Тенденции развития рынка ИТ-услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития рынка ИТ-услуг



Отсутствие единых абсолютных показателей в работах разных аналитических агентств ничуть не умаляет их оценок относительных тенденций, которые они отмечают на рынке ИТ-услуг. При этом различные методики дают возможность проверить достоверность их оценок.

В частности, во всех исследованиях говорится о том, что темпы роста рынка ИТ-услуг постоянно снижались в период с 2003-го по 2006-й год, при этом аналитики различных компаний отмечают, что рост рынка ИТ-услуг существенно сдерживается стратегией отечественных компаний по наращиванию внутренних ИТ-подразделений, что ведет к сокращению потребления внешних ИТ-услуг.

Как следует из исследования REAL-IT (рис. 4), среднегодовой рост расходов на собственный ИТ-персонал в России в 2005-2008 годах превышал рост внешних ИТ-услуг.

 

Рис. 4. Среднегодовой рост (CAGR) отдельных статей затрат на ИТ в 2005-2008 годах
(источник: REAL-IT, 2007)

Однако, как видно из рис. 5, прогнозы REAL-IT говорят о том, что после 2007 года темпы роста спроса на ИТ-услуги сторонних провайдеров начнут расти, в то время как рост затрат на внутренние ИТ-отделы, напротив, замедлится. Это свидетельствует о том, что российский рынок имеет хорошие перспективы для роста ИТ-аутсорсинга.

 

Рис. 5. Сопоставление динамики роста затрат на закупки ИТ и собственный ИТ-персонал
(источник: REAL-IT, 2007)

Динамика роста рынка ИТ-услуг определяется теми же факторами, что и динамика роста всего ИТ-рынка. Согласно выводам LINEX, в 2007 году впервые за последние пять лет темпы роста всех сегментов российского ИТ-рынка прекратили падение и начали расти (рис. 6).

 

Рис. 6. Смена знака основного тренда российского ИТ-рынка в 2007 году:
темпы роста сегментов прекратили падение и начали расти (источник: REAL-IT, 2007)

Аналитики LINEX объясняют это тем, что с момента своего формирования и вплоть до 2006 года основной движущей силой российского ИТ-рынка было удовлетворение дефицита ИТ. В условиях либерализации экономики этот дефицит начал постепенно сокращаться, соответсвенно падали и темпы роста ИТ-рынка, что продолжалось до 2006 года. Как показали данные о продажах ИТ в 2007 году, на смену «дефицитному» импульсу пришел новый импульс, который заключается в том, что в России появляются всё новые и новые области бизнеса (операторы сотовой связи, провайдеры доступа в Интернет, медийный бизнес и др.), для которых ИТ становится инструментом достижения конкурентных преимуществ работающих в этом бизнесе компаний.

Как следует из рис. 6, темпы роста внешних ИТ-услуг в 2008 году будут самыми высокими. В то же время темпы роста рынка ПО, который очень быстро рос в 2007-м, напротив, уменьшатся. И в конце 2008 года можно ожидать, что темпы роста услуг и ПО сравняются на уровне около 23-24%.

По мнению аналитиков REAL-IТ, после изменения тренда есть все основания ожидать увеличения роста потребности в ИТ и в ИТ-услугах в тех отраслях, где потребление ИТ было малоактивным (транспорт, промышленное производство), поскольку большинство предприятий различных отраслей экономики связано финансовыми потоками и технологически.

В отчете REAL-IT за 2007 год приводятся данные о потенциале роста ИТ-затрат в отдельных отраслях. Согласно этим данным, ожидаемый рост будет крайне неравномерным: в то время как, например, в машиностроении и сфере услуг он может достичь 400-600%, в таких отраслях, как телекоммуникации и электроэнергетика, потенциал роста в существенной мере исчерпан.

Для анализа переспектив развития информатизации (и роста потребления ИТ-услуг, в частности) в тех или иных отраслях России интересно сравнить российские и зарубежные данные. Подобный сравнительный анализ приводится в отчете REAL-IT: в двух из 13 анализируемых в отчете вертикальных индустриях (телекоммуникации и электроэнергетика) показатели процента от общей выручки отрасли, расходуемого на решение задач ИТ, в России превышают аналогичные отраслевые показатели развитых стран. В остальных отраслях недофинансирование ИТ по сравнению с развитыми странами составляет от 10% в металлургическом секторе и до 600% в сфере услуг. Доля расходов госбюджета на ИТ российскими госучреждениями примерно в 3,5 раза меньше, чем в развитых странах, что свидетельствует о значительном потенциале роста госрасходов на ИТ в России. При этом совокупные затраты на ИТ российскими госучреждениями уступают лишь телекоммуникационному и банковскому сектору. По данным REAL-IT, аналогичная картина характерна для развивающихся стран. В то время как в развитых странах совокупные ИТ-затраты госструктур являются лидирующим сектором рынка.

Согласно тому же отчету REAL-IT, 72% совокупных ИТ-затрат в России приходится сегодня на крупные предприятия, доля которых снижается, но крайне медленно.

Распределение совокупных затрат на ИТ между предприятиями с различным масштабом бизнеса будет меняться от 72% для крупных предприятий (со штатом более тысячи человек) в 2006 году к 69,9% в 2008-м. Доля малых предприятий (со штатом до ста человек) будет меняться от 4,8% в 2006 году к 5% в 2008-м.

По данным отчета REAL-IT, доля аутсорсинга в России вырастет с 10,1% ИТ-рынка в 2005 году до 23,7% в 2008-м. Даже для крупной компании сложно выполнять комплексные ИТ-проекты силами собственных специалистов, поскольку очень сложно обеспечить в одной компании полный набор всех необходимых компетенций. К тому же привлечение сторонних провайдеров ИТ-услуг способствует обучению собственных сотрудников.

В первую очередь к услугам ИТ-аутсорсинга обращаются западные компании, работающие на российском рынке, для которых такая схема работы является привычной. Согласно данным CNews, среди российских предприятий прибегать к услугам сторонних ИТ-провайдеров склонны крупные столичные компании, а стремление обходиться собственными силами, напротив, проявляют небольшие региональные фирмы, у которых нет достаточных средств для заказа дорогостоящих ИТ-услуг (к тому же в регионах зачастую не слишком развит рынок ИТ-аутсорсинга).

Лидеры рынка ИТ-услуг

В апреле 2008 года данные по рынку ИТ-услуг за 2007 год были подведены далеко не всеми участниками рынка. Обычно IDC, которая ежегодно собирает и обрабатывает подобные данные, публикует отчет по рынку ИТ-услуг за предыдущий год не ранее августа, поэтому в данной статье имеет смысл привести данные за 2006-й год. Следует отметить, что в рейтингах различных агентств в десятку крупнейших провайдеров ИТ-услуг входят разные компании. Более того, те компании, которые уже признаны лидерами, занимают существенно различные позиции в разных рейтингах. С чем связано такое положение вещей? Сравним, например, данные табл. 3 и табл. 4, где приведены рейтинги компаний — лидеров в предоставлении услуг в области информационных технологий в интерпретации «РА Эксперт» и IDC.

В табл. 3 (версия «РА Эксперт») провайдером ИТ-услуг номер один является компания «ТехноСерв», а компания IBS занимает лишь шестую строчку. В то время как в табл. 4 (версия IDC), наоборот, лидирует IBS, а «ТехноСерв АС» уступает ей несколько позиций.

По всей видимости, это связано с тем, что при подведнии итогов 2006 года IDC использовала расчетную методику, основанную на более раннем исследовании компании LINEX, направленном на изучение цен на российском рынке ИТ-услуг. Данная методика основана на подсчете выработки сотрудников, задействованных в оказании ИТ-услуг в проектах различного типа. Зная профиль оказания услуг, выполненных компанией в отчетном году, число специалистов, задействованных в оказании услуг, и средние цены на рынке, можно приблизительно оценить объем услуг, оказанных данной компанией, в денежном выражении. Вышеназванная методика позволяет скорректировать сведения, предоставляемые компаниями. Не вдаваясь в подробности методики, отметим, что данные табл. 4 заслуживают большего доверия. Логично предположить, что компания IBS, имевшая в 2006 году около 3 тыс. сотрудников, задействованных в оказании ИТ-услуг, предоставила услуг больше, чем компания «ТехноСерв», в которой в 2006 году работало не более 1300 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.006 с.)