Операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость у банков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость у банков.



Дисциплина: «Налогообложение организаций финансового сектора»

1. Финансовые организации и их роль в экономике. Виды услуг,оказываемых на финансовом рынке России.

Согласно федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Сферой деятельности финансовых организаций в экономике является рынок финансовых услуг или финансовый рынок – совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей – продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно – кредитные ресурсы и ценные бумаги. Главная функция финансового рынка – обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии. На нем происходит обмен деньгами, осуществляется предоставление кредита, мобилизуются капиталы. Субъектами отношений на финансовом рынке являются: государство, организации различных форм собственности, отдельные граждане.

Виды услуг, оказываемых на финансовом рынке России.

1) банковские услуги – предоставляемые кредитными организациями в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций услуги по привлечению средств клиентов, рассчетно-кассовому, валютному обслуживанию и др.

2) страховые услуги – услуги по долгосрочному привлечению временно свободных денежных средств, такие как обязательное страхование, добровольное страхование имущества, добровольное страхование жизни и др.

3) услуги на рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг – это совокупность отношений финансового рынка, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также формы и способы этого обращения. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся в выпуске особых документов – ценных бумаг. Услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке ценных бумаг, можно разделить по следующим видам деятельности: брокерская, дилерская, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами; клиринговая, депозитарная и др. виды деятельности.

4) услуги по негосударственному пенсионному обеспечению. Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению складывается при осуществлении взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с вкладчиками, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, по поводу заключения пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов, а также при взаимодействии негосударственных пенсионных фондов с участниками в связи с выплатами негосударственных пенсий. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Такие фонды осуществляют деятельность и выплаты негосударственных пенсий своим участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

5) лизинговые услуги. На рынке лизинговых услуг заключаются и исполняются сделки по осуществлению финансовой аренды (лизинга). Объектами лизинга могут быть здания, сооружения, воздушные суда, оборудование и т.д.

 

2. Налоги, уплачиваемые финансовыми организациями, их особенности и место в общем налоговом бремени фин. организаций.

В соответствии с общими правилами налогообложения организации финансового сектора экономики в России уплачивают все налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом, по которым у них имеется объект обложения. К таким налогам и сборам относятся:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· налог на имущество организаций;

· транспортный налог;

· земельный налог;

· государственная пошлина.

Кроме того, финансовые организации выступают налоговыми агентами государства в части удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц с сумм, выплаченных ими физическим лицам за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг.

Наиболее значительным налогом для финансовых организаций является налог на прибыль. Он может составлять свыше 90% от общего объема налоговых обязательств организации. Конкретная его доля зависит от множества факторов, но даже в случае отсутствия положительной налогооблагаемой базы финансовая организация должна предоставлять в налоговые органы отчетность, установленную по данному налогу.

НДС обычно занимает в совокупной налоговой нагрузке на организации финансового сектора незначительную долю по сравнению с организациями нефинансового сектора, у которых НДС нередко является самым главным налогом. Это объясняется тем фактором, что большинство финансовых услуг законодательно освобождено от НДС. Важной особенностью при определении объекта обложения НДС у организации финансовой сферы является то, что большая часть тарифов за финансовые услуги прямо не основывается на калькуляции себестоимости их оказания, поэтому не представляется возможным четко определить, какая же стоимость добавлена финансовой организацией на этапе оказания услуги. Вместе с тем финансовые организации имеют право осуществлять многие операции, облагаемые НДС (лизинг факторинг, цессия). Таким образом, вес НДС в общей налоговой нагрузке разных финансовых организаций может значительно различаться в зависимости от направления их деятельности и ее диверсификации или специализации. Он может уплачиваться в разных размерах и не уплачиваться совсем. Но в любом случае отчетность в налоговые органы по данному налогу должна сдаваться постоянно в установленном законом порядке.

Оба вышеперечисленных налога у организаций финансового сектора экономики России обладают одним общим качеством. Оно заключается в том, что налогооблагаемая база по этим налогам присутствует перманентно от одного налогового периода к другому. Оставшиеся налоги, плательщиками которых могут выступать финансовые организации, не обладают этим качеством.

Наличие объектов налогообложения по имущественным налогам, таким, как налог на имущество организаций, транспортный налог и земельный налог зависит от наличия или отсутствия на балансе организации соответствующего вида имущества. Как правило, для ведения финансовой деятельности не требуется сколько-нибудь значительных объемов имущественных запасов. Кроме того, необходимое имущество можно взять в аренду, что не создает объекта налогообложения по имущественным налогам, или вообще воспользоваться необходимыми услугами сторонних организаций. Поэтому финансовые организации далеко не всегда являются плательщиками вышеуказанных налогов.

Факт уплаты государственной пошлины также целиком зависит от субъективных обстоятельств деятельности организации финансовой сферы. В случае если текущая деятельность финансовой организации требует ее обращения в соответствующие органы за совершением юридических действий, например, регистрации права собственности, тогда она становится плательщиком государственной пошлины. Если такой необходимости не возникает, то организация пошлину не уплачивает.

Специфика налогообложения организаций финансового сектора экономики России, а также их роль в налоговых отношениях отражены в положениях Налогового кодекса.

 

3. Банк, как посредник между государством и другими налогоплательщиками: его обязанности по 1-ой части НК РФ.

В первой части Налогового кодекса несколько статей отражают особую роль банков в налоговой системе России, связанную с их функциями по рассчетно-кассовому обслуживанию других предприятий и организаций.

1) Статья 60 устанавливает обязанности банков по обеспечению перечисления в бюджеты всех уровней налоговых платежей их клиентов, в том числе по требованию налоговых органов. Банк обязан исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента, являющегося клиентом данного банка, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Существуют два вида очередности списания денежных средств во исполнение распоряжений и требований, предъявленных к счетам клиента банка, в зависимости от достаточности остатка суммы средств на всех счетах этого клиента в банке.

Очередность первого вида называется календарной. Ее суть состоит в том, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента-налогоплательщика и других документов на списание, если иное не предусмотрено законодательством.

Второй вид очередности списания средств со счета клиента-налогоплательщика применяется банком в случае недостаточности средств на расчетном или текущем счете клиента-налогоплательщика для выполнения всех предъявленных требований. В этом случае банк помещает предъявленные к счету, но не выполненные по указанной причине платежные документы в картотеку, учитываемую на внебалансовом счете «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Платежные документы по перечислению налоговых платежей в бюджет могут быть отозваны из картотеки только налоговым органом в письменной форме. Порядок расположения неоплаченных расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» должен соответствовать положениям ГК РФ с учетом норм НК РФ.

2) Следующей обязанностью банков и прочих кредитных организаций, возлагаемой на них Налоговым кодексом, является их участие в системе налогового учета налогоплательщиков. Статьей 86 НК РФ установлено, что банки открывают банковские счета организациям, ИП только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В юридическом деле каждого клиента по открытию расчетного и других счетов в банке обязательно должна быть копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке. Банки обязаны сообщить об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации или ИП на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 3 дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

3) Важнейшей обязанностью банков в сфере налогового контроля является указанная в статье 86 НК РФ обязанность выдавать налоговым органам по их запросам справки, содержащие сведения о своих клиентах-налогоплательщиках. С этой обязанностью сочетается право налоговых органов требовать, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. К сведениям, которые вправе запрашивать налоговые органы, относятся: информация о наличии счетов клиентов в банке и об остатках денежных средств на этих счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций или ИП. Справки должны быть направлены в налоговый орган их запросивший в течение 3 дней со дня получения от него мотивированного запроса.

 

4. Обязанности банков по обеспечению перечисления в бюджет налоговых платежей их клиентов.

Статья 60 устанавливает обязанности банков по обеспечению перечисления в бюджеты всех уровней налоговых платежей их клиентов, в том числе по требованию налоговых органов. Банк обязан исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента, являющегося клиентом данного банка, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Существуют два вида очередности списания денежных средств во исполнение распоряжений и требований, предъявленных к счетам клиента банка, в зависимости от достаточности остатка суммы средств на всех счетах этого клиента в банке.

Очередность первого вида называется календарной. Ее суть состоит в том, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента-налогоплательщика и других документов на списание, если иное не предусмотрено законодательством.

Поручение налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете клиента-налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и налогового органа о перечислении налога.

При невозможности исполнения банком поручения налогоплательщика или налогового органа о перечислении налога в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Банка России, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа – в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка.

Второй вид очередности списания средств со счета клиента-налогоплательщика применяется банком в случае недостаточности средств на расчетном или текущем счете клиента-налогоплательщика для выполнения всех предъявленных требований. В этом случае банк помещает предъявленные к счету, но не выполненные по указанной причине платежные документы в картотеку, учитываемую на внебалансовом счете «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Платежные документы по перечислению налоговых платежей в бюджет могут быть отозваны из картотеки только налоговым органом в письменной форме. Порядок расположения неоплаченных расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» должен соответствовать положениям ГК РФ с учетом норм НК РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или ИП в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный ГК РФ.

 

5. Обязанности банков по принудительному взысканию налоговых платежей со счетов клиентов по требованию налоговых органов.

Статья 46 НК РФ содержит порядок действий банков и других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на проведение рассчетно-кассового обслуживания, при принудительном взыскании налоговым органом суммы налога и пеней за счет денежных средств на счетах клиента-налогоплательщика.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика-организации или ИП в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств с этих счетов. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком.

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика, которое производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика. Расходы, связанные с продажей валюты, осуществляются за счет налогоплательщика.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный счет налогоплательщика, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный ГК РФ.

Вышеуказанные положения статьи 46 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и при взыскании штрафов по решению суда.

 

6. Обязанности банков по налоговому учету при открытии и закрытии счетов налогоплательщиков в банках.

Обязанностью банков и прочих кредитных организаций, возлагаемой на них Налоговым кодексом, является их участие в системе налогового учета налогоплательщиков. Статьей 86 НК РФ установлено, что банки открывают банковские счета организациям, ИП только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме расчетных и текущих счетов к банковским счетам относятся валютные счета, по которым банком производятся клиентские операции.

В соответствии с валютным законодательством банки открывают клиентам не только текущие, но и транзитные валютные счета. Хотя транзитные счета открываются фактически без участия налогоплательщика, но именно он дает распоряжения на проведение операции по движению денежных средств по этим счетам.

Внутрибанковские счета открываются либо без участия налогоплательщика-клиента, либо в соответствии с договорами, не относящимися к расчетному обслуживанию. Соответственно при открытии внутрибанковских счетов не требуется соблюдение требований, предусмотренных налоговым законодательством.

Хозяйствующий субъект, намеревающийся открыть расчетный или текущий счет в банке, обязан представить в банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В юридическом деле каждого клиента по открытию расчетного и других счетов в банке обязательно должна быть копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке. Банки обязаны сообщить об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации или ИП на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 3 дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

Порядок сообщения банком об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде установлен Банком России Положением от 07.09.2007 г. № 311-П. Форма сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета установлена Приказом Федеральной налоговой службой России от 13.12.2006 г. № САЭ-3-09/861@. Передача сообщения осуществляется из банка через территориальное учреждение Банка России в подразделение налоговой службы, занимающееся централизованной обработкой данных. После приема сообщения подразделением налоговой службы оно направляет в банк электронное уведомление о его приеме. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, ИП, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей. При этом в НК РФ не установлены санкции за несоблюдение банком сроков представления информации об открытии счетов. Однако к данному случаю возможно применить положение статьи 126, где сказано, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 50 тыс. рублей за каждый непредставленный документ.

 

7. Порядок предоставления банками сведений о своих клиентах-налогоплательщиках в налоговые органы по их запросам.

Важнейшей обязанностью банков в сфере налогового контроля является указанная в статье 86 НК РФ обязанность выдавать налоговым органам по их запросам справки, содержащие сведения о своих клиентах-налогоплательщиках. С этой обязанностью сочетается право налоговых органов требовать, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. К сведениям, которые вправе запрашивать налоговые органы, относятся: информация о наличии счетов клиентов в банке и об остатках денежных средств на этих счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций или ИП. Справки должны быть направлены в налоговый орган их запросивший в течение 3 дней со дня получения от него мотивированного запроса.

Справки о наличии счетов или об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций и ИП в банке могут быть запрошены налоговыми органами только в трех конкретных случаях:

  • в случаях проведения мероприятий налогового контроля проверяемых организаций (ИП);
  • после вынесения решения о взыскании налога;
  • в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (ИП).

Предоставление банками определенных законом сведений о счетах и операциях своих клиентов не противоречит понятиям коммерческой и банковской тайны. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк установлены Приказом ФНС России от 05.12.2006 г. № САЭ-3-06/178@. При этом должен быть четко указан пакет запрашиваемых документов. И если инспекция потребует информацию, которая не отображена в письменном требовании, кредитная организация вправе отказать в предоставлении данных о налогоплательщике. Банк не обязан исполнять требование налогового органа, оформленное по форме, отличной от утвержденной.

Требование вручается представителю банка под расписку либо отправляется по почте заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении. При этом документ должен быть заверен печатью инспекции и подписан руководителем налогового органа либо его заместителем.

Ответ банка на запрос налогового органа должен быть оформлен и отправлен адресату в соответствии с установленными правилами, отраженными в Приказе ФНС РФ от 30.03.2007 г. № ММ-3-06/178@.

Невыполнение банками законных требований налоговых органов, выражающееся в непредставлении банком справок или выписок по операциям и счетам в налоговый орган, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.

 

 

8. Особенности налогообложения прибыли банков.

Правила исчисления и уплаты банками налога на прибыль базируется на общих положениях законодательных и инструктивных документов о расчете этого налога. Однако специфика деятельности коммерческих банков, а также особенности бухгалтерского учета в этих учреждениях обусловливают особенности определения доходов и расходов, учитываемых банками при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Определение объекта налогообложения по налогу на прибыль у банков, в общем, не отличается от обычного подхода, применяемого организациями нефинансового сектора экономики. Объектом налогообложения является прибыль, под которой понимается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, учитываемых для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ. Однако при этом состав доходов и расходов, а в некоторых случаях порядок их включения в расчет налоговой базы имеет свои особенности.

Разделение доходов и расходов на связанные с реализацией продукции (работ, услуг) и внереализационные в целях налогообложения прибыли осуществляется банками в общем порядке согласно статьям 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов», 249 «Доходы от реализации», 250 «Внереализационные доходы» НК РФ (в отношении доходов) и статьями 252 «Расходы. Группировка расходов», 253 «Расходы, связанные с производством и реализацией», 265 «Внереализационные расходы» НК РФ (в отношении расходов).

Виды расходов и доходов, не учитываемых банками при определении налоговой базы по налогу на прибыль, также предписаны положениями общих статей НК РФ 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» и 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения».

В силу особенностей банковской деятельности основную часть доходов банков, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, составляют не те общие виды доходов, которые указаны в статьях 249 «Доходы от реализации», 250 «Внереализационные доходы», а доходы специфические, получаемые в результате осуществления банковской деятельности. Перечень этих доходов содержится в статье 290 «Особенности определения доходов банков» НК РФ. Кроме того, установлено, что доходы, предусмотренные общими статьями 249 и 250 НК РФ, определяются для целей налогообложения обязательно с учетом особенностей, предусмотренных специфической статьей 290.

Исходя из содержания этой статьи все доходы банка в зависимости от направления деятельности можно разделить на несколько основных групп:

  1. Доходы от кредитной и связанной с ней деятельности.
  2. Доходы от рассчетно-кассового обслуживания.
  3. Доходы от операций с иностранной валютой.
  4. Доходы от операций с драгоценными металлами и камнями.
  5. Доходы от операций с ценными бумагами.
  6. Доходы от восстановления резервов, созданных банками.
  7. Прочие доходы банков.

Расходы банков, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы и обусловленные потребностями банковской деятельности, можно условно разделить на следующие группы:

  • процентные расходы, связанные с привлечением средств клиентов;
  • расходы по кредитной и связанной с ней деятельности;
  • расходы по рассчетно – кассовому обслуживанию;
  • расходы по операциям с иностранной валютой;
  • расходы по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • расходы по операциям с ценными бумагами;
  • расходы по созданию резервов;
  • прочие расходы.

 

 

9. Состав доходов, включаемых расчет налогооблагаемой базы банков по налогу на прибыль.

В силу особенностей банковской деятельности основную часть доходов банков, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, составляют не те общие виды доходов, которые указаны в статьях 249 «Доходы от реализации», 250 «Внереализационные доходы», а доходы специфические, получаемые в результате осуществления банковской деятельности. Перечень этих доходов содержится в статье 290 «Особенности определения доходов банков» НК РФ. Кроме того, установлено, что доходы, предусмотренные общими статьями 249 и 250 НК РФ, определяются для целей налогообложения обязательно с учетом особенностей, предусмотренных специфической статьей 290.

Исходя из содержания этой статьи все доходы банка в зависимости от направления деятельности можно разделить на несколько основных групп:

  1. Доходы от кредитной и связанной с ней деятельности.
  2. Доходы от рассчетно-кассового обслуживания.
  3. Доходы от операций с иностранной валютой.
  4. Доходы от операций с драгоценными металлами и камнями.
  5. Доходы от операций с ценными бумагами.
  6. Доходы от восстановления резервов, созданных банками.
  7. Прочие доходы банков.

 

10. Доходы от кредитной деятельности и доходы от расчетно-кассового обслуживания у банков (налог на прибыль).

К доходам от кредитной и связанной с ней деятельности относятся:

a. проценты от размещения собственных и привлеченных средств;

b. доходы по договорам уступки или переуступки прав требования;

c. доходы по лизинговым операциям;

d. доходы от выдачи гарантий и поручительства за третьих лиц;

e. прочие доходы.

Процентные доходы банков включают в себя проценты от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, выдачи кредитов и займов, в том числе межбанковских кредитов. В налоговую базу отчетного (налогового) периода включаются все доходы, относящиеся к этому периоду, в том числе начисленные, но фактически не полученные проценты. Это правило касается также и просроченных (т. е. начисленных, но не полученных) процентов. Таким образом, если у банка имеются суммы просроченных процентов к получению, то они включаются в налоговую базу того отчетного периода, за который они начислены.

Кроме того, по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более, чем на один отчетный период, доход в целях налогообложения признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного (налогового) периода. Сумма процентного дохода, включаемая в налогооблагаемую базу отчетного периода определяется исходя из срока действия кредитного договора, приходящегося на данный отчетный период, а также ставки и суммы кредита, выданного по этому договору.

В случае прекращения действия кредитного договора до истечения отчетного (налогового) периода процентный доход признается полученным на дату прекращения действия договора. При этом процентный доход, ранее включенный в налогооблагаемую базу предыдущих отчетных (налоговых) периодов, не учитывается.

К доходам, связанным с кредитной деятельностью, относятся также доходы по договорам уступки или переуступки прав требования. Доходом является положительная разница между суммой средств, полученной при прекращении или реализации права требования, учетной стоимостью данного права требования. В основе таких операций банков, как факторинг, форфейтинг, а также цессия, по существу лежит кредитование текущих нужд клиентов для пополнения оборотных средств. В таких операциях банк выступает в качестве кредитора, приобретая право требования у его первоначального владельца – продавца товаров (работ, услуг) или у последующего владельца – покупателя требования. Затем для получения дохода банк перепродает имеющееся требование следующему посреднику или погашает его в установленный срок у выдавшего лица.

В условиях концентрации значительных капиталов в банковском секторе банки самостоятельно или через дочерние лизинговые компании активно участвуют в лизинговых операциях. Предоставление банками услуг по финансовой аренде приносит им значительные доходы в виде процентов за кредитование лизингополучателя, включаемых в состав лизинговых платежей, а также в виде различных комиссий за техническое, юридическое и консультационное сопровождение сделки. Данные доходы включаются в расчет налогооблагаемой базы на дату их начисления в соответствии с графиком лизинговых платежей (по процентам) или на дату получения денежных средств (по комиссиям).

Доходы от предоставления гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, банки получают в виде вознаграждений в процентах от суммы гарантии или поручительства или в виде комиссий за сопровождение сделки. Такие доходы включаются в расчет налогооблагаемой базы на дату их начисления по условиям договоров или на дату их получения.

К прочим доходам банков от кредитной и связанной с ней деятельности относятся: различные комиссионные вознаграждения, взимаемые в процессе кредитования (комиссия за выдачу кредита, за его досрочное погашение и т. п.). Датой признания таких доходов является дата расчетов по этим операциям, указанная в договоре, или дата получения дохода банком.

Доходы по рассчетно – кассовому обслуживанию коммерческие банки могут получать за осуществление следующих операций:

  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов;
  • предоставление выписок и иных документов по ведущимся счетам, розыск пропавших сумм;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
  • оформление и обслуживание банковских карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций;
  • оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы электронного оформления операций по банковским счетам клиентов «клиент-банк»;
  • выдача и получение наличных денег;
  • заверение банковской карточки клиента.

Помимо этого банки, имеющие собственную службу инкассации, могут оказывать своим клиентам услуги по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Такие услуги заключаются в доставке, перевозке денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов между местом деятельности клиента и учреждением обслуживающего банка.

Дата признания доходов, связанных с осуществлением операций по рассчетно–кассовому обслуживанию клиентов, корреспондентским отношениям и другим аналогичным операциям, определяется как одна из двух возможных дат: либо дата совершения операции, если в соответствии с договором предусмотрены расчеты по каждой конкретной операции, либо – последний день отчетного (налогового) периода, в котором осуществлена конкретная операция или получен соответствующий доход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.053 с.)