Глоссарий (терминологический словарь) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий (терминологический словарь)



Абазия (от греч. а – отрицат. частица, basis – ходьба) – нарушение способности ходить при сохранности других движений ног; встречается чаще при диссоциативном расстройстве (истерия).

Абулия (от греч. аbulia – нерешительность) – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. Тяжелая А. – существенный признак кататонической формы шизофрении, циркулярного психоза.

Агнозия (от греч. а – отрицат. частица и gnosis – знание) – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

Аггравация (от лат. aggravatio отягощение) субъективное преувеличение тяжести реально существующего заболевания или дефек­та. Нередко выступает симптомом психич. нарушений, в частности пси­хопатий.

Аграмматизм (от греч. agrammatos нечленораздельный) на­рушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматич. системы языка. Различают импрессивный А. ошибки в понимании значения грамматич. конструкций, а также экспрес­сивный А. ошибки в грамматич. оформлении активной речи. А. воз­никает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головно­го мозга. Обычно является симптомом афазии, у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате спец. вос­становительного обучения.

Акинезия, акинез (от греч. а - приставка со значением отрица­ния и kinesis движение) полная утрата двигательной активности; крайне выраженная форма гипокинезии.

Акцентуация характера чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим. А. х. граничит с психопатией. От последней отличается отсутствием свойственного психопатиям сочетания трех при­знаков: стабильности во времени, тотальности проявлений и социальной дезадаптации.

Амнезия (от греч. а- приставка со значением отрицания и mneme память) расстройство памяти, неспособность к воспомина­нию. Выступает проявлением патологич. состояния мозга, к-рое может быть вызвано как физич. нарушениями, так и психогенными воздействи­ями. Различают общую и частичную А. Общая А. глубокое расстрой­ство памяти проявляется в полной неспособности как вспомнить ка­кое-либо событие или факт из прошлого опыта, так и запомнить что-ли­бо новое. Частичная А. охватывает круг событий, предшествовавших на­рушению мозговой деятельности (ретроградная А.) либо последовавших непосредственно за ним (антероградная А.). Так называемая фиксацион­ная А. охватывает события и явления, эмоционально связанные с психотравмирующей ситуацией. А. следует отличать от гипомнезии ослаб­ление памяти, к-рое нередко сопутствует ЗПР или олигофрении.

Анамнез психологический (от греч. воспоминание) – совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы.

Аномальные дети (от греч. anomalos неправильный) дети, имеющие значительные отклонения от нормального физич. и психич. развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными де­фектами, и вследствие этого нуждающиеся в спец. условиях обучения и воспитания.

Антиципация (от лат. аnticipation – предвосхищаю) – понятие, означающее представление о предмете, явлении, результате действия, возникающее еще до того, как они будут реально восприняты и осуществлены.

Апраксия (от греч. а – отрицат. частица и praxis – действие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.

Астазия (от греч. а – отрицат. частица и stasis – стояние) – потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела.

Аутизм (от греч. auto – сам) – термин для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении.

Афазия (от греч. а – отрицат. частица, phasis – высказывание) – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.

Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. А. развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Содержание и характер А. человека могут изменяться под влиянием воспитания. Диагностика А. является одной из характерных задач, решаемых в практике клинической психологии.

Аффилиация (от англ. affiliation – соединение, связь) – потребность (мотивация) в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви. Блокирование потребности в А. порождает чувство одиночества, бессилия и вызывает состояние фрустрации.

Бессознательное – 1) в широком смысле – те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяют два вида так понимаемого Б.: предсознательное и собственно Б.; 2) в более строгом смысле Б. может быть названо только то, осознание чего, в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Б. может быть, по Фрейду, как самое «низкое» (сексуальные и агрессивные влечения Оно), так и самое «высокое» в душевной жизни (деятельность сверх-Я).

Блоки мозга – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека (по Лурия А.Р.); включает: 1) блок регуляции уровня активации мозга; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции.

Брадикинезия (от греч. bradys медленный и kinesis движе­ние) патологическая замедленность движений при сохранной мышеч­ной системе. Часто возникает вследствие перенесенного энцефалита; вы­ступает одним из проявлений паркинсонизма. Особая форма Б. брадифразия.

Брадифразия (от греч. bradys медленный и phrasis выраже­ние) патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нару­шения баланса нервных процессов (преобладание торможения над воз­буждением). Речь страдающих Б. отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжитель­ные высказывания затруднительны. Чаще встречается при различных не­рвных заболеваниях и олигофрении. Устранение Б. возможно за счет логопедич. упражнений по коррекции речевых движений, а также мед. ме­роприятий по назначению психоневролога.

Векслера тест набор заданий для оценки умственных способ­ностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интел­лекта. Разработан Д.Векслером в 1937 г. В настоящее время употребляет­ся модифицированный вариант образца 1974 г. «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей». Содержит наряду с вербальными (словес­ными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т. п. На основании результатов выполнения теста вычисляется коэффи­циент интеллекта. Как и аналогичные методики, дает достаточно адекватную оценку наличному уровню развития интеллекта, но не может служить основанием прогноза умственного развития.

Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.

Внутренняя картина болезни (синоним – субъективная концепция болезни) – отражение в психике больного своей болезни. Понятие «В. к. б.» ввел в клиническую медицину А.Р. Лурия, выделяя в ее структуре сенситивный и интеллектуальный уровни.

Гипокинезия, гипокинез (от греч. hypo ниже и kinesis движение) снижение двигательной активности. Затруднения движений при Г. могут быть вызваны различными причинами это параличи, не­подвижность суставов, а также боли разного происхождения, сопровож­дающие моторные акты. Иногда Г. возникает на почве психич. травмы. Крайне выраженная форма Г. акинезия (полная утрата двигательной активности, неспособность к произвольным движениям). Лечение обус­ловлено характером заболевания, вызвавшего Г.

Гипомимия (от греч. hypo ниже и mimikon выразитель­ный) ослабление мимики (выразительных движений лица) за счет снижения иннервации лицевой мускулатуры. Возникает вследствие раз­личных поражений ЦНС, при параличах и парезах лицевого нерва. Мо­жет выступать симптомом психич. заболевания. Крайне выраженная форма амимия (полное отсутствие мимики).

Глубинная психология – ряд направлений в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов, побуждений, мотивов, стремлений в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности.

Госпитализм синдром психич. и физич. отсталости, возника­ющий в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское уч­реждение (дом ребенка, больницу и т. п.). Проявления Г. запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т. п.), а также низкие антропометрич. показатели, рахит и др. В особо тяжелых случаях Г. приводит к пси­хич. заболеваниям (младенческие маразмы), возрастанию частоты ин­фекционных заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Декомпенсация (от лат. de - ставка со значением отсут­ствия и compensatio уравновешивание) процесс, обратный компен­сации, расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушения компенсации. Возникает, как правило, при ухуд­шении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособитель­ных реакций.

Деменция (от лат. dementia – безумие) – приобретенное слабоумие, которое проявляется в ослаблении познавательной способности, обеднении чувства, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.

Депрессия (от лат. depressio подавление, угнетение) болез­ненное психич. состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Д. сопутствует многим психич. заболеваниям. Иногда Д. сопут­ствуют бред и аутоагрессия. Лечение медикаментозное и психотерапевти­ческое.

Различают функциональные состояния Д., возможные при нормаль­ном психич. функционировании, и патологическую Д., являющуюся од­ним из основных психиатрич. синдромов.

Депрессивный синдром – при Д. синдроме заторможена психическая деятельность, нарушена аффективная сфера. Крайним выражением заторможенности является депрессивный ступор.

Депривация (от позднелат. deprivatio лишение) психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возмож­ностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психич. потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Дереализация (от лат. de – отсутствие чего-либо, realis – действительный) – нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным.

Дидактогения негативное психич. состояние учащегося, вы­званное нарушением пед. такта со стороны учителя (воспитателя). Д. выражается в повышенном нервно-психкч. на­пряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказы­вается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возник­новения Д. лежит психич. травма, полученная учеником по вине педаго­га. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей, при­чем Д. нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в спец. лечении, в частности методами психотерапии.

Дизартрия (от греч. dis-приставка, означающая расстройство, и arthron сочленение) расстройство артикуляции, вызванное недоста­точной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различ­ных органич. поражений ЦНС. В зависимости от локализации участка поражения различают бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамид­ную, мозжечковую и корковую Д. Бывает выражена в различной степе­ни — от нечеткого произношения отдельных звуков до полной неспособ­ности произношения звуков (анартрия). Д. сопутствуют изменения темпа и интонации речи, нарушения звуко-слоговой структуры высказывания, что делает речь крайне непонятной.

Дисморфофобия (от греч. dis-приставка, означающая рас­стройство, морфо вид, форма и фобия страх) болезненное пере­живание своего физического несовершенства, недостатков внешности, в по­давляющем большинстве случаев не имеющее реальных оснований. Впер­вые явления Д. изучены и подробно описаны П. Жане в начале XX в.

Дисплазия ( от греч. dis-приставка, означающая расстройство, и plasis образование) обобщенное понятие, к-рым обозначается ши­рокий круг явлений неправильного роста и развития (отклонения орга­нов от нормальной формы и размера и т. п.).

Диссимуляция (от лат. dissimulatio – сокрытие) – сознательное стремление человека скрыть свои болезненные расстройства, симптомы психических заболеваний.

Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка. З. п. р. – парциальное недоразвитие ВПФ, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.

Защита психологическая – система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Инфантилизм (от лат. infantilis детский) сохранение в орга­низме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту. Физический И. бывает вызван инфекционными заболеваниями, инток­сикациями, неполноценным питанием и т. п. И. проявляется в задержке роста, к-рая впоследствии, как правило, компенсируется. Психический И. представляет собой отставание в личностном развитии (общее гар­монический И.; характеризующееся специфич. отклонениями дисгар­монический И.: истерический, психопатический и др.); преимуществен­но обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное пед. воздействие.

Истерия заболевание, относящееся к группе неврозов и проявля­ющееся в различных психич. отклонениях, нарушениях двигательной сферы и функций внутренних органов и др. Дети, склонные к И., как правило, возбудимы, капризны, способны на противоречивые действия. Болезнь проявляется в повышенной раздражительности в сочетании с волевыми расстройствами (абулия). При И. часто возникают характерные припадки, к-рые следует отличать от эпилептических. Возможны также функциональные расстройства речи, зрения, слуха, двигательной сферы. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии.

Кататония, кататонический синдром (от греч. katatonos натянутый, напряженный) психич. расстройство с преоблада­ющим нарушением двигательной деятельности. Сопутствует шизофрении и психозам. Проявляется в виде двух сменяющихся форм обездвиженность и возбуждение.

Клиническая психология (от греч. kline – постель, больничная койка) – термин, получивший распространение в психологии, обозначающий достаточно широкую область прикладной психологии, имеющий дело с диагностикой отклонений в психическом и личностном развитии, коррекцией и психотерапией, психопрофилактикой и социально-психологической реабилитацией лиц с широким спектром психических расстройств.

Компенсация функций - возмещение недоразвитых, нару­шенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.

Латерализация функций головного мозга – процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности.

Личности нарушения – нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при психических заболеваниях и локальных поражениях головного мозга. Выражаются в изменениях поведения: снижение активности, критичности, изменение направленности и перестройка структуры мотивационной сферы, нарушение самооценки и др.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - нарушение фун­кции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов. Поскольку в данном случае отсутствуют грубые органич. повреждения, диагноз, как правило, ставится не сразу после рождения. Наиболее частое проявление ММД гипердинамический синдром.

Неврастения одна из форм невроза, характеризующаяся нару­шениями мотивационно-волевой сферы: робостью, пассивностью, неуве­ренностью в себе. Отрицательные переживания при Н. приводят к вегетососудистой дистонии, нарушениям функций внутренних органов. Ле­чение, направленное на купирование сомотич. симптомов, как правило, малоэффективно; действенный эффект достигается снятием внутреннего конфликта психогенного характера.

Неврозы – группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Невропатия, врожденная детская нервность бо­лезненное состояние, вызванное нарушением функций вегетативной не­рвной системы. Причины возникновения Н. разнообразны, однако пред­полагается, что Н. главным образом возникает вследствие нарушений развития ЦНС во внутриутробном периоде. По нек-рым наблюдениям, встречается почти вдвое чаще у мальчиков, чем у девочек. Диагностиру­ется уже на ранних этапах развития на основании следующих показате­лей: нарушение сна и вскармливания, недостаточная регуляция физиологич. отправлений, контрастность поведения и эмоциональная нестабиль­ность, повышенная двигательная активность, предрасположенность к ал­лергии, чрезмерная чувствительность, а также нарушения терморегуля­ции. Дети, страдающие Н., обычно предрасположены к неврозам и закреплению вредных привычек. При правильном воспитании Н. обычно проходит к началу школьного возраста.

Нозологическая форма – абстрактное, обобщенное описание идеальной модели болезни.

Олигофренический плюс, псевдоолигофрения отставание в умственном развитии, характерное для детей, страдающих шизофренией. В стадии обострения болезни у ребенка нарушается проте­кание познавательных процессов, он плохо усваивает и перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умени­ями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значительно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов, хотя и не страдают слабоумием. Данное явление изучалось дет. психиатром Т.П. Симеон и названо ею «О. п.».

Олигофрения недоразвитие сложных форм психической де­ятельности, обусловленное патологической наследственностью, органи­ческим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ран­них этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от О. струк­туру дефекта). При О. органическая недостаточность мозга носит непро­грессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны к разви­тию, к-рое подчинено общим закономерностям психич. развития ребен­ка, но имеет специфич. особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы О. Наиболее тяжелая идиотия. Дети-идиоты нуждаются в постоянном на­блюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социаль­ной защиты. Менее тяжелая степень О. имбецильность. Детям-имбецилам при правильном воспитании удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориен­тироваться в жизни у них ограничена, они нуждаются в постоянной опе­ке. Наиболее легкая форма О. дебильностъ. Дети-дебилы составляют основную массу учащихся вспомогательных школ. В процессе обучения и воспитания они достигают достаточного уровня развития, чтобы приспо­собиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть не­сложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.

Паркинсонизм, болезнь Паркинсона хроническое прогрессирующее заболевание ЦНС, характеризующееся расстройствами в двигательной сфере. Впервые описан в 1817 г. Дж. Паркинсоном под названием «дрожательный паралич». Возникает в результате травм и опу­холей мозга, отравлений, перенесенного энцефалита; при этом поража­ются подкорковые структуры головного мозга. Типичные симптомы: дрожание рук и ног, повышенный мышечный тонус, слюнотечение, амимия, замедленность движений и речи. Характерна походка больных: они передвигаются мелкими шажками. Медикаментозное лечение не всегда эффективно. В ряде случаев П. успешно купируется хирургич. разруше­нием ограниченной зоны в подкорковых структурах мозга.

Патологическое формирование характера - негативное изменение характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания. Нередко встречается у аномаль­ных детей как следствие переживания ребенком своего дефекта. Необхо­димо отличать П. ф. х. от психопатии.

При устранении или смягчении психотравмирующей ситуации, со­здании благоприятных условий развития личности явления П. ф. х. прак­тически полностью компенсируются.

Персеверация (от лат. perseveratio упорство) навязчивое по­вторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания. Термин предложен в 1894 г. А. Нейсером, хотя на обозна­чаемые им явления указывал еще Аристотель.

Явления П. иногда возникают в рамках нормальной психики, напр., при переутомлении. У маленьких детей вследствие инертности нервных процессов (сохранения возбуждения после прекращения действия раз­дражителя) отдельные проявления П. также не выступают симптомами па­тологии (ребенок часто требует многократного повторения понравившегося действия и т. п.). П., однако, может выступать одним из проявлений рече­вых, двигательных и эмоциональных расстройств, в частности при пораже­нии головного мозга, а также при глубокой умственной отсталости (в виде однообразных движений и действий, повторения слов и т. п.).

Пограничная умственная отсталость термин, принятый в международной классификации психич. заболеваний для обозначе­ния состояния между нормальным психич. развитием и легкой дебильностью. Диагностика П. у. о. основывается на количественном измерении интеллекта: к категории страдающих ею лиц относят тех, чей коэффици­ент интеллекта 75 80%. В отечественной дефектологии данное понятие практически не употребляется.

Полевое поведение один из симптомов нарушения эмоци­онально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуля­ции ребенком собственных действий. Полевым принято называть пове­дение, к-рое пробуждается не собственными внутренними потребностя­ми и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутству­ют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Так, зная расположение предметов в каком-то помещении, можно почти точно предсказать, какие действия в этих условиях предпримет ребенок, стра­дающий, например, РДА. П. п. характерно для детей с нек-рыми психич. расстройствами, а также с нарушениями интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П. п. искажает игро­вую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими. Пед. мероприятия по формированию произвольности поведения в значитель­ной мере способствуют устранению П. п.

Психогении (от греч. psyche душа и gemao порождаю) расстройства психики, возникающие в результате психич. травм. В каче­стве последней может выступать единовременная ситуация острого нервно-психич. напряжения, вызванная неблагоприятными внешними ус­ловиями, а также длительная ситуация, характеризующаяся накоплением напряжения под воздействием мелких раздражителей. П. чаще возника­ют на фоне ослабленности организма и нервной системы (в частности, вследствие заболевания).

Реабилитация (от лат. rehabilitas восстановление пригодности, способности) система медико-педагогач. мер, направленных на вклю­чение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к обще­ственной жизни и труду на уровне его психофизич. возможностей. Р. осуществляется с помощью мед. средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также спец. обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи Р. решаются в системе спец. учеб­но-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных де­тей, где особенности организации учебного процесса определяются спе­цификой аномального развития.

Реактивные состояния - психические расстройства, возни­кающие в результате острых стрессовых ситуаций. Внезапная опасность может вызвать у ребенка психогенный шок, к-рый проявляется в пани­ческом страхе и беспорядочном двигательном возбуждении. Причиной Р. с. могут выступать длительные психич. травмы, когда отрицательные раз­дражения небольшой интенсивности действуют постоянно и, накаплива­ясь, приводят в итоге к так называемой реактивной депрессии. В этом состоянии наблюдается временная утрата приобретенных ранее знаний и навыков; попытка постановки диагноза с помощью количественной оценки умственных способностей в этом случае может привести к невер­ным выводам о якобы низком интеллекте ребенка. Состояние реактив­ной депрессии характеризуется замкнутостью и заторможенностью, что затрудняет постановку диагноза ввиду сходства с симптомами РДА. В ле­чении Р. с. решающую роль играет устранение или смягчение психотравмирующего воздействия; лечение преимущественно психотерапевтичес­кое.

Ретардация незавершенность отдельных этапов развития, при к-рой не происходит смены более ранних форм развития более прогрес­сивными. Характерна для олигофрении и ЗПР.

Синдром (от греч. syndrome скопление, стечение) — определен­ное сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением. В совр. медицине выделяют около 1500 С.; многие из них названы именами первооткрывателей.

Сложный дефект сочетание двух и более дефектов развития, к-рое представляет собой не просто сумму дефектов, а является каче­ственно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его со­ставляющих. Дети с С. д. особая категория аномальных детей, в к-рой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидя­щие; умственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидя­щие; слепоглухие; глухие и слабослышащие с нарушением опорно-двига­тельного аппарата и др. Сочетание дефектов искажает развитие этих де­тей в значительно большей степени, чем аномальных детей других кате­горий. Их обучение и воспитание осуществляются в спец. учебно-воспи­тательных учреждениях, куда они направляются на основании заключе­ния о степени выраженности того или другого дефекта.

Суггестия (от лат. suggestio внушение) собирательный тер­мин, к-рым обозначаются различные формы эмоционально окрашенного вербального (словесного) и невербального воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния (в том числе побужде­ния к определенным действиям). С. выступает одним из механизмов психотерапии, имеющих особую эффективность в коррекции речевых расстройств. В совр. психолого-педагогич. науках термином «суггестив­ный» определяют направления коррекционного и педагогич. процесса, ориентированные на высвобождение скрытых резервов организма и лич­ности посредством разнообразных форм внушения.

Судорги – непроизвольные сокращения мышц, характеризу­ющиеся высокой степенью их напряжения. Различают тонические С. длительное напряжение мышц, и клонические С. кратковременные толчкообразные сокращения. С. возникают спонтанно как реакция на определенные внешние и внутренние раздражители; могут быть след­ствием эпилепсии, органич. поражений головного мозга. У детей легко возникают в раннем возрасте (что обусловлено незрелостью ЦНС) под влиянием инфекций, травм, психогенных воздействий.

Тик (франц. tic стереотипные непроизвольные движения в форме подергивания век, лицевой мускулатуры, плеч и др. Тики имеют различ­ное происхождение. Функциональный Т. часто сопутствует неврозам, не­вропатии, являясь искаженным внешним проявлением подавленных от­рицательных эмоций. В этом случае ЦНС не повреждена; психотерапев-тич. лечение способствует полному устранению функциональных тиков. Т., обусловленный недоразвитием ЦНС в связи с вредностями внутриут­робного периода, исчезает по мере созревания нервной системы. Орга­нический Т. возникает в результате травмы головного мозга. За исключе­нием редких, особо тяжелых случаев, тики устраняются при правильном лечении и благоприятных условиях воспитания.

Умственная отсталость – стойкое, необратимое, обусловленное Ц. н. с. нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального.

Фобии навязчивые неадекватные переживания страхов конкрет­ного содержания, возникающие в определенной фобической обстановке и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердце­биение, повышенная потливость и т. п.). Различают нозофобии страх заболеть (канцерофобия боязнь рака, кардиофобия страх перед сер­дечными заболеваниями и др.); социофобии страх публичных выступ­лений, страх покраснеть и т. п.; боязнь пространства (клаустрофобия боязнь закрытых помещений, агрофобия страх открытого простран­ства) и др. В поведении выражаются в действиях, цель к-рых избежать предмет фобии или уменьшить страхи с помощью навязчивых, ритуали­зированных действий (напр., навязчивое мытье рук). Встречаются в рам­ках психозов и органич. поражений головного мозга; в этих случаях пре­одоление страхов достигается при купировании основного заболевания. Могут быть одним из симптомов неврозов: в жесткие рамки фобии не­вротик как бы прячется от неразрешимого для него конфликта. В боль­шинстве случаев невротические Ф. проходят при квалифицированном психотерапевтическом вмешательстве.

Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, к-рые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей. Ф. возникает в ситуации конфликта, когда стремление к удовлетворению потребности наталкивается на непреодо­лимые (или субъективно воспринимаемые как таковые) препятствия. Проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования и т. п. и таким образом дезорганизует поведение.

Шизофрения (от греч. schizo расщепляю и phren ум, разум) психическое заболевание, характеризующееся глубокими изме­нениями личности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психич. процессов, нарушение мышления), раз­личными продуктивными симптомами (бред, галлюцинации и др.). Термин предложен в 1911 г. Э. Блейлером; одним из первых Ш. исследовал Э. Крепелин, считавший ее необратимой и прогрессирующей формой раннего слабоумия (эта гипотеза впоследствии была опровергнута).

Течение болезни может быть непрерывным, периодическим, присту­пообразным или смешанным. Детей, страдающих Ш., отличает странное и нелепое поведение, неожиданные реакции на окружающие явления, нарушения контактов с внешним миром, необычные интересы. Иногда наблюдаются психомоторные расстройства.

В детском возрасте Ш. может приводить к слабоумию, к-рое прояв­ляется в нарушениях интеллектуальной деятельности в сочетании со специфич. симптомами личностной патологии. Шизофрения, слабоумие следует отличать от отставания в умственном развитии, вызванного нару­шениями познавательной деятельности в период обострения болезни (см. Олигофренический плюс).

Диапазон индивидуальных проявлений Ш. очень широк. При при­ступообразном и периодическом течении болезни часть детей способна к обучению в массовой школе при условии повышенного внимания к их поведению (в отдельных случаях особенности поведения диктуют необ­ходимость индивидуальной формы обучения). Дети-шизофреники с вы­раженным слабоумием и умеренно выраженными психотическими сим­птомами обучаются во вспомогательной школе.

Экзогенные расстройства – род психических расстройств, при которых этиологический фактор, действуя из внешней материальной среды, при взаимодействии с организмом вызывает его повреждения, которые и формируют патогенез болезни и ее клинику.

Эндогенные расстройства – род психических расстройств, патогенез которых обусловлен в основном изначально внутренними механизмами, сформированными генетически.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.044 с.)