Классический период развития науки. Кризис классической рациональности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический период развития науки. Кризис классической рациональности



Классическийпериод развития европейской науки начинается с 16 в длился до конца 19го века. Классическая наука исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности, (т.е оформить себя как сугубо объективное знание ).

Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Начало первого - классического - периода в истории науки обычно связывают с именем И. Ньютона. Велик вклад Ньютона и в математику, и в оптику, однако, фундаментом классического естествознания стала созданная им механика, которая не только навела порядок в огромном эмпирическом материале, накопленном многими поколениями ученых, но и дала в руки людей мощный инструмент однозначного предсказания будущего в широкой области объектов и явлений природы.

Он считал: «Богу –только роль творца, но не более того, далее все идет по заканам физики». Парадигма относилась к жесткому детерминизму. Мировоззрение здесь рассматривалось, как хорошо отлаженный механизм. Просуществовала до середины 19 века (разрешена волновой теорией

 

Выделяют следующие типы рациональности:

1) Классическая (связана с дедуктивной моделью развития Эвклида и Декарта).

2) Неклассическая (до 2-ой половины 20 века – связана с появлением в европейском мышлении иррациональных явлений и с развитием позитивизма).

3) Постнеклассическая (связана с тем, что проблемы научного знания приобретали новый ракурс в новой парадигме рациональности в связи с развитие научно-технической цивилизации и выявлением антигуманитарных составляющих такого развития).

 

В 17-18в в Европе начинается первая научная революция результатом которой становится утверждение принципа рациональности. Кроме того происходит формирование первых наук: механики и физики. В ходе этой научной революции появляется то, что позже получило название научной рациональности.

В результате научной революции формируются основные черты научной рациональности:

1) Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструкций, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте (наука начинает отделяться от философии и превращаться в исследовательскую технику).

2) Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечной цели, но и цель вообще. Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных с внутренним смыслом, создающим органическую целостность.

3) Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, объясняемых исследователями.

4) Бытие перестало рассматриваться как абсолют, Бог или единое.

5) Человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности.

6) Основным содержанием тождества бытия и мышления становится признание возможности отыскать такую единую, идеальную конструкцию, которая бы полностью соответствовала изучаемому объекту.

Научная рациональность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи.

 

Кризис. В условиях глобализации и смены типов цивилизованности, оставить науку без философской рефлексии ее оснований, превратить ее в простую утилитарно нацеленную технику означает возврат во времена раннего Средневековья. То есть к тем условиям, когда зарождающаяся наука существовала только в головах немногочисленных мыслителей, разобщенных и чуждых миру королей, крестьян, торговцев и разбойников.

Глобальный кризис затронул рациональность, создав проблемную ситуацию и в науке, и в философии. Выжить для них означает найти новые формы и методологические позиции, позволяющие и дальше решать практические задачи.

XX век отмечен глобальным кризисом классической европейской рациональности, потребовавшим разработки новых методологических позиций в науке. Сегодня можно наблюдать обостренное противоборство позитивистского и гуманитарного типов рациональности. В психологии это проявилось в проблеме ее нового самоопределения: является ли она естественной наукой, изучающей психику как объективный и не зависящий от личности феномен природы, или же относится к числу гуманитарных наук.

Следующий результат намечающейся смены типа рациональности – вывод о недостаточной эффективности субъект-объектной парадигмы в философии и науке XXI века.

Это способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой.

К примеру: в физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Прежний тип научного объяснения и обоснования объясняемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать другому типу объяснения, выраженного в терминах непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности (т.е на сену картинкам пришли формулы).

Если вдруг понадобится….

Первая научная революция ( 17-18в) Ее содержание определило гелиоцентрическое учение Я. Коперника. Он положил конец геоцентрической системы, отверг на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов. Кроме того, он высказал мысль о движении как естественном свойстве материальных объек­тов, подчиняющихся определенным законам, и указал на ограни­ченность чувственного познания («Солнце ходит вокруг Земли»).

Кроме того происходит формирование первых наук: механики и физики. В ходе этой научной революции появляется то, что позже получило название научной рациональности.

Наука того времени была сугубо эмпирической, Галилей и Ньютон внесли, что наука – это единство эмпирии (опыта) и теории.

 

Вторая научная революция конце 18 первой четверти 19 века.

Её чаще всего связывают с именами Галилея, Кеплера и Ньютона

В учении Г. Га­лилея (1564—1642) в центре его на­учных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели боль­шое значение для становления механики как науки.

Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувствен­ный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания, без строгого количе­ственно-математическое описание.

Происходят существенные изменения в науке, определившие ее переход к новому дисциплинарно-организованному состоянию (речь о естествознании). К дисциплинарной обособленности привело изменение философских оснований, в частности разработка идей взаимосвязи и развития объектов реальности (идеи диалектики).

Иоган Кеплер установил три закона движения планет относительно Солнца. Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточ­нил расстояние между Землей и Солнцем и др.

И. Ньютона. Главный труд Ньютона — «Математи­ческие начала натуральной философии» (1687) — это, по выраже­нию Дж. Бернала, «библия новой науки», «источник дальнейшего расширения изложенных в ней методов».

Появляются такие науки как биология, химия, геология и др. (теория естественного обора (Дарвин), теории клеточного строения (Шван), закон сохранения и превращения энергии (Майер, Джоуль), Менделеев и т.д.).

Билет № 15

Неклассический период развития науки

- неклассическая наука (I пол.и весь 20 века – период разработки релятивистского и квантового подхода к науке и не только в естествознании. Завершается работа первого периода, т.е наука полностью отвергает объективизм классического периода. Все больший интерес занимает проблема субъектов в познании, влияния «тени субъекта» на результат познания.

Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин:

- изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.

- изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.

 

Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.

 

Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века - М. Планком и А. Эйнштейном.

 

Принципиально новое:

1. Решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.

2. Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма.

3. Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.

4. Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм).

5. Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения "здравого смысла". В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было. Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху. Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

Формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, "фотографирующей" исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.

Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).

Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.

Билет № 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.024 с.)