Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся



Планирование урока

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приемов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работа учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относится к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, то есть расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие возможные в\формулировки деятельности:

Алгоритм проектирования урока с точки зрения

требований новы ФГОС

Первое:

· Четко определить и сформулировать для себя тему урока;

· Определить место темы в учебном курсе;

· Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок. Иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще ужен?

Как же определяться цель урока в логике системно-деятельностногоподхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключаются в достижении личностных(принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи урока- шаги по направление к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъективной позиции учащихся, которые учатся реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъективную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверят. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица:

Слова-ориентиры для определения целей урока

Традиционные подход Компетентностный подход
Понимать требования Научить формулировать цели
Знать (сформировать знание о…) Сформировать потребность в знаниях(видеть проблемы)
Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний
Систематизировать Научить систематизировать
Обобщать Научить выявлять общее и особенное
Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задач Научить выбирать способы решения задачи
Оценить Формулировать критерии оценки, способность к независимой оценке
Закрепить Модифицировать, перегруппировывать, научить применять
Проверить Научить приемам самоконтроля
Профилизировать (ошибки достижения учащихся) Сформулировать способность к самооценке

Третье:

1. Спланировать учебный материал.

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

· Узнавание нового материала;

· Воспроизведение;

· Применение знаний в новой ситуации;

· Применение знаний в незнакомой ситуации;

· Творческий подход к заданиям;

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»

4. Составить три набора заданий:

· Задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

· Задания, способствующие осмыслению материала учащимися;

· Задания, способствующие закреплению материала учащимися.

Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие УУД формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащиеся на уроке формируются; на этапе объявления темы урока- познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач- регулятивные, целеполагания,коммуникативные и т.д.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какое метапредметные результаты.

Пятое:

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

 

 

Целеполагание (для учителя)

а) Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям формирования стандарта и программы.

б) Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, однако, отражают только предметные знания и умения или только УУД.

в) Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, однако, отражают предметные знания и умения и УУД.

2. Целеполагание (для учеников)

а) Момент целеполагания не зафиксирован.

б) Целеполагание осуществляется только учителем.

в) В определении учебной цели принимают участие школьники.

Содержание

а) Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам системно-деятельностного подхода.

б) Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам системно-деятельностногоподхода.

Логика организации УД (учебной деятельности).

а) Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б) Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в) Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

Постановка учебной задачи(проблемы)

а) Учебная задача не обозначат.

б) Учебная задача обозначена, но не показано ее решение.

в) Учебная задача обозначена и показано ее решение.

Методы организации УД.

а) Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Преобладают репродуктивные методы.

б) Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в) Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально, учтены индивидуальные особенности учащихся.

Формы организации УД.

а) Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б) Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную).

в) Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

Развитие информационных умений.

а) Задания на развитие информационных умений отсутствуют.

б) Представлены задания на самостоятельный поиск или обработку информации.

Титульный лист

- Наименования образовательного учреждения

- Информация об авторе портфолио

- Наименование профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

2. Требования к структуре и оформлению портфолио.

Методическая копилка.

 

 

Требование к оформлению портфолио:

1.Портфолио можно представить как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Структура портфолио включает в себя: титульный лист, содержание портфолио, т.е. перечень основных разделов с указание страниц начала разделав, все страницы нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится)

2.Формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно. Каждое свое достижение фиксирует в Перечне. Перечень целесообразно вести в электронном виде.

3.Требования к электронным носителям:

- диски находятся slim case box(тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного имени студента, наименования образовательного учреждения;

- объём презентаций не должен превышать 20 слайдов. Презентации сохранять в формате

PowerPoint 2003(.ppt).фотоизображения на презентациях должны быть адаптированные (для электронной почты и Интернета- 96 пикс. На дюйм);

-размер фото не более 100 кб, расширение не менее 800х600, видео- не более 200 мб;

-текстовые документы представляются в формате World 2003(doc.) или в форме.pf.;

-параметры текстового редактора: поля- верхнее, нижнее- 2.0 см, левое-2.0 см, правое- 2 см, шрифт TimesNewRoma, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;

- документы, содержащие подписи и печати должны читаться без затруднений в масшабе 1:1

 

 

Перечень нормативных документов:

1. Федеральный закон об образовании

Школа 2100»

Гармония»

Школа России»

Начальная школа 21 века»

Перспектива»

Планирование урока

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приемов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работа учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относится к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, то есть расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие возможные в\формулировки деятельности:

Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся

Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет внимание учащихся поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой из…. Формулирует задание…. Напоминает обучающимся, как … Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет: · Индивидуальный контроль; · Выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлечения учащихся в работу на уроке. Диктует. Дает: · Комментарий к домашнему заданию; · Задание на полях в тексте особенности… Организует: · Взаимопроверку; · Коллективную проверку; · Беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний; · Одиночные высказывания обучающихся; · Обсуждение способов решения; · Поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий) · Самостоятельную работу с учеником; · Беседу, связывая результаты урока с его целями; Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. По очереди комментируют… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Работают с изученным текстом… Составляют схемы. Отвечают на вопросы преподавателя. Выполняют задания по карточкам. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Высказывают своё предположение в паре. Сравнивают… Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Работают с учебником. Составляют опорные конспекты. Разрабатывают мысли- карты. Слушают доклад, делятся впечатлениями о.. Высказывают свои мысли. Осуществляют: · Взаимопроверку; · Самопроверку; · Самооценку; · Предварительную оценку; Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили(что получилось, что не получилось и почему)  

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общие умения», «общие способы деятельности», «межпредметные действия» и т.п. предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия является одной из важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

· Личностные

· Познавательные

· Регулятивные

· Коммуникативные

Этапы учебного занятия Образовательные задачи УУД, формирующиеся на данном этапе
1.Оргмомент 1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. 1)Регулятивные -волевая саморегуляция; 2)Личностные -смолообразование (Я должен посмотреть…) 3)Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2.Проверка Домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. 1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2.Зафиксировать актуализированные способы действия в речи(повторение правил) 3.Зафиксировать актуальные способы действия в знаках(эталоны, схемы, опора по правилам). 4.Организовать обобщение актуализированных способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию 5.Организовать выполнение учащихся учебного действия. 6.Ззафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное) 1)Познавательные -общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2)Личностные - анализ, сравнение, синтез. 3)Регулятивные -контроль и оценка прогнозирования(при анализе учебного действия)    
3.Усвоение новых знаний и способов действия. Организовать построение проекта изучения нового материала: 1.учащиеся ставят цель проекта(что является целью- тема). 2.учащиеся определяют средства(алгоритмы, модели, справочники, интернет…) 3.учащиеся формируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. 1.Регулятивные -целеполагание как постановка учебной задачи, -планирование, -прогнозирование. 2.Познавательные -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознать и произвольно строить речевые высказывания. 3.Общеучебные -моделирование. -выбор наиболее эффективных способов решения задач.  
4.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий. 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3.Организовать фиксацию нового действия в знаках. 4.Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 5.Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи (в парах или группах, фронтально) 1.Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества. 2.Познавательные -поиск и выявление необходимой информации. -смысловое чтение. -построение логической цепи рассуждения.
5.Контроль и самооценка знаний и способов действий. 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3.По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. 1. Регулятивные - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2.Позновательные -умение осознанно и произвольно строить высказывания.
6. Коррекция знаний и способов действий. 1. Организовать выявление типа занятий, где используется новый способ действия. 2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 1.Регулятивные прогнозирование
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2.Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как исправлений будущей учебной деятельности. 3.Организовать обсуждение и запись домашнего задания. 1.Познавательные -умение структурировать знания. -оценка процессов и результатов деятельности. 2.Регулятивные -волевая саморегуляция -осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
8. Рефлексия. 1.Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. 1. Коммуникативные -умение выражать свои мысли -оценивание качества своей и общей учебной деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.035 с.)