По статистическим методам исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По статистическим методам исследования



Жевнина Е.Я., Комкова С.В.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

По статистическим методам исследования

Для курсового проектирования по курсу «Статистика»

для студентов экономического и учетно-финансового

факультетов

(очное и заочное отделение)

 

 

 

Рязань - 2011 г.

 

Методические указания по статистическим методам исследования для курсового проектирования по курсу «Статистика» разработаны:

к.э.н., доцент кафедры

«Экономического анализа и статистики» Е.Я. Жевнина

ст. преподаватель кафедры

«Экономического анализа и статистики» С.В. Комкова

 

Рецензенты:

к.э.н., доцент кафедры Экономической кибернетики Л.А. Морозова

к.э.н., доцент кафедры Экономики сельского

хозяйства И.В. Федоскина

 

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры Экономического анализа и статистики ФГОУ ВПО «Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А.Костычева»:

Протокол № 8 от 4 марта 2011 г.

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета ФГОУ ВПО РГАТУ имени П.А.Костычева для специальности «Экономика и управление в АПК» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Протокол № ___от____________2011 г.

 

Председатель методической комиссии экономического

факультета, к.э.н., доцент Е.И. Машкова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Цель и задачи курсового проектирования…………………………………….4

 

2.Тематика курсовых проектов…………….………………………………….….5

 

3. Рекомендации, общие правила по оформлению и структуре курсового

проекта…………………………………………………………………………..6

 

3.1. Общие положения по оформлению……………………………………….6

 

3.2. Оформление иллюстраций, формул и таблиц…………………………….7

 

3.3. Общие правила выполнения курсового проекта……………………….…8

 

3.4. Примерная структура курсового проекта и статистические

методы, используемые в исследовании…………………………………….9

 

4. Методические рекомендации по выполнению тем курсовых проектов…….24

 

Список рекомендуемой литературы.…………………………………….…...100

 

Цель и задачи курсового проектирования

Курсовое проектирование преследует своей целью углубление, обобщение и закрепление знаний полученных студентами по данной дисциплине; приобретение практических навыков в сборе и обработке статистической информации, развитию умения применять эти знания при решении практических задач в рамках реального производства в условиях рыночной экономики.

Выполнение студентом курсового проекта позволяет решить следующие задачи:

n продемонстрировать творческое использование полученных знаний по дисциплине;

n умение применять статистические методы в анализе;

n способность выявлять неиспользованные резервы и разрабатывать предложения по повышению эффективности производства

 

 

 

Тематика курсовых проектов

 

1. Статистический анализ сельскохозяйственных угодий и посевных площадей (или многолетних насаждений) и эффективность их использования.

2. Статистический анализ эффективности производства и реализации продукции растениеводства (по конкретному виду продукции)

3. Статистический анализ эффективности производства и реализации продукции животноводства или птицеводства (по конкретному виду продукции).

4. Статистическая характеристика производства и эффективности использования кормов (по отраслям животноводства).

5. Статистическая характеристика эффективности основных фондов.

6. Статистический анализ трудовых ресурсов, производительности и оплаты труда в целом по предприятию, по отраслям или по отдельным видам продукции.

7. Статистическая характеристика экологического состояния окружающей среды и природных ресурсов (на примере района области).

8. Статистический анализ состава, воспроизводства, социальных условий и уровня жизни населения (по материалам района, области, РФ)

9. Статистическая характеристика эффективности рынка сельскохозяйственной продукции.

10. Статистическая характеристика товарооборота и его эффективности (по материалам конкретного предприятия, района, области)

11.Статистический анализ рентабельности производственной и финансовой деятельности (в целом по предприятию или отдельным отраслям)

12. Статистический анализ эффективности развития переработки продукции в сельхозпредприятиях (или в целом перерабатывающего предприятия)

13. Статистический анализ себестоимости продукции (по отдельным видам, по отраслям, в целом по предприятию).

14. Статистический анализ эффективности ценообразования в предприятиях АПК.

15. Статистический анализ развития и эффективности кооперативных отношений в АПК.

16. Статистический анализ заемного капитала (или кредиторской задолженности)

17. Статистический анализ финансового состояния организации.

18. Статистический анализ бюджета (района, региона. РФ)

19. Статистический анализ банковской деятельности

 

 

3. Рекомендации и общие правила по оформлению и выполнению курсового проекта

3.1. Общие положения по оформлению

Текст выполняется на листе формата А4 компьютерным способом через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта 14 размера (Times New Roman), соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

В тексте курсовой работы необходимо соблюдать общепринятые экономические, технические, международные терминологии и выдерживать абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений и выделяется отступом вправо в первой строке на 5 символов.

Основная часть курсовой работы состоит из разделов, подразделов и пунктов. Разделы нумеруются арабскими цифрами в пределах всей курсовой работы. Нумерация подразделов осуществляется в пределах каждого раздела и состоит из номера раздела и номера подраздела, разделяемых точкой. Нумерация пунктов осуществляется в пределах подраздела. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует записывать с абзаца с прописной буквы и без точки в конце.

В тексте могут быть приведены перечисления, перед каждым из которых следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставиться скобка.

Заготовки «Введение», «Содержание», «Выводы и предложения», «Список использованной литературы» и «Приложения» записывают в центре строки с прописной буквы и не нумеруются.

Каждый раздел курсовой работы необходимо начинать с новой страницы.

Все страницы текста курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа и заканчивая последней страницей списка литературы, но сам номер страниц проставляется, начиная с содержания.

Номер страницы проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы». Образуются конструкции «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».

Список литературы приводится в виде самостоятельного раздела, располагается в конце работы и составляется в алфавитном порядке.

После списка литературы в тексте курсового проекта следуют приложения, в которых даются иллюстративный материал, таблицы, образцы документов, другие вспомогательные материалы.

 

Оформление иллюстраций, формул и таблиц

 

Графическая часть курсовой работы является необходимым условием выполнения работы, которая должна дополнять подтверждать изложенный в тексте материал.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в курсовой работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации, как правило, называются рисунками, могут быть расположены как по тексту работы, так и в приложении, которые нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку, с оставлением сверху и снизу свободной строки. Пояснение значений символов следует приводить под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы нумеруются порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей в курсовой работе применяются в таблице. Таблицу располагают в курсовой работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. К таблицам могут даваться примечания, которые приводятся под линией таблицы, обозначающей окончание таблицы.

Таблица должна иметь название, которое помещается над таблицей. Для этого над верхним левым углом таблицы помещают надпись с указанием номера, например: «Таблица 1» и через тире указывается наименование таблицы. Перенос таблицы делать нежелательно, а если такая необходимость имеется, то переносимую часть следует сопровождать словами “продолжение таблицы” и перенести название соответствующих граф, либо их нумерацию.

 

 

Примерная структура курсового проекта и статистические

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

 

  Факультет________________________ Специальность____________________ Группа___________________________ Ф.И.О.___________________________

 

 

Рязань –200_ г.

После введения следует изложение материала по разделам:

 

Раздел 1.Теоретические положения изучаемого вопроса ( 5 стр. )

1.1. Характеристика теоретических вопросов

1.2. Система показателей по теме исследования.

В этом разделе необходимо рассмотреть основные теоретические положения и систему литературных источников. По тексту должны быть ссылки на номера литературных источников, которые даны в конце проекта (например, [3], [15] и т.д.).

Раздел 2. Современное состояние организации и анализ предмета исследования (7-9 стр.)

2.1. Экономическая характеристика организации

2.2. Анализ предмета исследования

В этом разделе дается экономическая характеристика объекта и анализ предмета исследования за последние 3 года.

Вступительная часть должна содержать информацию о местонахождении хозяйства, условиях производства, рынках сбыта.

 

Таблица 1 - Состав и структура земельного фонда

 

Виды угодий 200_ г. 200_ г. 200_ г. Отклонение
Га % га % га % Га %
Общая земельная площадь   100,0   100,0   100,0    
в т.ч. с-х. угодья                
из них: пашня                
Сенокосы                
Пастбища                
Леса и кустарники                
Пруды и водоемы                
Приусадебные участки                
Прочие земли                

 

Анализ приведенных в таблице данных и выводы рекомендуется делать по показателям, содержащимся в последней графе «отклонение» (увеличение или уменьшение в гектарах и в процентах).

Данные таблицы 1 необходимо отразить в виде диаграммы (состав и структура земельных угодий за 3 года).

Таблица 2 - Динамика показателей размера организации (полное название)

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. Относительное отклонение %
Валовая продукция (в сопоставимых ценах 1994 года), тыс. руб.        
Денежная выручка, тыс. руб.        
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов с.-х. назначения, тыс. руб.        
Площадь сельхозугодий, га в т.ч. пашни        
Среднегодовая численность работников, чел.        
Поголовье скота, усл. гол.        

 

Анализ и выводы.

Таблица 3 - Состав и структура товарной продукции организации (полное название)

Виды Продукции 200_ г. 200_ г. 200_ г. В среднем за 3 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Зерно                
Картофель                
и т.д.                
Растениеводство - всего                
Молоко                
Реализация КРС                
и т.д.                
Животноводство - всего                
Прочая с.-х. продукция                
Итого                

 

На основе последней колонки рассчитывается совокупный коэффициент специализации:

Если 20 % -максимальное значение, 16 % -следующее наибольшее число и т.д. С повышением уровня специализации совокупный коэффициент возрастает к единице. По данным «В среднем за 3 года» сделать круговую диаграмму.

 

Таблица 4 - Эффективность производства в...(название организации)

Показатели Го-ды     Относительное отклонение %
Приходится на 100 га с\х угодий: 1. Производственных основных фондов с\х назначения, тыс. руб. 2. Текущих производственных затрат, тыс. руб. 3. Энергетических мощностей, л.с. 4. Затрат живого труда, чел.-ч. 5. Условных голов скота        
Электровооруженность труда, кВт.ч.        
Количество внесенных на 1 га пашни удобрений: - минеральных, кг д.в. - органических, т        
Получено в расчете на 100 га с\х угодий: Валовой продукции, тыс. руб. Денежной выручки от реализации продукции, тыс. руб. Прибыли, тыс. руб.        
Произведено валовой продукции на одного среднегодового работника, тыс. руб.        
Уровень рентабельности, %        
Урожайность, ц/га: - зерновых - картофеля и т.д.        
Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг        
Среднесуточный прирост, г: - крупного рогатого скота - свиней и т.д.        

После краткого анализа эффективности производства в конкретной организации изучается оснащенность предприятия основными фондами и эффективность их использования.

Таблица 5 - Оснащенность основными фондами сельскохозяйственного назначения и экономическая эффективность их использования

  200_ г. 200_ г. 200_ г. Относительное отклонение %
Стоимость валовой продукции с-х. производства (в сопоставимых ценах 1994 г.), тыс. руб.        
Среднегодовая стоимость основных фондов с-х. назначения, тыс. руб.        
Площадь с-х. угодий, га        
Среднесписочная численность с-х. работников, чел.        
Фондооснащенность, тыс. руб.        
Фондовооруженность, тыс. руб.        
Фондоотдача, руб.        
Фондоемкость, руб.        

После анализа основных фондов для тех тем, которые связаны с производством какой либо продукции в курсовом проекте дается динамика эффективности производства конкретного продукта.

Таблица 6 - Динамика эффективности производства... (конкретного продукта)

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. Относительное отклонение %.
Площадь, га (или поголовье, гол.)        
Валовое производство, тыс. ц.        
Урожайность, ц (или продуктивность с.-х. животных)        
Затраты труда, чел.-ч.: на 1 га (или 1 гол.); на 1 ц продукции        
Затраты средств в тыс. руб.: на 1 га (или 1 гол.); на 1 ц продукции        
Прибыль, тыс. руб.: на 1 га (или 1 гол.); на 1 ц продукции        
Уровень рентабельности, %        

 

Таблица 7 - Значение... (конкретного продукта)

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г.
Доля продукта, % в:      
- валовой продукции      
- товарной продукции      
- затратах труда      
- затратах средств      
- прибыли      

 

Раздел 3. Статистический анализ предмета исследования и расчета резерва (10 стр.)

3.1. Ряды динамики, основная тенденция и прогнозирование

3.2. Разложение сложных относительных величин

3.3. Система сложных и взаимосвязанных индексов

3.4. Статистические группировки и корреляционно-регрессионный анализ

 

В этом разделе на основе применения методов определения тенденции, прогнозирования, показателей рядов динамики, разложения сложных относительных величин, индексов, группировок, корреляционно-регрессионного метода необходимо определить резервы с указанием экономического эффекта, который может быть получен от их использования в производстве.

 

Таблица 8 - Показатели динамики...

 

Годы Уровень ряда Абсолютный прирост Темпы роста, % Темпы Прироста, % Абсолют-ное значение 1 % прироста
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
  y1 - -   - Из темпов роста -
  y2 y2-y1 y2-y1 y2/y1ž100 y2/y1ž100 Вычесть 100,0 по 0,01žy1
  y3 y3-y1 y3-y2 y3/y1ž100 y3/y2ž100 Базисным и цеп- 0,01žy2
  y4 y4-y1 y4-y3 y4/y1ž100 y4/y3ž100 ным темпам прироста 0,01žy3
                 

 

Среднегодовой абсолютный прирост где n- число лет.

Среднегодовой темп роста где n- число лет (для расчета показателей динамики необходима исходная информация за 5-10 лет)

Среднегодовой темп прироста %

Средний уровень

Одним из методов анализа и обобщения рядов динамики является выявление основной тенденции.

Таблица 9 - Определение основной тенденции...

Годы Уровень ряда Обозначение времени, t t2 yžt Выровненное значение (y - )2
  y1 -2   -2y1 y1=a+b(-2) (y1 - 1)2
  y2 -1   -y2 y2=a+b(-1) и т.д.
  y3       y3=a+b(0)  
  y4     y4 y4=a+b(1)  
  y5     y5 y5=a+b(2)  
Итого            

Выравнивание по прямой имеет выражение где

t - условное обозначение времени,

a и b - параметры искомой прямой, которые находятся из решения системы уравнений:

Поскольку , то

Эта модель пригодна, если абсолютные цепные приросты примерно равны. В противном случае надо брать другую функцию (см. учебник).

Расчет ошибки

Прогнозируемый уровень: =(a + bžt) ± S, где t будет соответствовать временному обозначению прогнозируемого года.

Показатели колеблемости (вариации):

 

Расчет должен быть подкреплен графическим изображением фактических и выровненных значений исследуемого явления.

Метод статистических группировок студент может использовать на материалах сводных отчетов районов области или одного предприятия(например группировка по анализу работ доярок за последний год).

Порядок расчетов:

1. Определить величину интервала по группировочному признаку (например, по расходу кормов на голову, дозам внесения удобрений)

 

, где

 

xmax и xmin - соответственно наибольшее и наименьшее значения признака;

n- число групп

, где

 

N -численность районов или других единиц наблюдения

2. Выделение групп:

I группа = , например 25 + 5 =до 30,0

II группа с 30,1 до 35,0

III группа свыше 35, 0

3. Построить рабочую таблицу (курсовом проекте ее можно вынести в приложение).

В ней получают итоговые данные по каждой группе в целом:

 

Таблица 10 – Группировка по расходу кормов

Группы по расходу кормов на 1 голову, ц к.ед. Число хозяйств в районе Количество коров Валовой надой молока, ц и т.д.
До 30,0        
30,1-35,0        
Свыше 35,0        
В среднем        
Итого        

 

4. Оформляется таблица для анализа и определения резервов:

 

Таблица 11- Расчет удоя на 1 корову

Группы по расходу кормов на 1 голову, ц к.ед. Число хозяйств в районе Удой на 1 корову, кг и т.д.
До 30,0      
30,1-35,0      
Свыше 35,0      
В среднем      
Итого      

 

Удой на одну корову находится по рабочей таблице отношением валового сбора молока к численности коров по каждой группе и в среднем по всем хозяйствам.

5. Сравнивая наилучшую и наихудшую группу студент должен показать общие резервы для худшей группы при значении фактора лучшей группы. Можно также определить показатели взаимосвязи.

Корреляционно-регрессионный метод применяют для определения тесноты и направления взаимосвязи между результативным и факторным признаками.

Для показателей за один год расчеты можно произвести по следующим формулам (для линейной модели):

Коэффициент корреляции (парный):

, где

y- результативный признак;

x- факторный признак;

; :

Коэффициент корреляции изменяется в пределах 0 ± 1.

 

Таблица 12 - Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции

Показатели Результативный показатель (У) Факторный показатель (Х) У2 Х2 ХУ
Районы          
Или          
Хозяйства          
И т.д.          
           
         

 

Коэффициент детерминации D = r2 показывает на сколько процентов вариация результативного признака объясняется различиями факторного признака. Если r = 0,8, то r2 = 0,64, следовательно на 64 % вариация y связана с изменениями х.

Ошибка коэффициента корреляции:

;

Если tф больше, чем значение t 0,05 (0,01) (по таблице Стьюдента), то взаимосвязь статистически достоверна.

Коэффициент регрессии определяется в результате решения системы уравнений:

если y = a + bx, то , где

b- коэффициент регрессии.

Он показывает на сколько единиц в среднем изменяется результативный признак при изменении фактора на единицу.

Если корреляционный анализ проводится в динамике, т.е. по годам (не менее 10 лет), тогда приближенные расчеты можно получить через цепные абсолютные приросты или через отклонения фактических значений у от расчетных (выровненных) значений у; аналогично рассчитываются отклонения по х.

Для парной взаимосвязи можно использовать следующие формулы:

- коэффициент корреляции;

r2 - коэффициент детерминации;

-коэффициент регрессии.

 

Таблица 13 - Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции

 

Годы Результативный показатель (У) Факторный показатель (Х)
199_              
200_              
и т.д.              
               
             

 

Множественная корреляционная зависимость выражается уравнением:

Множественный коэффициент корреляции:

, где

a1, a2..., аn - частные коэффициенты регрессии, они вычисляются из системы уравнений, для этого можно использовать ПЭВМ или рассчитать самостоятельно (см. учебник).

Резервы и прогнозируемый уровень определяются теми же способами, которые указаны для парной зависимости.

Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменяется в среднем значение у при изменении фактора на 1 %.

Для индивидуальных и групповых показателей используют формулу:

; , где

Эср - средний коэффициент эластичности;

t - частоты или Э1= а1 ž х1ср : уср; Э2= а2 ž х2ср : уср и т.д.

Бета-коэффициент показывает, на сколько среднеквадратических отклонений изменяется в среднем результативный признак при изменении факторного на одно среднеквадратическое отклонение:

;

и т.д.

Далее представлены общие индексы, используемые для написания курсового проекта, с расшифровкой значений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.162 с.)