Модуль 6. Типы рыночных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 6. Типы рыночных структур



Комплексная цель модуля – раскрыть теоретико-методологические основы анализа конкурентной структуры рынка, взаимосвязь конкуренции и монополии.

Программа модуля

Тема 1. Эволюция понятия «конкуренция»

Роль конкуренции в механизме функционирования рынка.

Основные функции конкуренции. Виды конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренции: сущность и перспективы.

Анализ теории конкуренции с точки зрения поведенческого, структурного, функционального и институционального подходов

Конкурентоспособность как экономическая категория. Сущность и характеристика основных конкурентных преимуществ. Стратегия фирмы в условиях необходимости постоянного увеличения своей конкурентоспособности.

Конкуренция в России. Основные приемы и противоречия.

Основные формы и методы конкурентной борьбы ведущих фирм мира.

Тема 2. Совершенная конкуренция и равновесие фирмы (краткосрочный и долгосрочный аспекты)

Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции.

Условия и критерии выделения совершенной конкуренции. Валовой, средний, предельный доход: правило равенства предельных издержек предельному доходу, его роль в оптимизации объема производства и других видов активности фирмы. Рыночное равновесие фирмы и отрасли. Точка безубыточности.

Тема 3. Монополия. Потери общества при монополии

Основные виды монополий, их положительные и отрицательные черты.

Естественные и предпринимательские монополии. Показатели и последствия монополизации. Роль краткосрочной (в том числе патентной) монополии. Основные принципы ценообразования при монополии. Ценовая дискриминация и сегментация рынка. Условия максимизации прибыли монополистом.

Необходимость антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика: традиционные и институциональные подходы. Анализ зарубежной практики антимонопольного регулирования. Особенности антимонопольного регулирования экономики России. Характеристика деятельности государственных органов в сфере антимонопольного регулирования России.

Тема 4. Олигополия. Особенности стратегии олигопольных фирм

Олигополия, ее модели и разновидности. Олигополия и ее экономическая эффективность. Лидерство в ценах; «издержки плюс». Теория игр и ее роль в определении поведения олигополиста. Практические способы ценообразования и их теоретические основы. Негативные и позитивные последствия олигополизации.

Тема 5. Монополистическая конкуренция и равновесие фирмы

Монополистическая конкуренция: сущность и основные отличия от совершенной конкуренции.

Дифференциация продукта и неценовая конкуренция. Равновесие фирмы. Продукт в условиях монополистической конкуренции. Взаимосвязь прибыли и информации, предпринимательская бдительность в условиях монополистической конкуренции.

Условия максимизации прибыли в условиях олигополии.

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Эволюция понятия конкуренция

Вопросы для обсуждения

1. Роль конкуренции в механизме функционирования рынка.

2. Виды конкуренции.

3. Теории конкуренции (поведенческий, структурный, функциональный и институциональный подход).

4. Конкурентоспособность как экономическая категория. Сущность и характеристика основных конкурентных преимуществ.

 

Семинар 2. Совершенная конкуренция и равновесие фирмы (краткосрочный и долгосрочный аспекты)

Вопросы для обсуждения

1. Совершенная конкуренция. Условия и критерии выделения совершенной конкуренции.

2. Валовой, средний, предельный доход: правило равенства предельных издержек предельному доходу, его роль в оптимизации объема производства и других видов активности фирмы.

3. Рыночное равновесие фирмы и отрасли. Точка безубыточности.

 

Семинар 3. Монополия. Потери общества при монополии

Вопросы для обсуждения

1. Экономическая сущность монополии и условия ее возникновения.

2. Основные виды монополий, их положительные и отрицательные черты.

3. Показатели и последствия монополизации.

4. Основные принципы ценообразования при монополии. Ценовая дискриминация и сегментация рынка.

5. Условия максимизации прибыли монополистом.

6. Необходимость антимонопольного регулирования.

7. Анализ зарубежной практики антимонопольного регулирования.

8. Особенности антимонопольного регулирования экономики России.

 

Семинар 4. Олигополия. Особенности стратегии олигопольных фирм

Вопросы для обсуждения

1. Сущность олигополии, ее модели и разновидности.

2. Олигополия и ее экономическая эффективность.

3. Лидерство в ценах; «издержки плюс».

4. Теория игр и ее роль в определении поведения олигополиста.

5. Практические способы ценообразования и их теоретические основы.

6. Условия максимизации прибыли в условиях олигополии.

7. Негативные и позитивные последствия олигополизации.

 

 

Семинар 5. Монополистическая конкуренция и равновесие фирмы

Вопросы для обсуждения

1. Монополистическая конкуренция: сущность и основные отличия от совершенной конкуренции.

2. Дифференциация продукта и неценовая конкуренция.

3. Продукт в условиях монополистической конкуренции.

4. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.

5. Взаимосвязь прибыли и информации, предпринимательская бдительность в условиях монополистической конкуренции.

Литература к модулю 6

1. Балацкий Е. Моделирование процессов межсекторальной конкуренции// Общество и экономика. - 2008. - № 5.

2. Галица И. Конкуренция в условиях глобализации: новые аспекты // Общество и экономика. - 2009. - №1.

3. Дюбанов М. А. К вопросу о методах реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 9.

4. Крючкова П. Система технического регулирования в России: возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию // Вопросы экономики. - 2009. - № 11.

5. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2009. - №4-5.

6. Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции// Вопросы экономики. - 2007. - № 2.

7. Меркулова Ю. О региональной и межрегиональной монополизации российской экономики// Общество и экономика. - 2008. - № 6.

8. Молоканов В. М. Что же следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов // Экономические науки. - 2009. - № 2.

9. Портер М. Конкуренция. – СПб; М.; Киев, 2000.

10. Самсонов Р. Институциональный монополизм: сущность и особенности регулирования// Вопросы экономики. - 2007. - № 1.

11. Шаститко А.Сопоставимые рынки как инструмент антимонопольной политики //Вопросы экономики. - 2010. - № 5.

Самостоятельна работа по модулю 6

 

Тесты

Дайте обоснование правильным вариантам ответа:

1. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразумевает, что фирма:

а) использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими конкурентами;

б) не оказывает влияния на формирование рыночной цены;

в) использует любые формы конкуренции для захвата рынка;

г) добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе;

д) использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими конкурентами.

 

2. Рынки совершенной конкуренции и монополистической конкуренции схожи тем, что:

а) выпускаются однородные товары;

б) цена превышает предельные издержки;

в) отсутствуют барьеры входа в отрасль;

г) эластичность спроса ниже, чем на рынке чистой монополии;

д) на рынке функционирует большое количество мелких производителей и потребителей.

 

3. Ситуация близкая к совершенной конкуренции вероятнее всего на рынке:

а) зерна;

б) легковых автомобилей;

в) образовательных услуг;

г) банковских услуг;

д) авиатехники.

 

4. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

а) низкий объем производства;

б) высокий уровень расходов на рекламу;

в) нестабильность цен;

г) низкий уровень расходов на НИОКР.

 

5. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса по цене:

а) низкая;

б) высокая;

в) приблизительно равна 1;

г) может быть какой угодно.

 

6. Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочитает максимизировать прибыль?

а) повышением цен на свою продукцию;

б) улучшением качества своих товаров;

в) активной рекламной политикой;

г) снижением цен на свою продукцию;

д) разработкой явного или неявного соглашения ценовой политики совместно с другими фирмами этой же отрасли;

е) снижением издержек.

 

7. Нарушение какого из следующих условий не ведет к подрыву картельного соглашения?

а) однородность продукции;

б) одинаковое распределение рыночной власти между участниками;

в) положительная экономическая прибыль в отрасли;

г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли, резко снижающих издержки производства;

д) все ответы верны.

 

8. Чистая монополия – это, когда на рынке:

а) господствует одна фирма – производитель;

б) господствует несколько крупных фирм производителей;

в) господствуют предприятия с государственной формой собственности;

г) относительно большое число производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию;

д) господствуют мелкие фирмы.

 

9. Естественные монополии – это монополии:

а) в существовании которых заинтересовано государство;

б) чья деятельность осуществляется с меньшими совокупными издержками, чем при конкуренции;

в) чья деятельность ограничивается рамками отдельного государства;

г) деятельность которых приобрела общемировой характер;

д) в рамках сельского хозяйства.

 

10. Какие из нижеперечисленных факторов, при прочих равных условиях усиливают степень власти монопсониста:

а) развитие транспортной сети;

б) развитие трудосберегающих технологий в данной отрасли;

в) повышение квалификационного уровня работников данного предприятия;

г) все варианты верны.

 

11. Какие из следующих мероприятий не приводят к монополии?

а) лицензирование;

б) защита авторских прав;

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов.

 

12. Для совершенной монополии характерно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар монополии по цене любого другого товара будет равен:

а) 1;

б) - 1;

в) 2;

г) 0.

 

13. Выбор оптимального экономического решения с учетом предельных издержек и предельной выгоды предполагает, что:

а) ;

б) ;

в) ;

г) в такой ситуации выбор лучше отложить;

д) недостаточно данных, чтобы дать верный ответ.

 

14. Препятствием к достижению Парето-эффективности в производстве может служить:

а) монополия;

б) монопсония;

в) загрязнение окружающей среды;

г) верны все варианты.

 

15. Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде предполагает:

а) существование нулевой прибыли;

б) максимизацию прибыли фирмой;

в) что фирма несет убытки;

г) установление цены на уровне средних переменных издержек;

д) установление цены на уровне средних постоянных издержек.

 

16. Кривая предложения фирмы совершенного конкурента совпадает с кривой:

а) средних издержек справа от кривой предельных издержек;

б) средних издержек слева от кривой предельных издержек;

в) предельных издержек выше кривой средних переменных издержек;

г) предельных издержек выше кривой общих издержек.

 

17. Рыночное ограничение деятельности конкурентной фирмы заключается в том, что:

а) валовой доход должен превышать расходы;

б) рынок диктует определенный уровень цен;

в) фирма не имеет полной информации о рыночной конъюнктуре;

г) доход должен быть не ниже издержек.

 

18. Спрос фирмы совершенного конкурента изображен на рисунке:

а) 1; б) 2; в) 3.

 

19. В краткосрочном периоде реакцией фирмы на небольшое повышение цены на выпускаемый ею товар будет:

а) увеличение выпуска продукции;

б) увеличение объема привлекаемых капитальных средств;

в) ожидание и прогнозирование дальнейших изменений цены;

г) попытка получить сверхприбыль.

 

20. В условиях совершенной конкуренции цена определяется равенством спроса и предложения:

а) всегда;

б) никогда;

в) в краткосрочном периоде;

г) в долгосрочном периоде.

 

21. Фирма совершенный конкурент максимизирует прибыль при условии:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

22. Фирма, которая в состоянии покрывать не только средние переменные издержки, но и все средние общие издержки, т.е. получающая нормальную прибыль (), является:

а) запредельной фирмой;

б) допредельной фирмой;

в) предельной фирмой;

г) фирмой, получающей сверхприбыль.

 

23. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

 

24. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана для отрасли высок, то это при прочих равных условиях означает, что индекс Лернера для этой фирм в отрасли:

а) тоже высок;

б) равен нулю;

в) равен единице;

г) будет низким;

д) все предыдущее ошибочно.

 

25. Монополист может получить экономическую прибыль:

а) только в краткосрочном периоде;

б) только в долгосрочном периоде;

в) и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах;

г) никогда.

 

26. Индекс Лернера может быть рассчитан по следующей формуле:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

27. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля-Хиршмана будет:

а) отрицателен;

б) стремиться к нулю;

в) стремиться к единице;

г) стремиться к бесконечности.

 

Задачи

1. Общие издержки фирмы заданы функцией . Допустим, рыночная цена единицы продукции установилась на уровне Каков объем производства этой фирмы, если она является предельной?

2. Необходимо определить степень монопольной власти фирмы, 1) если ценовая эластичность спроса составляет , ; 2) если рыночная цена составляет 10, а предельный доход фирмы равен 5. 3) Чему равен индекс Лернера для фирмы совершенно конкурента и для фирмы-монополиста?

3. Валовые издержки фирмы-монополиста заданы функцией . Спрос монополиста . Найти равновесные значения выпуска и цены монополиста, если 1) фирма максимизирует валовой доход (определите соответствующую величину дохода); 2) фирма максимизирует прибыль определите соответствующую величину.

4. Предельный доход фирмы монополиста описывается функцией , ее предельные издержки в долгосрочном периоде имеют вид . Если минимальное значение долгосрочных средних издержек , то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.077 с.)