Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения. Эластичность предложения в кратчайшем, коротком и долговременном периодах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения. Эластичность предложения в кратчайшем, коротком и долговременном периодах.



 

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке.

 
0 1 2 3 4 5 6
 

График предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже.

К основным неценовым факторам предложения относятся:

· цены на ресурсы;

· технология производства;

· цены на другие товары;

· ожидания изменения цен;

· налоги и дотации;

· число продавцов на рынке.

Снижение цен на ресурсы ведёт к росту прибыли при тех же ценах и увеличению предложения. График предложения при этом смещается влево от первоначаль­ного положения. Рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек производства, сниже­нию прибыли или возникновению убытка при тех же ценах и сокра­щению предложения. Кривая предложения смещается влево.

Изменение объема (величины) предложения связано с изменени­ем цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения, т.е. является переходом от од­ной комбинации "цена - количество товара" к другой на том же графике предложения.

Изменение предложения связано с изменением неценовых факто­ров предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при уве­личении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

Изменение объема предложения означает перемещение по кривой пред­ложения. Изменение предложения подразумевает смещение кривой предложе­ния.

 

Между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара на конкурентном рынке существует прямая связь, которая называется зако­ном предложения: если цены на товары растут (при прочих равных усло­виях), то объем их предложения увеличивается.

Различают три основных типа ценовой эластичности предложения: эластичное (Es больше 1) неэластичное (Es меньше 1), единичное эла­стич­ное (Es = 1). Приведем их графики.

Возможны также два крайних случая эластичности: совершенно (абсо­лютно) эластичное предложение и совершенно (абсолютно) неэла­стичное предложение. При совершенно (абсолютно) эластичном пред­ложении объем предложения увеличивается при неизменной цене. При этом коэффициент ценовой эластичности предложения равен бесконечно­сти. При совершенно (абсолютно) неэластичном предложении объем предложения остается посто­янным при изменении цены товара, а коэффи­циент эластичности равен 0.

 

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Государственное регулирование цен: поток цен и дефицит; нижний уровень цены и излишки.

Равновесная цена, или цена равновесия - это такая цена, при которой объем предложения соответствует объему спроса. Ей соответствует равновес­ное количество продукции на рынке. Равновес­ная цена и равновесное количе­ство находятся в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Выделяют три типа равновесия в зависимости от рыночного перио­да, в течение которого производители могут осуществить те или иные из­менения в факторах производства: мгновенное равновесие (рис. 3.5а), крат­косрочное равновесие (рис. 3.5б), длительное равновесие (рис. 3.5в).

 

Краткосрочное равновесие устанавливается в короткий рыночный пе­риод. В течение краткосрочного периода производители не могут из­менить свои производственные мощности, техническую базу, количество оборудо­вания.

Длительное равновесие наступает в долговременном периоде. Он бы­вает достаточно продолжительным, чтобы действующие фирмы смогли при­способить все ресурсы для изменения производства.

 

 

Предпочтения потребителей. Кардиналисткая и ординалисткая теории полезности.

Основоположниками теории предельной полезности являются У. Дже­вонс (1835-1882), Л. Вальрас (1834-1910) и представители австрий­ской школы экономической теории последней трети XIX в. - начала XX в.: КМенгер (1840-1921), Ф. Визер (1851-1926), Е. Бем-Баверк. Они полагали, что стоимость то­вара нельзя определять затратами живого труда или всех факторов производ­ства. Она определяется полезностью товара, которую оценивает потребитель, а именно предельной полезностью.

В основе маржинализма как направления экономической теории лежат следующие главные принципы:

1. Рациональное поведение человека в рыночной экономике.

2. Редкость или ограниченность ресурсов или товаров.

Функциональные связи.

 

Закон снижающегося спроса в теории рыночной экономики связы­вают, прежде всего, с законом убывающей предельной полезности. Основ­ными поня­тиями теории предельной полезности являются "полезность", "общая полез­ность" и "предельная полезность".

Полезность - это способность товара или услуги удовлетворять по­треб­ности человека.

Общая полезность - это оценка потребителем совокупной полезно­сти приобретаемого количества товара или услуги. Поскольку общая по­лезность - это субъективное понятие, то при оценке одинаковых единиц (порций) одного и того же товара она будет отличаться у разных людей в зависимости от их вку­сов и предпочтений.

Предельную полезность можно опре­делить следующим образом:

,

где MU (marginalutility) - предельная полезность;

DTU (totalutility) - изменение общей полезности;

DQ - изменение количества потребляемой продукции

Кардиналисты (cardinal - главный, основной) считали, что пре­дельную полезность можно измерить, используя, например, условную еди­ницу "ютиль". По их мнению, если в экономике реализуется п потреби­тельских товаров в ко­личестве х1, х2, х3,..., хп, то их общая полезность для потребителя может быть представлена в форме кардиналистскон функ­ции полезности:

TU = TU(х1, х2, х3,..., хп).

Предельные полезности дополнительных единиц товара могут быть пред­ставлены в виде частных производных общей полезности:

.

В отличие от кардиналистовординалисты (ordinal - порядковый) пола­гают, что поскольку предельная полезность является чисто субъектив­ной кате­горией, то ее невозможно количественно измерить. Они вводят "порядковую" полезность, с помощью которой нельзя измерить саму сте­пень удовлетворения потребностей потребителя, но можно определить, увеличилась она или умень­шилась.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.008 с.)