Спрос, предложение и их функции. Факторы, определяющие перемещение кривых спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос, предложение и их функции. Факторы, определяющие перемещение кривых спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.



Полезность в экономической теории и проблемы ее измерения. Равновесие потребителя с кардиналистской позиции.

Потребителя на рынке интересует три вопроса:

- что купить?

- сколько стоит?

- хватит ли денег на покупку?

Ответы на эти вопросы зависят от полезности и цены товара, а также от дохода потребителя. Исследование этих категорий и составляет содержание теории потребительского выбора.

Есть 3 подхода к изучению потребительского поведения:

1) кардиналистский;

2) ординалистский;

3) анализирует поведение потребителя на основе «эффекта дохода» и «эффекта замещения».

 

Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основывается на теории предельной полезности. Считается, что полезность – главный фактор потребительского выбора.

Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу: MU = DTU/DQ.

       
 
 
   

 


Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.

Закон убывающей полезности: по мере того, как растет количество потребляемого товара, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается.

Данный закон лежит в основе закона спроса.

Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, сделаем важное предположение о том, что каждый потребитель исключительно рационален и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

MUAA = MUBB = … MUN/PN – условие равновесия потребителя в кардиналистской концепции.

 

Прибыль и издержки предприятия. Экономическая и бухгалтерская прибыль предприятия.

Издержки производства (С) – это затраты на производство продукции.

Экономист и бухгалтер считают их по-разному.

Бухгалтерские издержки – фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства. Они проходят через бухгалтерские документы и приобретают явную форму.

Явные издержки (внешние) – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда входят: заработная плата наемным рабочим; оплата сырья и материалов; оплата транспортных, финансовых, юридических услуг и другие.

Экономические издержки включают не только явные затраты на покупку ресурсов, но и неявные, внутренние издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов. В отличие от явных, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый характер. Величина неявных издержек определяется тем доходом, который могли бы принести данные ресурсы при их наиболее выгодном альтернативном использовании. Сюда можно отнести: процент на собственный капитал, арендную плату, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя таким образом: Сэк. = Сбухг. + Снеявн..

Экономический подход основан на выявлении того, какую максимальную ценность можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.

Прибыль (p) – это разница между доходами фирмы от продажи продукции (TR) и ее издержками: TR = P × Q; p = TR – C.

Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом (TR) и явными издержками фирмы: pбух. = TR – Cбух..

Экономическая прибыль – это разница между TR и всеми издержками фирмы:

pэк. = TR – Cэк..

pбух. > pэк. на величину неявных издержек.

Нормальная прибыль – это необходимый минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы быть заинтересованным в ведении собственного дела (элемент издержек производства).

Если pэк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.


Характеристика рынка земли.

Под "землей" будем подразумевать только поверхность почвы, используемую для земледелия либо строительства зданий и сооружений. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность и неподвижность, при этом земля ограничена не только на макро-, но и на микроуровне. Последнее связано с тем, что на предложение влияет плодородие и местоположение.

 

 
 

 

 


Предложение земли абсолютно неэластично.

Спрос не землю включает сельскохозяйственный спрос и несельскохозяйственный спрос:

D=Dc/x+Dне с/х.

Кривая с/х спроса имеет отрицательный наклон, т.к. по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном развитии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к худшим.

 

 


Кривая не с/х спроса имеет отрицательный наклон, т.к. связана главным образом с место положением.

Кривая спроса на землю находится путем сложения Dc/x и Dне с/х.

С/х спрос на землю является производным от спроса на продовольствие и учитывает уровень плодородия почвы, возможность его повышения, а также местоположения. При этом необходимо учитывать неэластичность спроса на продукты питания, постоянное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя и, как следствие, сокращение доли с/х в национальном доходе.

Не с/х спрос на землю имеет устойчивую тенденцию к росту. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, промышленного спроса и даже инфляционного спроса.

Главный фактор спроса - местоположение.

Экономическая рента - плата за ресурс, предложение которого строго ограничено.

Земельная рента - это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено, при этом предложение земли выступает как запас, а рента как поток.

Для анализа абсолютной ренты исходим из предпосылок:

1. полное подчинение аграрного производства рынку;

2. отделение земли как объекта хозяйствования от земли как объекта собственности;

3. вся земля используется для производства основного продукта питания;

4. все земли имеют одинаковое качество и одинаково производительны.

 
 

 

 


Отрезок OR1 соответствует величине абсолютной ренты за единицу земли, тогда SOR1EQ - это совокупная земельная рента за всю использованную в данном обществе землю.

Необходимость платы земельной ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле.

Если абсолютная земельная рента полностью уплачивается землевладельцу, то служит своеобразным налогом, понижающим эффективность хозяйствования на земле.

Существование дифференциальной ренты связано с различиями земли по плодородию и по местоположению: лучшая, средняя, худшая.

 

 


Худшие земли дифференциальной ренты не приносят.

Рента представляет собой лишь часть суммы, которую арендатор платит земельному собственнику. В арендную плату может, кроме ренты, включатся амортизация, процент на вложенный капитал.

Чем короче срок аренды, тем быстрее можно поднять арендную плату, поэтому арендаторы заинтересованы в увеличении сроков аренды.

Цена на землю определяется путем капитализации ренты.

Цена земли должна представлять сумму денег, положив которую в банк бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал, т.е. цена земли Pз представляет собой дисконтированную стоимость будущей земельной ренты.

i - ставка процента;

j - период.

Поскольку цена земли это бессрочное вложение капитала, то:

 

Спрос, предложение и их функции. Факторы, определяющие перемещение кривых спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Спрос («D») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

1. Цена данного товара (Р);

2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);

3. Текущие доходы потребителей (V);

4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z);

5. Объективные (внешние) условия потребления (N);

6. Ожидания потребителей (Е).

7. Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:

 

QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса.

Функция спроса от цены: QД = f (D).

 

Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:

 
 


Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

 

Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения.

Факторы предложения:

1. Цена данного товара (Р);

2. Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS);

3. Издержки производства и уровень технологий (С);

4. Налоги и субсидии (Т);

5. Объективные (внешние) условия производства (N);

6. Ожидания производителей (Е).

Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:

QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).

Функция предложения от цены:

QS = f (P).

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

 
 

 


Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены.

Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что:

1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;

2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

 

 

 
 

 


Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = PD = PS - равновесный объем производства.

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.

 

 
 

 

 


Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.

Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.

 
 

 


Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.052 с.)