Психологические особенности подросткового возраста, как условия развития самосознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности подросткового возраста, как условия развития самосознания




Подростковый возраст называют «переходным», «тяжелым», «критическим». В этом нашли отражение важность и сложность процессов психического развития. Они связаны с переходом к новой эпохе развития - к взрослости. В этот период появляются элементы взрослости, как и собственно их чувства - чувство взрослости. В организме подростков происходят существенные изменения анатомо-физиологического характера. Но наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности [8].

Меняется система взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, способы социального взаимодействия, интересы, познавательная и учебная деятельность, нравственность и этичность. Именно в этом суть социальной ситуации психического развития ребенка. В этой ситуации выделяют две группы факторов.

Первая группа факторов. Это факторы, тормозящие развитие взрослости подростков. Сюда относится учебная деятельность при отсутствии постоянных обязанностей, стремление родителей освободить своих детей (подростков) от бытового труда, проблем, забот, неприятностей.

Вторая группа факторов. Это факторы, ускоряющие развитие взрослости. Сюда входит огромный поток разнообразной по содержанию информации, занятость родителей в определенной сфере, ранняя самостоятельность подростков, активное развитие общения со сверстниками, акселерация физического развития и полового созревания.

Подростковый возраст называют «трудным возрастом». Это объясняется, во-первых, качественными изменениями, которые носят характер коренного изменения предыдущих особенностей, интересов, отношений. Все это придает развитию бурный характер. Во-вторых, изменения, происходящие в психике подростка очень часто сопровождаются переживаниями субъективных трудностей и проблем воспитания. Подростки трудно поддаются педагогическим воздействиям взрослых. Появляются различные формы протеста (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость, скрытность и т. д.) [15].

Ведущим типом деятельности у подростков является личностное общение. В подростковом возрасте создаются особые условия в двух системах общения: с взрослыми и со сверстниками [13].

В системе общения с взрослыми подросток занимает неравноправное положение. Оно связано с господствующей в обществе моралью послушания для детей. В общении со сверстниками имеет место принципиальное равенство, которое соответствует системе взаимоотношений в мире взрослых. Равенство взаимоотношений со сверстниками составляет основу сотрудничества сверстников в различных видах деятельности. Такая ситуация взаимоотношений с взрослыми и подростками является парадоксальной. Взаимоотношения подростка со сверстниками формируются на нормах морали взрослых (равенства), а с взрослыми - на нормах морали детей (послушание).

В подростковом возрасте сотрудничество интенсивнее развивается в системе взаимоотношений со сверстниками. Общение со сверстниками, а не с взрослыми обеспечивает больше удовольствия и развитие социально нравственной взрослости. Усвоения подростками норм морали взрослых может вступить в противоречие с нормами морали послушания и победить в том, что детская мораль послушания исчерпала себя. А значит, личностное общение со сверстниками и является ведущим типом деятельности в этом возрасте [37].

Равноправие во взаимоотношениях со сверстниками привлекает подростков, потому что это соответствует нравственному содержанию чувства взрослости, и активно формируется именно в этом возрасте. Взаимоотношения со сверстниками сложнее, разнообразнее, содержательнее, чем у младшего школьника. Кроме того, происходит дифференциация этих отношений: просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение выходит за пределы школы и учебной деятельности, выделяется в самостоятельную сферу жизни высокого уровня ценности, зачастую вытесняющего учебную деятельность и общение с родителями на второй план [3].

Взаимоотношения со сверстниками у ребенка выделяются в сферу личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Подросток считает, что имеет право на это и защищает свое право. Бестактное вмешательство взрослых в систему взаимоотношений подростков вызывает обиду и разнообразные формы протеста.

Подросток стремится иметь близких товарищей, быть признанным, принятым другом. Неприятной ситуацией для подростка является искреннее осуждение коллектива товарищей, а самым тяжелым наказанием - изоляция. Неудовлетворительные взаимоотношения со сверстниками толкают подростка на поиски товарищей за пределами класса и школы. Как правило, они их находят, но, к сожалению, те не всегда оказываются достаточно моральными и социально ориентированными. Последствия таких взаимоотношений, к сожалению, довольно негативны [17].

Взаимоотношения подростков формируются независимо от желания взрослых, и даже вопреки их желаниям. На первый план при оценке сверстника как товарища выступают такие качества, как сообразительность, знание (а не успешность в обучении), смелость, честность, умение владеть собой. Чтобы быть принятым, подросток должен быть хорошим другом. Поэтому в подростковом возрасте происходит изменение авторитетов.

Нормы кодекса товарищеской дружбы в подростковом возрасте - личное достоинство, равенство, взаимопомощь, честность в среде подростков оцениваются достаточно высоко. Поскольку эти нормы совпадают с соответствующими нормами у взрослых, то процесс общения со сверстниками является своеобразным воспитательным заведением формирования и развития социально - нравственной взрослости подростков.

Так называемые непопулярные подростки могут иметь какие-либо отрицательные черты, но всем им присущ один недостаток - отсутствие качеств хорошего товарища. Этот недостаток ничем не компенсируется, а потому даже отличник может оказаться изолированным [25].

Подростки хотят иметь близкого, личного друга. Привлекать подростков могут разнообразные черты: товарищеские качества, знания, умения, спортивные достижения, внешность, видимая взрослость, манеры поведения, опыт отношений романтического характера, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях со взрослыми. Очень часто возникают достаточно близкие, но временные отношения. Настоящая дружба возникает очень редко. Обычно ей предшествует система временных отношений, в которой каждый должен придерживаться норм кодекса дружбы и требований к дружбе. Это и является самым сложным, потому что подростки ставят высокие требования к другу, но не к себе. Недостатки товарищей или друзей подростки видят довольно хорошо, а у себя - не сразу и не во всем. Отсюда - обиды, конфликты, разрыв отношений. Подростки высоко ценят дружбу, но при этом чрезвычайно требовательны к ней [19].

Такой ведущий тип деятельности ребенка как личностное общение ребенка является особой деятельностью. Предметом в этой деятельности является человек, а содержание деятельности - установление взаимоотношений с людьми. В процессе этой деятельности осуществляется познание другого человека и самого себя, формируются и развиваются средства такого познания (анализ, сравнение, обобщение). Подростки стремятся исправить собственные недостатки и недостатки товарища и друга. Специфической особенностью личностного общения как деятельности является то, что подростки в полном смысле слова воспитывают друг друга. Каждый из подростков ставит по отношению к другому целую систему определенных требований и следит за их выполнением. Если эти требования не соблюдаются, то сильнейшим средством наказания является отказ от общения и изоляция. Эта деятельность является практикой овладения нормами особого типа взаимоотношений - личностными. Овладение нормами дружбы является важным достоянием подросткового возраста и психического развития человека в целом, поскольку готовит его к дальнейшей социализации в обществе.

Особенностью каждого возрастного периода является становление психологических новообразований. Подростковый возраст характеризуется следующими новообразованиями:

- Чувство взрослости;

- Стремление к самоутверждению;

- Формирование нравственных взглядов и ценностей;

- Перестройка отношений с взрослыми;

- Дальнейшее развитие самооценки и самосознания;

- Развитие интереса к другому полу [5].

Центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это становление готовности к жизни в мире взрослых, а оно предусматривает развитие объективной и субъективной готовности к усвоению общественных требований к жизни и деятельности в обществе.

Первые проявления взрослости отличаются от ее развитых форм и часто проявляются в неприятных для взрослых формах поведения. Но это и есть то новое, ориентированное в будущее чувство взрослости, которое необходимо использовать в воспитании подростков.

Основой чувства взрослости является представление подростка о себе не как о ребенке, а как о взрослом. Подросток стремится быть и считаться взрослым. Своеобразием этой особенности является то, что у подростка еще отсутствует чувство полной взрослости, но есть потребность в его признании со стороны окружающих. Чувство взрослости обусловливают две группы явлений.

Первая группа явлений. У подростков наблюдаются значительные изменения в физическом развитии и половом созревании. Они объективно делают подростка взрослее и формируют у него субъективное представление о своей взрослости.

Вторая группа явлений. Система социальных отношений с взрослыми характеризуется моралью ребенка (послушанием), не воспринимается подростками. Взрослые требуют от подростков большего участия в работе и адресуют им больше обязанностей.

Чувство взрослости является специфическим новообразованием самосознания. Оно отражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и окружающему миру. Специфическая социальная активность подростка заключается в сензитивности по отношению к нормам, ценностям, способам поведения и деятельности, которые существуют в мире взрослых и их взаимоотношениях [13].

При всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) отрочество имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.011 с.)