Муниципально-правовые нормы и институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципально-правовые нормы и институты



М.п. имеет комплексный характер который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируют­ся нормами других отраслей права, а именно: конституцион­ного, административного, гражданского, финансового, зе­мельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами М.п..

Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:

  1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
  2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

Классификация муниципально-правовых норм:

1. По кругу общественных отношений:

  • нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
  • нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
  • нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
  • нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
  • нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в отдельных отраслях и сферах местной жизни.

2. По территории действия:

  • федеральные муниципально-правовые нормы;
  • муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
  • локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований.

3. По источникам:

  • муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции РФ;
  • в федеральных конституционных законах;
  • в федеральных законах;
  • в актах Федерального Собрания РФ;
  • в указах Президента РФ;
  • в постановлениях Правительства РФ;
  • в постановлениях Конституционного Суда.

4. По характеру предписаний:

  • уполномочивающие;
  • обязывающие;
  • запрещающие.

Правовой институт в муниципальном праве представляет со­вокупность муниципально-правовых норм, регулирующих опре­деленный круг взаимосвязанных общественных отношений, ко­торые образуют в рамках предмета муниципального права само­стоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институ­тов: института территориальной основы местного самоуправле­ния, института муниципальной собственности, института муни­ципальной службы и др.

Вопрос 4.

Муниципально-правовые отношения Это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.  

Под муниципальными правоотношениями понимаются общественные отношения, закрепляющие взаимные права и обязанности их участников, регулируемые муниципальными нормами и возникающие в системе местного самоуправления.

Своеобразие муниципальных правоотношений, прежде всего, проявляется в своеобразии их субъектов, обязательными субъектами муниципальных правоотношений могут быть:

  1. Население муниципального образования в целом.
  2. Органы местного самоуправления.
  3. Должностные лица местного самоуправления.
  4. Граждане.
  5. Депутаты.
  6. Иные члены выборных органов местного самоуправления.
  7. Органы, территориального общественного самоуправления населения.
  8. Государственные органы, при условии, что они выполняют полномочия, делегированные им органами местного самоуправления.

 

Вторая своеобразная группасубъектов муниципальных правоотношений - это муниципальные образования (исключительно своеобразный субъект, в других отраслях его нет). Под муниципальными образованиями - понимаются городские или сельские поселения, иные по наименованию территории, где действуют органы местного самоуправления, есть муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков, означает, что данная территория муниципальным образованием не является.

Третья группасубъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными полномочиями - это союзы и ассоциации муниципальных образований.

Классификация муниципальных правоотношений:

  1. По формам осуществления власти:
  • отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;
  • отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;
  • отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

 

  1. По областям общественной жизни:
  • отношения, возникающие в области местного хозяйства;
  • в области социально-культурного развития;
  • в административно-политической отрасли.

 

  1. По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:
  • отношения, которые возникаю в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  • отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;
  • отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных государственными органами Рф

Вопрос 5. История местного управления в России (этапы)

Родовая община

Исторически местное или муниципальное самоуправление возникло из родовой общины - первичной ячейки человеческого общества.

Самоуправление в России до 1917 года

Иван Грозный

господствовала жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. Иван Грозный отделил мсу от гос-ва- 1555г

Петр I

в янв 1699 г Москве была учреждена бургомистерская палата (ратуша), а в прочих городах – земские избы и выбранные бурмистры.

1702г-упраздняются должности губных старост. Полном-я перед-ся воеводам и выборным дворянским советам

1719- губернии поделены на провинции

Городские реформы петра – зарождение земской модели мсу

Екатерина II

специальный акт - "Грамоту на права и выгоды городов Российской империи". Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Однако вся система самоуправления, как и прежде, строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников

21 апр 1785 жалованная грамота городам

1785 учреждение о губерниях

Александр II

земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы.

1 янв 1864 г- положение о губернских и уездных земских учреждениях.

 

Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами. Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа. Но одновременно с ними на местах существовали и органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.

12 июня 1890- положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Имущественный ценз, деление избир-й на 3 курии

16 июн 1870- Городовое положение. Сму децентрализация

Александр III

1870- Городовое положение. централизация

 

положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.

Самоуправление в СССР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.007 с.)