Монополия и эффективность. Ценовая дискриминация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия и эффективность. Ценовая дискриминация.



При определ. условиях монополист может назначать разные цели для разл. Пок-лей, иными словами, может проводить ценовую дискриминацию, эта касается тех случаев когда: 1) продавец д.б. монополистом; 2) продавец д.б. в состоянии разделять покупателей на группы исходя из эластичности их спроса на товар; 3) первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу. В кач-ве примера ценовой дискриминации могут служить разл. Цены на авиобилеты в зависимости от дня недели и др. Эк. последствия ценовой дискриминации двойственны: монополист во-первых увеличивает прибыль, во-вторых производит больше пр-ции. Большинство монополистических объединений явл. естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. последствия монополий: 1) фирма - монополист производит меньший V пр-ции, чем конкурентная фирма, следовательно она использует ресурсы менее рационально; 2) монополия как крупная фирма могла бы минимизировать издержки. Однако этого не происходит, так как крупной фирмой трудно управлять, трудно контролировать. Кроме того монополия может получать экономическую прибыль и без внедрения новой техники за счёт монопольной цены. 3) большинство экономистов считает, что монополия тормозит НТП, 4)монополия усиливает дифиренциацию доходов 5) монополии могут влиять на экономическую политику государства.

 

Индив-ое и рын-ое S труда. Равновесиеконкурентном РТ.

Цена на труд в ед-цу времени называется ставкой з/п. Рассмотрим предложение труда на рынке рес-сов. Сначала предложение труда индивида, т.е. индивидуальное предложение труда. Чел-к продает труд чтобы получить з/пл и купить за нее товары и услуги, следов-но индивид. Предложение труда зав-ит от выбора м-у свободным временем и потребительскими благами. Человек при выборе сталкивается с огранич. (напр. в сутках 24 ч., ставка з/пл). Если ставка з/пл низка то сильнее эффект замещения, однако при высоком уровне з/пл начинает перевешивать эффект дох- это показывает кривая индивид. Предложения труда. Существ. Еще одна особенность индивид. Труда: при падении реальной з/пл, для того, чтобы обеспечить прежний уровень х потребления жизненных благ домохяйству приходится увеличивать предложение труда. Начинают работать по совместительству, выходят на работу женщины и т.д. Это явление называется эффектом низкого дохода. Рын-ое предл-ие труда отлич-ся от индивид-го. Если повыш-ся ставка, то отдел-ый работник может решить в пользу досуга. Однако высокая ставка з/п заставит людей переквалиф-ться, привлечёт работников из др отраслей и т.д. В рез-те будет сущест-ть прямая зав-ть: чем выше ст-ть з/п тем больше предл-ия труда. Кривая предл-ия труда будет иметь вид восходящей кривой. Рын-ый спрос на ресурс=сумме спросов отдел-ых фирм на данный ресурс. Т.к. кривая спроса отдельной фирмы на ресурс имела нисходящий вид, то и кривая рын-го спроса на ресурс будет иметь низходящий вид. Точка пересечения Е определяет равновесную ставку з/п и равновесный объём произв-ва.

Максим-ия П и миним-ия У фирмой-монопо-ом.

Максимальную прибыль можно найти путем сравнения изд-к с совокупным доходом либо путем сравнения предельного дохода и предельных издержек. В краткоср. периоде фирма располагает неизменным оборудованием и поср-вом его модернизации пытается обеспечить прибыльность пр-ва. При этом экон. Прибыль фирмы определ. В виде разности м-у валовым доходом и валовыми издержками. Сущ. 2 подхода в миним. Убытков и макс. Прибыли: 1)он состоит в сравнении и сопоставлении валового дох и валовых изд-к; 2)в сравнении предельного дох и предельных издержек. Иногда спрос бывает недостаточным для того, чтобы монополист получал прибыль. Это происходит тогда, когда цена на продукцию ниже средних совок-ых изд-к. Лучшее что остается в такой ситуации фирме-монополисту – это минимизировать убытки.

49. Инвестиции: понятие, формы, проблемы окупаемости. Инвестирование – это процесс пополнения капитальных фондов. Под инвестициями понимают увеличение V функционирующего в эк-ой сис-ме физ. Капитала, т.е. предложенного кол-ва ср-в произв-ва, созданных людьми. Составными частями инвестиций выступают: движемое и недвижемое им-во (станки, здания, сооружения и т.д.); ден. ср-ва, целеве банковские вклады, паевые взносы, акции и цен. Бум.; имущ-ые права, ноу-хау и т.д. Инвест. Деят. Может осущ. в форме: фин. Инвест. (акции, облигации); кап. Вложений (денежные ср-ва воспроизводства ОФ); вложений в создании запасов товарно-матер. Ценностей. Важнейшей формой инвестирования явл. кап. вложения. (валовые и чистые). Валовые кап. Вложения – это общая сумма стоимости всех станков, машин, зданий, сооружений созданных (проданных) в тек. Году. Чистые кап. Вложения – это суммарный прирост осн. Капитала страны в течении года. Их размер определяется валовым V чистых инвест. Без учета амортизац-ых отчислений.

Понятие рын-го механизма, его элементы, D его факторы.

Мех-зм функционир-я рынка – это процесс формир-ия цен и распред-ие рес-сов, взаимодействие суб-тов рынка по поводу установ-ия цен, V произ-ва и его стр-ры. Элементами рын-го мех-ма явл D, S, цена и конкуренция. Спрос – это форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соотв-ими денеж-ми сред-ми. Он выражает отн-ие между ценой товара и его кол-вом, кот. покуп-ли хотят и в состоянии приобрести. Кол-во товара на кот. представлен спрос назыв. V спроса. Между рын-ой ценой и V-ом спроса сущ-ет обратно-пропорц-ая зави-ть, кот. называют законом спроса. Чем выше цена на товар, тем меньше D на этот товар и наоборот. Завис-ть V спроса от факторов опред-щих его вел-ну назы-ся функцией спроса. Функция спроса от цены м.б задана одним из трёх способов: табличный, аналит-кий, графический. Индивидуальный D – спрос каждого отдел-го покупателя. Рыночный D– совок-ть индив-ых спросов. Эффект дохода – показ. изменения реального дох. и вел-ны D на товар при применении цены этого товара, умень-ие цен на товар будет равносильно росту реального дох, т.к. при том же дох. потребитель сможет приобрести их большее кол-во. Эффект замещения отражает зави-ть между относ-ыми ценами товара и V-ом D. Снижение цены товара озн., что он стал относ-но дешевле др. товаров и потр-ль будет возмещать этим товаром др. товары. Закон спроса не носит абсолютный хар-р, т.е. сущ-ют иск: дорогие престиж-е товары кот. покуп. с целью подчеркнуть соц-ый статус влад-ца, ожидание потребителя (изменение цены озн. изм-ие вел-ны спроса и движ-ие по кривой спроса), однако часто возникает ситуация когда по опред-ой цене величина D изме-ся в этой ситуации речь идёт о не ценовых факторах: изм-ие дох-ов потр-лей (рост дох-ов озн. ув. V-ма D), изм-ие вкусов и предпочтений потр-лей, изм-ие ожидания потр-ля, население, реклама. При взаимодействия D и S образуется рыночная цена. Рыночное равновесие – это D=S. На рын-ое равновесие влияет конкуренция. Если S>D то конкурировать будут произв-ли, если наоборот то покупатели. Конкуренция – наличие на рынке большого числа независ. пок-лей и продавцов и возм-сть для покуп-лей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Цена – кол-во денег уплачиваемая и получаемая за ед-цу товара или услуги. Товары комплименты – дополняющий товар (машина - бензин). Товары субституты товары заменители ( кола - минералка).

 

Предельные нормы замещения.

Что бы количественно опред-ть V товара, которым потребитель готов пожертвовать ради ув-ия V др. товара. исполь. меру – предельную норму замещения (MRS). MRS – норма в соот-вии с кот. одно блага м.б. заменено др. без выигрыша или потерей для потребителя. MRS= - измY/измX. Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат. Их наклон изменяется по мере движения по кривой сверху вниз. Это происходит потому что умень-ся MRS. Формы кривых безразличия м.б разные. Св-ва кривых безразличия: 1. нисходящий хар-р – между потребляемым кол-вом товара А и Б существует обратная взаимосвязь. 2. выпук-лость по отн-ию к началу координат – с увеличением пр-та Б MU его дополн-х ед-ц сокращается, а помере увеличения кол-ва пр-та А MU растет. 3.серия кривых безразличия, каждая из кот. соотв-ет своей отличной от др. вел-не совокуп. полезности наз. картой безразличия. Кривые безразличия никогда не персекаются.

2.Эластичность спроса: понятие, факторы. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса характеризует степень изм-ия вел-ны спроса при изм-ии цены. В зав-ти от видов факторов различают эласт-ость спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрёстная эластичность. Эластичность спроса по цене – изм-ие V спроса при изм-ии цены товара на 1% при условии что все др. факторы не изменены. Ед=%D/%P. Коэфф-т эласт-сти всегда меньше нуля и его берут по модулю. В завис-ти от коэфф-та эласт-ти взятого по модулю различают эластичный спрос коэффициента больше единицы. 1) При эластичном спросе изменение цены ведёт к большому изменению спроса. 2) Неэлас-тичный спрос, когда коэффициент меньше единицы. 3) Спрос единичной эластичности, коэффициент равен единице. 4) совер-шенно эластичный спрос, коэффициент стремится к бесконеч-ности, т.е. при одной и той же цене реализуется любое кол-во товаров. 5) неэластичный спрос он означает противное и равен нулю. Для расчета эласт-сти исп-ют пок-ли точечной и дуговой эласт-сти. Коэфф-т точечной эласт-сти различен в разных точках линейной кривой D при неизменном ее наклоне. Точечная эласт-сть м.б. подсчитана как отн-ие расстояний на оси цен, умноженное на -1 ЕЕD=-ОР/РD (гр. стр. 243). Если имеет место значительное изменение цены и V спроса, подсчитывают эласт-сть между двумя точками – дуговая эласт-сть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.005 с.)