Вопрос 5. Обобщающий показатели уровня жизни населения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Обобщающий показатели уровня жизни населения.



Система показателей уровня жизни населения предложенная ООН, включает 12 групп показателей:

1) демографические;

2) санитарно-гигиенические условия жизни;

3) потребление товаров и услуг;

4) жилищные условия;

5) образования и культура;

6) условия труда и занятость;

7) доходы и расходы населения;

8) индексы потребительских цен;

9) транспортные средства;

10) организация отдыха;

11) социальное обеспечение;

12) свобода человека.

На основе этой информации разрабатываются социальные счета, которые входят в СНС и называются сателлитными. Эти счета позволяют включить в СНС природный и человеческий капитал.

Некоторые показатели уровня жизни населения РБ приведены в таблице 6.2.

Из таблицы следует, что происходит рост ВВП на душу населения на протяжении шести лет. Рост обусловлен как увеличением реального объема ВВП, так и снижением численности населения.

 

Таблица 6.2. – Показатели уровня жизни в РБ.

Показатель            
ВВП, млрд.руб.            
ВВП,в процентах к предыдущему году 4,7 5,0 7,0 11,4 9,4 9,9
ВВП на душу населения,$            
Среднемесячная заработная плата за вычетом удержаний, в процентах к предыдущему году 108,8 53,8 32,5 38,6 33,4 25,5
Потребительские цены (среднегодовой уровень, в процентах к предыдущему году 61,1 42,5 28,4 18,1 10,3 7,0
Численность населения, млн.чел. 10,0 9,9 9,8 9,8 9,8 9,7

 

Важнейшими обобщающими показателями уровня жизни населения являются:

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является суммарным показателем развития человека. Он демонстрирует средний уровень достижений страны по трем базовым измерениям человеческого развития:

- долголетию и здоровью,

- доступу к знаниям,

- достойному уровню жизни.

ИРЧП представляет собой среднее геометрическое нормализованных индексов, отражающих достижения по каждому измерению (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Схема формирования ИРЧП

 

Первый этап построения индекса состоит в том, чтобы создать подиндексы для каждого измерения. Чтобы преобразовать показатели в индексы со шкалой от 0 до 1 необходимо установить минимальные и максимальные значения (или целевые ориентиры). Поскольку для агрегирования используется среднее геометрическое, максимальное значение не влияет на сравнение (в процентах) между любыми двумя странами или периодами времени. Максимальные значения присваиваются фактически наблюдаемым высшим значениям страновых индикаторов во временном ряду, т. е. за период 1980–2010 гг. На сравнение будут влиять минимальные значения, поэтому используются величины, надлежащим образом задуманные как прожиточный минимум или «естественный» нуль. Таким образом, прогресс измеряется по сравнению с минимальными уровнями, которые необходимы обществу для выживания в течение определенного времени (таблица 6.3).

Установлены следующие минимальные значения: для ожидаемой продолжительности жизни при рождении – 20 лет, для обеих переменных в сфере образования – 0 лет и для ВНД на душу населения – 163 долл. США.

Минимальное значение ожидаемой продолжительности жизни основано на долговременных исторических данных. Представление о минимальном уровне образования оправдано тем, что общества могут существовать без формального образования. Базовый уровень дохода, необходимый для выживания и составляющий 163 долл. США, – это наименьшее значение, достигнутое какой-либо страной по имеющимся историческим данным (Зимбабве, 2008 г.), эквивалентное 45 центам в день, что несколько превышает 1/3 установленной Всемирным банком черты бедности в 1,25 долл. США в день.

Таблица 6.3 – Целевые ориентиры для ИРЧП (для 2010 г.)

 

После определения минимальных и максимальных значений подиндексы рассчитываются следующим образом:

 

(6.1)

 

Для сферы образования уравнение 6.1 применяется к обоим субкомпонентам, в результате чего рассчитывается их среднее геометрическое, после чего уравнение 6.1 используется вторично. Это эквивалентно применению уравнения 6.1 непосредственно к среднему геометрическому этих двух субкомпонентов.

ИРЧП представляет собой среднее геометрическое трех индексов измерений:

 

ИРЧП = Iжизнь1/3+Iобразование1/3+Iдоход1/3 (6.2)

 

Выражение 6.2 предусматривает неполную взаимозаменяемость всех измерений ИРЧП. Таким образом, оно учитывает одно из самых серьезных возражений в отношении формулы линейного агрегирования, которая допускала полную взаимозаменяемость измерений. Некоторая взаимозаменяемость неизбежно присуща определению любого индекса и повышается с увеличением значений его компонентов.

Например:

 

Индекс развития человеческого потенциала, скорректированный с учетом неравенства, корректирует ИРЧП с учетом неравенства распределения каждого из измерений среди населения. Индекс рассчитывается как среднее геометрическое средних геометрических величин, рассчитанных для всего населения отдельно по каждому измерению. ИРЧП, скорректированный с учетом неравенства, показывает уровень ИРЧП, который был бы достигнут каждым членом общества, если бы блага по каждому измерению распределялись поровну.

Расчет ИРЧП, скорректированного с учетом неравенства, производится в три этапа (рисунок 6.2).

Рисунок 6.2 – Схема формирования ИРЧП, скорректированного с учетом неравенства

 

Этап 1. Измерение неравенства в базовых распределениях ИРЧП, скорректированный с учетом неравенства устанавливает параметр неприятия е, равный единице2. В этом случае мера неравенства равняется

A = 1– g/м, (6.3)

где g – среднее геометрическое,

м – среднее арифметическое распределения.

Это можно записать следующим образом:

 

(6.4)

 

где { X 1, …, Xn } обозначает базовое распределение в интересующих

нас измерениях.

Ax определяется для каждой переменной (ожидаемая продолжительность жизни, продолжительность обучения и располагаемый доход или потребление на душу населения) с использованием данных исследования домохозяйств и таблиц смертности. Среднее геометрическое в уравнении 6.1 не допускает нулевых значений. В показателе средней продолжительности обучения ко всем комплектным наблюдениям прибавлен один год для исчисления неравенства. В показателе дохода на душу населения обрабатывались статистические выбросы – слишком высокие доходы, а также отрицательные и нулевые доходы – путем усечения верхнего 0,5-процентиля распределения с тем, чтобы снизить влияние крайне высоких доходов и заменить отрицательные и нулевые доходы минимальным значением низшего 0,5-процентиля распределения положительных доходов.

Этап 2. Корректировка индексов измерения с учетом неравенства. Среднее достижение в каком-либо измерении, , корректируется с учетом неравенства следующим образом:

 

(6.5)

 

Индексы измерения, скорректированные с учетом неравенства, IIX, рассчитываются:

 

(6.6)

 

Этап 3. Расчет Индекса развития человеческого потенциала, скорректированного с учетом неравенства ИРЧП, скорректированный с учетом неравенства, представляет собой среднее геометрическое индексов трех измерений, скорректированных с учетом неравенства.

 

(6.7)

 

Например:

Кроме указанных индексов, уровень жизни населения характеризуют следующие показатели:

- индекс гендерного неравенства

- многомерный индекс бедности.

Схемы формирования данных индексов представлены на рисунках 6.3, 6.4.

 

Рисунок 6.3 – Схема формирования индекса гендерного неравенства

 

Рисунок 6.4 – Схема формирования многомерного индекса бедности

Индекс гендерного неравенства отражает неблагополучное положение женщин по трем измерениям – расширение прав и возможностей (РПВ), экономическая активность и репродуктивное здоровье – для стран, по которым имеются качественные данные. Индекс показывает ущерб для развития человека, обусловленный неравенством достижений женщин и мужчин по этим измерениям.

Многомерный индекс бедности отражает множественные депривации в одном и том же домохозяйстве в области образования, здоровья и уровня жизни. В нем применяются данные на микроуровне, полученные из опросов домохозяйств, причем, в отличие от ИРЧП, скорректированного с учетом неравенства, все индикаторы, необходимые для оценки, должны быть взяты из одного исследования.

Каждый индивид, входящий в домохозяйство, классифицируется как бедный или не бедный в зависимости от количества деприваций, с которыми он (она) сталкивается в своем домохозяйстве. Эти данные затем агрегируются по домохозяйствам и составляют национальную меру бедности.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Тема 1. Понятие Системы Национальных Счетов (СНС),

её сущность и принципы построения 4

Тема 2: Показатели результатов экономической деятельности

государства в СНС 28

Тема 3.Сводные счета СНС РБ 45

Тема 4. Национальное богатство 97

Тема 5. Платежный баланс 114

Тема 6. Статистика уровня жизни населения 124

Литература 146

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатства народов: пути к развитию человека. - ПРООН: Весь мир, 2010.
  2. Международная статистика: учеб пособие / И.И. Елисеева, Т.В. Костеева, Л.Н. Хоменко. – Мн.: Выш.шк., 1995.
  3. Методика по формированию счета операций с капиталом: Постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь, 30 ноября 2010 г., № 253.
  4. Методика по формированию счета производства: Постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь, 27 декабря 2010 г., № 282.
  5. Методика по формированию счетов доходов: Постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь, 30 ноября 2010 г., № 252.
  6. Национальные счета Республики Беларусь: статистический сборник / И.А. Костевич [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Респ. Беларусь, 2011.
  7. Руководство по платежному балансу: 5-е изд. / Международный валютный фонд,1993.
  8. Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: учеб. пособие. – М.: Дело, 2000.
  9. Сиденко А.В., Башкатов Б.И., Матвеева В.М. Международная статистика: учебник – М.:»Дело и сервис», 1999.
  10. Социальная статистика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1997. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / И.И. Колесникова. – Мн.: Новое издание, 2002
  11. Социально-экономическая статистика / Н.П. Дащинская, С.С. Подхватилина, И.Е. Теслюк и др.; под ред. С.Р. Нестерович: учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.
  12. Социально-экономическая статистика / Под ред. Б.И. Башкатова. – М.:Юнити, 2002.
  13. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / И.И. Колесникова. – Мн.: Новое издание, 2002.
  14. Статистика: показатели и методы анализа: справ. пособие / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бузыгина, Л.И. Василевская и др.; под ред. М.М. Новикова. – Мн.: «Современная школа», 2005.
  15. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.:ИНФРА – М, 2001.

 

 

Учебное издание

 

Кривенкова-Леванова Людмила Николаевна

Грудько Светлана Владимировна

Вартанян Екатерина Сергеевна

 

 

СТАТИСТИКА. КУРС ЛЕКЦИЙ. ЧАСТЬ II

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ст. корректор Ж.И. Бородина

Компьютерная верстка: С.В. Грудько, Е.С. Вартанян, И.В. Середа,

А.А. Островская

 

 

Подписано в печать 24.02.09.

Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать Riso.Усл.печ.л. 6,57. Уч. -изд.л. 5,66.

Тираж 500 экз. Заказ №

 

Учреждение образования

«Гродненский государственный аграрный университет»

Л.И. № 02330/0548516 от 16.06.2009.

230008, г. Гродно, ул. Терешковой, 28.

 

Отпечатано на технике издательско-полиграфического отдела

Учреждения образования «Гродненский государственный

аграрный университет».

230008, г. Гродно, ул. Терешковой, 28.


*- для данной операции возможна запись, **- включая чистое приобретение ценностей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.03 с.)