Тема 11. Методы принятия решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Методы принятия решений.



Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения.

Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и в результате, естественно, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Здесь имеется причинно-следственная связь. Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т. д.

Чтобы уяснить причины возникновения проблем, необходим чинно-следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять побочные, неглавные, сопутствующие уяснить, глубоко изучить и оценить ситуацию. Тем самым будет подготовлена предпосылка к принятию необходимого решения.

Управленческие проблемы классифицируются

по следующим при­знакам:

степень важности и срочности. Как правило, самые важные про­блемы являются и наиболее срочными;

масштабы последствий, в случаях принятия или непринятия реше­ний, и численность организации и лиц, которых затрагивают данные проблемы;

возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оп­тимальные сроки;

степень риска, связанного с решением данной проблемы, и воз­можность возникновения новых проблем на этой основе;

степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т. д.

 

Кроме того, проблемы могут различаться

по способам их разра­ботки:

1. безальтернативный, когда путь решения проблем только один, других вариантов решения нет;

2. бинарный и многовариант­ный, когда проблему можно решить двумя и более способами;

3. в случаях, когда ни один из способов не может дать положительного от­вета на вопрос, как разрешить проблему, применяют комбинационный способ. Он заключается в том, что проводится комбинирование от­дельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу.

В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы.

Отдельно рассматривается вопрос о сроках решения проблем.

 

Виды проблем рассматриваются по следующим критериям:

1. стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование;

2. тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические;

3. долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие;

4. по уровням руководства — высшего, среднего и низового звеньев управления.

Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с пер­вых шагов в своей деятельности сразу же встречается с массой про­блем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или не­разрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина их возникнове­ния кроется в самой работе людей. Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от заплани­рованного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.

К основным причинам возникновения управленческих проблем следу­ет отнести:

1. изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их дос­тижения;

2. неверные принципы и методы деятельности работников;

ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотруд­ников;

3. умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, постав­ках и т. д.;

4. изменения в политике и экономике государства;

природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение и др.).

Решение проблем

Решение — это волевое воздействие человека на объект управ­ления для разрешения проблемы, выбор альтернативы для дости­жения поставленной цели. Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем. Если проблема носит стратегический характер, то и решение должно быть стратегическим, если проблема текущая, кратко­срочная, то и решение должно быть аналогичным.

Решение стратегических проблем относится к разряду инициа­тивных, идущих от высшего руководства к исполнителям низших звеньев управления. В этом случае высшее руководство берет на себя инициативу и ответственность за принятые решения стратегического характера. Примером может служить направление инвестиций (капита­ловложений) на перспективное развитие производства нового вида из­делий, решение о расширении производства или, напротив, о сверты­вании дел и т. д.

Решение тактических проблем — это дело средних звеньев руко­водства; на основе предписаний «сверху» они планируют решения проблем в среднесрочных планах и выполняют краткосрочные задачи. Низовые звенья управления решают проблемы исходя из устных рас­поряжений, указаний или письменных приказов.

Текущие проблемы каждодневного характера, так называемая ру­тинная работа, занимают основное время низовых звеньев управления. От решения данных проблем среднее звено руководства и особенно высшие руководители по возможности должны быть освобождены.

Решение проблем классифицируется по ряду признаков: степень обязательности исполнения; функциональное назначение; способ при­нятия; сфера реализации.

По степени обязательности решения могут быть:

1. директивными - они принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для нижестоящих управленческих структур.

2. Реко мендательные решения разрабатываются совещательными органами. Ихисполнение жела­тельно, но не обязательно.

3. Ориентирующие решения принимаются руководством для координации работы нижестоящих управленческих структур, которые действуют автономно.

По функциональному назначению выделяют организационные, ко­ординирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие ход выполнения решения. Например, предписывающие способ дейст­вия и методы решения проблем; распределяющие работу между испол­нителями, по проведению контроля, проверок, подготовке норматив­ных документов и др.

По способу принятия выделяются решения выборочные и система­тические. К первым относятся решения одного или нескольких вопро­сов данной проблемы, ко вторым — решения, охватывающие проблему целиком во всей ее многосложности и взаимосвязи.

По сфере реализации решения связаны с той областью деятельно­сти, которой порождена проблема и от решения которой зависит даль­нейший ход дела в данной сфере. Это может быть производство, фи­нансы, сбыт, поставки, кадры, НИОКР и т. д.

Решения классифицируются также на принятые единолично или коллективно, на общие и специальные, на запрограммированные и не­запрограммированные, на закрытые и для общего пользования и т. д.

Принятие решений всегда сопряжено с определенной степенью риска. Работа в условиях неопределенности, нестабильности, постоян­но меняющейся обстановки считается нормальной для менеджера. Поэтому он действует на основе имеющейся в его распоряжении информации, которая не всегда соответствует действительному положению дел. В таких условиях он вынужден действовать на удачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза ухудшения дея­тельности руководимого им предприятия, полной или частичной утра­ты материальных, финансовых или людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.

В практике менеджмента разработаны несколько вариантов ком­плексной оценки риска в ходе решения проблем. Правилом здесь явля­ется то, что общая сумма риска равна сумме частных рисков, а част­ный риск равен нормативной минимальной ставке с поправкой на каж­дый элемент риска (скидкой или добавкой). С точки зренияриска, критерий может быть таким: «Рассчитывай на худшее» — Вальда; «Рассчитывай на лучшее» — Сэвиджа, «Ориентируйся на луч­шее» — Лапласа, «Компромисс» — Гурвица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.5 (0.011 с.)