ТЕМА 2. Торговля в системе народнохозяйственных связей 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2. Торговля в системе народнохозяйственных связей



Содержание

Введение 6

Раздел 1. Основные понятия и категории экономики отрасли 8

ТЕМА 1. Введение в дисциплину 8

ТЕМА 2. Торговля в системе народнохозяйственных связей 9

2.1. Торговля: понятие и функции, значение 9

2.2. Виды торговли и основные признаки классификации 11

2.3. Современные тенденции и проблемы развития отрасли 12

в России 12

Раздел 2. Государственное регулирование товарного обращения 13

ТЕМА 3. Государственное регулирование развития отрасли в РФ 13

3.1. Цель и задачи государственного регулирования отрасли в рыночной экономике 13

3.2. Методы государственного регулирования торговли 15

3.3. Основные направления государственного регулирования торговли 15

ТЕМА 4. Уровни государственного регулирования торговли в России 16

4.1. Уровни и органы регулирования торговли. Особенности регулирования торговли на федеральном уровне 16

4.2. Особенности регулирования торговли на региональном и местном уровнях, законодательная база 18

ТЕМА 5. Ответственность предприятий торговли при работе на потребительском рынке 19

5.1. Виды ответственности 20

5.2. Основные направления ответственности. Законодательная база 20

Раздел 3. Структура, организация, специализация и размещение предприятий отрасли 22

ТЕМА 6. Розничная торговля 22

6.1. Понятие, значение, функции розничной торговли 22

6.2. Классификация предприятий розничной торговли 23

6.3. Тенденции и проблемы развития розничной торговли 25

ТЕМА 7. Оптовая торговля 26

7.1. Оптовая торговля: понятие, функции 26

7.2. Классификация предприятий оптовой торговли 27

7.3. Тенденции и проблемы развития оптовой торговли 28

ТЕМА 8. Общественное питание 29

8.1. Общественное питание: понятие, функции 29

8.2. Классификация предприятий общественного питания 30

8.3. Тенденции и проблемы развития общественного питания 31

ТЕМА 9. Услуги предприятий торговли и 32

общественного питания 32

9.1. Классификация услуг предприятий торговли и общественного питания 32

9.2. Требования к услугам предприятий торговли и общественного питания 34

ТЕМА 10. Особенности и принципы размещения предприятий торговли и общественного питания 35

10.1. Факторы, влияющие на размещение предприятий торговли и общественного питания 36

10.2. Принципы размещения. Рекомендуемые нормативы, фактическое состояние 36

Раздел 4. Рыночная конкуренция в отрасли 38

ТЕМА 11. Типы конкуренции в отрасли 38

11.1. Конкуренция: понятие, формирование конкурентных условий. Добросовестная и недобросовестная конкуренция 38

11.2.Основные типы конкуренции. Понятие конкурентного преимущества и методы конкуренции в отрасли 40

ТЕМА 12. Особенности ценообразования и ценовые стратегии предприятий отрасли 41

12.1. Особенности ценообразования в торговле. Механизм государственного регулирования цен 41

12.2. Ценовые стратегии 43

ТЕМА 13. Неценовая конкуренция в отрасли 44

13.1. Понятие неценовой конкуренции 44

13.2. Методы неценовой конкуренции. Дифференциация продукта, методов сбыта, торговых марок 45

Раздел 5. Стратегические направления развития отрасли 46

ТЕМА 14. Концентрация капитала в отрасли: причины, показатели концентрации капитала 46

14.1. Понятие концентрации капитала, показатели и формы концентрации 46

14.2. Преимущества и недостатки концентрации в торговле 47

ТЕМА 15. Интеграция и диверсификация в торговле 48

15.1. Понятие и виды интеграции. Государственное регулирование интеграционных процессов в России 49

15.2. Горизонтальная интеграция: понятие, формы, организационные структуры управления 50

15.3.Понятие вертикальной интеграции. Причины вертикальной интеграции 51

15.4. Диверсификация в торговле: формы, преимущества 52

ТЕМА 16. Развитие сетевой торговли в России 53

16.1. Сетевая торговля: понятие, уровни, конкурентные преимущества. Этапы развития сетевой торговли в России 53

16.2. Показатели консолидации. Организационные структуры сетевых предприятий. Тенденции развития в России 56

Раздел 6. Экономические основы и особенности организации отрасли 57

ТЕМА 17. Прогнозирование емкости рынка 57

17.1.Экономическая природа потребительского спроса и предложения товаров 57

17.2. Емкость рынка: понятие, классификация и факторы, влияющие на нее 59

17.3. Методы прогнозирования емкости рынка 61

ТЕМА 18. Организация торгово-технологических процессов в отрасли 62

18.1. Особенности организации торгово-технологических процессов в торговле и в общественном питании 62

18.2. Управление процессом обслуживания покупателей 64

18.3. Ассортиментная политика предприятий торговли: особенности и ее значение 66

Список литературы 68

 

 

Введение

 

Конспект лекций представляет собой учебно-теоретическое издание, в котором, на основе систематизации информации по дисциплине, в сокращенной форме представлен основной материал. Конспект лекций является составным элементом методических материалов по дисциплине «Экономика и организация отрасли». Цель данного конспекта лекций – способствовать повышению эффективности учебного процесса, усвоению лекционного материала и самоподготовки студентов, дающей представление о том, что необходимо знать в рамках каждой темы.

Содержание конспекта лекций по дисциплине «Экономика и организация отрасли» соответствует рабочей программе курса, структурировано и логически выстроено, что обеспечивает лучшее усвоение материала и ориентирует студентов на самостоятельную работу с различными источниками информации.

В конспекте лекций учитывается действующая нормативно-правовая база как на федеральном, так и на региональном уровне, описаны особенности современного развития предприятий отрасли, приоритетные направления государственного регулирования отрасли в России.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

− основную терминологию и понятия, применяемые в экономике и организации отрасли;

− методы исследования социально-экономических процессов в отрасли и факторов, влияющих на их формирование;

− особенности функционирования отдельных товарных рынков и видов торговли;

− направления повышения эффективности организации отрасли в целом и отдельных видов деятельности, форматов предприятий.

Уметь:

− анализировать экономические показатели, характеризующие современное состояние и тенденции развития отрасли;

− проводить исследовательскую, аналитическую работу в рамках изучения современных отечественных и зарубежных научных разработок по вопросам управления отраслью;

− выявлять проблемы отрасли в целом и на различных уровнях, при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с позиции различных субъектов рынка;

− применять на практике нормативно-правовую базу в сфере товарного обращения.

Владеть:

− методами исследования тенденций и проблем развития отрасли, конкуренции и структуры рынка;

− методами сбора, обработки и анализа информации, характеризующей условия функционирования отрасли, ее структуры с использованием компьютерных технологий;

− методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью эконометрических моделей, объясняющих связь между конкуренцией и характеристиками отрасли;

− навыками работы с различными источниками информации по вопросам современной теории и практики экономики и организации отрасли.

 

 

Раздел 1. Основные понятия и категории экономики отрасли

ТЕМА 1. Введение в дисциплину

 

Дисциплина «Экономика и организация отрасли» рассматривает в комплексе теоретические и прикладные особенности функционирования отрасли торговли, рыночного механизма ее развития, конкуренции, а также методы государственного регулирования ее развития и совершенствования.

Цель дисциплины «Экономика и организация отрасли» – дать студентам развернутое представление об основных моделях рынка, объясняющих формирование структуры отрасли торговли и ее роли в системе народнохозяйственных связей, теоретических и практических аспектах организационно-экономических условий функционирования отрасли.

Основными задачами дисциплины «Экономика и организация отрасли» являются:

1. Систематизированное изложение методологических вопросов и теоретических положений экономического управления отраслью;

2. Изучение принятой терминологии, овладение важнейшими методами практической, экономической деятельности;

3. Ознакомление с законодательными, нормативными и правовыми документами по вопросам экономического хозяйствования;

4. Изучение отечественного и зарубежного опыта развития экономических процессов и отраслевой политики в торговле.

Курс «Экономика и организация отрасли» базируется на такой дисциплине, как «Экономическая теория».

В данной теме рассматривается понятие отрасли, роль и место экономики отрасли в комплексе экономических дисциплин, а также предмет и объект исследования и методология дисциплины.

Отрасль как экономическая категория мезоэкономики представляет собой совокупность предприятий различных организационно-правовых форм, видов экономической деятельности, размеров и типов, производящих однородные товары (работы, услуги) и обладающих общностью используемых технологий, удовлетворяемых потребностей.

Экономика отрасли как раздел экономической науки занимается изучением условий функционирования отраслей народного хозяйства в экономике, факторов развития отраслевых рынков, методологических основ эффективного управления социально-экономическими системами отрасли, в том числе с участием государства, а также технологических особенностей организации и используемых ресурсов в отраслевом аспекте.

Предметом исследования экономики и организации отрасли являются экономические аспекты функционирования торговли в целом, а также в разрезе ее видов и типов предприятий. Объектом исследования экономики и организации отрасли является сама торговля в совокупности как вид экономической деятельности, важнейшее звено национальной экономики.

Методологической основой дисциплины является совокупность методов и подходов, включающих теоретические и эмпирические методы научного познания, в том числе математического, системного и статистического анализа, современные отечественные и зарубежные разработки по вопросам управления и совершенствования торговли.

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1. Каковы цель и задачи дисциплины?

2. Дайте определение экономики отрасли.

3. Что является предметом и объектом исследования дисциплины.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 3, 5, 47, 51].

В России

Особенности и тенденции развития торговли в России:

ü стабильный рост объемов товарооборота, особенно в розничной торговле;

ü рост численности занятых в торговле;

ü активный рост торговых сетей;

ü высокий уровень нового строительства в отрасли;

ü усиление интеграционных процессов в отрасли.

Наиболее глобально вышеперечисленные тенденции происходят в розничной торговле.

В качестве основных проблем торговли на современном этапе развития необходимо отметить:

1. Непропорциональность развития торговли в территориальном аспекте, в разрезе основных ее видов, предприятий.

2. Нехватка качественной, отвечающей современным требованиям коммерческой недвижимости для организации торговли, ее ценовая недоступность.

3. Неэффективная организация отдельных видов торговли, торгово-технологических процессов, выраженная в использовании устаревших технологий, оборудования, низкой автоматизации торгово-технологических процессов в масштабах предприятий отрасли.

4. Дефицит профессиональных кадров.

5. Невыполнение требований законодательства в обеспечения качества и безопасности реализуемых товаров, услуг, в области ценообразования.

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1. Дайте определение торговли с различных точек зрения.

2. В чем заключается роль торговли в рыночной экономике?

3. Назовите функции торговли в рыночной системе хозяйствования.

4. Каковы формы взаимодействия предприятий торговли?

5. Назовите виды торговли.

6. Охарактеризуйте особенности и тенденции развития торговли в России.

7. Перечислите основные проблемы предприятий торговли.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 3, 5, 13, 21, 26, 30, 31, 47, 51].

 

Виды ответственности

Предприятия торговли при работе на потребительском рынке несут полную ответственность за качество и безопасность реализуемых товаров и услуг, за выполнение требований законодательства в области конкуренции и защиты интересов потребителей.

Существуют следующие виды ответственности:

ü административная;

ü уголовная;

ü гражданско-правовая.

Ответственность предприятий торговли можно рассматривать в следующих направлениях:

1. Ответственность предприятия за несоблюдение добросовестной конкуренции при работе на потребительском рынке;

2. Ответственность предприятия за качество и безопасность реализуемых товаров;

3. Ответственность предприятия за несоблюдение интересов потребителей;

4. Ответственность за нарушение правил продажи отдельных товаров;

5. Прочие направления.

Различные виды ответственности регулируются специальными нормативно-правовыми актами, среди них, следует отметить Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.

ТЕМА 6. Розничная торговля

 

6.1. Понятие, значение, функции розничной торговли.

6.2. Классификация предприятий розничной торговли.

6.3. Тенденции и проблемы развития розничной торговли.

 

ТЕМА 7. Оптовая торговля

7.1. Оптовая торговля: понятие, функции.

7.2. Классификация предприятий оптовой торговли.

7.3. Тенденции и проблемы развития оптовой торговли.

Общественного питания

 

9.1. Классификация услуг предприятий торговли и общественного питания.

9.2. Требования к услугам предприятий торговли и общественного питания.

 

Требования к услугам предприятий торговли и общественного питания

 

Требования к услугам приведены в стандартах ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования» и ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования». Систематизированная информация по требованиям к услугам торговли представлена в таблице 4.

Таблица 4

Характеристика требований к услугам

 

Услуги торговли Услуги общественного питания
Социальное назначение и социальная адресность: Данные требования предполагают доступность услуг для различных категорий потребителей, в том числе предоставление льготных условий отдельным категориям, максимальное соответствие услуг ожиданиям потребителей, касаемо ассортимента товаров и услуг, формы и уровня обслуживания.
Функциональная пригодность: Выражается в соблюдении таких параметров как режим работы, ассортимент реализуемых товаров и услуг и их качество, срок выполнения заказов, правильность оформления документов (кассовых чеков, гарантийных талонов и пр.), предоставление условий для выбора, а также требования к персоналу – компетентность и профессионализм, коммуникабельность, профессиональная этика.
Безопасность: Данная группа требований включает: соблюдение требований по обеспечению безопасных условий функционирования, безопасности для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества, требований к доступности информации по действиям и поведению в чрезвычайных ситуациях как потребителей, так и персонала, а также выполнение требований охраны окружающий среды, недопущение отрицательного воздействия на нее.
Информативность: Предоставление потребителю полной и достоверной информации о реализуемом ассортименте товаров и услуг, исполнителе услуг в соответствии с правилами продажи товаров и правами потребителей.
Эргономичность: С целью обеспечения комфортности и сохранения здоровья, предприятия должны создавать условия обслуживания с учетом антропометрическим и физиологическим возможностей потребителей и выполнения гигиенических требований (к освещению, шуму, вентилируемости, температурному режиму и т.д.).
Эстетичность: Данное требование касается внешнего облика предприятия, оформления помещений и витрин, материалов информационного и рекламного характера и прочих элементов, а также требование к внешнему виду персонала.
Культура обслуживания: Обслуживание потребителей должно выполняться на высоком профессиональном уровне, персонал предприятия должен соблюдать профессиональную этику, быть доступным для потребителя, избегать конфликтных ситуаций. Гибкость: Услуги общественного питания должны корректироваться при изменении условий функционирования и развития предприятий, соответствовать современным требованиям.

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1. Дайте определение «услуги торговли».

2. От каких факторов зависит номенклатура услуг, оказываемых предприятием торговли.

3. Назовите основные виды услуг в розничной торговле.

4. Перечислите услуги оптовой торговли.

5. Классификация услуг общественного питания.

6. Перечислите основные требования к услугам.

7. Назовите нормативно-правовую базу, описывающую требования к услугам торговли.

Рекомендуемая литература: [1, 3, 4, 16, 18, 30].

Ценовые стратегии

 

Ценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено ценовое превосходство над конкурентами. Основными целями ценовых стратегий являются: сохранение рыночной доли, завоевание лидерства на рынке, максимизация выручки от реализации и прибыли. Ценовые стратегии должны обеспечивать активизацию покупательского спроса (частоту и объем покупки), получение целевой прибыли – с одной стороны, и соблюдать требования законодательства в области антимонопольного регулирования – с другой.

Классификация ценовых стратегий представлена на рис. 1. В ценовых стратегиях принято выделять следующие направления:

ü ценообразование товаров-новинок, которые только выходят на рынок и не завоевали своих потребителей – требуют усиленного внимания;

ü дифференцированное ценообразование, основанное на разделении потребителей на группы в зависимости от характера спроса, их местонахождения и других факторов;

ü ассортиментное ценообразование, учитывающее специфику ассортимента реализуемых товаров, их роли – основной или дополнительный товар, имидж-товар, комплект, набор;

ü конкурентное ценообразование, построенное на зависимости стратегий предприятия от поведения конкурентов и их роли на рынке;

ü адаптивное ценообразование, включающее методы психологического воздействия на покупателя, на его восприятие товара, его стоимости и направленного на стимулирование сбыта.

 

Ценообразование товаров-новинок è Стратегия «Снятие сливок» è Стратегия проникновения на рынок
   
Дифференцированное ценообразование è Базовая цена è Единая цена è Изменяющаяся цена
   
Ассортиментное ценообразование è Единая шкала è Ценовая стратегия «набор», «комплект» è Ценовая стратегия «имидж-товары» è Ценовое лидерство
   
Конкурентное ценообразование è Стратегия подражания è Стратегия вытеснения с рынка è Стратегия недопущения конкурентов
   
Адаптированное ценообразование è Ценовые скидки и поощрения è Психологическое ценообразование

 

Рис. 1. Виды ценовых стратегий

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1. Из каких элементов состоит цена предприятий торговли?

2. Какие факторы, влияют на величину торговой надбавки?

3. Каковы особенности ценообразования на предприятиях торговли?

4. Что в себя включает механизм государственного регулирования цен в сфере товарного обращения?

5. Дайте определение ценовой конкуренции.

6. Какие существуют виды ценовых стратегий на предприятиях торговли?

Рекомендуемая литература: [2, 20, 26, 33, 34, 40, 50].

Список литературы

основной:

1. Егоров В.Ф. Организация торговли: учебник / В.Ф. Егоров. – СПб.: «Питер», 2010.

2. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Экономика товарного обращения: учебник / Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. – Красноярск: КГТЭИ, 2009.

4. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие для вузов / под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. – 3-е изд., стер. – М.: КноРус, 2009.

дополнительной:

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – система «Консультант плюс».

6. Кодекс об административных правонарушениях. – система «Консультант плюс».

7. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006.

8. Федеральный закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1993.

9. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000.

10. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002.

11. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-Ф3 от 28.12.2009.

12. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999.

13. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения.

14. ГОСТ Р 50647-2010. Услуги общественного питания. Термины и определения.

15. ГОСТ Р 50762-2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.

16. ГОСТ Р 50764-2009. Услуги общественного питания. Общие требования.

17. ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий.

18. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования.

19. ГОСТ Р 51305-2009 Услуги торговли. Требования к персоналу.

20. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения». URL: http://base.garant.ru/12177401/.

21. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года. ­– М.: Минпромторг, 2010.

22. Закон Кемеровской области от 28.01.2010 № 12-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности».

23. Закон Кемеровской области от 28.02.2011 № 17-ОЗ «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов».

24. Региональная программа «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2012-2015 годы.

25. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание: пер. с англ. – М.: издат. дом «Вильямс», 2008.

26. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – 3-е изд., стер. – К.: Ника-Цент, 2009.

27. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова Л.А Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. – М.: ГОУ ВПО РЭА им.Г.В.Плеханова, 2009.

28. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

29. Габинская О.С., Дмитриева Н.В. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

30. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009.

31. Дашков Л.П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России, коммерция и технология торговли /Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2009.

32. Ефимова О.П. Экономика общественного питания: учебник / Н.И. Кабушкин [и др.]. – Мн.: Новое знание, 2010.

33. Ефимовская Л. А., Хайруллина М. В. Государственное регулирование ценообразования на товары и услуги: основные инструменты URL:http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4522

34. Захаров С. В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг: учеб. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009.

35. Иванов Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности: учебное пособие. – М.: изд. центр «Академия», 2012.

36. Иохин В.Я. Экономическая теория: учеб. для вузов / В.Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2007.

37. Кот Т. «В чем преимущества и сложности производства СТМ для торговли» URL: http://www.retail.ru/articles/76744/

38. Курс экономической теории: учеб. для вузов / МГИМО (ун-т) МИД России / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2009.

39. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – ИВЦ «Маркетинг», 2010.

40. Парамонова Т. Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учеб. пособие для вузов. – М.: КноРус, 2010.

41. Патров В.В. Розничная торговля: учебник / В.В. Патров, М.Л. Пятов, В.А. Липатова. – М.: МЦФЭР, 2009.

42. Петров П.В. Экономика товарного обращения: учеб. для вузов / П.В. Петров, А.Н. Соломатин. - М.: ИНФРА-М, 2008.

43. Радаев В.В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

44. Радаев В.В., Котельникова З.В., Маркин М.Е. Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия (закон о торговле в зеркале исследований. – М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2009.

45. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице. – СПб.: Питер, 2011.

46. Торговые сети в розничной торговле регионов РФ. URL: http://www.retail.ru/news/75399/?sphrase_id=802158

47. Чкалова О.В. Торговое предприятие: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2011.

48. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля: учебник / Д.Л. Щур. – М.: «Дело и Сервис», 2006.

49. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля: учебник / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. – М.: «Дело и Сервис», 2006.

50. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / А.Н. Соломатин. – М.: ИНФРА-М, 2010.

51. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / Л.А. Брагин. – М.: ИНФРА-М, 2009.

52. Экономическая теория: учеб. для вузов / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой., Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009.

 

Учебное издание

 

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ

 

Конспект лекций

для студентов направления подготовки 080200 «Менеджмент»

всех форм обучения

 

Составитель

Коробейникова Екатерина Викторовна

 

 

Подписано в печать 25.11.2013. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 4,5. Тираж 100 экз. Заказ № 28

________________________________________________________________________

Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ.

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39

Содержание

Введение 6

Раздел 1. Основные понятия и категории экономики отрасли 8

ТЕМА 1. Введение в дисциплину 8

ТЕМА 2. Торговля в системе народнохозяйственных связей 9

2.1. Торговля: понятие и функции, значение 9

2.2. Виды торговли и основные признаки классификации 11

2.3. Современные тенденции и проблемы развития отрасли 12

в России 12

Раздел 2. Государственное регулирование товарного обращения 13

ТЕМА 3. Государственное регулирование развития отрасли в РФ 13

3.1. Цель и задачи государственного регулирования отрасли в рыночной экономике 13

3.2. Методы государственного регулирования торговли 15

3.3. Основные направления государственного регулирования торговли 15

ТЕМА 4. Уровни государственного регулирования торговли в России 16

4.1. Уровни и органы регулирования торговли. Особенности регулирования торговли на федеральном уровне 16

4.2. Особенности регулирования торговли на региональном и местном уровнях, законодательная база 18

ТЕМА 5. Ответственность предприятий торговли при работе на потребительском рынке 19

5.1. Виды ответственности 20

5.2. Основные направления ответственности. Законодательная база 20

Раздел 3. Структура, организация, специализация и размещение предприятий отрасли 22

ТЕМА 6. Розничная торговля 22

6.1. Понятие, значение, функции розничной торговли 22

6.2. Классификация предприятий розничной торговли 23

6.3. Тенденции и проблемы развития розничной торговли 25

ТЕМА 7. Оптовая торговля 26

7.1. Оптовая торговля: понятие, функции 26

7.2. Классификация предприятий оптовой торговли 27

7.3. Тенденции и проблемы развития оптовой торговли 28

ТЕМА 8. Общественное питание 29

8.1. Общественное питание: понятие, функции 29

8.2. Классификация предприятий общественного питания 30

8.3. Тенденции и проблемы развития общественного питания 31

ТЕМА 9. Услуги предприятий торговли и 32

общественного питания 32

9.1. Классификация услуг предприятий торговли и общественного питания 32

9.2. Требования к услугам предприятий торговли и общественного питания 34

ТЕМА 10. Особенности и принципы размещения предприятий торговли и общественного питания 35

10.1. Факторы, влияющие на размещение предприятий торговли и общественного питания 36

10.2. Принципы размещения. Рекомендуемые нормативы, фактическое состояние 36

Раздел 4. Рыночная конкуренция в отрасли 38

ТЕМА 11. Типы конкуренции в отрасли 38

11.1. Конкуренция: понятие, формирование конкурентных условий. Добросовестная и недобросовестная конкуренция 38

11.2.Основные типы конкуренции. Понятие конкурентного преимущества и методы конкуренции в отрасли 40

ТЕМА 12. Особенности ценообразования и ценовые стратегии предприятий отрасли 41

12.1. Особенности ценообразования в торговле. Механизм государственного регулирования цен 41

12.2. Ценовые стратегии 43

ТЕМА 13. Неценовая конкуренция в отрасли 44

13.1. Понятие неценовой конкуренции 44

13.2. Методы неценовой конкуренции. Дифференциация продукта, методов сбыта, торговых марок 45

Раздел 5. Стратегические направления развития отрасли 46

ТЕМА 14. Концентрация капитала в отрасли: причины, показатели концентрации капитала 46

14.1. Понятие концентрации капитала, показатели и формы концентрации 46

14.2. Преимущества и недостатки концентрации в торговле 47

ТЕМА 15. Интеграция и диверсификация в торговле 48

15.1. Понятие и виды интеграции. Государственное регулирование интеграционных процессов в России 49

15.2. Горизонтальная интеграция: понятие, формы, организационные структуры управления 50

15.3.Понятие вертикальной интеграции. Причины вертикальной интеграции 51

15.4. Диверсификация в торговле: формы, преимущества 52

ТЕМА 16. Развитие сетевой торговли в России 53

16.1. Сетевая торговля: понятие, уровни, конкурентные преимущества. Этапы развития сетевой торговли в России 53

16.2. Показатели консолидации. Организационные структуры сетевых предприятий. Тенденции развития в России 56

Раздел 6. Экономические основы и особенности организации отрасли 57

ТЕМА 17. Прогнозирование емкости рынка 57

17.1.Экономическая природа потребительского спроса и предложения товаров 57

17.2. Емкость рынка: понятие, классификация и факторы, влияющие на нее 59

17.3. Методы прогнозирования емкости рынка 61

ТЕМА 18. Организация торгово-технологических процессов в отрасли 62

18.1. Особенности организации торгово-технологических процессов в торговле и в общественном питании 62

18.2. Управление процессом обслуживания покупателей 64

18.3. Ассортиментная политика предприятий торговли: особенности и ее значение 66

Список литературы 68

 

 

Введение

 

Конспект лекций представляет собой учебно-теоретическое издание, в котором, на основе систематизации информации по дисциплине, в сокращенной форме представлен основной материал. Конспект лекций является составным элементом методических материалов по дисциплине «Экономика и организация отрасли». Цель данного конспекта лекций – способствовать повышению эффективности учебного процесса, усвоению лекционного материала и самоподготовки студентов, дающей представление о том, что необходимо знать в рамках каждой темы.

Содержание конспекта лекций по дисциплине «Экономика и организация отрасли» соответствует рабочей программе курса, структурировано и логически выстроено, что обеспечивает лучшее усвоение материала и ориентирует студентов на самостоятельную работу с различными источниками информации.

В конспекте лекций учитывается действующая нормативно-правовая база как на федеральном, так и на региональном уровне, описаны особенности современного развития предприятий отрасли, приоритетные направления государственного регулирования отрасли в России.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

− основную терминологию и понятия, применяемые в экономике и организации отрасли;

− методы исследования социально-экономических процессов в отрасли и факторов, влияющих на их формирование;

− особенности функционирования отдельных товарных рынков и видов торговли;

− направления повышения эффективности организации отрасли в целом и отдельных видов деятельности, форматов предприятий.

Уметь:

− анализировать экономические показатели, характеризующие современное состояние и тенденции развития отрасли;

− проводить исследовательскую, аналитическую работу в рамках изучения современных отечественных и зарубежных научных разработок по вопросам управления отраслью;

− выявлять проблемы отрасли в целом и на различных уровнях, при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с позиции различных субъектов рынка;

− применять на практике нормативно-правовую базу в сфере товарного обращения.

Владеть:

− методами исследования тенденций и проблем развития отрасли, конкуренции и структуры рынка;

− методами сбора, обработки и анализа информации, характеризующей условия функционирования отрасли, ее структуры с использованием компьютерных технологий;

− методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью эконометрических моделей, объясняющих связь между конкуренцией и характеристиками отрасли;

− навыками работы с различными источниками информации по вопросам современной теории и практики экономики и организации отрасли.

 

 

Раздел 1. Основные понятия и категории экономики отрасли

ТЕМА 1. Введение в дисциплину

 

Дисциплина «Экономика и организация отрасли» рассматривает в комплексе теоретические и прикладные особенности функционирования отрасли торговли, рыночного механизма ее развития, конкуренции, а также методы государственного регулирования ее развития и совершенствования.

Цель дисциплины «Экономика и организация отрасли» – дать студентам развернутое представление об основных моделях рынка, объясняющих формирование структуры отрасли торговли и ее роли в системе народнохозяйственных связей, теоретических и практических аспектах организационно-экономических условий функционирования отрасли.

Основными задачами дисциплины «Экономика и организация отрасли» являются:

1. Систематизированное изложение методологических вопросов и теоретическ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.005 с.)