Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спрос, предложение и их функции. Факторы, определяющие перемещение кривых спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Полезность в экономической теории и проблемы ее измерения. Равновесие потребителя с кардиналистской позиции. Потребителя на рынке интересует три вопроса: - что купить? - сколько стоит? - хватит ли денег на покупку? Ответы на эти вопросы зависят от полезности и цены товара, а также от дохода потребителя. Исследование этих категорий и составляет содержание теории потребительского выбора. Есть 3 подхода к изучению потребительского поведения: 1) кардиналистский; 2) ординалистский; 3) анализирует поведение потребителя на основе «эффекта дохода» и «эффекта замещения».
Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основывается на теории предельной полезности. Считается, что полезность – главный фактор потребительского выбора. Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) – это совокупная полезность всех потребляемых благ. Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу: MU = DTU/DQ.
Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения. Закон убывающей полезности: по мере того, как растет количество потребляемого товара, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. Данный закон лежит в основе закона спроса. Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, сделаем важное предположение о том, что каждый потребитель исключительно рационален и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. MUA/РA = MUB/РB = … MUN/PN – условие равновесия потребителя в кардиналистской концепции.
Прибыль и издержки предприятия. Экономическая и бухгалтерская прибыль предприятия. Издержки производства (С) – это затраты на производство продукции.
Экономист и бухгалтер считают их по-разному. Бухгалтерские издержки – фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства. Они проходят через бухгалтерские документы и приобретают явную форму. Явные издержки (внешние) – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда входят: заработная плата наемным рабочим; оплата сырья и материалов; оплата транспортных, финансовых, юридических услуг и другие. Экономические издержки включают не только явные затраты на покупку ресурсов, но и неявные, внутренние издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов. В отличие от явных, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый характер. Величина неявных издержек определяется тем доходом, который могли бы принести данные ресурсы при их наиболее выгодном альтернативном использовании. Сюда можно отнести: процент на собственный капитал, арендную плату, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя таким образом: Сэк. = Сбухг. + Снеявн.. Экономический подход основан на выявлении того, какую максимальную ценность можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства. Прибыль (p) – это разница между доходами фирмы от продажи продукции (TR) и ее издержками: TR = P × Q; p = TR – C. Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом (TR) и явными издержками фирмы: pбух. = TR – Cбух.. Экономическая прибыль – это разница между TR и всеми издержками фирмы: pэк. = TR – Cэк.. pбух. > pэк. на величину неявных издержек. Нормальная прибыль – это необходимый минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы быть заинтересованным в ведении собственного дела (элемент издержек производства). Если pэк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности. Характеристика рынка земли. Под "землей" будем подразумевать только поверхность почвы, используемую для земледелия либо строительства зданий и сооружений. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность и неподвижность, при этом земля ограничена не только на макро-, но и на микроуровне. Последнее связано с тем, что на предложение влияет плодородие и местоположение.
Предложение земли абсолютно неэластично. Спрос не землю включает сельскохозяйственный спрос и несельскохозяйственный спрос: D=Dc/x+Dне с/х. Кривая с/х спроса имеет отрицательный наклон, т.к. по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном развитии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к худшим.
Кривая не с/х спроса имеет отрицательный наклон, т.к. связана главным образом с место положением. Кривая спроса на землю находится путем сложения Dc/x и Dне с/х. С/х спрос на землю является производным от спроса на продовольствие и учитывает уровень плодородия почвы, возможность его повышения, а также местоположения. При этом необходимо учитывать неэластичность спроса на продукты питания, постоянное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя и, как следствие, сокращение доли с/х в национальном доходе. Не с/х спрос на землю имеет устойчивую тенденцию к росту. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, промышленного спроса и даже инфляционного спроса. Главный фактор спроса - местоположение. Экономическая рента - плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Земельная рента - это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено, при этом предложение земли выступает как запас, а рента как поток. Для анализа абсолютной ренты исходим из предпосылок: 1. полное подчинение аграрного производства рынку; 2. отделение земли как объекта хозяйствования от земли как объекта собственности; 3. вся земля используется для производства основного продукта питания; 4. все земли имеют одинаковое качество и одинаково производительны.
Отрезок OR1 соответствует величине абсолютной ренты за единицу земли, тогда SOR1EQ - это совокупная земельная рента за всю использованную в данном обществе землю. Необходимость платы земельной ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле. Если абсолютная земельная рента полностью уплачивается землевладельцу, то служит своеобразным налогом, понижающим эффективность хозяйствования на земле. Существование дифференциальной ренты связано с различиями земли по плодородию и по местоположению: лучшая, средняя, худшая.
Худшие земли дифференциальной ренты не приносят. Рента представляет собой лишь часть суммы, которую арендатор платит земельному собственнику. В арендную плату может, кроме ренты, включатся амортизация, процент на вложенный капитал. Чем короче срок аренды, тем быстрее можно поднять арендную плату, поэтому арендаторы заинтересованы в увеличении сроков аренды. Цена на землю определяется путем капитализации ренты. Цена земли должна представлять сумму денег, положив которую в банк бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал, т.е. цена земли Pз представляет собой дисконтированную стоимость будущей земельной ренты.
i - ставка процента; j - период. Поскольку цена земли это бессрочное вложение капитала, то:
Спрос, предложение и их функции. Факторы, определяющие перемещение кривых спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Спрос («D») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: 1. Цена данного товара (Р); 2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc); 3. Текущие доходы потребителей (V); 4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z); 5. Объективные (внешние) условия потребления (N); 6. Ожидания потребителей (Е). 7. Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:
QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f (D).
Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически: Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения. Факторы предложения: 1. Цена данного товара (Р);
2. Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS); 3. Издержки производства и уровень технологий (С); 4. Налоги и субсидии (Т); 5. Объективные (внешние) условия производства (N); 6. Ожидания производителей (Е). Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T). Функция предложения от цены: QS = f (P). Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.
Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены. Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: 1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; 2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара. Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. Pe = PD = PS – равновесная цена; Qe = PD = PS - равновесный объем производства. Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла. 1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.
Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает. Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка. 2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.
Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.052 с.) |