Экономика предприятий отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика предприятий отрасли



ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ

Часть 1

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности

1-27 01 01 «Экономика и организация производства»

направления специальности 1-27 01 01 20 «Экономика и организация

производства (пищевая промышленность)»

 

Могилев 2009


УДК 658.1

Рекомендован и утвержден на заседании

кафедры экономики и организации производства

Протокол №4 от 29.12.08г.

 

УМС по специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства»

Протокол №4 от 21.01.09г.

 

НМС УО «МГУП»

Протокол №5 от 03.02.09г.

 

Составители:

доцент, к.э.н. Руденок М.П.

доцент, к.э.н. Ефименко А.Г.

 

 

Рецензенты:

доцент, к.э.н. Сушко Т.И.

гл. экономист ОАО «Могилевхлебопродукты»

Морозова Т.П.

 

Руденок М.П., Ефименко А.Г.

Экономика предприятий отрасли. В 2 ч. Ч. 1: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направления специальности 1-27 01 01 20 «Экономика и организация производства (пищевая промышленность)». – Могилев: УО «МГУП», 2009. – 122 с.

 

Учебное пособие полностью учитывает требования Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Экономика предприятий отрасли». В нем на примере пищевой промышленности Республики Беларусь рассматриваются особенности функционирования отрасли в условиях рынка, дается ее подробная характеристика, факторы производства (основные и оборотные средства, сырьевые и трудовые ресурсы, себестоимость продукции (работ, услуг)).

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и организация производства» и общеэкономическим специальностям, а также для аспирантов, магистрантов, преподавателей вузов.

 

© УО «Могилевский государственный

университет продовольствия», 2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 7

1.1 Предмет и задачи экономической науки 7

1.2 Отраслевая структура экономики Беларуси 9

1.3 Основные понятия экономики: категории, законы и показатели 10

Глава 2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ И ЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 12

2.1 АПК и пищевая промышленность 12

2.2 Общая характеристика пищевой промышленности Беларуси,

проблемы и перспективы ее развития 15

2.3 Особенности производства пищевой промышленности 20

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ – ОСНОВНОЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ

СУБЪЕКТ ОТРАСЛИ 22

3.1 Организация – главный хозяйствующий субъект рыночной

экономики 22

3.2 Организационно-правовые формы предприятий 23

3.3 Порядок создания организации 27

Глава 4. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЦЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ 30

4.1 Рыночная экономика и механизм ее функционирования 30

4.2 Цель функционирования и рыночные связи организации 33

Глава 5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВА 35

5.1 Концентрация производства 35

5.2 Специализация производства 37

5.3 Производственное кооперирование 39

5.4 Агропромышленная интеграция 40

5.5 Комбинирование производства 42

Глава 6. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 43

6.1 Понятие активов и пассивов организации 43

6.2 Сущность основных средств (капитала), классификация и их

структура 46

6.3 Учет и оценка основных средств 47

6.4 Физический и моральный износ основного капитала (основных

средств) 51

6.5 Амортизация основных средств 52

6.6 Способы и методы установления амортизационных отчислений 54

6.7 Показатели и пути улучшения использования основных средств 57

Глава 7. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 60

7.1 Экономическая сущность оборотных средств 60

7.2 Состав оборотных средств и их структура 62

7.3 Определение потребности организации в оборотных средствах 64

 

7.3.1 Определение потребности в материальных ресурсах и

показатели их использования 64

7.3.2 Нормирование оборотных средств 67

7.4 Показатели использования оборотных средств (активов) 70

Глава 8. КАДРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В

ОРГАНИЗАЦИИ 73

8.1 Кадры организации и их структура 73

8.2 Определение потребности предприятия в трудовых ресурсах 75

8.3 Баланс рабочего времени одного работающего 78

8.4 Понятие и показатели производительности труда 80

8.5 Планирование роста производительности труда 83

Глава 9. ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 85

9.1 Сущность и принципы оплаты труда в организации 85

9.2 Тарифная система и ее элементы 87

9.3Формы и системы заработной платы 88

9.4 Штатно-окладная система оплаты труда 92

9.5 Организация системы премирования в организации 93

9.6 Планирование фонда заработной платы 95

Глава 10. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 97

10.1 Понятие себестоимости продукции 97

10.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции 99

10.3 Классификация затрат на производство 100

10.3.1 Экономические элементы затрат 101

10.3.2 Классификация затрат по статьям калькуляции 103

10.3.3 Переменные и постоянные затраты. Взаимосвязь объема

производства и себестоимости 107

10.3.4 Косвенные расходы и совершенствование методики их

распределения 109

10.4 Формирование затрат по местам возникновения и центрам

ответственности 112

10.5 Методика расчета себестоимости продукции 113

10.6 Планируемые показатели по себестоимости 116

10.7 Пути и определение размера снижения затрат на производство

продукции 118

Список использованной литературы 121

ВВЕДЕНИЕ

Переход к социально-рыночным отношениям в Республике Беларусь по-новому определяет способы и методы ведения экономики. Особое значение эти вопросы приобретают на уровне организации, положение которой в современных условиях меняется коренным образом. Организация становится полным объектом товарно-денежных отношений, обладает экономической самостоятельностью и ответственностью за результаты производственно-коммерческой деятельности.

Каждая наука пользуется определенными методами познания своего предмета. Метод экономического познания представляет собой способ исследования и анализа экономических процессов, происходящих в организации. Однако его следует рассматривать в двух аспектах, которые определяют горизонты отношений. В зависимости от этого экономика подразделяется на две основные отрасли знаний: макроэкономику и микроэкономику. Первая изучает экономические процессы в масштабе хозяйства страны в целом. Она исследует функционирование национальной экономической системы. Объектом ее изучения является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица. Она решает пути повышения занятости, роста производительности труда, увеличения производства товаров и услуг. Однако макропропорции вырастают из микропропорций.

Микроэкономика изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов. К ним относятся: организации (предприятия), отдельные производители, потребители, вкладчики капитала и др. Субъекты играют существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как принимаются рациональные экономические решения на низшем уровне. К примеру, она показывает как предприятие планирует численность работников и фонд оплаты их труда. Основным звеном этой науки являются механизм ценообразования и вопросы функционирования предприятия. На микроуровне складываются отношения, которые определяют пропорции национального хозяйства. Микро- и макроэкономика взаимообусловлены и органически взаимосвязаны.

Происходящие изменения в производственной сфере в связи с переходом к рынку касаются не cтолько техники и технологии, сколько экономических основ производства, т.е. всего комплекса экономических отношений. Полная экономическая самостоятельность организаций, рыночные отношения, конкуренция, изменение форм собственности определяют подчинение новым экономическим требованиям и условиям хозяйствования и возникает необходимость сформировать новую экономическую идеологию мышления и требования подготовки специалистов, обладающих знаниями для того, чтобы обеспечить перерабатывающим организациям пищевой промышленности высокую эффективность, конкурентоспособность и устойчивое развитие. Это и определило основную цель пособия – ознакомить студентов с основными категориями и показателями функционирования рыночной экономики, новыми хозяйственными связями, механизмом взаимодействия субъектов экономической деятельности, методами ведения экономики предприятия (организации).

В пособии «Экономика организаций отрасли» существует определенная логическая последовательность в изучении тем. В нем освещаются факторы производства, спрос организации на экономические ресурсы, хозяйственно-правовые формы организаций, основной, оборотный капитал, инвестиции, труд, его производительность и оплата труда, затраты производства, доход, прибыль, рентабельность и экономическая эффективность производства. Цель изучения дисциплины – повышение эффективности функционирования различных отраслей пищевых производств, достижение их конкурентоспособности путем разработки специальных мероприятий и их практической реализации на основе выявления резервов совершенствования.

Основные понятия экономики: категории, законы и показатели

Процесс экономического познания проходит ряд этапов. На первом этапе анализируются факты и события реальной жизни; на втором – разрабатываются теоретические положения и принципы; на третьем этапе принимаются решения, вырабатывается экономическая политика. Методы познания нужны для того, чтобы понять экономические категории и раскрыть экономические законы.

Экономическая категория – это понятие, которое отражает наиболее существенные свойства экономических явлений, их отношение друг к другу. Примерами таких категорий являются товар, собственность, себестоимость, кривая спроса и предложения, прибыль и т.п., познание которых уже предполагает научное знание.

Экономический закон – это выражение существенных, постоянно повторяющихся причинно-следственных связей между экономическими явлениями в системе экономических отношений.

Различают две группы экономических законов. Первая группа составляет объективные экономические законы, действующие на протяжении истории развития человечества: закон стоимости, закон повышающейся производительности труда, закон убывающей отдачи, закон спроса, закон предложения и др.

Закон стоимости, например, объективно требует, чтобы продукция реализовывалась по стоимости в соответствии с затраченным на ее производство общественно необходимым трудом. А в реальной жизни люди имеют дело не с самой стоимостью, а с формой ее проявления – ценой. Цена – объективная экономическая категория, форма практического использования закона стоимости. Отсюда возникает необходимость овладения механизмом ценообразования, использования цен в регулировании экономики. Аналогично обстоит дело с использованием других экономических законов. Например, закон роста производительности труда требует, чтобы происходил опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Его нарушение приведет к нарушению денежного обращения, появлению в обращении так называемых «лишних денег», что порождает дефицит многих видов продукции и другие негативные явления. Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном качестве). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены наоборот снижается. Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения) характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.

Ко второй группе относятся правовые законы, регламентирующие деятельность механизма экономических отношений. К ним относятся законы: о хозяйственных обществах, о налогообложении, об антимонопольной политике и др. Роль государства состоит в том, чтобы разработать законодательную базу и обеспечить контроль за её соблюдением. Такое положение не препятствует самостоятельности хозяйственных решений, их реализации в конкретной организации.

Экономический показатель характеризует состояние экономики, ее объектов и протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Он включает наименование, числовое значение и единицу измерения. Так, если показатель «прибыль от реализации продукции ПР = 150 млн руб.», то «прибыль от реализации продукции» есть наименование показателя, «150» – числовое значение, а «млн руб.» – единица измерения. Благодаря такому сочетанию, в экономических показателях объединяются словесное и числовое описание объектов, явлений, что делает такие показатели универсальным средством языка экономики.

Экономические показатели подразделяются на группы по ряду признаков. В соответствии с делением экономической науки на макро- и микроэкономику принято выделять обобщенные макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом, и микроэкономические показатели, относящиеся в основном к организациям (предприятиям).

В структуре экономических показателей различают абсолютные и относительные.

Абсолютные характеризуют объемные показатели, которые делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражаются в физическом измерении (в единицах массы, в штуках). Стоимостные показатели выражаются в денежных единицах, т.е. рублях, евро, долларах и т.п.

Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие соотношение однородных экономических величин. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие использование экономических ресурсов. Например, показатель производительности труда – количество выпускаемой продукции, приходящейся на одного работающего.

При рассмотрении относительных экономических показателей различают показатели роста и прироста. Показатели роста представляют отношение количества продукции, произведенного или потребленного в данном периоде к аналогичному показателю в предшествующем периоде. Показатели роста часто в статистике называют индексами. Индекс представляет отношение показателя в данный момент к его базисному значению. Широко распространены индексы цен, доходов и др.

Показатели прироста представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству этого же показателя в предыдущем, базисном периоде. Приростные показатели, как и показатели роста, измеряются в долях или в процентном выражении. Они рассматриваются за месячный, квартальный и годовой период.

 

 

СУБЪЕКТ ОТРАСЛИ

 

Экономики

Рыночная экономика состоит из большого числа разнообразных производственных, торговых, финансовых структур, носящих обобщенное наименование «организации», взаимодействующих в рамках правового законодательства. Организация является основным хозяйствующим субъектом отрасли и рыночной экономики. Субъектами рыночной экономики являются: домохозяйства, организации, государство.

Домохозяйства – это обобщающий образ потребительского сектора экономики. К ним относят всех потребителей, наемных работников, владельцев капитала. Они самостоятельно принимают решения, стремятся к удовлетворению своих потребностей.

Организации – это самостоятельные хозяйствующие субъекты, обладающие правом юридического лица и зарегистрированные в соответствии с существующим законодательством. В рыночной экономике организации приобретают права, обеспечивающие полную самостоятельность в пределах законодательных актов. Они полностью свободны в выборе направлений деятельности, самостоятельны в принятии решений и ориентации на достижение конечного успеха – получение прибыли. Организации самостоятельно выбирают поставщиков и покупателей, имеют право своими средствами участвовать в капитале других предприятий (предоставление кредита, приобретение акций и др.).

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, осуществляющие государственное управление на разных уровнях. В случае необходимости они осуществляют контроль над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общенациональных целей. Государство через свои службы (структуры) регулирует экономическую деятельность организаций, отдельных предпринимателей: устанавливает налоговые ставки, минимальную оплату труда первого разряда, контролирует уровень цен и т.д. В мире выживают только те организации, которые соблюдают следующие правила: производить продукцию, нужную покупателю; удовлетворять их требования к качеству; снижать затраты производства, чтобы продавать продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов, и обеспечивать получение прибыли; иметь доход, позволяющийразвивать многогранную деятельность организации.

Все хозяйствующие субъекты взаимодействуют на различных рынках (продуктов и услуг, средств производства, финансов), образуя поток расходов и доходов. Домохозяйство, т.е. потребители, предлагают свой труд, капитал, предпринимательские способности организациям, которые в свою очередь предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата организацией факторов производства выступает для него расходами, а для домохозяйств – доходами.

Потребление в домашних хозяйствах показывает, какие потребности были удовлетворены. Выпуск продукции в организациях позволяет установить, какие ресурсы (средства) были увеличены. Самостоятельность домашних хозяйств и организаций по принятию экономических решений относительно производства и потребления зависит от экономической системы, в которой они взаимодействуют.

Однако на всех этапах развития экономики основным звеном является организация. В организации осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Но в условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации организации. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Таким образом, организация – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Она является юридическим лицом, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.

С точки зрения всей системы экономических отношений хозяйствующие субъекты рыночной экономики представлены как коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли. Они преследуют иные цели: политические, благотворительные и т.д. К ним относятся общественные, религиозные организации, потребительские кооперативы, благотворительные фонды и другие формы, предусмотренные законом. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы.

В Беларуси могут действовать предприятия, основанные на государственной и частной формах собственности. В Гражданском кодексе Республики Беларусь определены общие правовые основы для создания организаций разных форм собственности.

 

 

ПРОИЗВОДСТВА

В пищевой промышленности, как и в АПК в целом, дифференциация трудовой деятельности и интеграция производства характеризуется четырьмя взаимосвязанными формами организации производства: концентрацией, специализацией, кооперированием и комбинированием.

 

Концентрация производства

Концентрация производства представляет собой процесс его укрупнения, т.е. сосредоточения все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на более крупных предприятиях.

Концентрация производства может осуществляться с использованием действующей техники и установкой оборудования традиционной мощности. В этом случае укрупнение производства (концентрация) достигается путем увеличения числа устанавливаемого оборудования или создания новых цехов и производств. Такое направление, требующее расширения «поля производства», выражает экстенсивный путь развития. Другое направление – интенсивное – выражается в укрупнении организации, цехов, участков на базе использования новой техники и роста единичной мощности оборудования. Это наиболее эффективный путь концентрации.

Различают три формы концентрации производства:

– концентрация разнородных производств в организациях универсального типа;

– концентрация производства однородной продукции в специализированных организациях;

– концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в пределах одной организации.

Концентрация производства – процесс динамичный, т.е. ее уровень изменяется во времени. Степень концентрации в динамике отражают следующие показатели:

- годовой выпуск продукции;

- среднегодовая численность работающих;

- среднегодовая стоимость основного капитала;

- средний размер организации в отрасли и др.

Для характеристики уровня концентрации производства в организациях, изготовляющих один вид продукции, используются натуральные показатели. Например, на комбикормовых заводах – объем выработки комбикормов, на крупяных предприятиях – объем переработки зерна в крупу в сутки или год. В организациях, где изготовляется разнообразная продукция, уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях товарной (реализованной) продукции, в условно-натуральных измерителях. Например, в организациях, вырабатывающих муку обойную, муку сортовую, крупу, тонна муки обойной принимается за единицу, тонна муки сортовой, трудоемкость которой выше, приравнивается к 1,4 т, а крупы – к 1,2 т.

Среднегодовая численность работников характеризует размер организаций показателем количества применяемого живого труда, но в связи с механизацией и автоматизацией производства, количество работников в отдельных организациях значительно сокращается и увеличивается стоимость промышленно-производственных основных средств. Последний показатель характеризует размер организации с точки зрения применяемого овеществленного труда. Каждый из этих показателей имеет свои достоинства и недостатки. Они могут использоваться при анализе отдельных сторон процесса концентрации производства. Первый – по уровню концентрации живого, второй – овеществленного труда.

Средний размер организации в отрасли характеризуется годовой мощностью. Данный показатель применяется в сахарной, плодоовощеконсервной, пивобезалкогольной отраслях и др.

Для более точного отражения уровня концентрации производства необходимо использовать перечисленные показатели в совокупности, так как каждому из них в отдельности свойственны недостатки. Оптимальные размеры организации определяются путем установления количественной связи между ростом мощности и затратами на производство продукции. Расходы, изучаемые при выборе размеров организации, можно поделить на три группы:

1) расходы на единицу продукции, которые при любом размере организации остаются неизменными (стоимость сырья и основных материалов без затрат на доставку);

2) расходы на единицу продукции, которые при увеличении размеров организации возрастают (транспортные затраты на доставку сырья, его потери и затраты, связанные с реализацией продукции);

3) расходы на единицу продукции, которые при увеличении размеров организации уменьшаются (затраты на топливо, воду, энергию, заработную плату, амортизационные отчисления в их связи с удельными капитальными вложениями, затраты на текущий ремонт и содержание зданий, сооружений и оборудования).

В любой отрасли агропромышленного комплекса оптимальным считается такой размер организации, при котором обеспечиваются минимальные совокупные затраты на строительство организации, привоз сырья, производство продукции и доставку ее потребителю.

Эффективность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное производство имеет целый ряд преимуществ перед мелким:

1) в крупных организациях создаются условия для внедрения и лучшего использования высокопроизводительной техники, более совершенной технологии и улучшения организации производства и труда;

2) затраты производства, которые растут непропорционально росту объема производства (постоянные расходы), в условиях крупного производства составляют меньшую долю себестоимости единицы продукции, чем в мелкой организации;

3) в крупных организациях создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов;

4) на крупном производстве внедряется оборудование (механизмы) большей единичной мощности, что проявляется в удешевлении единицы мощности;

5) в крупных организациях производительность труда значительно выше, чем на мелких.

Однако чрезмерное укрепление организаций не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей в результате роста транспортных и других расходов. Происходит и монополизация рынка, ибо одна-две организации обеспечивают потребности страны в определенной продукции.

В настоящее время осуществляется техническое перевооружение и модернизация мясомолочной промышленности. Произведено частичное переоснащение производственных мощностей на 14 мясокомбинатах и 11 молочных организациях. На крупных мясокомбинатах перерабатывается около 60% скота, поступающего на реализацию, а 40% – в цехах малой мощности. На крупных молочных организациях перерабатывается около 95% молока.

 

 

Специализация производства

Специализация организаций перерабатывающего комплекса означает сосредоточение ее деятельности на производстве одного или нескольких видов конкурентоспособной продукции, для которых здесь имеются наилучшие условия. Иными словами, это ограничение производственной деятельности узкой номенклатурой продукции, что дает возможность использовать специальное оборудование, обеспечить качество и высокую производительность труда.

Выделяют три формы специализации организаций (цехов, участков): предметную, подетальную, технологическую. Предметная предполагает производство продукции особого функционального назначения (например, производство консервов определенного вида). Подетальная специализация на перерабатывающих предприятиях АПК имеет место на заводах, связанных с производством предметов упаковки, а также запасных частей и узлов для ремонтных работ. Продукция перерабатывающей промышленности, т.е. пищевой, конструктивно несложна, поэтому подетальная форма специализации в данной отрасли отсутствует. Технологическая (стадийная) специализация – это сосредоточение организаций на выполнении определенных операций или стадий технологического процесса. Эта форма позволяет приблизить организации одной и той же отрасли промышленности, выполняющие первичные технологические процессы, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья, к местам его выращивания; а выполняющие завершающие технологические процессы, включая фасовку и упаковку, к местам потребления готовой продукции. В пищевой промышленности технологическая форма специализации развита достаточно сильно. Она позволяет рационально рассредоточить отрасли, приближая одних к источникам сырья, других – к районам потребления. Кроме того, технологическая специализация в последнем случае способствует концентрации производства в организациях, завершающих технологический процесс по выпуску готовой продукции, поскольку они могут снабжаться полуфабрикатами с нескольких организаций (цехов) по первичной переработке сырья.

Специализация перерабатывающих предприятий АПК развивается как в отраслях, которые используют сырье, прошедшее первичную обработку (хлебопекарные, кондитерские, комбикормовые организации), так и в отраслях, связанных с первичной обработкой сельскохозяйственного сырья (консервные, сахарные, спиртовые заводы).

Уровень специализации организаций определяется главным образом по удельному весу основной продукции в структуре товарной продукции. Определяется уровень специализации по формуле

,

где – коэффициент специализации;

ОП – стоимость специализированной (основной) продукции, руб.;

ТП – общий объем выпускаемой товарной продукции, руб.

Например. Определить уровень специализации производства, если основная продукция цеха №1 составляет ОП1=250 млн руб., цеха №2 – ОП2=400 млн руб., объем выпуска в целом по организации Тп=1600 млн руб.

Решение:

1) Стоимость специализированной продукции организации:

ОП = ОП1 + ОП2 = 250 + 400 = 650 млн руб.

2) Коэффициент специализации:

Ксп = =

Коэффициент специализации меньше 0,2 означает низкий уровень специализации; 0,2-0,4 – средний; 0,4-0,6 – высокий; более 0,6 – очень высокий уровень специализации. Следует отметить, что низкий уровень специализации сдерживает использование высокоэффективной современной техники и технологии. Преимущества специализации производства состоят в следующем:

- создании крупносерийного и массового производства на основе наиболее высокопроизводительной техники и использовании современных технологий;

- высокой организации производства и труда с использованием поточных линий, в том числе автоматизированных;

- снижении постоянных расходов на единицу продукции.

Экономическая эффективность при специализации производства достигается за счет использования высокопроизводительного автоматизированного оборудования, существенного снижения потерь рабочего времени, отсутствия частых переналадок оборудования, наличия высококвалифицированных кадров, обеспечивающих высокую производительность труда. Так, на специализированных расфасовочных организациях пищевой промышленности затраты на данную технологическую операцию существенно ниже, а производительность труда в десятки раз выше, чем на универсальной организации.

 

 

Агропромышленная интеграция

Агропромышленная интеграция – это процесс сближения отраслей сельского хозяйства и промышленности в целях их гармоничного социально-экономического развития. В результате его осуществления образуются формирования, которые представляют собой совокупность технологически, экономически и организационно взаимосвязанных сельскохозяйственных и промышленных организаций, осуществляющих производство, хранение, переработку и доведение до потребителя продуктов из сырья, полученного в сельском хозяйстве.

Интеграция как экономическое явление тесно связана с кооперацией и разделением труда звеньев организационной, технологической и экономической цепочки получения конечных результатов. В ходе процесса интеграции между предприятиями формируются особые взаимоотношения, обеспечивающие сближение их стратегических целей. Рыночные отношения трансформируются во внутрипроизводственные.

Главными факторами объединения организаций в интеграционные структуры являются их технологическое единство в цепочке производства конечной потребительской продукции и экономические выгоды, связанные с заменой рыночных отношений внутриорганизационными: сокращение трансакционных затрат, затрат по заключению сделок и входу на рынок, уменьшение риска, возможность контроля над производственно-распределительным циклом. При интеграции возникают условия для более эффективного производства конечной продукции, недопущения необоснованного ее удорожания, сокращения потерь.

Примером интеграционной системы может служить объединение организаций, как показано на рис 5.1.

Молоко

Рисунок 5.1 – Состав интеграционного формирования

Организационная структура интеграционных агропромышленных формирований обусловлена составом организаций и организаций-участников и их иерархическим положением в объединении. Она определяется исходя из конкретных условий, целей и задач, ставящихся при его образовании, а также степени интеграционного влияния организации-интегратора.

Агропромышленные формирования могут иметь следующие виды.

1. По характеру деятельности:

- агропромышленные, соединяющие взаимосвязанные этапы (производство и промышленная переработка);

- агропромышленно-торговые (производство – промышленная переработка – сбыт);

- научно-производственные агропромышленные (наука – производство – промышленная переработка).

2. По отраслевому составу: отраслевые и межотраслевые.

3. По формам собственности: государственные, акционерные общества и товарищества, а также частнособственные хозяйства.

В настоящее время ставится задача углубления специализации сельскохозяйственного производства таким образом, чтобы обеспечить полную загрузку перерабатывающих организаций. При этом предприятия должны стать интеграторами, создать вокруг себя специализированные зоны хозяйств, включая всех участников технологической цепи (производители сельскохозяйственной продукции, перерабатывающие и торгово-сбытовые организации). Предусмотрено создание аграрно-финансово-промышленных групп (АФПГ). Их участниками станут не только производственные и торговые организации, но и страховые компании и банки.

 

 

Комбинирование производства

Комбинирование – это соединение в одной организации (комбинате) разноотраслевых производств, тесно связанных между собой в техническом и организационном отношении. В его развитии можно выделить следующих три формы.

1. Комбинирование на основе последовательной переработки сырья. При этой форме объединяются родственные ступени переработки сырья, которые отличаются друг от друга степенью готовности конечного продукта. Примером могут служить комбинаты хлебопродуктов, когда зерно сначала обрабатывается на элеваторе, а затем передается на переработку в мукомольные, крупяные, комбикормовые цеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.132 с.)