслью индивидуальной души. Между душой и Богом нет никакого различия.

 

Индивидуальная душа и есть Бог всех богов.

 

Текст 1.33

Во множестве этих взглядов и учений сокрыта Истина, которую можно там обнаружить как прямо, так и косвенно, и которая представляет собой абсолютное, недвойственнное знание.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Дальнейшее понимание

Текст 2.1

Тело Верховного Господа - средоточие вечности, знания и блаженства. Он даёт прибежище вкусам расы наивысшего, трансцендентного блаженства. Как материальная, так и духовная энергии находятся в Его полной власти. Он явился в этот век Кали, чтобы очистить и возвысить падшие души. Я с почтением склоняюсь перед Ним.

 

Текст 2.2

Находясь в своей изначальной духовной природе, душа функционирует за счёт личной духовной энергии, благодаря которой всё, что она себе говорит, несомненно, свободно от материальных отождествлении.

 

Текст 2.3

Есть только один Верховный Господь, наделённый высшей энергией. Индивидуальные души и материальный мир - её проявление.

 

Текст 2.4

Верховный Господь - солнце. Его свет, индивидуальная духовная душа, - вечная личность, которая всегда верно следует за Ним. Её дхарма - любовь. Она обладает законным правом переживать даже высочайшее блаженство.

 

Текст 2.5

Тень Его высшей энергии создаёт материальный мир, в котором отвернувшиеся от Личности Бога индивидуальные души, по собственному желанию вращаются в круговороте рождений и смертей.

 

Текст 2.6

Верховный Господь всегда отличен как от индивидуальной души, так и от неодушевлённой материи. С другой стороны, эти категории - индивидуальные души и мёртвая материя - не отличны от Верховного Господа. Однако это великая тайна.

 

Текст 2.7

Индивидуальная душа может выбраться из западни мертвой материи. Оставив привязанность к ней и сосредоточившись на своём духовном предназначении и духовной деятельности, она постепенно достигнет Всевышнего.

 

Текст 2.8

Сокровенная Истина обладает природой одновременной двойственности и недвойственности. Хотя эта Истина выходит за пределы мыслительных способностей человека, тем не менее, она открывается чистой душе, которая испытывает счастье в служении лотосным стопам Господа Шри Чаитаньи Махапрабху.

 

Текст 2.9

Высшая Истина - это только дух. Верховный Господь - это только дух. Индивидуальная душа - это ни что иное, как духовный атом. Эта особенность указывает на разнообразие в духовной сфере.

 

Текст 2.10

Блаженство - это неотъемлемое качество духовного сознания, а также глубинная природа духовной деятельности, постоянно занимаясь которой, душа достигает наивысшего блаженства.

 

Текст 2.11

Дух всегда отличен от неодушевлённой материи и наделен свободой воли, составляющей его глубинную природу, с которой он не способен расстаться, даже оказавшись в полной иллюзии.

 

Текст 2.12

Пожалуйста, знайте, что весь этот мир, наполненный мёртвой материей, - это ничтожное, бессмысленное и очень старое обиталище живого существа, отвернувшегося от Личности Бога.

 

Текст 2.13

Пространство, время и всё остальное, что существует в материальном мире, перманентно искажено иллюзией. Всё, что мы наблюдаем в искажённом виде здесь, имеет свой духовный первообраз в мире, находящемся за пределами материальной иллюзорной энергии.

 

Текст 2.14

Можно выделить три основных вида природы духовной энергии Высшей Истины: моя собственная природа, природа индивидуальных душ, а также иллюзорная природа.

 

Текст 2.15

Велика удача той души, которая, даже находясь в месте пребывания мёртвой материи, действует, вручив себя духовной природе. Тем самым она посвящает себя личной внутренней природе Верховного Господа.

 

Бхактивинода Тхакур

Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства.

Перевод с бенгали и санскрита - Харидев дас, 2006 г.

 

В этой книге в основу распознавания Истины положен анализ ответов, предлагаемых разными учениями на три ключевых философских вопроса: «Кто я?», «Что представляет собой этот мир?» и «Каковы мои отношения с ним?» Существует две основные категории ответов. В первую категорию входит множество искажённых ответов, которые выдвигает материальный ум. Как умы людей разнятся, благодаря разнообразию материальной природы, так и ответы, которые они дают, отличаются друг от друга. Ко второй категории относятся ответы, которые даёт душа, находящаяся в своём изначальном положении. В изначальном состоянии душа обладает чистым сознанием, и поэтому её ответ всегда является правильным и разумным. Поскольку чистая духовная природа одинакова у всех индивидуальных душ, все они дают один и тот же ответ на эти три вопроса. В первой части книги рассматриваются разного рода искажённые ответы, в последней — только правильный ответ.

 

Анализируя конкретные учения, автор систематизирует разные направления философской мысли, существовавшие на период окончания XIX века. Хотя книга была написана в 1893 г., она не потерла своей актуальности и по сей день, поскольку система, предложенная автором, позволяет осмыслить проблематику основных философских направлений XX столетия.

 

 


Раздел первый

Начальное понимание

Текст 1.1

Слава Шри Чайтанье Махапрабху, который олицетворяет Собой переживание нектарного вкуса вечности, знания и блаженства. Только по Его милости передается и широко распространяется Опыт вечности, знания и блаженства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.052 с.)