Основы кейнсианской модели эффективного спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы кейнсианской модели эффективного спроса



Содержание

Введение……………………………………………………………………  
1. Теоретические основы кейнсианской модели эффективного спроса……………………………………………………………………  
1.1 Сущность кейнсианской модели эффективного спроса ……..  
1.2 Основные составляющие агрегированного спроса…………...  
2. Анализ достоинств и недостатков кейнсианского подхода………………………………………………………………….  
2.1 Отличительные особенности теории Кейнса от представителей классического направления…………………….  
2.2 Изучение достоинств и недостатков кейнсианского подхода.  
Заключение…………………………………………………………………...  
Список использованных источников……………………………………….  

 

 

Введение

В истории экономической мысли XX в. Дж.М. Кейнсу принадлежит особое место. Даже самые ярые его критики не могут отрицать того факта, что без него иной была бы не только экономическая наука, но и экономика. Революционный характер теории Кейнса часто оспаривался, но вряд ли кто-либо сегодня может говорить о независимости от Кейнса, стремятся ли от него дистанцироваться или опереться на него.

Кейнс основной темой рассмотрения сделал вопрос об уровне производства и факторах, его определяющих, и в его рамках поставил проблему безработицы. Сегодня проблема безработицы – неотъемлемая часть экономической теории, а между тем до Кейнса она рассматривалась скорее как социальная проблема – проблема бедности.

Кейнс признал за экономической наукой не только право, но и обязанность решать те социально-экономические проблемы, которые общество считает наиболее важными, и рассматривать такие средства их решения, которые это общество считает приемлемыми.

Кейнс высказал положение об отсутствии у капиталистической системы внутреннего механизма равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, признал опасность попадания экономической системы в длительную ловушку депрессии.

Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

При проведении исследования темы «теория экономического спроса Дж.М. Кейнса» были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей теоретической базы по рассматриваемой теме (метод научного анализа);

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в имеющейся литературе (метод научного синтеза и обобщения);

- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Объектом исследования в данной курсовой работе является теория экономического спроса Дж.М. Кейнса как разновидность макроэкономических теорий.

Предмет исследования - теория эффективного спроса.

Цель работы - изучение и освоение проблематики теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

- выявить отличие Кейнсианского подхода от классического подхода к равновесию экономики;

- определить основные положения эффективного спроса в теории Дж.М. Кейнса;

- разобрать постулаты теории Дж.М. Кейнса относительно равенства сбережений и инвестиций;

- уяснить теоретические основы агрегированного спроса;

- дать характеристику и разобрать теоретические основы мультипликатора;

- определить достоинства и недостатки теории Дж.М.Кейнса.

Курсовая работа написана на 33 страницах, включает введение, два раздела, 4 подраздела, заключение и список использованных источников.

 

 

Основы кейнсианской модели эффективного спроса

Рис. 1.1 Функции цены спроса и цены Рис. 1.2 Функции совокупной цены

Рис. 1.3 Монопольное установление цен

Примечание – Источник [9, c. 88]

 

6. Монопольное установление цен (рис. 1.3) можно, как и в микроэкономическом анализе, отобразить как фиксацию точки эффективного спроса на кривой совокупной цены спроса, лежащей выше кривой совокупной цены предложения, например, в точке A. Разница между ценой совокупного спроса и соответствующей ей ценой совокупного предложения, отображаемая отрезком AB, составляет монопольную прибыль. Монопольное ценообразование сокращает эффективный спрос и совокупную занятость.

Кейнс положил начало интерпретации аппарата микроэкономического анализа применительно к специфическим проблемам макроэкономики, и этим открыл широкие перспективы развития экономической теории. Этот вывод не изменяется оттого, что сам Кейнс интерпретировал и использовал в своей теоретической системе лишь начальные элементы аппарата микроэкономического анализа. Систематическая интерпретация и модификация аппарата микроэкономического анализа, очевидно, не входила в задачи Кейнса. Он не полностью использовал элементы микроэкономического анализа, разработанные Маршаллом (в частности, «закон возрастающей отдачи»). Тем более, вне его внимания осталась теория монополии и монополистической конкуренция [12, c.8].

Представление цены агрегированного спроса и предложения в виде двух пересекающихся (а не совпадающих на всем отрезке значений аргумента) кривых, данное Кейнсом, опирается на положение, согласно которому сумма сбережений отдельных фирм и индивидов, с одной стороны, и сумма сбережений в экономике в целом не равны между собой. Сберегая часть своего дохода, отдельный индивид сокращает потребительский спрос и увеличивает свое богатство, но совсем не обязательно увеличивает совокупные инвестиции и совокупное богатство общества.

 

 

Достоинства и недостатки кейнсианского подхода

Рисунок 2.1 Мультипликационный эффект в кейнсианской модели

Примечание – Источник [8, c. 36]

 

Таким образом, мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост национального дохода. Другими словами, мультипликатор – это отношение изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов.

Мультипликатор является величиной, производной от предельной склонности к потреблению. В концепции мультипликатора важна не столько формальная зависимость между указанными величинами, сколько утверждение, что в условиях равновесия увеличение агрегированного дохода, вызванное дополнительным инвестиционным спросом, приведет к росту сбережений, эквивалентному исходному увеличению инвестиций. В этом и состоит смысл утверждения Кейнса, что инвестиции всегда тянут за собой сбережения. При этом инвестиции – это активное начало, а сбережения – пассивны.

Когда инвестор размещает деньги или покупает капитальное имущество, то он приобретает право на будущие доходы от этого размещения или приобретения, за вычетом текущих расходов. Ряд годовых доходов Кейнс назвал ожидаемым доходом от инвестиций [4, с.70].

Величина мультипликатора в условиях реальной экономики всегда больше единицы, поскольку прирост дополнительных инвестиций в какую-либо отрасль дает прирост не только в ней самой, но и связанных с нею отраслях. А создание дополнительных рабочих мест во всех этих отраслях скажется на повышении платежеспособного спроса рабочих, и соответственно, создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом решаются две взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста и решение проблемы безработицы. Обеспечивать же первоначальные инвестиции в условиях недостаточного эффективного спроса со стороны потребителей и частного сектора экономики должно, по мнению Кейнса, государство, не пренебрегая при этом и косвенными методами стимулирования инвестиций.

Заключение

Важнейший постулат, который Кейнс вводит в экономическую теорию – это возможность закономерного, а не случайного несовпадение цены спроса и цены предложения в экономике в целом (а не только на рынках отдельных товаров). Кейнс положил в основу всей своей макроэкономической теории формирование так называемого эффективного спроса в масштабе всей страны. Эффективный спрос состоит из спроса на предметы потребления (то есть потребительского спроса) и спроса на товары производственного назначения (то есть инвестиционного спроса).

Двумя составляющими эффективного спроса являются спрос потребительский и спрос инвестиционный. Поскольку Кейнс рассматривает замкнутую экономическую систему, он не вводит в качестве составляющей агрегированного спроса спрос внешнего мира (экспорт). Но что еще более существенно, он не включает в состав агрегированного спроса промежуточный спрос, который, однако, также влияет на уровень выпуска и занятости, как и конечный спрос, состоящий из спроса потребительского и инвестиционного, а в открытой экономике – также из спроса внешнего мира.

Кейнс утверждал, что предельная эффективность капитала «зависит в большой степени от психологии делового мира, которая не поддается контролю и руководству». Однако, несомненно, существуют и объективные факторы, детерминирующие резкие перепады нормы прибыли, связанные как с динамикой издержек, так и с динамикой агрегированного спроса.

Кейнсианская модель связывает воедино совокупные расходы и уровень объема производства и занятости в экономике. Модель основана на том, что цены неизменимы.

Совокупный спрос или совокупные расходы – это общая сумма расходов на приобретении товаров и услуг для потребления и инвестиционные расходы. Поскольку уровень инвестиций не зависит от дохода, любое изменение совокупного спроса связано с изменениями потреблений.

Обобщающим результатом кейнсианской теории эффективного спроса является концепция мультипликатора. Мультипликатор — это коэффициент, показывающий увеличение национального дохода, являющегося результатом роста автономных расходов.

Экономический рост на основе принципа мультипликатора способствует росту доходов и соответственно повышению предельной склонности к сбережению. Рост сбережений в условиях высокой деловой активности служит основой новых, индуцированных инвестиций, а значит, ускорения экономического роста (эффект акселератора). Однако, чем выше доход и предельная склонность к сбережению, тем ниже склонность к потреблению. Падение желаний покупать товары и услуги снижает склонность к инвестированию, что ведет к сокращению производства, доходов и занятости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………  
1. Теоретические основы кейнсианской модели эффективного спроса……………………………………………………………………  
1.1 Сущность кейнсианской модели эффективного спроса ……..  
1.2 Основные составляющие агрегированного спроса…………...  
2. Анализ достоинств и недостатков кейнсианского подхода………………………………………………………………….  
2.1 Отличительные особенности теории Кейнса от представителей классического направления…………………….  
2.2 Изучение достоинств и недостатков кейнсианского подхода.  
Заключение…………………………………………………………………...  
Список использованных источников……………………………………….  

 

 

Введение

В истории экономической мысли XX в. Дж.М. Кейнсу принадлежит особое место. Даже самые ярые его критики не могут отрицать того факта, что без него иной была бы не только экономическая наука, но и экономика. Революционный характер теории Кейнса часто оспаривался, но вряд ли кто-либо сегодня может говорить о независимости от Кейнса, стремятся ли от него дистанцироваться или опереться на него.

Кейнс основной темой рассмотрения сделал вопрос об уровне производства и факторах, его определяющих, и в его рамках поставил проблему безработицы. Сегодня проблема безработицы – неотъемлемая часть экономической теории, а между тем до Кейнса она рассматривалась скорее как социальная проблема – проблема бедности.

Кейнс признал за экономической наукой не только право, но и обязанность решать те социально-экономические проблемы, которые общество считает наиболее важными, и рассматривать такие средства их решения, которые это общество считает приемлемыми.

Кейнс высказал положение об отсутствии у капиталистической системы внутреннего механизма равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, признал опасность попадания экономической системы в длительную ловушку депрессии.

Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

При проведении исследования темы «теория экономического спроса Дж.М. Кейнса» были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей теоретической базы по рассматриваемой теме (метод научного анализа);

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в имеющейся литературе (метод научного синтеза и обобщения);

- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Объектом исследования в данной курсовой работе является теория экономического спроса Дж.М. Кейнса как разновидность макроэкономических теорий.

Предмет исследования - теория эффективного спроса.

Цель работы - изучение и освоение проблематики теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

- выявить отличие Кейнсианского подхода от классического подхода к равновесию экономики;

- определить основные положения эффективного спроса в теории Дж.М. Кейнса;

- разобрать постулаты теории Дж.М. Кейнса относительно равенства сбережений и инвестиций;

- уяснить теоретические основы агрегированного спроса;

- дать характеристику и разобрать теоретические основы мультипликатора;

- определить достоинства и недостатки теории Дж.М.Кейнса.

Курсовая работа написана на 33 страницах, включает введение, два раздела, 4 подраздела, заключение и список использованных источников.

 

 

Основы кейнсианской модели эффективного спроса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.87.49 (0.023 с.)