Управление отраслями социальной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление отраслями социальной сферы



Социальную сферу образуют оказывающие услуги населению учреждения и предприятия. С развитием общества изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные соци­альные услуги и повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответ­ствовать определенным требованиям, установленным стандар­там и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять куль­турные, образовательные, медицинские, духовные потребно­сти, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высо­кий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека — работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности обще­ственного труда.

Государство регулирует деятельность учреждений и пред­приятий социальной сферы с.помощью правовых, финансо­вых и административных рычагов. Во многих случаях в соци­альной сфере не допускается приватизация или коммерциали­зация и государство покрывает необходимые расходы по содержанию объектов в интересах гарантирования конститу­ционных прав граждан.

Полномочия в области управления отраслями социальной сферы разделены между федеральными, региональными и му­ниципальными органами власти. Большинство вопросов раз­вития отраслей социальной сферы решается местными орга­нами. Федеральные органы обосновывают направления госу­дарственной политики в конкретных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности по социальному об­служиванию, решают крупномасштабные и острые социаль­ные проблемы.

Российская культура имеет высокий авторитет в мире. Совет по культуре Европарламента в 1996 г. одобрил государственную культурную политику России, представленную в Страсбурге Министерством культуры Российской Федерации.

Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных и идеологических основ демократического строя, создании условий для воспроиз­водства и развития творческого потенциала общества, сохране­ния разнообразия национальных традиций народов страны, дос­тупности услуг учреждений культуры.

Для их достижения усилия направляются на преодоление разрыва между культурными потребностями общества и воз­можностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры, повышение эффектив­ности выделяемых на развитие культуры ресурсов. Увеличение доходов учреждений культуры за счет оказания платных услуг ограничено ее общественным назначением*. Поэтому решаю­щую роль играют государственная поддержка, многоканальное финансирование, в том числе благотворительность, рыночный оборот интеллектуальной собственности. Законодательством оп­ределен норматив финансирования культуры за счет государства (2% от расходной части федерального бюджета). Стоимость Фе­деральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства» составляет 31,2 млрд руб., в том числе 27,5 млрд руб. за счет федерального бюджета.

* При любой западной экономической модели доход от эксплуатации учрежде­ний культуры, их фондов не достигает 20% общих расходов на эту сферу.

 

Законом «О государственной поддержке кинематографии» от 22 августа 1996 г. № 125 установлено, что государственное фи­нансирование кинопроизводства из федерального бюджета долж­но составлять не менее 0,2% его расходной части и не более, как правило, 70% сметной стоимости производства, проката фильма. Государственное финансирование осуществляется пу­тем выделения средств продюсеру, прокатчику, демонстратору по договору с органом исполнительной власти.

Управление культурой осуществляется на основе взаимо­действия органов государственной власти Российской Федера­ции, субъектов РФ, органов местного самоуправления, разви­тия как государственных, так и негосударственных организа­ций культуры, фондов, творческих союзов.

Органами федеральной власти, участвующими в управле­нии культурой, являются Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), Федеральная архивная служба России (Росархив). Министерство культуры отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохра­нения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры, развитие международного и межрегиональ­ного культурного сотрудничества. Органы исполнительной вла­сти субъектов РФ реализуют региональные программы с учетом местных, национальных и других особенностей, содействуют развитию культуры в муниципальных образованиях, поддержи­вают культуры малочисленных народов.

Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактичес­кие, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. Кроме государственного развивается муниципальное и частное здравоохранение.

В федеральном подчинении 486 медицинских учреждений, в том числе 290 больниц и поликлиник, 52 медицинских цен­тра, 87 научных учреждений, 47 вузов, на них приходится око­ло 10% всего финансирования здравоохранения, а 90% — рас­ходуют регионы.

Право на здоровье является важнейшим достижением ци­вилизации. Социальное государство не только проводит по­литику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в стране. Согласно концепции ВОЗ здоровье не является объектом рыночных отношений. Эта международная организация реализует глобальную стра­тегию «Здоровье для всех», предусматривающую гарантии и доступность медицинской помощи без отказа от рынка меди­цинских услуг.

Здравоохранение развивается по линии более полного удовлетворения потребностей населения в качественной, дос­тупной медицинской и лекарственной помощи, создания ус­ловий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности. Вводятся государственные минимальные стан­дарты медико-санитарной и лекарственной помощи, свобод­ный выбор гражданами медицинского учреждения, многока­нальное финансирование.

Медицинские услуги оплачиваются из трех источников: госу­дарственного (муниципального) бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, средств пациента.

За счет бюджетных средств оплачивается гарантированный объем бесплатной медицинской помощи при сохранении ее об­щедоступности для всех граждан.

Обязательное медицинское страхование обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Размеры страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования устанавлива­ются на достаточном для оказания услуг уровне. Средства обя­зательного и добровольного медицинского страхования расхо­дуются на оплату услуг (не разрешено их использовать на разви­тие материальной базы). Их доля в общем объеме финансиро­вания составляет 1/3.

Платными могут быть услуги в виде профилактической, ле­чебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Они осуществляются по дого­ворам с гражданами или организациями. Государство регулирует предоставление платных медицинских услуг, являющихся до­полнительными к гарантированному объему бесплатной меди­цинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собствен­ности. Контролируется их организация, качество выполнения, правильность взимания платы.

Предприятия и учреждения здравоохранения могут выпол­нять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются на основе сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандар­там лицензионными комиссиями, создаваемыми органами госу­дарственного управления субъекта РФ или местной админист­рацией по их поручению.

Показателями деятельности учреждений здравоохранения яв­ляются объемы медицинской помощи (количество посещений амбу­латорий и поликлиник, дней лечения в стационаре, койкодней, вызовов скорой помощи и т.д.). Разрабатываются нормативы видов медицинской помощи в расчете на 1000 человек, обслуживаемых учреждением здравоохранения в год.

Органы исполнительной власти субъектов РФ используют подушевые нормы финансирования здравоохранения, отра­жающие размеры средств на компенсацию затрат по предос­тавлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 чел. Показатели стоимости медицинской помощи по видам определяются ими самостоятельно в соответствии с методиче­скими рекомендациями.

Выравнивание условий финансирования бесплатной меди­цинской помощи осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.

С 1992 г. в России смертность стала повышаться, а рождае­мость снижаться. Население сокращается ежегодно почти на 1 млн чел.; около 30% умерших в год — трудоспособные, в большин­стве — мужчины в возрасте 30—40 лет. Главная причина депопу­ляции заключается в том, что здравоохранение перестало быть в числе приоритетов государственной политики. Резко сократились бюджетные расходы на здравоохранение: в СССР они составляли 5% к ВВП, в современной России — 2, США — 14, Западной Ев­ропе — 7—11%. На охрану здоровья расходы в год в расчете на душу составляют в России 50 долл., США — 4000 долл.

Россия берет за основу организации здравоохранения опыт США, базирующийся на медицинском страховании*. Но сами американцы недовольны своей системой здравоохранения (ос­таются незастрахованными около 40 млн чел. из-за отсутствия средств) и намерены ее реформировать, предусмотрев страхова­ние только для работающих, а бюджетные деньги используя на защиту населения.

* ВОЗ не рекомендует введение медицинского страхования для стран с переход­ной экономикой.

 

В Великобритании в 1946 г. создана и ныне действует Нацио­нальная служба здравоохранения. Она финансируется правительством и управляется местными властями. Расходы на 82% покрываются из налогов, 18% — отчисления, производимые работодателями. Оплата врача напрямую зависит от количества обслуживаемых пациентов. Стоматологическая помощь работающим оплачивается в размере 40% стоимости, а бесплатно оказывается детям до 16 лет, школьникам и студентам, беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1 года, людям старше 60 лет, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, безработным, низкооплачиваемым и получающим социальную помощь.

Все эти категории граждан получают лекарства по рецептам бес­платно, остальные платят за любое выписанное врачом лекарство 5,5 фунтов стерлингов.

 

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в об­ласти охраны здоровья, является Министерство здравоохране­ния Российской Федерации (Минздрав России).

Минздрав России решает комплексные проблемы здраво­охранения: профилактика заболеваний, медицинская помощь, проблемы инвалидности, медицинская экспертиза; обеспечение санитарно -эпидемиологического благополучия населения; охра­на семьи, материнства, отцовства и детства; контроль качества лекарственных препаратов и медицинской техники; подготовка кадров и научно-исследовательская деятельность; медицинское страхование и др.

Главной целью развития образования являются гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повы­шение интеллектуального и культурного потенциала страны.

Государство провозглашает гуманистический характер обра­зования, общедоступность и адаптивность его к особенностям развития обучающихся, светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений, плюрализм в об­разовании, демократизм в управлении им.

Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями городского и сельского населения, с учетом национальных и региональных особенностей. Комплексы среднего профессионального образования ориентируются на за­просы населения и местные рынки труда. Система высшего про­фессионального образования учитывает потребности государства в специалистах и интересы отдельной личности.

Образование базируется на государственных образовательных стандартах, включающих федеральный и национально-регио­нальный компоненты. Они являются основой объективной оценки квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральные компоненты, определяющие обяза­тельный минимум содержания образовательных программ, требо­вания к уровню подготовки выпускников, устанавливают феде­ральные органы государственной власти.

На ведение образовательной деятельности необходимо по­лучение лицензии. Она выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправле­ния на основе заключения экспертной комиссии, создаваемой этими органами.

Право образовательного учреждения на выдачу выпускни­кам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает после его государственной ак­кредитации. Государственная аккредитация проводится феде­ральными и ведомственными государственными органами управления образованием и удостоверяется свидетельством о государственной аккредитации, подтверждающим государственный статус учреждения, соответствие качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет. Она является основной формой государствен­но-общественного контроля за образовательной деятельно­стью. Ее целью служит установление соответствия содержа­ния и качества обучения требованиям государственных стан­дартов. Положительное заключение аттестационной комиссии служит основанием для получения образовательным учрежде­нием государственной аккредитации. Основанием для отказа в государственной аккредитации может быть несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, катего­рии образовательного учреждения требованиям и критериям, предъявляемым к ним.

Государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, защищать соответствующие расход­ные статьи бюджетов. За счет этих средств обеспечивается об­щедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образо­вание на всех ступенях и уровнях системы образования, а на конкурсной основе — бесплатность среднего профессиональ­ного, высшего и послевузовского образования в государствен­ных и муниципальных образовательных учреждениях.

Доля расходов на финансирование высшего профессиональ­ного образования не может составлять менее 3% расходной час­ти федерального бюджета, за счет этих средств проводится обу­чение не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. населения.

Финансирование осуществляется на основе государствен­ных и местных нормативов, определяемых в расчете на од­ного обучающегося по каждому типу, виду учреждений. Нор­мативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов аналогичных го­сударственных и муниципальных учреждений на данной тер­ритории. Негосударственные учреждения после их аккредита­ции получают право на государственное или муниципальное финансирование.

Образовательные учреждения могут оказывать платные до­полнительные образовательные услуги, не предусмотренные со­ответствующими образовательными программами и государственными стандартами. Доходы от такой деятельности реинве­стируются в образовательное учреждение по его усмотрению. Такая деятельность не относится к предпринимательству. Плат­ные образовательные услуги не могут оказываться вместо обра­зовательной деятельности, финансируемой бюджетом. Зарабо­танные таким способом средства изымаются в бюджет. Негосу­дарственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обу­чение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреж­дения и обучающегося, его родителей (представителей) регули­руются договором.

Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функциониро­вание системы образования.

Компетенция в области образования разграничена между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами государственной власти субъектовРФ, ор­ганами местного самоуправления и образовательными учреж­дениями.

Федеральные государственные органы управления образова­нием в пределах своей компетенции могут инспектировать лю­бые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, но они не могут самостоятель­но принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компе­тенции органов управления образованием субъектов РФ и мест­ных органов управления.

Социальные статьи занимают львиную долю бюджетных рас­ходов и рассматриваются как источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста. Федеральный бюджет уже освободился во многом от социаль­ных обязательств, переложив затраты на регионы и население.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства пред­полагает дальнейшее увеличение расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг.

В развитых странах работник на оплату жилья тратит 25— 30% дохода, прямые налоги забирают 20—40%, на покупку това­ров и оплату услуг остается 30—40%. В России из-за низкой оплаты труда доля затрат на приобретение товаров достигает 70—80% дохода. Если же расходы населения на жилье и коммунальные услуги будут повышаться, то это еще более усложнит выход из экономического кризиса ввиду сокращения пла­тежеспособного спроса.

Вопросы для повторения

 

1. Охарактеризуйте задачи социального управления на современ­ном этапе.

2. Каковы роль и порядок применения социальных стандартов?

3. В чем заключаются особенности социальной политики на селе, в депрессивных регионах?

4. Каковы методы достижения социального партнерства?

5. Какова роль Федеральной инспекции труда и ее функции?

6. Дайте характеристику Государственной службе занятости и ее функциям.

7. Каковы особенности финансирования отраслей социальной сферы?

8. Как осуществляется государственный контроль за качеством здравоохранения, образования?

9. В чем состоит роль местных органов управления в развитии социальной сферы?

10. Как осуществляется социальное обслуживание наиболее уяз­вимых слоев населения?

11. Какие существуют возможности повышения эффективности социальной помощи в ней нуждающимся?

12. Дайте основное содержание президентской программы «Дети России».

13. Как совершенствуется пенсионное обеспечение?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.03 с.)