Сила и основы методики ее воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сила и основы методики ее воспитания



Содержание

1. Введение 4

2. СИЛА И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 5

3. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИХ

ВОСПИТАНИЯ 11

4. ВЫНОСЛИВОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 17

5. ГИБКОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 23

6. ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИХ ВОСПИТАНИЯ 26

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ 30

8. заключение 38

9. Список использованной литературы 39

 


Введение

 

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляют термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. Физические качества составляют основу двигательных способностей.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физической культуры и спорта» для студентов высших учебных заведений.

Цель данного учебного пособия – дать студентам теоретико-практические основы развития физических качеств.


Задачи развития силовых способностей

1. Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата.

2. Разностороннее развитие силовых способностей (всех видов).

3. Создание условий и возможностей (базы) для развития силовых способностей в рамках занятий конкретными видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки.

 

 


Схема 2

Средства воспитания силы

Состав средств воспитания силовых способностей

 

1. Упражнения с весом внешних предметов (штанга, гиря, гантели).

2. Упражнения с весом собственного тела.

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств.

4. Рывково-тормозные упражнения (быстрая смена напряжения мышц антогонистов и синергистов).

5. Изометрические упражнения (статические).

6. Дополнительные средства

а) с использованием внешней среды (бег и прыжки по песку, в гору, против ветра);

б) упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, жгуты, мячи);

в) упражнения с противодействием партнера.

Таблица 1

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСНОВЫ

МЕТОДИКИ ИХ ВОСПИТАНИЯ

Скоростные способности – это совокупность индивидуальных особенностей, обуславливающих быстроту выполнения двигательных действий (А.А. Гужаловский).

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Простой двигательной реакцией принято называть ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (старт легкоатлета или пловца). Быстрота простой реакции определяется латентным (скрытым) периодом – временным отрезком от момента сигнала до момента начала движения.

К сложным двигательным реакциям относятся реакция выбора и реакция на движущийся объект (единоборства, спортивные игры, горные лыжи, мяч, шайба).

Скоростные способности также характеризует временной интервал на выполнение одиночного движения (удар в боксе, по мячу, шайбе), частота или темп движения – число движений в единицу времени.

Все выше названные скоростные способности, относятся к элементарным формам их проявления. Но в различных видах двигательной деятельности элементарные формы скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами (быстрота выполнения целостных двигательных действий в беге, плавании, лыжах и т.д.).

Для практики физического воспитания комплексные формы скоростных способностей имеют наибольшее значение. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту движения.

Показатели выносливости

1. В упражнениях циклического характера, направленных на преодоление расстояния – минимальное время преодоления заданной дистанции (1-2 км), либо общая протяженность дистанции (12-минутный бег, «часовой» бег).

2. В серийно выполняемых упражнениях ациклического и комбинированного характера – суммарное число повторений или движении в заданное время (20-30 мин. в рамках «круговой тренировки»).

3. В сложноорганизованных формах двигательной деятельности (игры, единоборства) – степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении обусловленного времени (учет эффективных атакующих или оборонительных действий за период игры или схватки).

Типы выносливости

Общая (аэробная) выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности: силовая, скоростная, координационная.

Сейчас различают около 20 видов специальной выносливости. В зависимости от числа мышечных групп, активно участвующих в работе, различают тотальную, региональную, локальную выносливость.

Виды гибкости

По форме проявления различают:

а) активная гибкость – способность выполнять движение с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий;

б) пассивная гибкость – способность выполнять движение с большой амплитудой за счет действия внешних сил: усилий партнера, внешнего отягощения.

По способу проявления различают:

а) динамическая гибкость – проявляемая в движении;

б) статическая гибкость – проявляемая в позах.

Кроме того, различают:

а) общую гибкость – во всех наиболее крупных суставах и направлениях;

б) специальную – соответствующую особенностям спортивной специализации.

Задачи развития гибкости

1. В физическом воспитании – обеспечение такой степени гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать: умениями и навыками; с высокой результативностью проявлять двигательные способности (скорость, выносливость, силу, координацию).

2. ЛФК – восстановление нормальной амплитуды движений суставов после временной нетрудоспособности.

3. В спорте – воспитание специальной гибкости.

Методика развития гибкости

1) обязательна разминка;

2) необходимо ставить конкретную цель (достать пол, количество сантиметров и т.д.);

3) упражнения выполняются сериями в последовательности: верхние конечности – туловище – нижние конечности;

4) между сериями выполняются упражнения на расслабление и силу;

5) амплитуда упражнений увеличивается постепенно;

6) необходима психологическая настройка, активное самовнушение, творчество;

7) количество занятий в неделю – не менее трех;

8) длительные перерывы ухудшают гибкость;

9) наилучший эффект (3-4 месяца занятий) дает сочетание упражнений: 40% - активные, 40% - пассивные, 20% - статические;

10) чем меньше возраст, тем больше доля активных упражнений;

11) начинать занятия с 8-10 упражнений;

12) положительного переноса гибкости с одного сустава на другой не существует;

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития

Гибкости

Рис. 3

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Заключение

 

Одной из специфических задач физического воспитания является оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку.

Всестороннее их развитие имеет большое значение. Широкая возможность переноса физических качеств на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных подчас необычных условиях среды.

В нашем пособии мы предложили общие основы теории и методики

воспитания физических качеств и тесты для самоконтроля.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / [Текст] / А.А.Гужаловский.- М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

3. Теория и методика физической культуры: учебник [Текст] /под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 480 с.

 


 

Учебное издание

 

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 

 

Составители:

Буркова Любовь Геннадьевна

Бурков Геннадий Михайлович

 

 

Содержание

1. Введение 4

2. СИЛА И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 5

3. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИХ

ВОСПИТАНИЯ 11

4. ВЫНОСЛИВОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 17

5. ГИБКОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 23

6. ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИХ ВОСПИТАНИЯ 26

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ 30

8. заключение 38

9. Список использованной литературы 39

 


Введение

 

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляют термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. Физические качества составляют основу двигательных способностей.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физической культуры и спорта» для студентов высших учебных заведений.

Цель данного учебного пособия – дать студентам теоретико-практические основы развития физических качеств.


СИЛА И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ

 

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Факторы влияющие на проявление силы:

1) собственно мышечные (соотношение мышечных волокон, активность ферментов мышечного сокращения, поперечник и масса мышц, межмышечная координация);

2) центрально-нервные (частота нервных импульсов, координация сокращения и расслабления, трофическое влияние ц.н.с. на функции мышц);

3) личностно-психические (готовность человека к проявлению мышечных усилий – мотивация, воля, эмоции);

4) биомеханические (тело и его части в пространстве, прочность опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс);

5) биохимические – гормональные;

6) физиологические (особенности функционирования системы кровообращения и дыхания) Собственно-силовые способности характеризуются тем, что проявляются при мышечных напряжениях изометрического и близкого к нему типа (отягощение предельное или околопредельное).

Собственно-силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц.

Скоростно-силовые способности – способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений.

а) быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;

б) взрывная сила – максимальный показатель силы в возможно короткое время.

 

Схема 1

Виды (типы) силовых способностей

Силовая выносливость – способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

а) динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности (подтягивание на перекладине, приседание со штангой);

б) статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе (вис на перекладине, удержание руки при стрельбе).

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба).

В физическом воспитании для оценки степени развития собственно силовых способностей различают: абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.041 с.)