Из «жалованной грамоты дворянству» (1785 Г. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из «жалованной грамоты дворянству» (1785 Г. ).



Вопросы и задания к документу № 44:

1. Определите на основании грамоты положение дворянства в обществе и найдите обоснование этого.

2. Назовите привилегии, данные дворянству в соответствии с грамотой.

3. Сделайте выводы о произошедших изменениях в положении дворянства по сравнению с петровской эпохой.

4. Сформулируйте, как изменение положения дворян отразилось на положении крестьян.

 

Дворянское название есть следствие, исключительно от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

Не только империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо.

Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей, детям своим.

Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.

Да не судится благородный, окроме своими равными.

Телесное наказание да не коснется до благородного.

Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службу продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам.

Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края.

Благородным подтверждается право покупать деревни.

Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь, или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие.

По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя; освобождается от личных податей.

Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве, и пользоваться выгодами, отличностями и преимуществами.

 

Документы №45 и 46.

Из педагогического наследия Екатерины II.

Вопросы и задания к документам № 45 и 46:

1. Прочтите документы. Какова, на ваш взгляд, их общая идея?

2. Как характеризует содержание документов их автора, Екатерину II?

3. Согласны ли вы с мнением, что императрица-педагог формировала во внуках здоровые, гуманные, вечные начала? Аргументируйте свое мнение.

4. Каково ваше отношение к этим документам? Что, на ваш взгляд, является в них главным?

Из «Наставления о воспитаний внуков» Екатерины II (1783 г.).

Запрещать и не допускать до того, чтобы их высочества учинили вред себе или жизнь имеющему, следовательно, бить или бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали и бранили человека или тварь, или какой вред или боль причиняли. Не допускать их высочеств до того, чтобы мучили или убивали невинных животных, как то птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное, но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные...

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи... Ложь представлять им как дело бесчестное и влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. Отделять от воспитания разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки...

Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении непрерывном, в доброжелательности ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всему, в добронравии непрерывном, в чистосердечии и благородном сердце, в истреблении горячего сердца, пустого опасения, боязливости, подозрения.

 

Из книги «Гражданское начальное учение» Екатерины II

Сочинения «Гражданское начальное обучение» и «Продолжение начального учения» были написаны Екатериной II и служили учебником грамоты в народных училищах. Они состояли из 209 нравоучительных вопросов и ответов, а также поучений и сентенций. Екатерина II отобрала для научения внуков также 126 выбранных русских пословиц

 

Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.

Не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было.

Или же:

Вопрос: Кто есть ближний?

Ответ: Всякий человек.

Спросили у Солона: «Как Афины могут добро управляемы быта?

Солон ответствовал: «Не инако, как тогда, когда начальствующие законы исполняют».

Русские пословицы: Беда — глупости сосед.

Всуе [напрасно] законы писать, когда их не исполнять. Гневаться без вины не учися и гнушаться бедным стыдися. Горду быть — глупым слыть. Красна пава перьем, а человек — ученьем. Кто открывает тайну, тот нарушает верность. На зачинающего [зачинщика] — Бог. Не люби друга потаковщика [потакающего тебе], люби встретника [не соглашающегося с тобой].

Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит.

Посеянное — взойдет.

С людьми мирись, а с грехами бранись.

Упрямство есть порок слабого ума.

Чего не поищешь, того, верно, не сыщешь.

Чужой дурак — смех, а свой — стыд.

 

Документы №47

Из книги А. В. Суворова*«Наука побеждать»

Суворов Александр Васильевич (1730—1800), граф Рымникский, князь Италийский — великий русский полководец, генералиссимус, не имел ни одного поражения на поле брани. Автор военно-теоретических работ «Полковые учреждения» и «Наука побеждать»

Вопросы и задания к документу № 74:

1. Для кого, на ваш взгляд, была создана книга «Наука побеждать»? Почему она относительно легко запоминалась?

2. Какую практическую пользу могло принести знание солдатами этой «Науки»?

3. Каковы, по вашему мнению, отличительные особенности и нравственная направленность этого документа? Его главная идея?

4. Могла ли, на ваш взгляд, «Наука побеждать» помочь солдатам — вчерашним крепостным — почувствовать себя личностью, поверить в собственные силы? Если да, то какое значение это могло иметь на войне?

Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом

<...> После сего разводного учения, когда оное будет учинено по приходе развода в главную квартиру, куда оный приходит до рассвета, а на рассвете выходит уже на площадь, — штаб-офицер того полку, чей развод, командует: под курок и начинает в присутствии всего генералитета, штаб- и обер-офицеров говорить к солдатам их наречием наизусть следующее:

VIII. Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты! Солдат стоит стрелкой: четвертого вижу, пятого не вижу.

Военный шаг — аршин, в захождении — полтора аршина. Береги интервалы! Солдат во фронте на шагу строится по локтю; шеренга от шеренги три шага; в марше — два. Барабаны, не мешай!

 

IX. Береги нулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять.

Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.

Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля — дура, штык молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею — отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.

Береги пулю в дуле! Трое наскочат — первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!

В атаке не задерживай! Для пальбы стреляй сильно в мишень.

На человека пуль двадцать, купи свинца из экономии, немного стоит. Мы стреляем цельно. У нас пропадает тридцатая пуля, а в полевой и полковой артиллерии разве меньше десятого заряду.

Фитиль на картечь — бросься на картечь! — Летит сверх головы. Пушки твои, люди твои! Вали на месте! Гони, коли! Остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать, они такие же люди.

Умирай за дом Богородицы, за матушку, за пресветлейший дом! — Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!

Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник.

Святая добычь! Возьми лагерь — все ваше. Возьми крепость— все ваше. В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах. Без приказа отнюдь не ходи на добычь!

X. Баталия полевая.

Три атаки: в крыло, которое слабее. Крепкое крыло закрыто лесом — это немудрено: солдат проберется и болотом. Тяжелее через реку — без мосту не перебежишь. Шанцы всякие перескочишь. Атака всередину невыгодна, разве кавалерия хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут. Атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.

Баталия в поле: линиею против регулярных; кареями против басурман. Колонн нет. А может случиться и против турков, что пятисотному карею надлежать будет прорвать пяти- и семи-тысячную толпу с помощью фланговых кареев. На тот случай бросится он в колонну. Но в том до сего нужды не бывало. Есть безбожные, ветреные, сумасбродные французишки. Они воюют на немцев и иных колоннами. Если бы нам случилось против них, то надобно нам их бить колоннами же. Баталия на окопы — на основании полевой. Ров не глубок* вал не высок — бросься в ров, скачи через вал, ударь в штыки, коли, гони, бери в полон! Помни — отрезывать тут подручнее коннице. В Праге отрезала пехота, да тут были тройные и большие окопы и целая крепость, для того атаковали колоннами. <...>

II. Три воинские искусства.

Первое — глазомер: как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить.

Второе — быстрота. Поход полевой артиллерии от полу до версты впереди, чтобы спускам и подъемам не мешала. Колонна сблизится — оная опять выиграет свое место. Под гору сошед, на равнине — на рысях.

Поход по рядам или по четыре для тесной улицы, для узкого мосту, для водяных и болотных мест, по тропинкам; и только, когда атаковать неприятеля — взводами, чтобы хвост сократить. У взводов двойные интервалы на шаг.

Не останавливайся, гуляй, играй, пой песни, бей барабан, музыка, греми! Десяток [верст] отломал — первый взвод, снимай ветры, ложись! За ним второй взвод, и так взвод за взводом. Первые задних не жди. Линия в колонне на марше растянется: коли по четыре, то в полтора [раза], а по рядам — вдвое. Стояла на шагу — идет на двух; стояла на одной версте, растянется на две; стояла на двух — растянется на четыре; то досталось бы первым взводам ждать последних полчаса по-пустому.

На первом десятке [верст] отдых час. Первый взвод вспрыгнул, надел ветры, бежит вперед десять—пятнадцать шагов; а на походе, прошед узкое место, на гору или под. гору — от пятнадцати и до пятидесяти шагов. И так взвод за взводом, чтобы задние между тем отдыхали.

Второй десяток — отбой! Отдых — час и больше. Коли третий переход мал, то оба пополам, и тут отдых три четверти часа, или полчаса, или и четверть часа, чтобы ребятам поспеть скорее к кашам. Это — для пехоты.

Конница своим походом вперед. С коней долой! Отдыхает мало и [когда] свыше десятка [верст пройдет], чтобы дать коням в лагере выстояться.

Кашеварные повозки впереди с палаточными ящиками. Братцы пришли — к каше поспели. Артельный староста [кричит] — «К кашам!» На завтраке отдых четыре часа. То же самое к ночлегу, отдых шесть часов и до осьми, какова дорога. А сближаясь к неприятелю, котлы с припасом сноровлены к палаточным ящикам, дрова запасены на оных.

По сей быстроте и люди не устали. Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришли, с чем Бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай! Ура! Чудеса < творят братцы!

Третье — натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает.

Вытяни линию, тотчас атакуй холодным ружьем! Недосуг вытягивать линии — подвиг из закрытого, из тесного места — коли, > пехота, в штыки! Конница тут и есть. — Ущелья на версту нет, [атакуй], картечь через голову — пушки твои.

Обыкновенно конница врубается прежде, пехота за ней., бежит. Только везде строй! Конница должна действовать всюду,как пехота, исключая зыби; там кони на поводах. Казаки везде пролезут. В окончательной победе, конница, гони, руби! Конница займется, пехота не отстанет.

В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает.

XIII. Бойся богадельни!

Немецкие лекарства издалека, тухлые, всплошь бессильные и вредные. Русский солдат к ним не привык. У вас есть в артелях корешки, травушки, муравушки. Солдат дорог. Береги здоровье! Чисти желудок, коли засорится. Голод — лучшее лекарство. Кто не бережет людей — офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет. Жидок желудок — есть хочется — на закате солнышка немного пустой кашки с хлебцем, а крепкому желудку буквица в теплой воде или корень коневого щавелю. Помните, господа, полевой лечебник штаб-лекаря Белопольского! В горячке ничего не ешь хоть до двенадцати дней, а пей солдатский квас: то и лекарство. А в лихорадке не пей, не ешь: штраф! — За что себя не берег.

В богадельне первый день мягкая постель, второй день — французская похлебка, третий день ее братец — домовище [гроб] к себе и тащит. Один умирает, а десять товарищей хлебают его смертельный дых. В лагере больные, слабые? Хворые в шалашах, [а] не в деревнях — воздух чище.

Хоть без лазарета и вовсе быть нельзя. Тут не надобно жалеть денег на хорошие лекарства, коли есть где купить сверх своих и на прочие выгоды без прихотей. Да все это неважно! Мы умеем себя беречь. Где умирает ото ста один человек, а у нас и от пятисот в месяц меньше умирает: Здоровому — воздух, еда, больному же — воздух, питье, еда.

XIV. Богатыри! Неприятель от вас дрожит. Да есть неприятель больше и богадельни: проклятая немогузнайка, намека, догадка, лживка, лукавка, красное ловка, краткомолвка, двуличка, веж-ливка, бестолковка, кличка, что бестолково и выговаривать: хрой, прикак, афох, вайрках, рок, ад и проч. и проч. Стыдно сказать! От немогузнайки много, много беды.

За немогузнайку офицеру арест, а штаб-офицеру от старшего штаб-офицера арест квартирный.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит — Он нам генерал!

Ученье — свет, неученье — тьма. Дело мастера боится. И крестьянин, [коли] не умеет сохой владеть, [так] хлеб не родится. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех! Давай нам шесть! Нам мало шести, давай нам десять на одного! Всех побьем, повалим, в полон возьмем! [В] последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто тысяч. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение! Господа офицеры — какой восторг! По окончании сего разговора фельдмаршал сам командует: к паролю! С обоих крыл часовые вперед! Ступай! На караул! <... >

XV. Слава, слава, слава!

 

 


РОССИЯ В 1-Й ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

 

Документ № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.042 с.)