Вопрос 1 История возникновения и сущность маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 История возникновения и сущность маркетинга



Вопрос 1 История возникновения и сущность маркетинга

В экономической литературе маркетинг появился на рубеже 19-20 в.в. Причины:

  • Крупный рост промышленности;
  • Первые серьезные кризисы перепроизводства;
  • Усиление конкуренции.

Становление маркетинга как науки связано с выделением его в отдельные курсы в начале 20в. в ведущих университетах США: Гарвард, Иллинойс, Мичиган.

1926 г. -создание Национальной ассоциации маркетинга и рекламы США

40-60-е г.г. 20 в. аналогичные ассоциации были созданы в Зап.Европе. и Японии. Возникли международные ассоциации: Европейская, Всемирная.

1976 г. - создана секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР.

80-е г.г. - в ряде экономических вузов СССР вводится курс маркетинга.

Проанализировав и обобщив многочисленные определения маркетинга, можно выделить 3 наиболее важных подхода:

1. Процессный. Рассматривает маркетинг как экономический процесс, направленный на удовлетворение потребностей потребителей посредством обмена. (Котлер)

2. Функциональный. Рассматривает маркетинг как хозяйственную функцию (наряду с функциями как производство, финансы, кадры), которая заключается в совершенствовании продукции, ценообразования, распределения и продвижения продукции.

3. Философский – рассматривает маркетинг как идеологию бизнеса, исходным пунктом которой является спрос на товары, ориентация деятельности на удовлетворение потребностей потребителей.

Таблица 1.1 Эволюция маркетинга как концепции управления

Концепции маркетинга Основные принципы Фокус внимания
Производственная (1860-1920 гг.) Ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступным ценам в условиях, когда спрос превышает предложение Производство
Товарная (1920-1930 гг.) Ориентация на производство качественных товаров и совершенствование потребительских свойств товара Товар
Сбытовая (1930-1950 гг.) Агрессивная политика продаж и активное продвижение продукции на рынок, интенсивное развитие сбытовой сети Процесс сбыта
Классическая или маркетинговая (1960-1980 гг.) Исследование нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами Потребности потребителя
Социально-этическая (1980-1990 гг.) Производство с учетом нужд потребителей и требований общества, исследование социальных и экологических последствий их производства и потребления Потребности потребителя + Требования общества

Выбор той или иной концепции маркетинговой деятельности зависит от целей и задач предприятия, от экономической ситуации в стране, от степени насыщенности рынка, от конкуренции на рынке, от степени влияния государства на рыночные процессы и т.п.

Вопрос 2. Принципы и функции маркетинга

Принципы маркетинга являются фундаментом производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности. Основными из них являются:

1. Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей

2. Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, т.е. наличие долговременных целей.

3. Комплексный подход к достижению поставленных целей на основе анализа потребностей рынка, изучения товара, рекламы, стимулирования сбыта.

4. Максимальный учет условий рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него.

5. Быстрая и эффективная реакция на изменения внешней среды.

Функции маркетинга

− аналитические, связанные с анализом внешней и внутренней среды фирмы; изучением покупателей, конкурентов, изучение поставщиков и посредников; анализом товаров и услуг.

− производственно-сбытовые – организация разработки новых товаров, их производство, сбыт, послепродажное обслуживание, разработка и реализация ценовой политики, формирование спроса, стимулирование сбыта.

− управления и контроля – стратегическое и тактическое планирование; контроль маркетинговых решений; разработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности.

Вопрос 3. Процесс управления маркетингом

Управление маркетингом – это совокупность мероприятий по анализу, разработке, реализации и контролю над установлением и поддержанием выгодных обменов с целевыми рынками и достижению целей организации.

Представляет собой цепочку взаимосвязанных этапов.

ЭТАП №1 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

1. Проведение маркетинговых исследований

2. Оценка маркетинговых возможностей

ЭТАП №2 ОТБОР ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ

1. Оценка и прогнозирование спроса (оценка нынешнего и будущего размера рынка).

2. Сегментирование рынка

3. Отбор целевых сегментов рынка

4. Позиционирование товара на рынке (обеспечение товару четко отличного от других места на рынке и в сознании целевых потребителей).

 

ЭТАП №3 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА: ТОВАР, ЦЕНА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, КОММУНИКАЦИИ

 

ЭТАП №4 ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Планирование маркетинга.

2. Организация службы маркетинга

3. Система маркетингового контроля.

Рассмотрим подробнее этап разработки комплекса маркетинга.

Товарная политика предусматривает принятие решений по проблемам оптимизации ассортимента товаров, повышению их конкурентоспособности, разработки и внедрения на рынок новых товаров, использование товарной марки и упаковки.

Ценовая политика подразумевает определение уровня и динамики изменения цены применительно к конкретному товару и сегменту рынка.

Сбытовая политика подразумевает комплекс мероприятий по выбору каналов, форм и методов сбыта товара, обеспечивающих их доведение до потребителя.

Коммуникационная политика предполагает систему действий, направленных на осуществление взаимодействия со всеми субъектами рынка, основанную на использовании коммуникационных средств (рекламы, стимулирование сбыта, личные продажи, связи с общественностью, формирование имиджа и т.д.)

При разработке комплекса маркетинга необходимо соблюдать принцип согласованности.

 

Лекция 2. Маркетинговые исследования

ЛЕКЦИЯ 3. Маркетинговая среда

Структура маркетинговой среды

Маркетинговая среда - это совокупность субъектов и сил, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Маркетинговая среда состоит из:

  • внутренней среды (контролируемые факторы)
  • внешней микросреды (отчасти контролируемые факторы)
  • внешней макросреды (неконтролируемые факторы).

Внутренняя среда – часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им.

Внешняя макросреда – совокупность ситуационных факторов вне предприятия

Внешняя микросреда- совокупность субъектов, с которыми предприятие постоянно и непосредственно взаимодействует: потребители, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории.

Внешняя макросреда – факторы, с которыми предприятие не сталкивается напрямую, но которые оказывают серьезное влияние на его деятельность (экономические, политические, правовые, научно-технические, природные, социально-демографические, культурные, экологические.

Лекция 4. Выбор целевого рынка.

Вопрос 9. Понятие рынка и основные рыночные показатели

Маркетологи трактуют рынок как совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара, которые испытывают потребность в определенных товарах и имеют возможность ее удовлетворить.

Наиболее часто при исследовании рынка определяются:

  • Емкость рынка, тенденции его развития,
  • Состав покупателей, особенности их поведения и потребления товаров,
  • Предложение товаров
  • Позиции фирмы на рынке

Лекция 5. Поведение потребителей

Лекция 6. Товар и товарная политика

Классификация товаров

По общему назначению товары можно разделить на:

потребительские товары - это товары и услуги, приобретаемые для личного (семейного) пользования;

товары производственного назначения - товары, приобретаемые частными лицами и предприятиями для дальнейшей переработки, изготовления других товаров или применения в бизнесе.

Потребительские товары в зависимости от покупательскихпривычек подразделяются на товары:

· повседневного спроса- полностью потребляемые за один или несколько циклов использования;

· предварительного выбора- товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает по показателям качества, цены и внешнего оформления.

· особого спроса - товары, ради приобретения которых потребитель готов затрачивать дополнительные усилия, которым в глазах потребителя нет замены

· пассивного спроса - о которых потребитель не знает или знает, но не задумывается об их покупке.

Продукция производственного назначения в зависимости от назначения подразделяется на три группы:

· материалы - сырье, переработанные материалы и детали..

· Капитальное имущество и оборудование

· Вспомогательные материалы и услуги

Теория монетаризма.

Фридман, который считается автором теории «монетаризма», утверждал, что главную роль в определении воспроизводственного процесса играют деньги, поскольку именно они оказывают влияние на уровень цен, ставку процентов по кредитам и, в конечном счете, на уровень и темпы роста национального дохода. При этом Фридман исходил из того, что рыночная экономика способна к саморегуляции, при условии соблюдения пропорций между темпами роста производительности труда и темпами роста денежной массы в обращении.

 

Параметры цены.

Уровень цен – показатель, характеризующий абсолютную величину цены конкретных товаров в конкретный период времени.

Динамика – изменение уровня цены во времени.

Структура – соотношение элементов цены в процентах или долях

Ц= себестоимость (0,6 или 60%)+прибыль (0,15 или 15%) +налоги (0,25 или 25%)

Себестоимость - затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Прибыль - форма чистого дохода, категорию расширенного воспроизводства, необходимая для создания средств на потребление и накопление предприятий

Налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену.

Вопрос на самостоятельное изучение без контроля. Система цен

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает система взаимосвязанных цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других.

1.В зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются.

· Отпускная цена предприятия-изготовителя

· Отпускная цена оптового предприятия

· Розничная цена

С учетом условий поставки

· цены в местах производства

· цены в местах потребления

Ш. Рынок олигополии

  • небольшое количество продавцов;
  • продукция однородная, либо дифференцированная (нефть, а/м);
  • затруднен доступ новых фирм на рынок.
  • продавцы имеют возможность влиять на цену.

Назначая цену товаров фирмы, могут поступать следующим образом:

1. следование за лидером, если в отрасли имеется явный ценовой лидер

2. Стратегия координации действий при установлении цен: сговор и соглашение - создание картелей;

3. целенаправленное соперничество, вплоть до ведения ценовых войн..

IV. Рынок монополии

  • единственный продавец;
  • реализуемый продукт не имеет близких заменителей;
  • доступ новых фирм на рынок практически невозможен;
  • полный контроль над ценой и объемом продаж. Установление соотношения цены и объема, позволяющего максимизировать прибыль. MR=MC

Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка(Пригодится для решения задач контрольной работы. В перечень вопросов, выносимых на зачет не включен)

1. Индекс пороговых долей. Рынок считается конкурентным, если:

На рынке присутствует 10 и более фирм. Доля рынка одной фирмы более 31%, двух – не более 44%, трех – не более 54%, четырех – не более 63%.

2. Индекс концентрации (concentration ratio – CR). Характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке. Например, для трех крупнейших фирм

где ki, – доля i-й фирмы в отрасли в %. Для трех фирм:

Значение индекса менее 45 – нормальный уровень конкуренции, от 45 до 70 – средний уровень концентрации, выше 70 - высокий уровень концетрации

3. Индекс Линда. Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:

3. Индекс Херфиндаля–Хиршмана. Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей ( в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:

где ki – доля i-й фирмы в отрасли в %; п – количество фирм в отрасли

до 1000 – конкурентный рынок

от 1000 до 1800 – умеренная концентрация

свыше 1800 – сильная концентрация

Вопрос 19. Оценка спроса

Величина спроса - количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в конкретный период времени.

Методы вычисления уравнений спроса и предложения и построение графиков.

- табличный метод; Удобен при относительно небольшом количестве данных

-метод графического сглаживания и выравнивания По фактическим данным цены и соответствующего спроса строится график спроса, который может быть представлен в виде ломаной линии. Затем отрезки ломаной линии делятся пополам и середины отрезков соединяются, эти действия выполняются до тех пор, пока спрос в графическом изображении не будет представлен в виде прямой линии.

- аналитический метод по двум точкам с применением линейной функции спроса:

, где

; формулы для решения контрольной, для зачета учить не надо

Прямая эластичность спроса по цене − чувствительность спроса на товар в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности − изменение спроса в % при изменении цены на 1%.

Общая эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар.

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицательный, так как существует обратная связь между объемом спроса и ценой.

Эластичность спроса используется:

1. Для анализа реакции потребителя на изменение цен, определения количественных величин зависимости спроса от цены.

2. Для определения в лияния ценовой эластичности спроса на общую выручку.

  • При эластичном спросе снижение цены увеличивает спрос и выручка возрастает;
  • При неэластичном спросе происходит уменьшение выручки, т.к. потери от снижения цены не компенсируются приростом спроса.
  • При единичной эластичности выручка не изменится.

3. Для определения целесообразности повышения или понижения цен, так как в сочетании с оценкой издержек производства и реализации продукции оценка эластичности позволяет сделать вывод об изменении сумм прибыли, получаемой при разных уровнях цены, объема производства и издержек.

4. Для анализа замещения продукции, производимой предприятием.

5. Для прогнозирования цен на выпускаемую продукцию и используемые ресурсы.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками.

Вопрос 20. Оценка издержек

Расчет издержек производства товара позволяет определить нижний предел цены. Издержки представляют собой затраты на валовый выпуск товара, предназначенный к реализации на рынке. Для управления процессом формирования себестоимости, организации учета затрат, контроля за уровнем себестоимости, выявления резервов ее снижения и, следовательно, управления процессом ценообразования, большое значение имеет классификация затрат.

Классификационный признак Виды затрат
По экономическому содержанию Материальные затраты Затраты на оплату труда Отчисления на социальные нужды Амортизация основных фондов Прочие затраты
По способу включения в себестоимость Прямые Косвенные
По отношению к технологическому процессу Основные Накладные
По отношению к объему производства Постоянные Переменные

Для целей ценообразования и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление затрат в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные.

Р TC

TVC TC =TVC + TFC

TFC

Q

Постоянные (TFC) - это затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства (аренда, амортизация основных средств, з/плата управленческого персонала и т.д.

Переменные (TVC) – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. (сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, з/плату основных производственных рабочих, и т.д.)

Методы определения точки безубыточности

Точка безубыточности – это объем продаж, которого нужно добиться при заданном уровне цены, чтобы предприятие не понесло убытков при нулевой прибыли.

а) графический метод определения точки безубыточности

Суть этого метода сводится к определению «точки безубыточности», то есть положения нулевой прибыли или нулевых убытков на графике безубыточности, иллюстрирующем изменение валового дохода, прибыли и суммарных издержек в зависимости от объема производства.

б) аналитический метод определения точки безубыточности

Расчет точки безубыточности (ТБ) может быть проведен по следующей формуле:


Вопрос для самостоятельного изучения без контроля. Анализ цен конкурентов

Разница между верхней границей цены, образованной спросом и нижней, образуемой издержками – есть пространство для установления цен. В его рамках на передний план выдвигается фактор поведения конкурентов, цена и качество товаров. Предприятию важно определить, реально ли установить более высокую цену на товар, чем у конкурентов, или преимуществом будет более низкая цена.

Если на рынке много предприятий-конкурентов, отслеживание деятельности всех фирм очень трудоемкая и часто ненужная задача. Возникает необходимость сужения круга исследования конкурентов, выделения приоритетных конкурентов. В первую очередь необходимо определить географические границы рассматриваемого рынка, учитывая ряд факторов затем необходимо выделить наиболее предпочтительные объекты анализа.

Затем в выделенной группе приоритетных конкурентов проводят исследования по следующим направлениям:

· Доля рынка приоритетных конкурентов;

· Природа конкурентного преимущества при его наличии;

· Имидж конкурента (насколько он силен);

· Цены конкурентов и их динамика;

· Главные черты ценовой политики;

· В какой степени конкуренты способны ликвидировать преимущества, которые имеет предприятие;

· Динамика затрат на маркетинговые исследования, рекламу;

· Изменение позиции потребителей относительно предприятий-конкурентов

· неудовлетворенность ценой: со стороны потребителей, торгового персонала;

Главным результатом анализа информации о ценах, должно быть сокращение количества непредвиденных ситуаций в области ценовой политики конкурентов. Кроме того, учет конкуренции в ц/о – это решение фирмы вопроса о вступлении или не вступлении в ценовую конкуренцию.

Вопрос 21.Методы ценообразования, ориентированные на издержки производства

Затратный метод (метод полных издержек). Методы, основанные на издержках производства, являются наиболее часто используемыми в практике ц/о, особенно это касается затратного метода.

Ц=С+П+Н, где:

С – себестоимость изделия, руб;

П- прибыль на единицу изделия, руб.;

Н – налоги, руб

Преимущества данного метода заключаются в следующем: использование метода обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемого размера прибыли; относительная простота и универсальность метода. Недостатки метода проявляются в том, что игнорируется влияние эластичности спроса по цене; снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек.

Метод структурной аналогии. Метод структурной аналогии применяется на предприятиях с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, структура цен которых практически одинакова. В соответствии с данным методом для определения цены на новое изделие необходимо: установить структуру цены, для чего используются статистические данные о доле каждого вида затрат в цене аналогичного изделия; выбрать основной элемент затрат в цене аналогичного товара; определить величину затрат нового изделия в абсолютном выражении и выполнить расчет по формуле:

, где

Зi абсолютное значение i-го вида затрат при производстве базового изделия.
Дзi - доля затрат i-го основного вида затрат при производстве базового изделия.

Агрегатный метод. Агрегатный метод применяется в тех случаях, когда товар состоит из сочетаний отдельных изделий, а также когда продукция собирается из унифицированных элементов, узлов, деталей

Эi - стоимость i-го элемента;

Вопрос 22. Методы ценообразования, ориентированные на учет в цене качества и потребительских свойств товара

Метод удельных показателей. Метод удельных показателей применяется для сложно- технической продукции, если можно выделить один качественный основной показатель, от которого зависит цена (мощность, производительность).

, где

Цн, Цб - цена нового или базового изделия соответственно, руб.;
Пб, Пн - значение основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям, натуральные единицы измерения.

Если в цене требуется учесть некоторые второстепенные показатели качества, дополнительно рассчитываются коэффициенты (повышающие или понижающие цену), отражающие изменение других потребительских свойств нового изделия.

Балловый метод. Балловый метод применяется по товарам, потребительские свойства не поддаются количественному измерению (дизайн, эргономические свойства и др.).

Алгоритм определения цены может быть представлен следующими шагами:

1. отбор основных показателей качества продукции, имеющих для потребителей первостепенное значение;

2. выбор аналога или базового изделия, с которым будет сравниваться новый товар;

3. формирование экспертной комиссии, оценивающей каждый параметр базового и нового изделий в баллах по заранее установленной шкале;

4. Расчет цены по формуле:

Цн, Цб - цена нового или базового изделия, соответственно, руб.;
Ббi, Бнi - балловая оценка i -го параметра соответственно по базовому и новому изделию;
Квi - коэффициент весомости i-го качественного параметра в долях единицы;

Метод корреляционно-регрессионного анализа. Данный метод заключается в составлении уравнения зависимости цены от ряда значений технико-экономических параметров продукции.

Функцию цены можно выразить:

, где

x1,x2,..,xn - технико-экономиеские параметры, натуральные единицы измерения

Вопрос 23. Методы ценообразования, ориентированные на спрос и уровень конкуренции

Общим для определения цен с ориентацией на спрос является установление предприятием зависимости между ценами и объемами продукции и выбора на основе этого такой цены, которая позволит достичь поставленной цели.

При определении цен с ориентацией на конкуренцию предприятие ориентирует свои цены не на затраты и спрос, а на текущие цены конкурентов, устанавливая их чуть выше или ниже этих цен.

Метод ориентации на цену отрасли- ориентация на средние цены, сложившиеся на рынке.

Метод следования за лидером. Предприятие может выбирать роль лидера или идущего за лидером в вопросах ценовой политики. Чтобы быть лидером в вопросах цен, фирме не обязательно быть крупнейшей в отрасли или иметь самые низкие цены. Ценовое лидерство предполагает такое положение фирмы на рынке, при котором она считается одной из наиболее активных при установлении общих ценовых уровней в отрасли, одной из первых изменяющих цену на свой товар.

Тендерный метод. Заключается в том, что продавцы анонимно участвуют в конкурсе предложения (тендере), при этом выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает покупателю наилучшее соотношение «цена/ценность».

Вопрос 24. Выбор стратегии ценообразования

Под формированием стратегии ценообразования понимают выбор уровня цены из нескольких вариантов и ее динамики для достижения максимальной прибыли (или других поставленных целей) в планируемом периоде. Стратегия ценообразования обязательно должна соответствовать общей маркетинговой стратегии фирмы.

Основные типы стратегий в зависимости от восприятия уровня цены покупателем и экономической ценности товара для покупателя:

· Стратегия премиального ценообразования или «снятия сливок», -установление цен на уровне более высоком, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить товар с данной экономической ценностью, и получение выгоды от высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка.

· Нейтральная стратегия ценообразования – установление цен исходя из того соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.

· Стратегия ценового прорыва – установление цен на уровне более низком, чем по мнению большинства покупателей, заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение большой массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.

Вопрос 31. Реклама

Реклама – это любая оплаченная конкретным спонсором форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг. (Котлер)

Характерными признаками рекламы, вытекающими из определений, являются платность, неличность, однонаправленность и опосредованность.

В зависимости от основных средств распространения различают следующие виды рекламы:

· печатная

· реклама в прессе

· телевизионная реклама

· радиореклама

· наружная реклама

· реклама в местах продаж

· реклама в Интернет

В зависимости от коммуникативной цели выделяют следующие виды рекламы:

· Информативная реклама повествует о товаре-новинке (новых модификациях); информирует потре-бителей об изменении цены на товар; объясняет особенности потребительских свойств товара и т.д.;

· Увещевательная реклама формирует предпочтения, образ престижности марки; поощряет к переключению на вашу марку; убеждает потребителя купить товар и т.д.

· Напоминающая реклама внушает и напоминает потребителю, что потребность в товаре может возникнуть в ближайшем будущем; где можно купить товар; поддерживает осведомленность о товаре в течение длительного периода времени.

Каждый из перечисленных видов рекламы соответствует определенному этапу жизненного цикла товара. Информативная реклама присутствует на этапе выведения товара на рынок, увещевательная – на этапе роста, напоминающая – на этапе зрелости.

Вопрос 1 История возникновения и сущность маркетинга

В экономической литературе маркетинг появился на рубеже 19-20 в.в. Причины:

  • Крупный рост промышленности;
  • Первые серьезные кризисы перепроизводства;
  • Усиление конкуренции.

Становление маркетинга как науки связано с выделением его в отдельные курсы в начале 20в. в ведущих университетах США: Гарвард, Иллинойс, Мичиган.

1926 г. -создание Национальной ассоциации маркетинга и рекламы США

40-60-е г.г. 20 в. аналогичные ассоциации были созданы в Зап.Европе. и Японии. Возникли международные ассоциации: Европейская, Всемирная.

1976 г. - создана секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР.

80-е г.г. - в ряде экономических вузов СССР вводится курс маркетинга.

Проанализировав и обобщив многочисленные определения маркетинга, можно выделить 3 наиболее важных подхода:

1. Процессный. Рассматривает маркетинг как экономический процесс, направленный на удовлетворение потребностей потребителей посредством обмена. (Котлер)

2. Функциональный. Рассматривает маркетинг как хозяйственную функцию (наряду с функциями как производство, финансы, кадры), которая заключается в совершенствовании продукции, ценообразования, распределения и продвижения продукции.

3. Философский – рассматривает маркетинг как идеологию бизнеса, исходным пунктом которой является спрос на товары, ориентация деятельности на удовлетворение потребностей потребителей.

Таблица 1.1 Эволюция маркетинга как концепции управления

Концепции маркетинга Основные принципы Фокус внимания
Производственная (1860-1920 гг.) Ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступным ценам в условиях, когда спрос превышает предложение Производство
Товарная (1920-1930 гг.) Ориентация на производство качественных товаров и совершенствование потребительских свойств товара Товар
Сбытовая (1930-1950 гг.) Агрессивная политика продаж и активное продвижение продукции на рынок, интенсивное развитие сбытовой сети Процесс сбыта
Классическая или маркетинговая (1960-1980 гг.) Исследование нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами Потребности потребителя
Социально-этическая (1980-1990 гг.) Производство с учетом нужд потребителей и требований общества, исследование социальных и экологических последствий их производства и потребления Потребности потребителя + Требования общества

Выбор той или иной концепции маркетинговой деятельности зависит от целей и задач предприятия, от экономической ситуации в стране, от степени насыщенности рынка, от конкуренции на рынке, от степени влияния государства на рыночные процессы и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.127 с.)