Место России в мировом хозяйстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место России в мировом хозяйстве.



Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми направлениями. С одной стороны, она обладает внушительными природными, трудовыми ресурсами, большим производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в Производстве и экспорте многих товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), владеет сильным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 1990-х гг. определил значительное ухудшение позиций России в мировом хозяйстве. Будучи среднеразвитой страной, по многим показателям она занимает промежуточное место в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами.
Современный этап является поворотным для России с точки зрения значимости внешних факторов в ее экономике. Многообразные природные ресурсы, масштабный и слабо насыщенный внутренний рынок, существенный государственный спрос на промышленную продукцию — все эти условия еще в Российской империи определили относительно низкую вовлеченность страны в мирохозяйственные связи. В советский период к этим факторам добавилась долговременная экономическая обособленность от мирового рынка. Только с переходом в 1990-х гг. к рыночной экономике начался процесс интеграции России в мировое хозяйство.
Показателями открытости национальной экономики являются экспортная квота в ВВП и производство отдельных видов товаров, доля импорта в потреблении, удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме.
Важной величиной, характеризующей степень участия страны в мировой экономике, является экспортная квота — отношение объема экспорта товаров и услуг к объему ВВП. Существенный рост экспортной квоты в России в 1990-х гг. поясняется обращением во внешнеторговые сделки давних поставок между Россией и другими республиками СССР и внушительным ростом экспортных поставок в результате резкого сжатия внутреннего спроса.
В настоящее время наряду с неэффективной структурой экспорта благополучной интеграции России в мировое хозяйство мешает и ряд других обстоятельств. Прежде всего это низкая производительность труда, в том числе энергоемкость и материалоемкость производства.
Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке также невысока по причине высокой доли устаревшего и изношенного оборудования, технологической отсталости многих отраслей.
К числу важных задач интеграции России в систему мирового хозяйства относится неуре-гулированность проблемы внешней задолженности.

Свободная торговля и протекционизм.

Протекционизм – это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции.

В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Однако при этом существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.

Наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных внешних эффектов (хорошо обученная рабочая сила или эффект обучения в процессе производства).

В конечном счете, новая отрасль может стать равной или даже более эффективной по отношению к своим зарубежным конкурентам. После того как отрасль стала конкурентоспособной, меры протекционизма по отношению к ней могут быть отменены.

Такая временная защита не противоречит главной цели сторонников свободнойторговли

– максимальной специализации на основе сравнительных преимуществ. Только с помощью временного равенства условий конкуренции отрасль способна достичь той стадии развития, которая позволит ей в полной мере использовать свой потенциал.

Негативным моментом при защите новых отраслей с помощью мер протекционизма является тот факт, что отрасли, нуждающиеся в опеке, часто выбираются не на основе сравнительных преимуществ, а по политическим мотивам. При этом предоставляемая протекция может быть чрезмерной и продолжаться дольше, чем это необходимо.

 

Теории международной торговли.

Международная торговля - это система международных товарно-денежных и экономических отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Меркантилизм

Меркантилизм — система взглядов экономистов XVXVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

· необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

· признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

· деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

· приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

· ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества:

· климат;

· территория;

· ресурсы.

Приобретённые преимущества:

· технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию. Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

· у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

· развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

· существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться.

Жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

· разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объём продаж равен нулю, затраты растут.

· выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж

· быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли

· зрелость. Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции

· упадок. Спад объёма продаж и сокращение прибыли.

Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

· воздействие правительства на факторные условия;

· воздействие правительства на условия спроса;

· воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

· воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.5 (0.021 с.)