Вопрос 4. Методы нацистской пропаганды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Методы нацистской пропаганды



В основе всей фашистской пропаганды лежала “теория большой лжи”: мировоззренческие мифы + конкретно-событийные измышления. Исходный прием — установление контактов с новой аудиторией посредством заверений в искренности и объективности (ложь для узкого круга) в форме доверительных сообщений, причем это использовалось не только для дезинформации инострнных разведок, но и в расчете на обман собственного народа. Техника большой лжи была рассчитана на ежеминутный эффект. Более длительный эффект достигался внепропагандистскими методами. Основной методикой был террор плюс “промывание мозгов”.

Геббельс требовал соблюдения следующих правил:

· никогда не использовать для засылки ложных сообщений официальный аппарат, информационные агентства и т.д.

· источник лжи должен тотчас маскироваться

· радио и пресса в собственной стране вообще не должы компрометировать себя такой ложью

· для лжи подходят только каналы, идущие за границу

“Акция В” — для осведомления о настроениях народа в ходе “тотальной войны” и их улучшения: штатный “беседчик” министерства в сопровождении двух громил заходил в пивную и заводил разговор о “тотальной войне”.

Велось радиовещание на территорию иностранных государств. Существовала сеть так называемых “черных” радиостанций, которые воздействовали на иностранную аудиторию. Они выдавали себя за рупоры оппозиции в различных странах. Одна из таких радиостанций вещала на СССР от имени... “старой ленинской гвардии.” В последние недели войны по идее Геббельса была создана радиостанция “Вервольф”, вещавшая от имени “немецкого движения сопротивления”, информационные тексты писал сам Геббельс. Специально инсценировались всекого рода накладки, чтобы исподволь уверить слушателя, что он имеет дело с совершенно бесхитростными, трогательно неуклюжими людьми (это не я сказала, это Орлов сказал), то есть была цель вызвать у слушателей на независимых территориях любовь к немецким программам и дикторам.

Карл Бемер занимался задачей обработки иностранных журналистов во всевозможных формах. При германских посольствах в иностранных столицах по настоянию Геббельса были прикомандированы “атташе по вопросам пропаганды”. Особое внимание уделялось пресс-конференциям, которые были фактически инструктажами для журналистов (с осени 1939г). Они проводились дважды в день, на них были обязаны являться специально аккредитованные представители всех берлинских, а также крупных провинциальных газет (в общей сложности около 100 человек).

4 октября 1933 года был принят “закон о редакторах”: владельцам буржуазных газет, не входивших в трест Аманна (президента имперской палаты по делам печати), запрещалось вмешиваться в редакционную политику принадлежавших им газет. Ответственность за проведение этой политики целиков возлагалась на редакторов. При этом Аманн располагал неограниченными полномочиями при решении всех организационно-административных вопросов прессы, включая вопросы об учреждении новых или закрытии уже существовавших изданий. К середине 30-х годов гитлеровцы создали всемирную сеть своих изданий, включавшую 307 газет.

Немцы были обязаны прослушивать радиотрансляции крупных нацистских сборищ на оборудованных репродукторами площадях или в больших помещениях.

А еще там был такой товарищ, которого звали Шварц ван Берг (и была у него “Контора Шварц ван Берга”) — “пропагандой шепотом” занимался, то есть слухи распускал среди немецкого населения.

Существовала организация “Винета” для пропаганды среди военнопленных, так как вывезенные на территорию Германии, например, из СССР распространяли антифашистские идеи.

Деятели пропаганды не делали никакой разницы между ее применением внутри Германии и за ее пределами. Это отразилось и в структуре пропагандистских учреждений, рассчитанных на распространение дезинформации как среди иностранцев, так и среди соотечественников, причем предполагалось, что внутренняя дезинформация может иметь и международный резонанс.

Короче, основные методы: радиовещание на волне противника, распространение фальшивых листовок в лагера противника, доверительные устные формы сообщения (распространение легенд и слухов), распространение небылиц и ложных пророчеств в списках, ореол мистической потусторонности, вездесущности, непогрешимости вокруг СМИ (массовой аудитории не положено знать, как делается газета),подстраховка лживых сообщений правдивыми, подсовывание массовой аудитории грубейшие событийные аналогии, облеченные в форму исторических ссылок.

Вопрос 5. Основные этапы развития СМИ зарубежных стран 1945-1985 гг. + Вопрос 6. Политические аспекты развития журналистики в 1945-1985гг. + Вопрос 8. СМИ Запада в условиях “холодной войны” + Вопрос 9. СМИ Запада в 70-е годы + Вопрос 37.

I этап: 1948-1957

1) 1945-1947: попытка создать демократический мир. Переговоры закончились ничем. Возник железный занавес.

2) 1948: доктрина Трумэна, план Маршалла (гос. Секретарь США). Экономическая помощь европейским странам, СССР и Восточная Европа отказались. Запад объединился вокруг США, Англия оттеснена на второй план. Двуполюсный мир: Москва/Вашингтон. “Холодная война” ®пропагандистская война. СМИ развиваются в этой остановке: журналистика в конфронтационном стиле — это определяет ее особенности.

1945-1948 — активная борьба за страны Восточной Европы. Победу одержал СССР. Социализм сталинского типа.

— корейская война (Север - поддержка СССР и Китая; Юг - США, потом ООН, когда советский представитель ушел с заседания, на котором этот вопрос решался). Но эта война не переросла в мировую Ни СССР, ни США не стале переходить границу.

3) 1948-1956/7: конфронтация. В журналистике вырабатываются принципы конффронтационной риторики. Штампы отравили журналистику.

— если до Хиросимы и Нагасаки еще были мысли об общей концепции, то потом — конфликт социализма и капитализма, который отразился и на журналистике. Пресса — важнейший инструмент “холодной войны”

— март 1953 - умер Сталин. К этому времени пропагндистская истерия достигла предела (“дело врачей”). Внутри советского руководства - борьба ® Хрущев. Критика культа личности. ХХ съезд. Борьба с инакомыслящими и против низкопоклонства перед Западом. Аналогичные процессы в США (маккартизм). “Охота на ведьм”: во всех видели агентов Кремля. Важнейшим элементом журналистики становится пропаганда.

Развитие печати превратилось в развитие СМИ (появилось массовое радио и ТВ). С 1947 года развитие сначала в США, потом — в других странах. К 1958 году ТВ установилось как СМИ. Совпадает с первым этапом “холодной войны”: в США показательные допросы в сенатской комиссии Маккарти. Использование возможностей прямого эфира. Документальное кино — важнейшая часть ТВ. Потом идеи конфронтации подвергли сомнению, но процесс продолжался:

— англо-франко-израильская война с Египтом

— 1956 — выступления в Венгрии против советских войск ® изменения в деятельности социалистических СМИ в сторону либерализации. Попытки улучшить отношения с США. Первая за все послевоенное времявстреча на высшем уровне — конец первого этапа

II этап:

к.60-х — опять усиление конфронтации. Кризис социализма (Чехословакия — “социализмс человеческим лицом”), борьба внутри компартии

В процессы печати внедряются электронные технологии. НТР повлияла на печать (не у нас — видите ли контролироват нельзя будет, а у них). На Западе внедряются компьтерный набор, фотонабор, офсетная печать. ТВ становится важнейшим элементом политической борьбы:

1957 - первый советский спутник. Космическая эра.

1958 - президентские выборы во Франции. Де Голль исользовал ТВ, чтобы быть избранным

1960 - президентские выборы в США (Никсон и Кеннеди): У Никсона больше денег, но он проиграл в теледебатах, потому что рожей не вышел.

60-е гг. - видеозапись (“телевизионные консервы”). Сдвиг в соотношении газеты/радио/ТВ в пользу последнего.Вложения денег в ТВ. Две системы телевидения: коммерческое (США) и общественно-правовое (и государственное) в Европе (финансируется за счет абонентской платы, контролируется независимыми институтами)

1968 - студенческое и антивоенное движение. Война во Вьетнаме — первая телевизионная война (ее транслируют). Когда война началась, ее сначала поддержали крупные корпорации, в том числе телевизионные. Потом, когда установили траснсляции из Вьетнама через спутники, американцы увидели, как умирают американцы на войне.

1968-1969 - антивоенное движение распространяется и на другие страны.

Вьетнамская война выявила недоверие к коммерческим ценностям. Популярен философ Моркудзе (экзистенционализм), который выдвигал идеи анархии и осуждал отчуждение человека в результате развития постиндустриального общества. ”Мы не хотим жить ради обладания телевизорами и холодильниками” Возникает подпольная молодежная журналистика. Ценностный кризис - 1)®наркомания (война этому якобы способствовала, как не знаю!!!, не спрашивайте) + печать, которая это рекламировала 2)®сексуальная революция (free love + сексуальные меньшинства)

3)®необуддизм

Эти идеи активно рекламировались в молодежной прессе, особенно в подпольной.

70 е гг.(начало) - вторая попытка закончить холодную войну. Переговоры Никсона и Брежнева. Разрядка напряженности. Определены принципы взаимоотношений двух стран, кодекс поведения стран, обладающих ядерным оружием. Печать поделилась на два лагеря: поддерживала или сопротивлялась.

70 е гг. (конец) - новое обострение.

- ракеты срежней дальности в Зап. Европе (их невозможно уничтожить в полете)

- ввод войск в Афганистан

Критика ракетного движения в Европе. Черты эпохи: конфронтация; угроза ядерной катастрофы ® антивоенное движение; движение за мир вообще — предотвращение третьей мировой войны.

Журналистика на Западе: активный антикоммунизм, преследование инакомыслящих в своих рядах. В ходе холодной войны - сближение СМИ с военными аппаратами. СМИ как инструмент конфронтации. Любое событие трактуется как происки КГБ и ЦРУ соответственно. Пропаганда расцвела махровым цветом.

Даты:

6.08.45 - Хиросима

8.08.45 - Нагасаки. Это заставило всех задуматься над тем, как это остановить.

4.04.49 - НАТО

5.05.49 - Совет Европы

1.10.49 - КНР (Китай) — консолидация социалистического лагеря

 

Изменения в СМИ:

Расширение и передел рекламы. Монополист-печать®радио®ТВ. По доходам от рекламы в США печать до сих пор на первом месте, а ТВ на втором (т.к. печать очень влиятельна на местных рынках). С к.50-х гг. ТВ играет большую роль. Это сказывается на экономике СМИ. В США — частное и общественно-правовое ТВ, оно стало входить в концерны. В к.70-х в концерны входит и книгопромышленность. Газеты + радио + ТВ + издательства ® опасения по поводу монополий ® меры, чтобы один человек не стал давать всю информацию ® специальные антимонопольные законы.

40-50 е гг. — из газет уходит “горячий” набор (линотипы и всякая другая фигня), переход к холодному набору (фотонабор). Теперь газета делается на компьютере, фотонабор используется для верстки. Нет талера, набора. Больше возможностей у художника и дизайнера. Журналисту не нужна приснопамятная неграмотная машинистка, он становится ближе к тексту, к конечному результату. Поышение ответственности журналиста и оперативности, изменилась технология ® газета стала ближе к ТВ, так как у нас (т.е. у них, у акул капитализма на диком Западе) теперь тоже есть техника и оперативность.

Информационные агентства переходят от телетайпа к компьютеру. В начале были тркдности с передачей на раастояние, но в начале 80х гг придумали испольщовать спутниковую связь и передавать информмацию в цифровом виде.

Н. 80-Х сдвиги, связанные с развитием электроники. А вообще-то компьютер для наших целей стали использовтаь в к 60-х гг — для хранения и создания текстов (то есть как бы не по назначению, потому что первоначально его поанировали использовать только для космоса и математики). Появилась информатика. После 1985 г — развитие Интернета.

Радиовещание:

50е гг - транзистор вместо лампы — второе рождение радио. Маленький размер — портативный радиоприемник. Истточник энергии — электросеть, а потом придумали батарейки и переносные приемники ® активизация радиовещания и рост числа радиоприемников у населения. Потом появился стереоэфффект. Все это подняло радио на недосягаемые доселе высоты. А с 6 до 8.30 утра оно стало преобладать даже над ТВ, а над газетами иподавно. А еще акулы капитализма и монополизма придумали будильники с радио. И... радио получило новый стимул, перестроилось со средних и коротких волн на УКВ и FM. В Европе много станций, ловят программы на разных языках. И вообще все круто.

ТВ: спутниковое и кабельное.Спутник — эффективное средство передаич изображения на расстоянии. Начало эры спутн. ТВ — 1964г — Олимпиада в Токио, когда все передавали через спутник, минуя национальные границы. В соцстранах — своя система “Интерспутник”

сер. 60х гг — изобретение видеомагнитофона. Изменение характера вещания. Стали тиражировать кинопрограммы (это дешевле). А еще цветное ТВ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.03 с.)