Классификация химически опасных объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация химически опасных объектов



Степень химической опасности Количество людей, попадающих в зону возможного загрязнения
1 класс Более 75 тыс. человек
2 класс От 40 до 75 тыс. человек
3 класс Менее 40 тыс. человек
4 класс Распространение загрязнения не выходит за пределы санитарно-защитной зоны объекта

 

Риск аварийной ситуации на объекте

Для некоторых регионов УХО проводились расчеты по оценке опасности аварийной ситуации, используя разные подходы. Так, Б.Н. Филатов дал расчеты и создал компьютерную программу для оценки количества пострадавших в случае различных аварий на объекте уничтожения в п.г.т. Горный. Группа шведских специалистов провела подобную работу для Камбарки.

В работах В.М. Колодкина по оценке риска для регионов УХО использован подход к оценке риска, основанный на расчете риска как произведения вероятности события на связанный с ним ущерб. Для проектов объектов в Горном и Щучьем разработаны декларации промышленной безопасности.

Некоторые оценки уровня потенциальной аварийной опасности представлены в таблице 12. Для сравнения приведены характеристики, отвечающие Камбарскому, Кизнерскому и Щучанскому арсеналам хранения боевых отравляющих веществ.

ФМБА России придает большое значение обеспечению безопасности объектов уничтожения химического оружия, а также подготовке персонала к действиям в условиях аварийных ситуаций (ссылка на книгу Рогожникова и Широкова).

В Научно-исследовательском институте гигиены, профпатологии и экологии человека (НИИ ГПЭЧ) была проанализирована проектная документация ОУХО на предмет обеспечения безопасности.

В проектах данные о возможных чрезвычайных ситуациях на промышленном предприятии должны быть представлены в разделах «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», «Декларация промышленной безопасности».

«В проекте объектов УХО проанализировано описание возможных проектных промышленных аварий. Из множества «сценариев» возникновения и развития аварий наиболее полно в проектах представлены сценарии проектных аварий, способных привести к поступлению отравляющих веществ за пределы уничтожаемого боеприпаса или технологического оборудования и распространению их внутри основного корпуса. Необходимо отметить, что все аварийные события, в том числе поступление отравляющего вещества в воздушную среду помещения, где производят работы по уничтожению химического оружия, ввиду герметичности здания и высокой степени очистки промышленных выбросов в «штатных» условиях не приведут к поступлению отравляющего вещества в атмосферу за пределы здания. При срабатывании систем сигнализации при появлении концентрации вещества на уровне выше ПДКр.з. включаются резервные воздухоочистные устройства, установка которых согласно проекту предусмотрена на всех системах вентиляции помещений, где производятся ликвидационные работы.

Наибольшую опасность представляют проектные аварийные ситуации, связанные с разрушением боеприпасов при погрузке или разгрузке на объектах хранения химического оружия (ОХХО), при перевозке от объекта хранения снарядов на объект УХО, погрузочно-разгрузочных работах на объекте УХО. В связи с этим при экспертизе проектных материалов особое внимание было уделено возможности снижения случаев, которые могут привести к поступлению отравляющего вещества в окружающую среду при транспортировке и разгрузке боеприпасов. В частности, были внесены следующие предложения: проводить погрузку и разгрузку боеприпасов не на открытой площадке, как это было предусмотрено в части проектов, а в закрытом помещении, снабженном системой очистки газовоздушных выбросов; полностью обеспечить очистку выбросов из помещений, где проводятся работы по размещению боеприпасов на стеллажах; осуществлять доставку боеприпасов в транспортных контейнерах с тем, чтобы уменьшить выбросы вещества в атмосферу в случае разрушения боеприпаса во время транспортировки.

Следует заметить, что введение в проект мероприятий, предложенных экспертами по снижению опасности транспортировки и разгрузки боеприпасов, значительно снизило риск прогнозируемых последствий от проектных аварий. Предложенные мероприятия позволили снизить прогнозируемое количество отравляющего вещества, которое могло поступить в атмосферу, с 50% до 4,9%. В свою очередь это привело к уменьшению расчетной глубины токсического поражения, которая ограничивается территорией, где персонал будет работать в СИЗ.» [ ].

Особенности химических аварий

Под химической аварийной или экстремальной ситуацией понимают разрушение (полное или частичное) и (или) нарушение целостности технологического оборудования, емкостей для хранения или транспортировки (со взрывом, пожаром или без них), приводящее к внезапному выбросу химических веществ в окружающую среду и опасному загрязнению ими атмосферного воздуха, воды, почвы, которое способно вызвать у людей и животных острые отравления или представляет угрозу развития хронических отравлений, отдаленных последствий, а также иных повреждений (травм, ожогов и т.п.) и приводящее к материальному ущербу.

Причинами возникновения аварий при уничтожении ОВ могут быть отказы оборудования, воздействие внешних факторов (пожар, стихийные бедствия), ошибки персонала. Во время транспортировки ОВ от базы хранения к месту временного складирования возможны различные инциденты при проведении погрузочно-разгрузочных работ, на дорогах и др. При этом формируется «зона химического загрязнения».

В качестве токсических веществ, представляющих опасность поражения людей на объектах уничтожения ОВ нервно-паралитического действия, рассматриваются зарин, зоман, Ви-икс и идентифицированные токсичные продукты их деструкции, для которых существуют стандарты безопасности и методы индикации.

Факторами, которые следует учитывать при организации и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий при авариях, являются чрезвычайная токсичность ОВ и продуктов их деструкции, быстрота их действия, способность проникать внутрь зданий и укрытий, возможность длительного загрязнения сооружений, участков местности и водоисточников.

Скорость распространения и размер зоны химического загрязнения зависят от типа и количества ОВ, вовлеченных в аварию, условий испарения пролива, микроклимата производственных помещений, метеорологических условий - степени устойчивости приземного слоя атмосферы, скорости и направления ветра. При планировании деятельности медицинских служб во время аварий рассматриваются самые худшие сценарии, например, одновременное поступление в окружающую среду всего запаса ОВ.

Использование наихудшего сценария при планировании оказания помощи при авариях является одним из принципов подготовки к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах. Такие расчеты могут быть использованы для планирования и создания запасов антидотов, формирования врачебных бригад. Вместе с тем опыт, накопленный при производстве ОВ, показывает, что большинство аварий относились к локальным, не выходили за пределы предприятий.

Химические аварии – события не частые, но возможные на производстве, транспорте и в быту. Вероятность их зависит от многих факторов, а последствия могут быть весьма тяжелыми в виде отравлений, травм, ожогов и гибели множества людей, загрязнения окружающей среды и материальных потерь. Иногда, как это было, например, в Севезо (Италия), при выбросе в воздух небольшого количества, но очень опасного хлорорганического вещества диоксина, требуются значительные усилия и время для устранения последствий.

Уже во второй половине прошлого века, как это было отмечено выше, во многих странах на государственном, а затем и международном уровне этому стали уделять большое внимание, особенно после нескольких, весьма масштабных событий такого рода (перечень таких событий приведен в последнем переводном руководстве под ред.Котенко «Экстренная медицинская помощь при отравлениях. Р. Хоффман, Л. Нельсон, М.-Э. Хауланд, Н. Льюин, Н. Фломенбаум, Л. Голдфранк. Научный редактор К.В.Котенко.- М.: «Практика», 2010.- 1440 с.»; а система, сложившаяся в России описана в «Неотложная терапия острых отравлений и эндотоксикозов. Справочник для врачей / Под ред. акад. РАМН проф. Е.А.Лужниковаю- 2-е изд-е, пер. и доп.. М.: ООО «Медицинское информационное агентство» 2010. – 472 с.). Возникла и стала быстро развиваться медицина катастроф, как специализированная ветвь знаний и практики действий при чрезвычайных ситуациях. По известным причинам в предупреждении аварий, действиях при их возникновении и устранении последствий принимают участие представители многих ведомств. В России главную роль в этом играет Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» определены функции и порядок взаимодействия основных ее составляющих, в том числе медицинской службы. Она предусматривает три режима функционирования, предполагающие обеспечить не только своевременные и эффективные действия в случае аварии или катастрофы, но и осуществление мероприятий, предупреждающих или снижающих их объем и тяжесть последствий.

С момента принятия решений по уничтожению химического оружия, предупреждение возможности аварий, минимизация их масштабов, готовность врачей к оказанию помощи пострадавшим рассматривались как важнейшая задача Федерального медико-биологического агентства. Разработчики технологий, проектные организации, гигиенисты в порядке проведения предупредительного санитарного надзора, эксперты разных уровней и профилей были включены в решение задач профилактического характера. Выбор технологий и оборудования, рациональные планировочные решения, систематический контроль производственных процессов, эффективности улавливания токсичных отходов – эти и другие аналогичной направленности мероприятия были главными мероприятиями в борьбе с авариями. Многие вопросы в этой области были рассмотрены ранее.

Оценка риска аварийной ситуации. Степень риска аварии сложной технической системы, которой, как правило, присуще наличие множества опасностей, определяется на основе анализа совокупности показателей, выявленных при анализе нежелательных событий, например, связанных с разгерметизацией оборудования, отказом средств предупреждения, пожаром, ошибками человека и другими причинами.

Количественной интегральной мерой опасности для населения является коллективный риск, определяющий масштаб ожидаемых последствий для людей от потенциальных аварий. Фактически он определяет ожидаемое количество травмированных и погибших в результате аварий на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Для некоторых регионов строительства ОУХО проводились расчеты в отношении опасности аварийной ситуации. Для оценки количества пострадавших в случае аварий на объекте уничтожения в п.г.т. Горный была разработана компьютерная программа (Б.Н. Филатов). В некоторых исследованиях для регионов хранения и уничтожения химического оружия использован подход, основанный на расчете риска как произведения вероятности события на связанный с ним ущерб (В.М. Колодкин). (повтор)

По известным причинам в предупреждении аварий, действиях при их возникновении и устранении последствий принимают участие представители многих ведомств. В России главную роль в этом играет Министерство по чрезвычайным ситуациям. (повтор)

Постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» определены функции и порядок взаимодействия основных ее составляющих, в том числе медицинской службы. Она предусматривает три режима функционирования, предполагающие обеспечить не только своевременные и эффективные действия в случае аварии или катастрофы, но и осуществление мероприятий, предупреждающих или снижающих их объем и тяжесть последствий.

С момента принятия решений по уничтожению химического оружия, предупреждение возможности аварий, минимизация их масштабов, готовность врачей к оказанию помощи пострадавшим рассматривались как важнейшая задача Федерального медико-биологического агентства. Разработчики технологий, проектные организации, гигиенисты в порядке проведения предупредительного санитарного надзора, эксперты разных уровней и профилей были включены в решение задач профилактического характера. Выбор технологий и оборудования, рациональные планировочные решения, систематический контроль производственных процессов, эффективности улавливания токсичных отходов – эти и другие аналогичной направленности мероприятия были главными мероприятиями в борьбе с авариями. Многие вопросы в этой области были рассмотрены ранее. (Смысловой повтор)

Оценка риска аварийной ситуации. Степень риска аварии сложной технической системы, которой, как правило, присуще наличие множества опасностей, определяется на основе анализа совокупности показателей, выявленных при анализе нежелательных событий, например, связанных с разгерметизацией оборудования, отказом средств предупреждения, пожаром, ошибками человека и другими причинами.

Количественной интегральной мерой опасности для населения является коллективный риск, определяющий масштаб ожидаемых последствий для людей от потенциальных аварий. Фактически он определяет ожидаемое количество травмированных и погибших в результате аварий на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Для некоторых регионов строительства ОУХО проводились расчеты в отношении опасности аварийной ситуации. Для оценки количества пострадавших в случае аварий на объекте уничтожения в п.г.т. Горный была разработана компьютерная программа (Б.Н. Филатов). В некоторых исследованиях для регионов хранения и уничтожения химического оружия использован подход, основанный на расчете риска как произведения вероятности события на связанный с ним ущерб (В.М. Колодкин). (абсолютный повтор, см. выше)

Классификация аварийных ситуаций

По масштабам последствий традиционно принято рассматривать, как химические аварии классифицируются по масштабам загрязнения: на локальные - последствия которых ограничиваются одним цехом (агрегатом, сооружением) химически опасного объекта; местные - последствия которых ограничиваются производственной площадкой химически опасного объекта или его санитарно-защитной зоной; и общие - последствия которых распространяются за пределы санитарной-защитной зоны химически опасного объекта.

Аварии в связи с функционированием ОУХО могут быть локальными или местными, и очень мала вероятность общих.

В соответствии с официальной классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Постановление Правительства Российской Федерации № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций»), в зависимости от масштабов поражения чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

- чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

- чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

- чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

- чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

- чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

- чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Таблица

Классификации чрезвычайных ситуаций

  Чрезвычайная ситуация Зона чрезвычайной ситуации Количество пострадавших (человек) Размер материального ущерба (рублей)
  Локального характера не выходит за пределы территории объекта не более 10 не более 100 тыс.
  Муниципального характера не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения не более 50 не более 5 млн. рублей
  Межмуниципального характера затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию
  Регионального характера не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации свыше 50, но не более 500 свыше 5 млн., но не более 500 млн.
  Межрегионального характера затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации
  Федерального характера   свыше 500 свыше 500 млн.

 

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Постоянно действующие органы управления единой системы:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

на региональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Органы повседневного управления единой системы

центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Координационные органы единой системы:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

 

4. Организация ликвидации медико-санитарных последствий аварийных ситуаций в процессе хранения и уничтожения химического оружия

Действия медицинских служб на объекте УХО

В ФМБА система оказания помощи при авариях создавалась с 1973 г. от подготовки на местах (бригады, укладки, регулярные учения и т.п.) до круглосуточной дежурной службы в ФМБА с соответствующими полномочиями. Традиция подготовки к работе в аварийных ситуациях сохраняется. Поэтому во всех МСЧ, обеспечивающих УХО, созданы бригады, проводится целенаправленная подготовка, выделен транспорт в связи с усложнением обстановки и удаленностью объектов от МСЧ.

Создана методическая база, определившая роль подразделений ФМБА на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций и их взаимодействие с газоспасателями и другими службами ОУХО.

Медико-санитарное обеспечение на объектах уничтожения химического оружия предусматривает наличие персонала с широким диапазоном специальных знаний. Они необходимы как для оказания помощи при аварии, так и наблюдений за оказавшимися в зоне химического загрязнения людьми в последующем. В частности, речь идет о возможных отдаленных последствиях воздействия малых доз ОВ на организм – отставленных эффектах, тератогенном, мутагенном, канцерогенном действии. В связи с этим одной из приоритетных функций медицинских учреждений является целевая подготовка и переподготовка кадров, постоянная их тренировка с целью поддержания готовности к работе в условиях относительно длительного загрязнения воздуха и местности.

В медицинских учреждениях и структурах ФМБА проведена огромная работа по созданию нормативно-методической базы, распределению задач и обязанностей на разных уровнях, профессиональной подготовленности врачебных кадров к своевременным и квалифицированным действиям в аварийных ситуациях. Это нашло отражение в таком документе, как методические рекомендации «Организация работы учреждений Федерального Управления «Медбиоэкстрем» при авариях на объектах уничтожения отравляющих веществ кожно-нарывного действия» и многих других. (Здесь я бы сослался на 4 тома официальных документов).

На учреждения санитарно-эпидемиологического надзора возложено создание на их базе специализированных формирований для организации и проведения оперативных мероприятий по контролю, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации. На медицинские учреждения лечебной сети возложены обязанности по обеспечению экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, созданию запасов медицинского имущества и лекарственных средств для ликвидации оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуаций. На объекте уничтожения химического оружия медицинская служба ФМБА представлена промышленно-санитарной лабораторией и здравпунктом, входящими в состав прикрепленных МСЧ и ЦГСЭН.

Промышленно-санитарная лаборатория проводит подготовительную, противоаварийную работу. Онавключает: санитарно-гигиеническую оценку факторов риска с целью определения зоны химическогозагрязнения и времени риска для здоровья спасателей, производственного персонала и населения; разработку мер предупреждения поражения лиц, участвующих в ликвидации аварии, и загрязнения объектов окружающей среды. Ей также вменено в обязанность проводить анализ зависимости между степенью воздействия опасных и неблагоприятных факторов, возникших в результате аварии, и изменением состояния здоровья персонала, а также разработка долгосрочной программы контроля за условиями труда персонала и санитарно-эпидемиологического надзора за изменением состояния их здоровья с целью отслеживания возможных отдаленных последствий воздействия аварии.

В режиме повседневной деятельности ПСЛ ведет подготовку к работе в аварийных ситуациях. Первым и важным звеном в ней является разработка по определенной форме санитарно-гигиенических паспортов. Это относится к: а) комплексу по уничтожению ОВ, б) прилегающей к нему территории (совместно с территориальными службами ЦГСЭН), в) уничтожаемым ОВ и идентифицированным (не лучше ли «идентифицируемым»?) токсическим продуктам их деструкции, а также другим сопутствующим токсическим веществам как факторам воздействия на работающих и население.

Совместно с администрацией объекта создаются план мероприятий на случай аварийной ситуации и оперативный план действия сотрудников ПСЛ. Они включают такие позиции, как схемы оповещения и сбора персонала ПСЛ, состав аварийных бригад и персональные функциональные обязанности, перечень средств для комплектации аварийных укладок и другие, рассмотренные выше. Важными компонентами планирования являются обучение личного состава химико-аналитической группы современным методам индикации отравляющих и других вредных веществ, сопутствующих по технологии уничтожения ОВ. Это относится к различным объектам производственной и окружающей среды - атмосферному воздуху, воде, почве, продуктам питания местного производства, поверхности оборудования, строительных конструкций, средств индивидуальной защиты, кожи. Планом предусматриваются организация и проведение учебно-тренировочных занятий с членами аварийных бригад.

При угрозе аварийной ситуации или ее возникновении на объекте вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, решение о которых принимает руководство объекта с учетом оценки обстановки. Необходимость введения режима повышенной готовности может возникнуть при нештатной ситуации в технологическом процессе, когда возможна разгерметизация продуктового оборудования, инциденте при транспортировке контейнеров с ОВ, прогнозе ураганов, наводнений, пожара и т.п.

С момента принятия решения (о чем?) включается в действие оперативный план на случай аварийной ситуации. Вводятся в действие схемы оповещения и сбора членов аварийной бригады, обеспечивается транспортировка их, а также защитной экипировки и аварийных укладок на объект, приводится в рабочее состояние лабораторное оборудование для отбора проб и санитарно-химического их анализа. Собираются сведения о прогнозируемом и реальном масштабе аварии, метеорологических условиях, причине, месте, а также наиболее вероятных загрязнителях объектов производственной и окружающей среды. При угрозе распространения загрязнения за пределы санитарно-защитной зоны об этом сообщается территориальной службе ЦГСЭН.

В случае объявления режима чрезвычайной ситуации сотрудники промышленно-санитарной лаборатории через своего представителя, входящего в состав штаба по ликвидации аварии, должны взаимодействовать с руководством объекта, подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям, химической защиты Министерства обороны и другими специализированными формированиями, привлекаемыми к работе в районе аварии. (выпал из списка взаимодействия ФМБА) Они проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия на объекте в соответствии с собственными должностными инструкциями и в режиме работы, определенном планом аварийных мероприятий, требованиями инструкций по технике безопасности и промышленной санитарии.

В режиме чрезвычайной ситуации аварийная бригада ПСЛ проводит работы в аварийной зоне после проведения дегазационных мероприятий, а в санитарно-защитной зоне - совместно с территориальными учреждениями здравоохранения в подконтрольных ей населенных пунктах, оказывая консультативную помощь.

Работа аварийной бригады ПСЛ в зоне аварии включает санитарно-гигиенический контроль за режимом работы аварийно-спасательных формирований и персонала, участвующего в ликвидации аварии, за соблюдением санитарно-пропускного режима всеми участниками ликвидации аварии, а также пострадавшими при их эвакуации из очага во избежание выноса ОВ в другие зоны. Проводится санитарно-химический контроль за полнотой проведения обработки эвакуированных перед транспортировкой их в лечебные учреждения, за эффективностью дегазации СИЗ.

Совместно с химико-аналитическими лабораториями объекта выбираются точки и объекты санитарно-химического контроля производственной среды и промышленной площадки, организуется отбор проб и проведение анализа на содержание в различных средах опасных химических веществ после проведения работ по ликвидации аварии и ее последствий. Контролю подлежат аварийная зона, пути распространения загрязнения ОВ от эпицентра аварии с учетом направления движения воздушных потоков в помещениях, создаваемых системой вытяжной вентиляции, а на промышленной площадке - с учетом метеорологических условий, рельефа местности, характера почв. В производственной среде контролю подлежат воздух, поверхности оборудования, строительных конструкций, СИЗ, на промышленной площадке - почва, растительность, снежный покров.

Объектами санитарно-химического и гигиенического контроля являются также: работы по сбору загрязненных ОВ твердых и жидких отходов, их дегазации, условиями эвакуации к предварительно согласованному с ПСЛ месту сжигания, утилизации и захоронения; работы по обеззараживанию наружных строительных конструкций, воздуха, почвы, ливневых стоков. Совместно с химико-аналитической лабораторией объекта проводится контроль эффективности дегазационных мероприятий, включая дегазацию автотранспорта.

Дегазация (специальная обработка) носилок, санитарного и других видов транспорта, местности проводится с помощью физических и химических методов обезвреживания. Для дегазации ФОВ используют вещества со щелочными свойствами, способствующие гидролизу ОВ, или вещества окислительно-хлорирующего действия.

Дегазационный раствор № 1 (1% раствор гексахлормеламина –ДТ-6) или 2% раствор дихлорамина (ДТ-2) в дихлорэтане. Приготовление растворов проводят в чистых металлических или деревянных емкостях. Засыпают 1 кг ДТ-6 или 10 кг ДТ-2 и заливают 9 или 90 л соответственно дихлорэтана, размешивая в течение 15 минут. Сроки годности растворов 12 и 6 месяцев, соответственно. Норма расхода 0,5 л/м2. Температура замерзания – 35 ºС.

Дегазирующий раствор № 2 -бщ. 10% водный раствор едкого натра и 25% раствора моноэтаноламина. Температура замерзания – 30 ºС, но может быть снижена добавлением аммиачной воды. При приготовлении раствора в бочку 100 л заливают 65 л воды и 25 л моноэтаноламина, а затем добавляют 10 кг измельченного едкого натра. Перемешивают 30 минут. Срок годности 12 месяцев. Норма расхода 0,5 л/м2.

Водная суспензия ДТС ГК (дветретиосновная соль гипохлорита кальция). 1-1,5% раствор ДТС ГК в воде. На 100 л воды добавляется 1 кг ДТС ГК, перемешивается в течение 5-10 минут, раствор годен в течение 1 суток. Норма расхода 1-15 л/м2, применяется при температуре не ниже 5 ºС.

Готовые рецептуры РДА и РД применяются в готовом виде из пакетов или танковых дегазационных приборов. Рецептуры огнеопасны и не должны использоваться в системах с выхлопными газами.

На продегазированной местности через 30 минут разрешается пребывание персонала в противогазах, транспортные средства могут перемещаться по территории сразу, но люди должны быть в противогазах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.073 с.)