Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.



ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация выпускника «бакалавр»

Профиль подготовки гражданско-правовой

Форма обучения - заочная

Срок освоения ООП - 5 лет, год набора 2014

 


 

Рабочая программа дисциплины «Юридическая психология»

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки40.03.01 (030900) «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.

 

 

Программу составил(и):

Рогозина Т.И., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук

 

Эксперт(ы):

Трофимов М.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и психологии ЧОУ ВПО «ОмЮА»

Таратенко О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы НОУ ВПО «ОмГА»


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы.

3. Структура и содержание дисциплины.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Технологии и формы преподавания.

Приложение 2. Технологии и формы обучения.

Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.


ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основными целями учебной дисциплины «Юридическая психология» являются:

– изучение закономерностей общепсихологических знаний и выработка способности применять их в области правового регулирования и юридической деятельности.

- осуществление синтеза знаний психологического и юридического плана;

- раскрытие деятельности субъектов правоотношений, а также их психологических состояний в ситуациях правоприменения и правоохранения.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- усвоение основных базовых понятий по курсу общей и юридической психологии, являющихся теоретическим фундаментом будущей профессии юриста;

- формирование представлений о явлениях психики, закономерностях ее проявления, факторах и условиях развития, в психологии и правовой науке, дефектах правосознания и возможностях его коррекции в системе социальных и правоохранительных институтов;

- усвоение психологических основ предварительного расследования, следствия по делам несовершеннолетних, психологии судебной деятельности, выявить психологические особенности судопроизводства;

-формирование представления о профессионально-значимых качествах специалистов юридических профессий, формирование установки на саморазвитие личности и постоянное профессиональное развитие;

-формирование активной профессиональной позиции;

-развитие познавательной активности в процессе обсуждения теоретического научного материала и фактов правовой практики;

-формирование умений в определении психических свойств, состояний и свойств индивида в ситуациях правоприменения и правохранения.

 

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

общекультурных:

ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

профессиональных:

в правоприменительной деятельности:

ПК-2 – способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-16 – способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

ПК-19 – способен эффективно осуществлять правовое воспитание.В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– основные концепции и категории психологии;

– основные психологические функции и их физиологические механизмы, со отношение природных и социальных факторов в становлении психики;

– психологические методы познания и самопознания, регуляции и саморегуляции, развития и саморазвития;

- возрастную специфику проявления личности на различных этапах жизнедеятельности;

- структуру психической жизни личности, специфику ее проявления на каждом из уровней детерминации поведения: организменном, индивидном, индивидуальном, личностном;

- основные факторы формирования, развития и функционирования сознания и самосознания личности, а также специфические закономерности проявления правосознания последней;

- целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

– системный подход, для прогнозирования различных психических процессов и психических явлений, для осуществления их количественного и качественного анализа;

- сущностные связи между психическими феноменами и социальными явлениями, происходящими в обществе;

- основные психологические компоненты, определяющие, мотивирующие и обуславливающие поведение личности в системе правоотношений;

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

Уметь:

- диагностировать основные психические проявления личности в сфере правоотношений в зависимости от социальных условий, внешних обстоятельств и индивидуальных качеств человека;

- обеспечивать необходимую помощь в качестве специалиста в процессе судопроизводства;

- устанавливать психологический контакт с людьми независимо от их правового, процессуального или должностного статусов;

– давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;

– на научной основе организовывать свой труд;

– использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы;

Владеть:

– основным категориальным аппаратом психологической науки: психика, сознание, бессознательное, личность, индивид, мотивационная сфера, поведение, деятельность, волевая регуляция, саморегуляция, психические процессы, стресс, нервно-психическая устойчивость, фрустрация, аффект, темперамент, акцентуация характера, способности и др.;

– методами анализа психической сферы личности: анализом неосознаваемых и осознаваемых психических процессов, состояний и свойств личности, детерминирующих поведение и поступки человека в социальной среде;

– способами обобщения имеющейся информации о психической сфере личности с целью диагностики и регуляции поведения человека в правовом поле;

– приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей;

– методиками саморегуляции основных психических функций в различных условиях деятельности;

– навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;

– навыками практического использования полученных психологических знаний в различных условиях деятельности.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Юридическая психология» относится к вариативной части гуманитарного цикла дисциплин направления подготовки «Юриспруденция».

Необходимым условием для освоения дисциплины являются:

знание общих основ психологии; основных базовых понятий по курсу общей психологии; основных психологических функций и их физиологических механизмов; соотношения природных и социальных факторов в становлении психики;

умения создавать условия для оптимизации процессов деятельности в разных направлениях юриспруденции;

владение возрастной спецификой проявления личности на различных этапах жизнедеятельности; структурой психической жизни личности,

Дисциплина «Юридическая психология» направлена на повышение психологической культуры будущих специалистов. Психологическая культура включает в себя три элемента: познание себя, познание другого человека, умение общаться и регулировать свое поведение.

Чтобы научиться планировать и прогнозировать развитие своей профессиональной деятельности, необходимо овладение этими элементами, которые в свою очередь базируются на теоретических знаниях, практических умениях и навыках.

В связи с этим обсуждаются вопросы, связанные с проблемой личности в психологии. Формируемые психологические знания и умения способствуют формированию профессионально значимых качеств личности, а также позволяют студентам увидеть свои перспективы личностного и профессионального роста.

Содержание дисциплины дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием дисциплин: «Философия», а также служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Профессиональная этика», «Юридическая этика», «Криминалистика» и др. Содержание дисциплины позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

 

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

 

Код компетенции Наименование компетенции, формируемой в рамках освоения дисциплины Предшествующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию Последующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию
Общекультурные компетенции
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Иностранный язык в сфере юриспруденции, Безопасность жизнедеятельности, Русский язык и культура речи, Менеджмент, Профессионально-ориентированная риторика, Психология, Педагогика Философия, Социология, Учебная практика Производственная практика
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;   Психология   Учебная практика Производственная практика
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Иностранный язык в сфере юриспруденции Экономика, Профессионально-ориентированная риторика, Педагогика, Психология Психология профессионального общения, Профессиональная этика, Социология, Учебная практика Производственная практика
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Профессионально-ориентированная риторика, Политология, Психология, Педагогика Психология профессионального общения, Философия, Профессиональная этика, Социология, Учебная практика, Производственная практика
ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Иностранный язык в сфере юриспруденции, Менеджмент, Политология Психология, Педагогика Психология профессионального общения, Философия, Социология, Учебная практика Производственная практика
ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Иностранный язык в сфере юриспруденции, Педагогика, Психология, Политология Психология профессионального общения, Философия, Профессиональная этика, Социология
Профессиональные компетенции
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Психология Профессиональная этика Социология Учебная практика, Производственная практика
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Психология   Профессиональная этика, Учебная практика, Производственная практика
ПК-19 способен эффективно осуществлять правовое воспитание Иностранный язык в сфере юриспруденции, Психология Педагогика Учебная практика, Производственная практика

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

Содержание дисциплины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Юридическая психология: учебник / И. И. Аминов [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Юридическая психология: сб. задач, тестов и контрол. работ / Ом. юрид. ин-т; сост.: С. Г. Лафи, М. Ю. Трофимов. - Омск, 2010. - 68 с.

2. Рогозина Т. И. Юридическая психология [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов (сб. задач и тестовых заданий) / Ом. юрид. акад.; сост. Т. И. Рогозина. - Омск: Ом. юрид. акад., 2013. - 91 с.

3. Рогозина Т. И. Юридическая психология [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов (крат. курс лекций) / Т. И. Рогозина; Ом. юрид. акад. - Омск: Ом. юрид. акад., 2013. - 84 с.

4. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Шиханцев Г. Г.- Электрон. текстовые данные. -М.: Зерцало-М, 2006. - 272 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4034.

5. Сорокотягин И. Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2011. - 224 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2616.

6. Антонян Ю. М. Мотивация поведения осужденных [Электронный ресурс]: монография/ Антонян Ю.М., Колышницына Е.Н. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 144 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8768.

7. Ахмедшин Р.Л. Юридическая психология [Электронный ресурс]/ Ахмедшин Р.Л. - Электрон. текстовые данные. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011. - 228 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13917.

 

в) рекомендуемая литература:

1. Аминов И. И. Юридическая психология: учеб. пособие / И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 415 с.

2. Антонян Ю. М. Мотивация поведения осужденных: монография / Ю. М. Антонян, Е. Н. Колышницына. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 143 с. - (Научные издания для юристов)

3. Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник / В. Л. Васильев; Санкт-Петербург. ун-т МВД России. - 6-е изд., перераб. и доп.. - СПб.: Питер, 2009. - 604 с.. - (Учебник для вузов)

4. Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст]: учебник / М. И. Еникеев. – М.: Норма, 2005. – 501 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN5-89123-258-8

5. Курбатов, В.И. Юридическая психология [Текст]: учеб.пособие / В. И. Курбатов. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 461 с. – ISBN5-91131-091-0

6. Романов, В. В. Юридическая психология [Текст]: учебник / В. В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 588 с. – (Institutiones). – Прил.: с. 557–588. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN5-7975-0659-9

7. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ю. В. Чуфаровский. - М.: Проспект, 2011. - 256 с.

8. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст]: учебник / Ю. В. Чуфаровский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 470 с. – Прил.: с. 457–461. – Библиогр.: с. 462–466. – ISBN5-482-00103-2

 

г) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронно-библиотечные системы:

http://www.psychiatry.ru/library (библиотека литературы по психиатрии и психологии)

http://www.iprbookshop.ru – электронно-библиотечная система IPRbooks.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Мультимедийные средства.

2. Ноутбук для каждого студента.


Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Юридическая психология»

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

I. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

 

Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов по темам №1-7.

Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности по темам №1-7.

Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений по темам №3-7.

Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы по темам № 2-7.

Индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента (для студентов желающих участвовать в научных конференциях и межвузовской олимпиаде по психологии).

Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи по темам №1,2,5.

Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий по теме №4.

Интерактивные технологии:

1. работа в малых группах – 6 часов;

2. лекции с проблемным изложением – 16 часа;

3. деловые игры – 2 часа;

4. использование средств мультимедиа – 32 часа;

5. метод – проектов – 6 часов.


Виды и содержание учебных занятий

Теоретические занятия (лекция) 2 часа. По технологиимеждисциплинарного обучения. Типы (сочетание): информационная, проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация.

 

Объем изучения личности

1. Социально-демографические данные. Время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства. Материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).

2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

4. Внешние (физические) данные. Лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица). Рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте). Вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный). Голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, картавый, гнусавый, наличие заикания и др.). Манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление). Одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен). Татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).

5. Жизненный путь. Родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т. д.). Детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т. д.). Школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних). Учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки). Трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность). Семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

6. Образ жизни. Семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т. д.). Профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни. Политическая и общественная активность (активен - пассивен и т. д.). Проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т. д.). Материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т. д.).

7. Поведение. Нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.). Поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается). Поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т. д.). Поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т. д.). Волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т. д.).

8. Направленность личности. Доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении). Ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка). Материальные ценности (деньги, вещи, собственность). Мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т. д.). Интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).

9. Способности. Интеллектуальные способности: уровень образования, эрудиция, качества ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др. Свойства памяти - точность, легкость, прочность запоминания. Свойства воображения - склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения и т. д.). Специальные способности (организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные - способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т. д.).

10. Темперамент. Общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый). Склонность к лидерству (отсутствие склонности). Работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает). Эмоциональность - сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения. Преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное. Способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т. д.

11. Характер: Отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию, жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость, внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность, миролюбивость и т. д). Отношение к себе (самооценка - считает себя лучше других, хуже, таким, как все). Уровень притязаний (высокий, низкий, средний). Самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.). Отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив, безответственен, разболтан и т. д.). Отношение к вещам (бережливость, расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство, аккуратность, неряшливость и т. д.).

 

Практические и семинарские занятия 2 часа. Типы (сочетание): кейс-метод, с применением затрудняющих условий (временные ограничения, информационная недостаточность), групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.

 

Эмоции и чувства. Аффект.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Эмоциональные явления. Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс. Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах. Аффект - переживания имеющие определенные внешние причины и поводы для возникновения (например, угроза пьяного супруга в отношении жены в присутствии несовершеннолетней дочери и демонстрация им топора в руке привела к тому, что дочь наносит кухонным ножом удар в грудь отца и убивает его. Состояние сильного душевного волнения или физиологического аффекта. При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровня самоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе (ст.ст.107,113 УК РФ) при квалификации преступлений и назначении наказания.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия. Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение - равнодействующая многих эмоций, отличается длительностью, устойчивостью, образует как бы эмоциональный фон для прочих психических явлений (мотивационных, познавательных, волевых). Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: реакция тревоги; сопротивление;истощение.По мнению Г. Селье, стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности. Стресс (стрессовое состояние) - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора (неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п.). Отрицательные переживания, с которыми связан стресс, вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Факторы возникновения эмоций. На возникновение эмоций влияют следующие факторы: индивидуальные (типологические) особенности субъекта; фактор времени; характер потребностей;уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т.д.П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис)], где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Функции эмоций. Эмоции выполняют следующие функции: отражательно-оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную (замещающую), побудительную, функцию "аварийного" разрешения ситуаций, дезорганизующую, предвосхищающую, эвристическую, функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения, функцию активации и мобилизации организма, экспрессивную. В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений (восприятия, памяти, мышления), для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей. Эмоции выполняют две основные функции: сигнальную (выделение человеком из внешнего мира значимых для удовлетворения потребностей человека объектов или, наоборот, объектов, представляющих угрозу для безопасности) и регулятивную (эмоции могут переводить активность человека в иной режим, например, усталость, утомление может быть снято эмоциями страха или опасности и т.д.). Можно проводить следующую классификацию эмоций по разным основаниям:

1. по влиянию на деятельность - стенические (повышающие продуктивность деятельности) и астенические (снижающие результаты деятельности);

2. по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (например, любовь и ненависть одновременно), неопределенные (удивление, недоумение и т.д.);

3. по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические (связанные с деятельностью), интеллектуальные (связанные с познанием), эстетические;

4. по интенсивности эмоциональных проявлений - эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими);

5. по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть.

Страсть - сильные и продолжительные эмоции, целенаправленные на определенный объект (например, страсть к накопительству) или на другого человека, выражающиеся в проявлении любви, привязанности и т.д. Каждый человек может быть счастлив, умея управлять своими эмоциями. Ученые Гарвардского университета в США в результате многолетнего эксперимента и наблюдения за большой группой выпускников университета сформулировали универсальный "рецепт счастья». Он состоит в следующем: необходимо воспитывать у себя умение встречать беду, никогда не впадать в озлобленность, не винить других, не накапливать примеры несправедливости судьбы, не стимулировать бодрость, но и не превращаться в нытика, досаждающего всем жалобами на жизнь. Нельзя относиться к неприятностям пассивно. Стремление к их преодолению само по себе содержит противоядие от депрессии. Реакция взрослого человека на конфликт, на трудную ситуацию всегда должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому импульсу. Путь к эмоциональному комфорту и счастью очень прост - это прагматическое и реалистическое отношение к жизни.

 

Волевая сфера личности.

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

· допсихические непроизвольные реакции;

· образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

· речемыслительный уровень регулирования.

3.Волевая регуляция.

Специфика волевого регулирования. Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. Волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности. Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

· когнитивный;

· эмоциональный;

· поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

· побуждение и осознание цели;

· борьба мотивов;

· акт принятия решения;

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.125 с.)