Государство как субъект международного частного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как субъект международного частного права



Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права

Существует два типа общественных отношений с участием государства:

1. Между государствами и международными межправительственными организациями. Эти отношения регулируются международным публичным правом

2. Общественные отношения, в которых государство выступает стороной правоотношения, а вторая сторона это физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо либо международное хозяйственное объединение. Этот тип отношений регулируется международным частным правом. Примеры отношений с участием государства, регулируемые МЧП, возникают:

a. когда государство осуществляет выпуск займов и облигаций продаваемых иностранным субъектом.

b. Когда государство заключает консессионые соглашения и торговые сделки

c. Когда государство вступает в арендные отношения с иностранным участием

d. Когда государство наследует вымороченное имущество

e. Когда государство предоставляет гарантии по внешнеторговым сделкам

f. Когда государство предоставляет гарантии по инвестиционной деятельности

Российским законодательством предусмотрена возможность участия государства в отношениях гражданско-правового характера – статья 124 ГК РФ. При этом основным принципом является принцип равенства с прочими участниками правоотношения, то есть РФ, её субъекты, а также муниципальные образования не имеют никаких преимуществ по сравнению с иными участниками правоотношений (физическими, юридическими лицами). РФ, её субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением того, которое было закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления.

В соответствии с законом РФ «о государственном регулировании внешнеторговой деятельности» допускается заключение внешнеторговых контрактов иностранными юридическими лицами с РФ. Внешнеторговая сделка признается сделкой РФ, в случае если с российской стороны её участниками выступают компетентные государственные органы федерального уровня или торговые представительства РФ за рубежом.

Торговые представительства РФ за рубежом - это органы государственной власти, представляющие в странах их пребывания интересы РФ по вопросам внешнеторговых связей и осуществляющие обеспечение их защиты. Все торговые представительства действуют на основе государственных соглашений. В случае если по какой-либо причине в стране пребывания отсутствует торговое представительство, его функции может выполнять торговый атташе при посольстве РФ.

Правительство РФ на основе международных договоров и соглашений от имени РФ осуществляет государственные внешние заимствования и предоставляет кредиты иностранным государствам и иностранным юридическим лицам. Во многих отношениях частноправового характера со стороны РФ выступает федеральный орган исполнительной власти уполномоченный распоряжаться и учитывать федеральное имущество. На сегодняшний день это так называемое федеральное агентством по управлению государственным имуществом (ФАУГИ). ФАУГИ может быть учредителем юридического лица создаваемого за рубежом.

Государство может быть наследником по закону и по завещанию, когда имущество завещано государству или когда отсутствуют наследники и по закону и по завещанию или когда все наследники лишены права наследования или когда ни один из наследников не принял наследство. Во всех этих случаях имущество переходит к государству.

Понятие и виды иммунитета государства

Государство как субъект международного частного права в силу имеющегося у него суверенитета и принципа суверенного равенства всех государств обладает рядом государственных иммунитетов. Специальный комитет конференции в Сан-Франциско созданный для разработки проекта статьи 2 устава ООН дал следующее толкование суверенитета:

«Под «суверенным равенством» понимается следующее:

a. Государства юридически равны

b. Каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного суверенитета

c. Личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и на политическую независимость

d. Каждое государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности

Основой государственного иммунитета является общеправовой принцип известный ещё римскому праву «равный над равным власти не имеет», а также «равный над равным не имеет юрисдикции».

Виды иммунитета

1. Иммунитет от действия законодательства иностранного государства. Сфера действия иммунитета внешнеторговые сделки. Государство независимо и обладает верховенством, что означает, что без его согласия невозможно подчинить его действия иному закону кроме собственного. При заключении внешнеторговых сделок, в которых одной из сторон является государство, а второй стороной иностранное физическое или юридическое лицо, то применимым правом будет внутреннее законодательство первого государства, за исключением случаев когда первое государство в письменной форме прямо даст согласие на применение иного законодательства.

Юрисдикционные иммунитеты

2. Судебный иммунитет (иммунитет от предъявления иска в иностранном суде). Суть этого иммунитета в том, что государство не подсудно судам другого государства, то есть государство не может быть ответчиком в судебных органах другого государства, за исключением случаев, когда это государство в письменной форме прямо откажется от данного иммунитета. Подобное согласие может быть выражено индивидуальным актом (то есть выдано специально к данному случаю), а также общим порядком (например, в двустороннем соглашении).

Правило о непредъявлении иска к иностранному государству распространяется на все категории исков, будь то прямые иски либо косвенные иски. Неоднозначной является ситуация в которой государство само является субъектом возбуждения искового производства. Сложность в данном случае заключается в решении вопроса об иммунитете по отношению к встречному иску. Применительно к консульствам ряд межгосударственных соглашений прямо предусматривает, что возбуждение консульским должностным лицом дела, в том случае, когда он мог бы воспользоваться иммунитетом от юрисдикции государства пребывания лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении какого бы то ни было встречного иска непосредственно связанного с основным иском.

3. Иммунитет от предварительного обеспечения иска. Состоит в том, что без согласия государства нельзя применить меры в отношении имущества государства в целях обеспечения иска

4. Иммунитет от принудительного исполнения решения суда. Состоит в том, что без согласия государства нельзя осуществить вынесенное против него решение, то есть недопустимо наложение ареста на принадлежащее государству имущество, проведение его публичной продажи, а также осуществление других принудительных мер предусмотренных иностранным законодательством.

5. Иммунитет государственной собственности. С помощью этого иммунитета обеспечивается осуществление двух последних юрисдикционных иммунитетов. Юридическим содержанием иммунитета собственности иностранного государства является, в конечном итоге, запрещение обращения взыскания и принудительного изъятия имущества, принадлежащего государству, находящегося как непосредственно в руках его органов и представителей, так и в руках третьих лиц. Фактическое содержание, значение и роль иммунитета неодинаковы. Например, предварительное обеспечение иска, осуществленное в разрез признанию иммунитета, тем не менее может составить временную меру в последствии либо после успешного отстаивания иммунитета либо после отказа истцу в иске обеспечение может быть снято. Заявление государства о принадлежащем ему имуществе в том числе находящееся на территории другого государства не подлежит обсуждению и рассмотрению в любых государственных органах иностранного государства и не может быть оспорено.

Принадлежащий государству иммунитет распространяется на действия его органов, которые находятся как на территории данного государства, так и за рубежом, а также распространяется на все имущество государства, в том числе на находящееся за рубежом. Иммунитет государства не носит императивного характера. Любой суверен вправе отказаться от него, при этом отказ должен быть прямым и недвусмысленным и должен быть зафиксирован в письменной форме, в том числе в двустороннем международном соглашении либо непосредственно в тексте внешнеторговой сделки. Фирма NOGA – посмотреть. Подобные случаи отказа от иммунитетов случаются, но они редки.

Основные доктрины иммунитета государства и их содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)