Международное право: понятие и предмет регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное право: понятие и предмет регулирования



Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

Международно-правовая норма – юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами МП и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами

Международно-правовые нормы создаются в 2 этапа:

1. Согласование воль субъектов МП относительно правила поведения

2. Дача субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения

Отсутствие в норме юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь 1 этапа создания

Императивные нормы (jus cogens) создаются в 3 этапа. Императивность международно-правовой нормы означает то, что она принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать

Процесс создания:

1. согласование воль субъектов МП относительно правила поведения

2. согласование воль этих субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе

3. дача субъектами Мп согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения

Императивные нормы МП образуют своего рода «конституцию» МП. Императивными нормами являются основные принципы МП, некоторые положения Устава ООН

Структура норм международного права

В теории права норма права содержит гипотезу, диспозицию, санкцию

Субъекты МП сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в МП отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты МП чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов - гипотезы и диспозиции.

Гипотеза - описание условий, при наличии которых применяется правило поведения

Диспозиция - само правило поведения субъекта международного правоотношения

Иногда международные нормы состоят из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Реализация международно-правовых норм

Реализация - осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение

Соблюдение — это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида, международно-правовые нормы тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На основании Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования. Например, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указан­ные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. Указанная норма, с одной стороны, обязывает государства и других участников правоотношений руководствоваться положения­ми Конвенции, с другой - предоставляет физическим и юридическим лицам право использовать ее положения в необходимых случаях

Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и конкретизирующие.

Основу МП образуют основные принципы

Принципы – основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов

Принципы МП носят универсальный характер. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность

Все принципы имеют первостепенную важность.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного влечет за собой несоблюдение других. Так например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы

Так как принципы МП представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников МП

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так 7 принципов МП (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой и ее применения) содержаться в Уставе ООН. При этом в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу

Содержание принципов раскрыто в Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, других международных документов.

Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г

Система:

1. принципы обеспечения мира и международной безопасности.

2. принципы международного сотрудничества государств.

3. принципы защиты прав народов, наций и человека.

Признание государств

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью.
Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В науке сложились определенные суждения о значении признания для нового государства, а в международной практике — различные правовые решения, отражающие ту или иную доктрину признания. Исторически сложились две теории признания — декларативная и конститутивная. Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений. Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, "конституировало" государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.
Взгляды отечественных юристов-международников в современный период базируются на представлении о том, что признание нового государства является актом большой политической важности. Оно дает возможность новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает, его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения. Не создавая государства как субъекта международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связанного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания.
Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и, подразумеваемое признание. Де-факто, как особая юридическая форма признания, является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай). Признание оформляется актом признающего государства. Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства неконституционным путем. Данная ситуация породила ряд юридических доктрин. В современных условиях признание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти. Проблема признания может возникать применительно к национально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны. Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Народ, борющийся за свою государственность, является субъектом международного права. В ходе этой борьбы он создает органы, выступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъектности. Это облегчает реализацию права на получение помощи, как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав.

 

Подготовка и принятие текста договора. Полномочия

Процесс заключения международного договора представ­ляет собой ряд последовательных действий (стадий) — от про­явления инициативы заключения договора до вступления его в силу. Сложность процесса заключения договора, его длитель­ность определяется такими обстоятельствами, как степень стрем­ления участников идти на уступки и компромиссы. Инициатива заключения договора может исходить от од­ного или нескольких государств, а также от международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения международного дого­вора. Полномочия. Договор заключается представителями госу­дарств. Для этой цели им выдаются специальные документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством. В РФ решение вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным актом — указом или распоряжением Президента, постановле­нием или распоряжением Правительства. В постановлении Правительства РФ "О заключении Со­глашения между Правительством Российской Федерации и Пра­вительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений" от 8 сентября 1994 г. говорится об одобрении представленного Министерством сельского хозяйства и продо­вольствия проекта Соглашения. Министерству сельского хозяй­ства и продовольствия поручается провести переговоры и под­писать указанное Соглашение от имени Правительства РФ. Определенные должностные лица в силу своего служебно­го положения и в пределах своей компетенции вправе пред­ставлять свое государство и совершать действия по заключе­нию договора без специальных полномочий. В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы диплома­тических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организа­циях. Если заключается международный договор с участием ме­ждународной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту органи­зацию. В Федеральном законе "О международных договорах Рос­сийской Федерации" 1995 г. предусматривается, что без специ­альных полномочий ведут переговоры и подписывают между­народные договоры Российской Федерации: Президент Россий­ской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации, министр иностранных дел, федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной вла­сти. Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ в между­народной организации вправе вести переговоры в целях при­нятия текста договора — соответственно с государством пре­бывания или в рамках данной международной организации (ст. 12,13). При заключении двусторонних международных договоров представители государств обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних договоров полномочия сдаются в специально созданные органы для проверки их подлинности. Любые действия по заключению договора, совершенные не упол­номоченным лицом или в нарушение полномочий, не имеют юридического значения. Подготовка текста договора. Текст договора разрабаты­вается на переговорах (непосредственных или по дипломатиче­ским каналам), на конференциях или в рамках международных организаций. Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и со­ответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и ком­промиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников. Иногда для подго­товки договора по сложной проблеме используются и диплома­тические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне. Международные конференции и международные органи­зации используются государствами для выработки текстов мно­госторонних договоров. В целях более глубокого и всесторонне­го изучения сложная проблема разбивается на отдельные во­просы, которые рассматриваются специальными комитетами и комиссиями, входящими в структуру конференций или органи­заций. Согласованный проект обсуждается на пленарных засе­даниях. Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. из­менению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установ­ление аутентичности*). Оно может быть предварительным и окон­чательным. Предварительное принятие текста договора осуществля­ется посредством голосования, парафирования, подписания. Путем голосования, как правило, принимается текст дого­вора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется ак­том — резолюцией международной конференции или соответ­ствующего органа международной организации, которая при­нимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в ор­ганизации). В последние годы голосование нередко не прово­дится; для решения применяется метод консенсуса — общего согласия (при отсутствии возражений со стороны какого-либо государства). Парафирование — это скрепление инициалами уполномо­ченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с тек­стом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или догово­ров с небольшим числом участников (например, были парафи­рованы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, парт­нерстве и сотрудничестве, о некоторых переходных мерах, свя­занных с временным пребыванием советских войск на террито­рии Германии 1990 г., некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию. Подписание ad referendum — условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства. Форма окончательного принятия текста договора — под­писание. Оно порождает определенные юридические последст­вия: а) дает право подписавшему государству выразить согла­сие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее го­сударство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу. Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние — на языках по выбору участни­ков (иногда на одном приемлемом для всех языке).При подписании договора государства соблюдают правила альтерната — чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных помеща­ются на почетном месте — под текстом договора с левой сторо­ны, а наименование государства-контрагента, его подписи — справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке (в соответствии с выбран­ным языком). Возможны сложные процедуры при принятии некоторых договоров.Двусторонние договоры также могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно — на другом.

22. Согласие на обязательность международного договора. Ратификация международного договора. Обмен и депонирование ратификационных грамот. Функции депозитария.

Это — следующая стадия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы (способы) выражения такого со­гласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими до­говор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) присое­динение к договору. Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления. Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и фор­мой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних слу­чаях представляет собой принятие текста договора, а в дру­гих — и принятие текста, и одновременно согласие на обяза­тельность договора. Обмен документами, образующими договор, — это упро­щенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в ко­торых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обяза­тельность этих положений. Ратификация — это согласие государства на обязатель­ность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной националь­ным законодательством. Международные договоры РФ ратифи­цируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Ду­ма Федерального Собрания рассматривает внесенный Прези­дентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принима­ется решение о ратификации в форме федерального закона. Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федераль­ный закон о ратификации направляется Президенту для под­писания и опубликования. Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международ­ных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства дого­ворились о необходимости ратификации; 3) представитель го­сударства подписал договор под условием ратификации; 4) на­мерение государства подписать договор под условием ратифи­кации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Фе­деральный закон "О международных договорах РФ" включает в этот перечень следующие виды дого­воров РФ: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной грани­цы РФ, а также о разграничении исключи­тельной экономической зоны и континентального шельфа. РФ; г) об основах межгосударственных отно­шений, по вопросам обороноспособности РФ и обеспечения международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии РФ в межгосударственных союзах, международ­ных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществ­ления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ. Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о по­следующей ратификации (ст. 15). Одновременно с принятием решения о ратификации меж­дународного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) ос­новную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержа­щую заявление о неукоснительном и добросовестном выполне­нии договора. При заключении двустороннего договора государства — его участники — обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного госу­дарства, то обмен грамотами происходит на территории дру­гого. При заключении многостороннего договора ратификацион­ные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Такая проце­дура называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН. Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сооб­щение участникам договора о депонировании каждой ратифи­кационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено. Обмен ратификационными грамотами или их депонирование — это своеобразное совместное исполнительное соглаше­ние государств о согласии на обязательность договора. Оно вхо­дит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора. Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг госу­дарственных органов, в компетенцию которых входит утвер­ждение договоров. В зависимости от уровня заключенные договоры утверждаются Президентом РФ, Правительством РФ или другими федеральными органами. Посредством утверждения выражается согласие на обяза­тельность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наде­ляются главные органы международной организации. Так, Ге­неральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями. Присоединение. Если государство по каким-либо причи­нам не участвовало в договоре, оно может к нему присоеди­ниться. Порядок и условия присоединения оговариваются в до­говоре. Как правило, присоединение осуществляется после всту­пления договора в силу путем депонирования ратификацион­ной грамоты или иного документа о присоединении.

23. Ратификация международных договоров РФ: основания, процедура Ратификация международных договоров - это утверждение договора верховной властью государства в соответствии с конституционной процедурой. Ратификация состоит в том, что верховная власть утверждает договор, заключенный надлежаще уполномоченным на то лицом и с соблюдением всех надлежащих формальностей. Необходимость ратификации не связывается, как было в прошлом, с нарушением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий или с отсутствием у них соответствующих полномочий. Вместе с тем государство не обязано ратифицировать договор, заключенный его представителями. Оно вправе отказаться от ратификации без каких-либо объяснений. Ратификация международных договоров относится к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации. В Конституции федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров включены в перечень принимаемых Государственной Думой федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации (п. "г" ст. 106). В соответствии с этой нормой Закон о международных договорах устанавливает, что ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона (ст. 14). Закон предусматривает строгий порядок окончательного утверждения международных договоров. Статья 15 Закона определяет перечень международных договоров Российской Федерации, подлежащих обязательной ратификации. К ним относятся договоры:
- исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; - предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; - о территориальном разграничении России с другими государствами, включая договоры о прохождении ее государственной границы, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа; - об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность нашей страны, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; - об участии России в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают для нее юридическую обязательность решений их органов.
Равным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации. Круг договоров, нуждающихся в ратификации, значительно расширился, и это свидетельствует о стремлении России к повышению стабильности международных договоров, к укреплению силы международных обязательств нашей страны. Международный договор, подлежащий ратификации, вносится Президентом и Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания вместе с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и другими необходимыми документами и материалами (ст. 16 Закона). Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее Регламентом, утвержденным Постановлением Госдумы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД.
Совет Государственной Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет по подготовке его к ратификации и направляет ему на заключение договор с сопроводительными материалами. Одновременно договор и проект федерального закона о его ратификации направляется в комитет по международным делам и (или) в комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией. По итогам обсуждения с учетом поступивших предложений ответственный комитет представляет в Госдуму заключение и проект федерального закона о ратификации, а Комитеты по международным делам и по делам СНГ и связям с соотечественниками - свои заключения. Кроме того, в обязательном порядке должны быть представлены рекомендации других комитетов, если они содержат предложения воздержаться от ратификации или сопроводить ее оговорками. На заседании Госдумы при рассмотрении вопроса о ратификации международного договора с докладом выступает полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также при необходимости представители комитетов, участвовавшие в подготовке договора к ратификации.
Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации международного договора простым большинством голосов и направляет его в течение пяти дней в Совет Федерации (ст. 17 Закона). Если согласно ст. 125 Конституции в Конституционный Суд был направлен запрос о соответствии Конституции вынесенного на ратификацию международного договора, то до принятия Судом решения по этому вопросу Госдума приостанавливает рассмотрение проекта федерального закона о его ратификации.
Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования, и тот на основании этого закона подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел России (ст. 18 Закона). Если международный договор применяется временно до его ратификации, то он в соответствии со ст. 23 Закона должен быть представлен в Государственную Думу для ратификации не позднее шести месяцев с даты начала временного применения. К сожалению, этот срок не всегда соблюдается. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для России приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД России в Собрании законодательства РФ и в Бюллетене международных договоров (ст. 30 Закона). Как видим, Закон о международных договорах детально регламентирует порядок ратификации международных договоров, значительно дополняя и совершенствуя ранее действовавшие нормативные акты.

 

СБСЕ – ОБСЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.76 (0.028 с.)