Лекция 1. Мировая экономика: сущность, основные закономерности и тенденции ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Мировая экономика: сущность, основные закономерности и тенденции ее развития.



Лекция 1. Мировая экономика: сущность, основные закономерности и тенденции ее развития.

Мировое хозяйство – совокупность национальных экономик, их взаимодействующих частей (отраслей, секторов, регионов), связанных сочетанием подвижных факторов производства и объединенных международным разделением труда.

В развитии современной мировой экономики и вовлеченно­сти в нее национальных хозяйств выделяются несколько перио­дов.

Первый период - это 20-30-е гг. ХХ в., которые характеризо­вались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства.

Глубокий социально-экономический кризис мирового хозяйства сопровождался общей неустойчивостью экономических связей, вызванных первой мировой войной, ве­ликой репрессией конца 20-х гг. в развитии экономики ведущих стран мира.

В 1917 г. из мирохозяйственных связей выпала Россия, экономическая блокада, проводимая западными странами, не могла привести к восстановлению мирохозяйственных связей на прежней основе.

Второй период развития мирового хозяйства - это конец 40-х – 80-e гг. ХХ столетия, характеризуется интенсивным рос­том вывоза предпринимательского капитала в мировой капита­листической экономике. За этот период рост зарубежного про­изводства оказал основное влияние на организационно­ экономические параметры мирового хозяйства. Главной силой в производственных связях стали транснациональные корпорации(ТНК), которые образовали интернациональные производствен­ные комплексы, включающие создание продукта, его реализа­цию, расчеты, кредитование. ­

Началом третьего периода в развитии мирового хозяйства принято считать последнее десятилетие ХХ в. Возросла степень освоения географических пространств, фор­мирование международных, а в ряде случаев – планетарных производительных сил, усилилось экономическое взаимодейст­вие и взаимозависимость. В восточноевропейских странах про­исходит процесс формирования и складывания близких к запад­ным государствам экономических и политических структур. Проводимые в России с начала 90-х годов экономические ре­формы после распада СССР были направлены на рыночные условия хозяйствования и более глубокую ее интеграцию в мировое хо­зяйство.

В основе объединения национальных хозяйств в единое ми­ровое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на про­изводстве отдельных видов продукции, которой страны обмени­ваются между собой.

На качественно новый этап развития выходит Европейский союз (ЕС).

(ЕЭС – бывшее Европейское экономическое сообщество). В соответствии с Единым европейским актом, принятым странами-членами ЕС в 1992 г., завершен процесс создания еди­ного внyтpeннeгo рынка этого объединения. Ликвидированы практически все оставшиеся барьеры на пути свободного пере­мещения товаров, услуг, капиталов и людских ресурсов. Oтмe­няются таможенные формальности во взаимной торговле, ин­тенсифицируются разработка и внедрение общих европейских стандартов, отменяются последние валютные ограничения и т.д. Cнятиe всех этих барьеров может повысигъ темпы эконо­мического роста ЕС, снизить уровень цен на ряд услуг, умень­шить издержки производства и, в конечном счете, усилить эко­номические позиции ЕС в мире, его конкурентоспособность.

На основе соглашения 1991 г., одобренного 19 странами ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в Запад­ной Европе создается новое расширенное экономическое объе­динение - Европейское экономическое пространство - 1 января 1993 г.

ТЕМА: Причины миграции капитала. Классификация форм

Иностранных инвестиций.

Международная миграция капитала - это трансграничное пере­мещение одного из важнейших факторов производства, вытекаю­щее из его исторически сложившегося или приобретенного сосре­доточения в отдельных странах, создающего экономические пред­посылки для более эффективного производства товаров и услуг в других странах. При вывозе капитала за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых то­варов, а сам процесс ее создания.

Объективную причину международной миграции капитала состав­ляет неравномерность экономического развития стран мирового хо­зяйства, которая на практике выражается в неравномерности накопле­ния капитала в различных странах и несовпадении спроса на капитал с его предложением в отдельных звеньях мирового хозяйства.

Среди основных причин миграции капитала выделяют:

. разную предельную производительность капитала, опреде­ляемую процентной ставкой (капитал движется оттуда, где его производительность низка, туда, где она высока);

. стремление фирм к международной диверсификации своей деятельности;

. наличие таможенных барьеров, которые мешают импорту то­варов и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок;

. стабильную политическую обстановку и в целом благоприят­ный инвестиционный климат.

Можно выделить группу факторов, стимулирующих миграцию капитала:

. международную промышленную кооперацию, вложения ТНК в зарубежные дочерние компании;

. экономическую политику промышленно развитых стран, на­правленную на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, уровня заня­тости, развития передовых отраслей промышленности;

. экономическое поведение развивающихся стран, стремящихся путем либерализации инвестиционного климата привлечь ино­странный капитал для своего экономического развития;

. проведение международными организациями политики либера­лизации международного инвестиционного пространства, выра­ботку универсальных норм инвестиционного сотрудничества;

. международные соглашения об избежании двойного налогооб­ложения доходов и капиталов между странами, способствую­щие развитию торговли и привлечению инвестиций.

Классификация форм международного движения капитала от­ражает различные стороны этого процесса и может проводиться по различным показателям.

1. По источникам происхождения различают частные и государ­ственные капиталовложения.

Государственные капиталовложения - это государственные зай­мы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями.

Ча­стные капиталовложения - это средства из не государственных ис­точников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (физическими и юридическими).

2. По форме вывоза капитала выделяют движение капитала в де­нежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть ма­шины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада или компоненты уставного капитала созда­ваемой или приобретаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Капитал в ссудной форме приносит его владельцу доход в основ­ном в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме - преимущественно в виде прибыли.

4. По целевому назначению иностранные вложения капитала подразделяются на прямые, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - приобретение доли или пакета акций (10 и более процентов) иностранной компании в це­лях участия в управлении предприятием. К прямым инвестициям также относят кредиты головных организаций своим зарубежным филиалам. В основном прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским капиталом.

В отличие от прямых портфельные инвестиции представляют со­бой сугубо финансовую операцию по приобретению иностранных ценных бумаг, не дающих возможности непосредственного контро­ля над деятельностью зарубежного объекта инвестирования, а лишь дающие право на доход.

В прочие инвестиции входят в основном международные займы и банковские депозиты.

5. По субъектам миграции капитала различают макро- и микро­-уровень. Макроуровень - межгосударственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе страны. Микро­уровень - движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.

6. По направлениям потоков капиталов:

. валютно- кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;

. зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

. операции с ценными бумагами и разными финансовыми ин­струментами;

. валютные операции;

. перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов госу­дарств в международные организации и др.

Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет между­народные инвестиции - вложение средств в ценные бумаги эми­тентов из других стран, номинированные в иностранной валюте, а также в финансовые инструменты, приобретаемые за иностранную валюту.

Интернационализация инвестиционной деятельности направле­на на упразднение неэкономических барьеров и формирование та­ких условий, при которых для инвесторов фактически исчезают различия между осуществлением инвестиций в собственной стране и за рубежом.

Риски, связанные с международными инвестициями, включают в себя, во - первых, риски национальных рынков, общие для всех инвесторов - резидентов и нерезидентов. При этом инвесторы из развитых стран при международных инвестициях могут столк­нyтьcя с рисками, отсутствующими на их национальных рынках.

Во - вторых, существуют дополнительные риски для нере­зидентов, связанные с возможным введением ограничений на их деятельность и на вывоз капитала и дохода.

В - третьих, особенностью любых международных инвести­ций является риск падения курса иностранной валюты, что приво­дит к уменьшению доходности инвестиций в пересчете на валюту инвестора.

На международном рынке меняется структура источников фи­нансирования инвестиций: постепенно сужается международный рынок государственных облигаций, что связано, с одной стороны, с ориентацией развитых стран на последовательное сокращение де­фицита государственного бюджета и соответствующим уменьшени­ем новых эмиссий, а с другой стороны, с изменением предпочтений инвесторов в условиях падения доходности государственных цен­ных бумаг и ростом трансграничного доступа к операциям на рас­тущем рынке корпоративных ценных бумаг.

Сложившиеся тенденции растущей взаимозависимо­сти секторов международного рынка инвестиций ведут к сближе­нию двух существующих в мировой практике противоположных моделей инвестирования - американской (с ведущей ролью фон­дового рынка) и континентальной европейской (с преобладанием в финансировании инвестиций банковской системы). Формируется интегрированная модель, которая позволяет обеспечить рост по­требностей в инвестиционных ресурсах за счет деятельности дивер­сифицированных финансовых институтов, сочетающих функции инвестиционных и коммерческих банков, активизации биржевого и внебиржевого рынков ценных бумаг, распространения новых фи­нансовых инструментов.

Экономическая комиссия для стран Африки (ЭКА)

Эта комиссия создана в 1958 г. со штаб-квартирой в АддисАбебе (Эфиопия). Специалистами ЭКА еще в 1979 г. была разработана Монровийская стратегия развития Африки, одобренная сессией Организации африканского единства (ОАЕ) в 1980 г. Монро­вийская стратегия объявила Десятилетие ООН по транспорту и связи в Африке на 1978 - 1988 гг. и Десятилетие ООН по про­мышленному развитию Африки на 1980 -1990 гг.

Независимо от реализации этих программ, они дали большой позитивный импульс с точки зрения перспектив развития кон­тинента. ЭКА созывает свои сессии один раз в два года. Ее дея­тельность аналогична деятельности ЭСКАТО и представлена примерно теми же рабочими и вспомогательными органами.

Важный документ - «Основа африканской альтернативы программ структурной корректировки для экономического оз­доровления и трансформации» (ААФ - САП), определивший на 90-е гг. экономическую политику государств континента, был принят на 24-й сессии ЭКА (1989 г.).

ААФ - САП имеет четыре раздела:

1) усиление и диверсификация производства. Этот раздел в основном посвящается развитию сельского хозяйства, в частно­сти, осуществлению земельной реформы, а также развитию мелких и средних промышленных предприятий;

2) увеличение доходов государства и улучшение системы их распределения (здесь речь идет о целом пакете мер, предусмат­ривающих расширение налоговой базы, а также сокращение до минимума военных расходов и административного аппарата);

3) модель расходов для удовлетворения нужд (раздел этой программы содержит комплекс мер, предусматривающих разви­тие экономической самостоятельности африканских стран, в том числе резкое наращивание бюджетных средств, направляемых для целей социального развития; здесь же планы по расшире­нию межамериканского торгового и валютного сотрудничества, снижение выплаты процентов во внешней задолженности и др.);

4) создание институтов в поддержку "Альтернативы", что предполагает вовлечение населения в ее осуществление.

Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА).

ЭКЛА была создана в 1948 г. Штаб­-квартира комиссии находится в Сантьяго (Чили). В 1981 г. в рамках ЭКJIA одобрена Латиноамериканская декада развития на долгую пер­спективу до 2000 г. Комиссия сотрудничает с Андским пактом (Картахенское соглашение). В мае 1989 г. в колумбийском горо­де Картахена состоялась встреча президентов стран-участниц Андского пакта: Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесу­элы. Решения совещания предусматривают более полное ис­пользование мощностей ЭКЛА в целях развития стран Андского пакта. На совещании были уточнены стратегические направ­ления взаимовыгодного сотрудничества в рамках долгосрочной программы развития (декада развития).

Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА).

Эта комиссия учреждена в 1973 г. со штаб-квартирой в Ба­гдаде (Ирак). Членами этой комиссии являются 13 арабских стран, включая Палестину (с 1988 г.). ЭКЗА ежегодно созывает свои сессии и имеет вспомогательные органы отраслевого и функционального порядка, осуществляющие исследования, под­готовку и проведение симпозиумов, разработку рекомендаций в целях развития международного сотрудничества на региональ­ной основе.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Этот международный орган призван регулировать всемирные торговые отношения. Поскольку, Генеральное соглашение по, тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН, многие страны ставили перед ООН задачу: иметь в его структурах независимый и универсальный орган, при званный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торгов­ле, ведения переговоров и разработки международных догово­ров и рекомендаций в этой области. Главный орган ЮНКТАД - кон­ференция, которая созывается на сессии дважды в год. Секрета­риат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТ АД - по сырьевым товарам по готовым изделиям и по­луфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономи­ческому сотрудничеству между развивающимися странами и др.

На первой сессии ЮНКТАД в 1964 г. был одобрен документ "Принципы международных тор­говых отношений и торговой политики". В этом документе впервые в системе ООН сделаны попытки обобщить позитив­ный опыт международной торговли и торговой политики, выде­лить основополагающие пpинципы такой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей. В частности, провозглашались такие принципы, как равенство и суверенитет в торговле, взаимная выгода, отказ от дискримина­ции, распространение режима наибольшего благоприятствова­ния в торговле, предоставление многочисленных льгот разви­вающимся странам и др.

Этот влиятельный между­народный орган разрабатывает и активно "выводит" в сферу международных экономических отношений наиболее острые, актуальные проблемы современности, способствуя правильному формированию мирового общественного мнения, "настроенно­го" на их решение.

Лекция 1. Мировая экономика: сущность, основные закономерности и тенденции ее развития.

Мировое хозяйство – совокупность национальных экономик, их взаимодействующих частей (отраслей, секторов, регионов), связанных сочетанием подвижных факторов производства и объединенных международным разделением труда.

В развитии современной мировой экономики и вовлеченно­сти в нее национальных хозяйств выделяются несколько перио­дов.

Первый период - это 20-30-е гг. ХХ в., которые характеризо­вались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства.

Глубокий социально-экономический кризис мирового хозяйства сопровождался общей неустойчивостью экономических связей, вызванных первой мировой войной, ве­ликой репрессией конца 20-х гг. в развитии экономики ведущих стран мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.032 с.)