Раздел 7.02 Психофизиологические меры улучшения условий труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7.02 Психофизиологические меры улучшения условий труда



Основные условия высокоэффективной деятельности и сохранения здоровья служащих с точки зрения психофизиологии следующие.

1. Общественное признание полезности труда, подкрепленное материальным и моральным поощрением, созданием соответствующего психофизиологического климата, обеспечивающего нормальные взаимоотношения между членами коллектива, подчиненными и руководителями подразделений.

2. Постепенное вхождение в труд. Скорость вхождения в работу определяется временем формирования доминанты, обеспечивающей конкретный вид трудовой деятельности.

Чем сложнее деятельность служащего, тем выше требования к условиям труда вообще, и в период врабатывания в частности. Причинами длительного врабатывания могут быть как состояние организма самого человека (переутомление), так и различные элементы условий труда, например отсутствие тишины, неупорядоченные во времени контакты с сотрудниками, неожиданные вызовы на совещание и т.п.

3. Работу следует начать по возможности с более простых элементов, переходя постепенно к более сложным. Необходимо учитывать, что без соответствующих условий труда творческая деятельность может складываться и заменяться различными более простыми видами труда.

4. Соблюдение ритма работы. Ритмичный труд менее утомителен и более производителен по сравнению с трудом неритмичным. Отвлечения и помехи могут снизить продуктивность труда даже при относительно несложных видах умственной деятельности, какими являются, например, машинопись, копирование чертежей и т.п. Многие работники управленческого аппарата не принимаются за серьезную, например аналитическую, работу, пока у них нет уверенности в том, что они смогут выполнить ее необходимое время без отвлечений.

Ритмизация труда работников в течение рабочего дня, недели, месяца обеспечивается проведением направленных на это организационно-технических мероприятий, улучшением оперативного планирования в организации, сопряженностью в работе ее частей, равномерной загрузкой работников, исключающей штурмовщину.

Вместе с тем существуют виды труда с жестким ритмом работы, который задается несколькими контрольными сроками выполнения задания в течение рабочего дня, почасовым нормированным заданием, ежедневным большим объемом работы. В результате возникают дефицит времени, нервно-эмоциональное напряжение, повышенная утомляемость. Поэтому современная тенденция повышения содержательности труда должна быть связана с уменьшением жесткости временной регламентации работ, так как ужесточение регламента влечет за собой упрощение деятельности, уменьшение доли творчества.

5. Соблюдение нормального чередования труда и отдыха. Закономерности работы головного мозга требуют, чтобы умственный процесс развертывался длительно. Инерционность работы мозга в силу сложившейся доминанты определяет возможность продолжения работы (особенно творческой) и во время перерывов, и после окончания рабочего дня. При большом интересе к решаемой задаче ее продумывание может происходить довольно длительное время: и по дороге на работу, и во время посещения театра, и т.д. В связи с этим для профилактики возможного переутомления большое значение приобретает правильный распорядок рабочего дня, позволяющий исключить это явление за счет рационального распределения форм нагрузки и отдыха.

Смена форм деятельности в качестве активного отдыха должна быть специфичной в зависимости от характера и организации трудового процесса. В тех случаях, когда работник сам полностью определяет и планирует трудовой процесс, она достигается выполнением в течение рабочего дня работ различной степени сложности и интенсивности. Чтобы смена форм деятельности выполняла роль активного отдыха, необходимо учитывать ряд физиологических требований:

введение смены форм деятельности необходимо осуществлять с учетом возраста работника. У молодых людей этот прием дает более эффективные результаты. С возрастом пределы положительного влияния активного отдыха резко сокращаются, и его действие проявляется только в некоторых, очень узких оптимальных нагрузках;

при совмещении работ наилучший результат достигается при замене более интенсивной работы менее интенсивной, более высокого темпа – менее высоким, более трудной и сложной – простой, более монотонной – менее монотонной работой;

чередуемые работы должны отличаться по характеру рабочей позы, по содержанию нагрузки.

Работы, требующие длительного врабатывания, заменяются другими в течение недели или через более длительные промежутки времени. Переход к новой форме деятельности необходимо приурочивать к определенным этапам в работе, например, после обеденного перерыва, после выходного дня. В этом случае не нарушается сложившийся ритм жизненных функций и переход к новой работе по существу совпадает с периодом врабатывания и происходит быстрее.

Большинство видов работ служащих протекает в условиях отсутствия двигательной активности, что само по себе является неблагоприятным фактором условий труда.

В то же время умственной деятельности часто сопутствуют эмоции при постановке задач, ожидании результатов, сопоставлении прогнозируемых и реальных результатов труда. Эмоции порождаются вследствие споров, критики или защиты концепции, взаимоотношений с другими членами коллектива, самооценки целесообразности своего труда и т.д. Являясь сильным стимулом всех процессов организма (экдокринных, гуморальных, нервно-мышечных), эмоций при отсутствии двигательной активности могут вызывать стрессовые состояния и вследствие этого заболевания внутренних органов, неврозы и т.д.

Отрицательные последствия эмоционального перенапряжения более характерны для организаторов, руководителей производства, имеющих постоянные контакты с людьми. Для этой категории работников большую роль в регулировании эмоциональных реакций играют самообладание, культура общения, психологический климат в коллективе, организация труда и быта.

Важным регулятором поведения человека являются его волевые качества, способность контроля и способность сдерживать развитие неблагоприятного эмоционального состояния, которое легче предупредить, чем преодолеть на стадии кульминации.

Труд работников управления, его результативность, а также функциональное состояние тесно связаны с взаимодействием эмоций, воли, интеллекта, профессиональной компетенции. В связи с этим особое значение на современном этапе приобретает наряду с обучением правильное воспитание личности, ее волевых качеств, навыков психического регулирования своего состояния.

При решении вопросов организации труда с учетом человеческого фактора необходимо принимать во внимание ограничители умственной деятельности. К психофизиологическим ограничителям относятся: показатель снижения работоспособности (показатель утомления), показатель надежности функционирования человека в системах разной стабильности, показатели усталости, психических и эмоциональных состояний.

Ограничителем интенсивности умственного труда может служить показатель утомления (снижение работоспособности), который определяется по данным физиологических исследований и теоретически может изменяться от 1 до 100 относительных единиц (отн. ед.).

Практически зарегистрированный диапазон изменений работоспособности для разных видов физического и умственного труда лежит в пределах от 10 до 77 отн. ед. Отдельно для видов умственного труда диапазон еще меньше – от 10 до 54 отн. ед. В соответствии с разработанной шкалой в пределах полученного диапазона ограничителем интенсивности простого умственного труда является показатель утомления 55 отн. ед., а сложного – 30 – 40 отн. ед. Это означает, что за названными пределами не происходит нормального восстановления работоспособности и интенсивность труда должна быть уменьшена. Показатель утомления до 26 отн. ед. означает, что при простых видах умственного труда, не осложненного нервно-эмоциональным напряжением, вероятна недогрузка человека. Та же величина для сложных видов умственного труда или с объективно необходимым нервно-эмоциональным напряжением высокого уровня не должна повлечь за собой необоснованного увеличения нагрузки, поскольку это чревато снижением надежности человека в труде, качества его работы, без которого сама деятельность становится бессмысленной.

Показатель утомления можно использовать для расчета суммарного времени на внутрисменный отдых. На этой основе осуществляется определение нормативов времени на отдых и личные надобности и построение рациональных режимов труда и отдыха.

При определении внутрисменного времени на отдых и личные потребности необходимо учитывать следующее.

Всем трудящимся независимо от вида труда выделяется 10 – 15 мин в смену на личные потребности:

время на отдых не должно быть менее 10 мин;

общее время на отдых и личные потребности должно включаться в распорядок рабочего дня для служащих всех категорий;

основой для определения времени на внутрисменный отдых является показатель утомления.

В диапазоне показателя утомления от 10 до 50 отн.ед. зависимость между этим показателем и временем на отдых описывается формулой

Т = 0,58 У,

где У – показатель утомления, отн. ед.; Т – общее время на регламентированные перерывы, мин.

Так, для сменных мастеров с загруженностью от 0,75 до 1,20 показатели утомления составляют: 23, 28 и 50 отн. ед. Рассчитанное по формуле время на отдых соответствует 13 – 30 мин. Для старших мастеров и начальников цехов показатели утомления составляют 40 – 42 отн. ед., что соответствует 23 – 26 мин на отдых.

При распределении перерывов на отдых в течение смены можно ориентироваться на типовые внутрисменные режимы труда и отдыха. Однако время перерывов не может быть четко зафиксировано без учета специфики деятельности.

При выполнении работ в неблагоприятных условиях (шум, вибрация, повышенная или пониженная температура воздуха) необходимо создавать специальные комнаты отдыха, где служащие более эффективно могли бы использовать регламентированные перерывы.

Для руководителей, труд которых характеризуется такими особенностями, как оперативность управления, выполнение ряда работ в строго определенное время и наличие творческих элементов, требуется для правильного их сочетания при рациональном использовании времени четкий распорядок дня. При четком регламенте фиксируются во времени основные элементы трудового процесса и сохраняется возможность гибкого планирования работы с учетом производственных ситуаций. Регламент включает время на отдых. Кроме того, следует предусматривать проведение более сложных работ в периоды менее выраженного утомления. Более простые элементы деятельности без ущерба для качества их выполнения могут быть выполнены на фоне большего утомления.

Для специалистов – инженеров-конструкторов, технологов, экономистов, работающих в свободном режиме, и др. – общее время на регламентированный отдых должно составлять 20 – 25 мин.

При напряженной умственной деятельности рекомендуются через каждый час работы перерывы на 5 – 10 мин для активного отдыха (гимнастика, прогулка).

Для технических исполнителей рекомендуются регламентированные перерывы общей продолжительностью 25 – 36 мин в смену в соответствии с режимами труда и отдыха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.013 с.)