Понятие экономического и неэкономического блага. Товар. Потребительная и меновая ценность. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие экономического и неэкономического блага. Товар. Потребительная и меновая ценность. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.



Благо – это средство удовлетворения потребностей человека.

экономические и неэкономические блага. неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом.

Товары,, предназначенные для обмена». Важнейшими характеристиками товара являются потребительская ценность (стоимость) и меновая ценность (стоимость).

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью. может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ., хлеб, масло в пище,

Меновая ценность – это количественное отношение, в котором потребительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценности другого рода.

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. автомобиль и бензин, ручка и бумага,. Взаимодополняемыми могут быть производственные ресурсы: капитал и труд, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами. Взаимодополняемость бывает абсолютной, когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цены на блага Х и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HQ и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: MRS = 0. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия. С -Д – зона взаимодополняемости. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Таким образом, если два продукта взаимодопоняемы, между ценой на одних из них и спросом на другой существует обратная связь.

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Е, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕIJP = ..

Свойства благ удовлетворять потребности за счет другого называется взаимозаменяемостью благ.: розы и гвоздики, услуги авиационного, уголь, нефть, газ, металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами – субститутами. Взаимозаменяемость может быть абсолютной, когда одно благо может полностью заменить другое, красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия. Предельная норма замещения в этом случае: MRS = const.

HG бюджетное ограничение действительности чаще встречается относительная взаимозаменяемость. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них., что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ЕDxy.

совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕDxy = +бесконечность. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо Х. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.

 

2. Ценообразование в условиях монопсонии.

Монопсония – это рынок одного покупателя.Кривая предложения в условиях монопсонии – это кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы.

если покупатель – один, а продавцов – много, конкуренция развернется прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции. Объем закупок монопсониста будет зависеть от условий предложения отрасли и соответсвующего уровня цены предложения.

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (параболообразная).

Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли (АС). Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.

 

Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными (они могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС.

АС – это кривая средних издержек в отрасли –кривая предложения продукции;

МС- это кривая предельных издержек отрасли– кривая его предельных издержек приобретения товара);

D – кривая спроса (- кривая предельной полезности, или предельного дохода MU, или МR). точка равновесия покупателя – монопсониста точка Е – место пересечения кривой МС и кривой D. Таким образом, на кривой АС находим точку Е1, которая и определит уровень цены приобретения монопсониста Р1. Она оказывается ниже цены Р0, которая была бы установлена в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Q1, что меньше количества Q0 в условиях совершенной конкуренции., что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя их точку пересечения.

 

При анализе монопсонии мы ищем точку пересечения кривых МС и MR (D), а затем проводим вертикаль до кривой предложения монопсониста АС. Так определяем уровень цены приобретения.

 

Билет 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.007 с.)