Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли.



 

В долгосрочном периоде для фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками. С целью увеличения получаемой прибыли фирма стремится снизить средние издержки.

В долгосрочном периоде могут измениться производственные мощности, а также число фирм в отрасли.

Равновесие достигается когда экономическая прибыль равна нулю. Тогда нет стимулов для расширения или сокращения объема производства, у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых – для выхода из нее. Таким образом цена снижается до минимальных долгосрочных средних издержек.

 

Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

  1. Фирма не имеет стимулов к изменению объемов производства.

MR=LR MC

  1. Фирма удовлетворена размерами предприятий
  2. Нет мотивов для выхода из отрасли или привлечения новых фирм в отрасль

P= min LR ATC

 

Таким образом, уравнение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы:

MR (P) = LR MC = min LR ATC

 

В точке пересечения фирмы получают нормальную прибыль. Если цена превысит минимальные средние издержки, это привлечет конкурентов, предложение повысится, цена понизится до равновесной. При понижении цены фирмы получают прибыль меньше нормальной, это вызовет отток фирм, предложение понизится, цена возрастет до равновесия.

Таким образом, экономическая прибыль является сигналом для входа/выхода фирм на рынок. В конечном итоге она сводится до нуля. Это явление получило название парадокса прибыли.

 

 

Совершенная конкуренция и эффективность

 

Модель совершенно конкурентного рынка обеспечивает производственную и распределительную эффективности. Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился с наименьшими издержками. Эффективность распределения ресурсов предполагает, что ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу. Оба этих условия выполняются на рынке совершенной конкуренции, который и является наиболее эффективной рыночной структурой.

Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения издержек. Это наиболее желательная ситуация с точки зрения потребителя, т.к. она означает, что фирма использует наилучшую из доступных технологию производства, а цена устанавливается на уровне средних издержек (P=ACmin), что и обеспечивает производственную эффективность.

Равенство цены и предельных издержек (P=MC) на рынке совершенной конкуренции – это условие эффективного распределения ресурсов. Каждый товар производится до точки, в которой P=MC, т.е. до точки, в которой издержки последней единицы равны издержкам альтернативных товаров, которыми пожертвовали, осуществляя его производство.

 

Вопросы для самопроверки

1 Чем определяется структура рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2 Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.3 Почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы является горизонтальной линией, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?4 Каковы пути достижения точки безубыточности предприятиями?5 При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?6 Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?7 Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?8 Объясните, при каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

9 Сравните отраслевое предложение конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

10 Сравните предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

11 Как оценить экономическую эффективность совершенной конкуренции?

 

Тесты

1 Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) Фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам.

б) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей значению ATC максимальному.

в) Кривые средних и предельных издержек имеют U -образную форму.

г) Кривая спроса на продукт фирмы - вертикальная линия.

 

2 Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с?

а) кривой предельного и среднего дохода;

б) кривой общего дохода;

в) кривой общих затрат;

г) кривой предельных затрат.

 

3 Если фирма, действующая на совершенно конкурентом рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукции;

б) не окажет никакого внимания на рынок;

в) приведет к росту рыночной цены продукции;

г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукции.

Литература

1 Микроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Новое знание, 2002. 426 с.

2 Экономическая теория: Учебник /Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Нурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 572 с.

4 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. 304 с.

5 Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003. 299 с.

6 Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 664 с.

7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Ю.В.Тарануха; под общ.ред.А.В.Сидорович. – М.: 2006,640 с.

8 Микроэкономика: учеб.пособие/ И.В.Новикова, Ю.М.Ясинский, О.А.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: 2006.

9 Микроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.

 

Асс. Жукова К.И.

Тема 4. Чистая монополия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.006 с.)