Вопрос 16: асеан в политических процессах в атр. Отношения между РФ и асеан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16: асеан в политических процессах в атр. Отношения между РФ и асеан.



Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана по инициативе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин в августе 1967 г. Для региона в целом это было время социально-экономической отсталости и конфликтов, казавшихся вечными. Основатели АСЕАН стремились политически сплотиться вокруг США, свести на нет «коммунистическую угрозу» внутри своих стран, поощрить развитие рыночных отношений и экономического сотрудничества. В условиях холодной войны этот проект себя оправдал. К моменту ее завершения члены Ассоциации (к которым в 1984 г. присоединился Бруней) рассматривались либо как новые индустриальные страны, либо как кандидаты на вхождение в эту категорию. Полувековой период войн и междоусобиц в Индокитае шел к концу. Активно участвуя в поисках мира, АСЕАН заявляла о себе как о дееспособном союзе. Возросший престиж Ассоциации обеспечил ей центральную роль в новых транс- региональных форматах — таких, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, 1989), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994) и Азиатско-Европейский саммит (АСЕМ, 1996). Имелось в виду, что именно АСЕАН определяет повестку дня и цели этих форумов. Ширился круг официальных партнеров Ассоциации по диалогу, в 1996 г. в него вошла и Россия. Попутно умножалась и численность членов АСЕАН, причем за счет недавних оппонентов. В 1995 г. в нее вступил Вьетнам, в 1997 г. — Лаос и Мьянма, а в 1999 г. — Камбоджа. Однако, прежде чем былая «пятерка» превратилась в «десятку», грянул азиатский финансово-экономический кризис. Сочетание рыночного динамизма с политической стабильностью, отличавшее многие страны ЮВА, отодвинулось в прошлое. На пороге XXI в. члены Ассоциации не имели общего представления о том, как бороться с этой бедой: Таиланд и Индонезия тяготели к неолиберальным решениям в духе МВФ, Малайзия и Вьетнам противились таким подходам. В 2000-х годах АСЕАН была разработана и осуществляется целая серия новых программ и проектов. Среди главных целей Ассоциации — создание зоны свободной торговли в ЮВА к 2015 г. Намечены пути к сокращению разрывов в уровнях развития между «старожилами» и «новичками» АСЕАН, к совершенствованию ее структуры и механизмов принятия решений. Эти начинания должны привести к тому, что в том же 2015 г. появится обновленное объединение — Сообщество АСЕАН (ASEAN Community). Его опорами станут три специализированных, но связанных друг с другом подразделения (в ведении которых будут соответственно вопросы безопасности, экономики и социально-культурного развития). Важная составляющая движения к Сообществу — реализация Генерального плана по укреплению взаимосвязей в АСЕАН (Master Plan on ASEAN Connectivity, принятого в октябре 2010 г. на саммите АСЕАН в Ханое). Предусмотрены инфраструктурные проекты регионального масштаба, меры по созданию единых рынков морских и авиационных перевозок, систем связи и пр. Сверх этого АСЕАН пыталась координировать сотрудничество в масштабах всей Восточной Азии. Первый шаг в этом направлении — многосторонний диалог по формуле «АСЕАН + 3», идущий на регулярной основе с 1997 г. В его рамках АСЕАН наращивает межгосударственные связи с Китаем, Японией и Южной Кореей, продвигается к режимам свободной торговли с ними, согласовывает политику в валютно-финансовой сфере. Важное достижение АСЕАН + 3 — принятие и развитие так называемой Чиангмайской инициативы. Начав в 2000 г. с ряда двусторонних соглашений о валютных свопах, страхующих вос- точноазиатские страны от атак биржевых спекулянтов, участники инициативы пришли в 2010 г. к созданию валютного пула размером 120 млрд долл. С 2005 г. лидеры стран, входящих в АСЕАН + 3, а также их коллеги из Индии, Австралии и Новой Зеландии ежегодно собираются на Восточно-Азиатский саммит (ВАС). Дискуссии, идущие на нем, подаются как пролог к строительству Восточноазиатского сообщества (характеристики которого пока не ясны). Координатор этих многосторонних диалогов — опять-таки АСЕАН. По ее инициативе США и Россия получили в 2010 г. приглашение присоединиться к ВАС. В экспертной среде ЮВА оживленно обсуждают интеграционный опыт европейцев. Следы интереса к нему проглядывают не только в концепции Сообщества, но и в Уставе АСЕАН, вступившем в силу в 2008 г. Наряду с традиционным упором на кооперацию в хозяйственной сфере там выражена приверженность «демократии, верховенству закона и умелому управлению». Подчеркивая, что АСЕАН верен принципам невмешательства во внутренние дела своих членов и принятия решений на основе консенсуса, Устав выделяет «защиту и поддержку прав и основополагающих свобод человека» как новый пункт в повестке дня Ассоциации. Имеется и обязательство о создании в структурах АСЕАН особого органа, ведающего вопросами прав человека. Многие официальные лица обосновывают высокий уровень активности АСЕАН в 2000-х годах необходимостью адекватно реагировать на подъем Китая, а также Индии в качестве глобальных держав. Достойно сотрудничать — а в чем-то и соревноваться — с этими гигантами члены АСЕАН способны лишь при более высоком уровне сплоченности и взаимодействия. Многие наблюдатели критикуют АСЕАН, утверждая, что это «говорильня», где громкие фразы и обещания постоянно повисают в воздухе. Экономические и политические различия между членами АСЕАН, по мнению критиков, столь велики, что действовать согласованно они практически не могут. Подобные упреки, конечно, обидны, но отмести их не так-то просто. Лидеры стран ЮВА гордятся умением сотрудничать в фирменном «стиле АСЕАН» (the ASEAN way) — компромиссно, по-родственному, утрясая разногласия в неофициальном порядке, дабы не ставить в неловкое положение никого из членов «региональной семьи». Но есть и точка зрения, что именно приверженность компромиссу и консенсусу парализует АСЕАН как коллективного политического игрока. Например, уже более десяти лет в АСЕАН обсуждают, как быть, если базовые процедурные принципы — невмешательства во внутренние дела и принятия единогласных решений — мешают призвать к порядку режимы, бросающие тень на всю организацию. Главный повод для этих дебатов — деятельность военных руководителей Мьянмы. Те, кто готовил Устав АСЕАН, обещали, что в нем появятся юридически обязывающие пункты. Ожидалось, что станут возможны санкции против государств—нарушителей гражданских прав, что будут признаны неприемлемыми «неконституционные и недемократические смены правительств», что будет введен принцип принятия таких решений большинством голосов. Ничего похожего в окончательной версии Устава нет. Национальные предпосылки региональной интеграции различны для отдельных членов Ассоциации. Из всех пяти основателей АСЕАН лишь Сингапур — компактный город-государство, управляемый твердой рукой, — не

пережил политических осложнений после азиатского кризиса. Хотя от сползания в хроническую нестабильность удержалась и Малайзия, внутриэлитные распри кризисного периода получили широкий резонанс и оставили по себе недобрую память. Тревожат и признаки новой напряженности в отношениях между основными этническими общинами — малайской, китайской и индийской, проступающие в последние годы. Что до Индонезии, Таиланда и Филиппин, то в каждой из этих стран за кризисом следовали неконституционные смены правительств, сепаратистские выступления, громкие террористические акты, призывы к отставкам высших должностных лиц, подкрепленные массовыми уличными шествиями. Во всех трех государствах политическая нестабильность сопутствует попыткам утвердить демократию и порвать с авторитаризмом. Характерно, что это отнюдь не первые попытки такого рода в истории названных государств. И если в Индонезии при президенте Сусило Бамбанге Юдойоно (у власти с 2004 г.) динамика внутренней ситуация скорее положительная, то в Таиланде после военного переворота 2006 г. добиться чего-то подобного пока не удалось. В целом события последних лет подтверждают: практически ни в одной из стран АСЕАН не завершен процесс национальной интеграции. Заостряя внимание на неоднородном составе АСЕАН, эксперты обычно вспоминают о контрастных показателях подушевого ВВП (почти 39 тыс. долл. в Сингапуре, около 2 тыс. долл. в Индонезии, порядка 350 долл. в Мьянме на 2008 г. в текущих ценах). Обращают внимание и на причудливую мозаику политических режимов (от абсолютной монархии в Брунее до филиппинской демократии «после Маркоса», граничащей, по ощущениям некоторых соседей, с вседозволенностью). В сущности же речь должна идти о большем — о различных моделях и разнице в темпах национально-государственного строительства. Преображение АСЕАН в союз, налагающий на своих членов определенные обязательства (и в этом смысле имеющий наднациональный характер), сталкивалось в 2000-х годах с большими трудностями. По сравнению с европейскими странами достигнутое членами АСЕАН качество государственного управления и общественно-политической жизни пока не давало им достаточной уверенности в своих силах, которая позволила бы передать региональной организации часть национальных прерогатив. Однако и на уровне отдельных наций, и на уровне региона результативность интеграционных усилий зависела не только от прямых участников процесса, но и от внешних воздействий. В 2000-х годах обращал на себя внимание процесс интенсивного развития отношений АСЕАН с Китаем, будь то торговля, сотрудничество в сфере безопасности или строительство многосторонних диалоговых платформ. Претензии Китая на аналогичную роль и фактическая поддержка, которую оказывала ему АСЕАН, активно развивая с ним связи, вызывали сопротивление со стороны США, которые пытались в своей политике опираться на тех членов Ассоциации (в частности, Вьетнам и Индонезия), которые могли превратиться в региональные противовесы КНР. Оживились и военные связи США с традиционными союзниками — Таиландом и Филиппинами, а также Сингапуром. В меру восприимчивые к американским ухаживаниям упомянутые страны не были, однако, готовы поддержать Вашингтон безраздельно. Напротив, они использовали любую возможность, дабы показать Китаю, что хотят работать с ним и дальше. Видя это, США разворачивали стратегическую программу, официально известную как «четырехстороннее сотрудничество», а неофициально — как «азиатская НАТО», Вместе с Японией и Австралией в новый альянс вовлекали Индию. Целью (не высказанной прямо, но прописанной в самом составе группировки) было сдерживание Китая вкупе с маргинализацией тех, кто льнет к нему. По существу, администрация Буша предлагала АСЕАН выбирать между США и Китаем — отлично зная, что подобный выбор невозможен по множеству причин и вся эта ситуация грозит АСЕАН политическим параличом. Однако в ход событий вмешался глобальный финансово-экономический кризис. Поразив США, он не сорвал поступательного движения Китая и не нанес соседним странам ЮВА ничего похожего на ущерб от азиатского кризиса (хотя на время и замедлил темпы их роста). Казалось бы, дело идет к дальнейшему усилению Пекина в ЮВА — тем более что в 2010 г. вступило в действие соглашение о свободной торговле по линии Китай—АСЕАН. Ирония судьбы, однако, в том, что способность Китая «разгонять» экономический рост, в то время как развитые страны балансируют на грани банкротства, начинает в чем-то работать против него (как, к слову, и его масштабная программа военного строительства). Соседи поглядывают на гиганта, расправляющего плечи, с растущей тревогой. Они как будто заранее внушают себе, что он будет все более неуступчив, ибо вести себя иначе поднимающиеся гегемоны не умеют. Малейшие намеки на такое поведение (как, скажем, в акватории Южно-Китайского моря, где Китай оспаривает ряд островных территорий у пяти других претендентов) вызывают острую реакцию, желание поставить потенциального «нарушителя спокойствия» в условия, при которых он не получит большой свободы рук. Сейчас США — единственная величина, чье активное присутствие в Восточной Азии создает такие условия. Поэтому, указав на особую значимость этого региона для Америки, да еще обозначив готовность договариваться с Пекином «по-хорошему», новый президент-демократ Барак Обама сделал беспроигрышный ход. В 2009—2010 гг. США активизировали двусторонние отношения буквально со всеми странами АСЕАН (вплоть до Мьянмы, к которой ищут новые подходы, но с особым акцентом, как и при Буше, на сближение с Индонезией и Вьетнамом). Нет с их стороны недостатка и в жестах, говорящих о поддержке Ассоциации как значимого субъекта региональной политики. Среди практически значимых шагов — присоединение к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА в 2010 г., что позволило США (вместе с Россией) стать в том же году полноправным участником Восточно-Азиатского саммита.

Отношения РФ и АСЕАН.

С началом XXI в. АСЕАН становится одним из внешнеполитических приоритетов России. В Концепции внешней политики подчеркивается, что она направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии. Лидерами Ассоциации было позитивно воспринято принятое осенью 2001 г. решение российского правительства о закрытии военно-морской и военно-воздушной базы в Камрани (Вьетнам). 19 июня 2003 г. в Пномпене (Камбоджа) министрами иностранных дел России и государств Ассоциации была подписана Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе — первый документ в истории отношений РФ—АСЕАН, подытоживший предшествовавший этап российско- асеановского сближения и формирующий прочную юридическую и политическую базу крепнущего партнерства. 29 ноября 2004 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров подписал акт о присоединении России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго- Восточной Азии. Россия стала второй после Китая ядерной державой и постоянным членом Совета Безопасности ООН, которая присоединилась к нему. Это событие имело принципиальное значение для дальнейшего продвижения сотрудничества с АСЕАН и открыло дорогу первому саммиту Россия—АСЕАН. 12—13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялась первая встреча на высшем уровне Россия—АСЕАН, после чего РФ формально перешла в число полноправных партнеров Ассоциации по диалогу и в формате саммитов. Президент России В. В. Путин и руководители государств—членов АСЕАН приняли Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве и Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005—2015 гг. Эти документы расширили и углубили правовую базу во всех сферах взаимодействия. Приоритетными областями сотрудничества объявлялись деловое партнерство, сотрудничество в области политики и безопасности, а также вопросы экономического и социального развития. 30 октября 2010 г. в Ханое состоялся 2-й саммит Россия—АСЕАН, в котором принял участие президент России Д. А. Медведев. В принятом по итогам саммита Совместном заявлении была подтверждена «важность сохранения центральной роли АСЕАН в формирующейся открытой, транспарентной и инклюзивной региональной архитектуре. АСЕАН высказалась за более глубокую вовлеченность России в процесс создания региональной архитектуры» и расширение сотрудничества с ней в различных областях: политике и безопасности, экономике, социальной и культурной сферах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.006 с.)